Геокультурные особенности развития Средневековой Японии
Оценка 4.6

Геокультурные особенности развития Средневековой Японии

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
география
СCУЗ, ВУЗ
16.06.2020
Геокультурные особенности развития Средневековой Японии
Сегодня мы переживаем процесс глобальных изменений мировых культур. Современный мир подобно локомотиву стремительно набирает ход, преображая тем самым всё окружающее нас пространство, социальный уклад, традиции, которые формировались веками. Обычаи разных народов давно перестали быть запертыми в сейфах своих ареалов. А современный человек, воочию может разглядеть великолепную мозаику из культурных веяний. Причина такого разнообразия, в мощном не останавливаемом процессе изменчивости национальных культур.
Геокультурные особенности развития Средневековой Японии (статья).docx

Геокультурные особенности развития Средневековой Японии

 

Фурман Виталий Витальевич

учитель географии

Военно-морской лицей

имени адмирала флота Н.Д. Сергеева РФ, Хабаровский кр., г. Хабаровск 

vitaliyfurman@yandex.ru

 

Аннотация. Сегодня мы переживаем процесс глобальных изменений мировых культур. Современный мир подобно локомотиву стремительно набирает ход, преображая тем самым всё окружающее нас пространство, социальный уклад, традиции, которые формировались веками. Обычаи разных народов давно перестали быть запертыми в сейфах своих ареалов. А современный человек, воочию может разглядеть великолепную мозаику из культурных веяний. Причина такого разнообразия, в мощном не останавливаемом процессе изменчивости национальных культур.

Цель. Определение роли конфессиональных и геокультурных аспектов в жизни современной японской нации.

Методология. В процессе исследования использовались методы историзма, описания.

Результаты. Сегодня превратившись в традицию, Бусидо по-прежнему выполняет регулирующую функцию в жизни японского государства. Несомненно, основные моральные принципы Бусидо являются стимулирующим фактором поведения современных японцев. Развиваясь на протяжении многих веков этот элемент японской культуры, приобрел невероятную психологическую и политическую энергию. 

Ключевые слова: география культур, культурная география, самурайство, геокультура, Бусидо

Выводы: Своеобразная религиозная культура как комплекс стойких ценностей, образует смысловое ядро самурайского феномена. На протяжении многих веков воинское сословие являлось не только политической, но и нравственной элитой и не могло бесследно исчезнуть. Его влияние отражено сегодня в экономической, политической, культурной, социальной и образовательной сфере жизни государства. Для полного понимания японской культуры и ее особенностей необходимо оценить оказанное воздействие на нее военного быта средневековой эпохи.

 

 

Контуры географии культуры в настоящее время еще четко не определились, и пройдет много времени, пока данная наука станет общепризнанной и обзаведется строгой внутренней структурой. Причина подобного довольно проста: культура, есть не что иное как многогранное и многоликое явление. Существует великое множество членений и понятий культуры, что тем самым будет способствовать постепенному дроблению географии культуры. Возможно, дифференциация географии культуры приведет к созданию аналогов уже существующих сегодня научных дисциплин, объектами, изучения которых является культура. Чтобы явно обозначить «культуроведческую ветвь» в общественной географии употребляют два равнозначащих понятия – «география культуры» и «культурная география». Наиболее привычным для отечественной географии является название «культурная география», которая схожа по аналогии с экономической, политической, социальной, физической и другими. Но слово «культурный» в быту географической науки носит весьма иной смысл, следовательно, наибольшее распространение получил термин «география культуры» [5].

Как было сказано выше, в отечественной географической науке не сложилось единого мнения на счет определения культурной географии. Но, не смотря на это разнообразие определений можно сойтись к двум полярным точкам зрения. Первая: под культурной географией понимается отрасль географического знания, целью которой является исследования пространственных различий в культуре. Вторая: культурная география изучает культуру как элемент пространственной системы – «общество-природа». Другими словами культурную географию можно считать как  самостоятельную науку в семействе общественно-географических дисциплин и к тому же, как ядро новоформирующегося комплекса дисциплин, объединенных общим понятием «география культуры».

Важнейшими методами географии культуры как самостоятельной географической дисциплины являются картографирование и районирование. Важно отметить, что культурное районирование уже давно опирается на научные направления, которые образовываются на стыке географии с другими гуманитарными науками такими как этногеография, география религий и историческая география. Все эти дисциплины при осуществлении районирования используют территориальный подход, и результаты их исследований отражаются на географической карте [5].

Метод историзма – один из традиционных методов в географической науке, который находит свое применение, едва ли не со времени ее зарождения. Еще в XIX веке знаменитый французский географ Элизе Реклю писал – «История есть география во времени, география – история в пространстве». Александр Сергеевич Барков, известный методист и географ назвал историю и географию родными сестрами. Основоположник отечественной экономической и социальной географической науки Николай  Николаевич Баранский, развивая идеи исторического подхода, отмечал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимыми знания географии прошлого» [2].

А также в работах самого Н. Н. Баранского и представителей  его школы – И. А. Витвера, Ю. Г. Саушкина, И. М. Маергойза можно найти яркие примеры применения такого подхода, как в теоретических, так и в социально-экономических исследованиях. Исторические очерки населения и хозяйства стран занимают видное место в большинстве страноведческих исследованиях [2].

