План-конспект урока
Предмет : география, 7 класс
Тема урока: «Географическое положение. Географические открытия и исследования Африки»
Подготовила: учитель высшей категории
Бобрик-Чишкевич Вита Михайловна
ГУО «Средняя школа №3 имени В.В. Щербакова
г. Новополоцка»
Цель: создать условия для формирования представления обучающим о материке Африка, его физико - географическом положении; открытиями и исследованиями.
Задачи:
Образовательные:
§ сформировать общее представление о материке Африка, особенностями географического положения;
§ научить давать характеристику физико-географического положения материка;
§ совершенствовать умения работы с контурной картой, атласом при характеристике и нанесении географических объектов материка Африка;
Развивающие:
§ содействовать развитию мышления, формированию культуры устной и письменной речи обучающим;
Воспитательные:
§ воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и сотрудничества путем проверки знаний взаимоконтроля и работы в парах и группах;
Оборудование: физическая карта «Африка», рабочая тетрадь Е. Г. Кольмакова, тетрадь для практических работ Е. Г. Кольмакова, атласы, раздаточный материал.
Опорные знания: понятия: материк, составляющие части Мирового океана, географические координаты.
Ожидаемый результат:
- умение характеризовать географическое положение материка, определять крайние точки Африки и описывать береговую линию;
- будут знать первооткрывателей и исследователей Африки;
- грамотное нанесение географических объектов на контурную карту, выполнение итогового теста и заданий в тетради.
Тип урока: урок-практикум, урок изучение новых знаний.
Технология: ТРКМЧП, элементы игровой технологии.
Методы и приемы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы,
УМШ - учебно-мозговой штурм, ЗХУ – графический
прием (знаю, хочу знать, узнал)
Каналы общения: ученик-учитель, ученик – документальные, литературные и интернет источники, учитель-ученик
Ход работы
1* 1.Психологический тренинг: Посмотрите в окно. Погода соответствует вашему настроению? Как вы настроены на работу на уроке? Вы готовы играть? Тогда проверим готовность…Лист Успеха ( приложение 2) у вас на столе ( в течение всего урока учащиеся за выполненную работу самостоятельно выставляют отметки). Для любой игры необходимы знания.
2* Актуализация знаний. Обучающим предлагается ответить на вопросы.
o Сколько на Земле материков? (6)
o Назовите самый большой из них. (Евразия)
o А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)
o Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка)
(Обучающиеся показывают на физической карте объекты при каждом ответе).
2* 2.Знакомство с темой урока.
- Чтобы определить тему урока, обучающимся каждого ряда предложено собрать пазлы (разрезанный контур материка; набор букв А,Р,К,А,Ф,И; картинка Солнце приложение 6). на первом столе и на доске записать тему урока. Один бал получает та команда, которая с заданием справиться первой. Обучающиеся заносят балл в лист Успеха.
3* 3. Вход в тему
Какие ассоциации возникают у вас со словом «Африка»?
(происходит обмен информацией, записывают в лист Знаний, одно слово- существительное). Затем работают в паре, и дополняют лист «Знаний».
Учитель сообщает цель урока: познакомится с материком Африка, его физико - географическом положении; открытиями и исследованиями. Предлагает ребятам, используя лист Знаний составить план действий, состоящий из 5 пунктов. Обучающиеся предлагают. План раскрытия темы учитель записывает на доске, его озвучивает и корректирует (приложение 3).
Обучающимся необходимо распределиться на пять групп (согласно пунктам плана, можно предложить самостоятельно, а можно, имея цифры от 1 до 5, или бросают кубик, формируются группы). Каждая группа выбирает себе вопрос и задание, бросая кубик. Цифра 6 не считается.
Группы получают задания и приступают к выполнению. (приложение 4)
10* 4. Самостоятельная работа
Просмотрев материал, обучающиеся работают в паре, заполняя колонку Узнал и лист Знаний. Предложенный материал параграфа внимательно прочитывают, обсуждают, выделяют главное в тексте добавляя в лист знаний необходимый материал (только тот материал, который удовлетворяет ответом в колонке Хочу знать). Выполняют предложенные задания в тетради.
1* Физкультминутка
9* 5. Фронтальная беседа с классом.
Представитель от группы отвечает у доски по схеме- конспекта, используя материал листа Знаний.
Представителю необходимо в течение 1 минуты раскрыть и ответить на вопросы. Остальные обучающиеся других групп продолжают заполнять колонку Узнал из ответов представителя одной из групп и задания в тетради.
Выполнение теста-закрепление (приложение 5)
Обучающиеся делают вывод о географическом положении материка Африка. Вывод: Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.
15* 6. Практическая часть.
Выполнение практической работы №3, стр.11 в тетради для практических работ и контурной карте, задание 1-3. Под контролем учителя.
В завершении работы, обучающиеся составляют Синквейн об изученном материале на уроке. (За грамотно составленный и раскрывающий тему синквейн, группа может получить 5 баллов)
1* 7. Подведение итогов.
Итоговая отметка состоит из количества выполненных заданий. Подсчитайте и проставьте в дневник.
30** 8. Рефлексия
Прикрепите на карту батискафы (желтого, красного и синего цвета). Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? На все ли вопросы вы получили ответы?
30** 9. Домашнее задание. Найти ответы на вопросы по данному материалу, которые вы не получили на уроке.
Используемые источники:
1. П.С.Лопух Учебное пособие География Страны и народы, 7 класс, Минск, «Адукацыя i выхаванне», 2019, с.12
2. Кольмакова У.Г. Рабочая тетрадь 7 класс, Минск «Аверсэв» 2018, с.32
2. Кольмакова У.Г. Тетрадь для практических работ 7 класс, Минск «Аверсэв» 2018, с.11
3. Галай И.П. География. Тесты, школьный курс, Минск «Аверсэв»,2007, с.108 №11.1, в.10
5.Обух Г.Г. Сборник заданий для тематического контроля. Минск, «Аверсэв», 2003, с.36,в.1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.