Таким образом, как показывает само ее название, культурная география находится на стыке вспомогательных дисциплин, образуя своего рода мост между ними. На начальном этапе совмещая в себе в одном лице географию и историю, география культуры открывает иной, более пестрый взор на географическую картину мира в целом и его отдельных государств.

Япония – своеобразная страна, основа которой состоит в тесной глубинной связи с глубоким пониманием жизни и смерти, которое устанавливалось тысячелетиями. Важной географической особенностью Японии является ее островная изолированность, которая оказала влияние на жизнь ее островитян. И ярким примером подобного влияния следует считать традицию японского рыцарства – «самурайство». Молодая культура Японии сформировалась в результате тесного взаимодействия различных культурных и физико-географических компонентов. История «самурайства» – это история не только Японии, но и каждого японца. Важно понять, что самурайство это не только традиция исключительно прошлого, ведь невозможно представить японское общество сегодня без таких качеств, как трудолюбие, сдержанность, точность, качеств, которые развивались исключительно в среде воинского сословия. В действительности, в отличие от большинства народов, японская нация связана до сих пор узами, той феодальной системы, так как в ее поведении отчетливо проявляется то, что можно назвать сегодня самурайским прошлым. Эта «самурайская черта» не может не существовать сегодня в методах управления, экономике, бизнесе, в быту, и в других областях культуры. Причиной столь яркого проявления военного начала, может быть, отпечаток  своеобразных религиозных составляющих японской культуры.

Сотни лет самураи были не только вершителями политических судеб, но и считались элитой средневекового общества. Глубокая мораль и стальной дух повлияли на общество с такой силой, что отголоски слышны и по сей день. Нельзя понять японское общество, не познав сути военных принципов и культуры того героического времени

Геокультура рассматривается, прежде всего, в контексте процессов регионализации и глобализации.  Определенный регион, страна имеют свой геокультурный и в то же время, образно-географический потенциал. В свое время геокультурный потенциал измеряется силой существующих во вне географических образах, которые взаимодействуют в различных геокультурных пространствах. Система наиболее мощных, ярких и масштабных геопространственных знаков, символов, характеристик,  описывающих особенности развития и функционирования культуры или цивилизации называется геокультурным образом [3].

Зачастую роль геокультуры, «излучающей» свои образы, выполняют мировые религии, в данном случае буддизм, конфуцианство, синтоизм которые, несомненно, является геокультурой исследуемой страны. Все эти религии в равной мере нашли отражение в исконно японском учении – «Бусидо», которое на начальном этапе формировалось исключительно в среде самурайского военного сословия, а за тем устоявшись в быту, стало прочным каркасом в сознании японской нации.

Самурайское сословие возникло по ряду причин. Во второй половине X века, в период освоения северных территорий, власти стали нуждаться в военной мощи, в борьбе против коренных народов – «айнов». Создание военной элиты было необходимым, также и для защиты частных феодальных владений, так как раздробленность и не стабильность, существовавшая в период с VII по XI вв. сильно тормозила социально-экономическое развитие Японии.  Прочный хозяйственный и социальный фундамент городов был разрушен, отсюда череда стычек и войн, доставляла немало трагедий мирному существованию государства.

Феодалу были очень удобны такие качества характера воина, как слепая верность, беспрекословность к приказам, но самурай должен был представлять собой еще и лицо клана, за который он был готов отдать честь. Здесь в силу вступает кодекс Бусидо – морально-этический свод правил и норм морали, средневекового солдата. На который в равной мере оказали влияние такие религиозные течения как: буддизм, конфуцианство и синтоизм. В кодексе, долг и честь постоянно напоминают о верности, благородстве, мужестве. Равнодушие, к смерти пришедшее из буддизма, и самообладание, подведены «красной чертой». Бусидо учит: «Ты можешь потерять свою жизнь, но честь не должен обронить – никогда».  «Бусидо», отражая взаимоотношения между господином и слугой, становится идейной основой социального института самураев [1].

Удаленность Японии от материка, отнюдь не означало, что японцы были не осведомлены о происходящем в мире. Контакты осуществлялись, причем постоянно, особую значимость приобретали письменные каналы распространения информации, идущие в первую очередь от Китая и Кореи, обуславливая тем самым значимость для японцев, философских трудов. Первые христианские миссионеры, прибывшие в Японию в XVI – XVII вв., отмечали необычайную тягу японцев к знаниям. И действительно: от этого времени осталось громадное количество письменных источников, включая трактаты и дневники, написанные самыми простыми людьми - крестьянами и воинами.

Когда XVII век принес Японии проблемы духовного равновесия, самураи бросились запоем перечитывать китайских моралистов и философов. При правлении сёгуна Токугава в Японии становится популярным конфуцианское учение. Когда в двери Японии начал ломиться XIX век со своими техническими новшествами, самураи заняли главенствующие положение в торгово-промышленных организациях, приняв роль политиков и создав публицистику. В XIX веке степень грамотности японцев практически не отличалась от передовых стран Европы и Америки того времени (40% среди мужчин и 15% среди женщин), т. е. информационные процессы еще до прихода европейцев осуществлялись там с большой интенсивностью. С увеличением численности грамотности населения росли и города, и доходы провинций [1].

Изучение самурайской этики необходимо для понимания глубинны японской души. Мораль самураев имеет место быть сегодня в современных японских боевых искусствах: кэндо, дзюдо, айкидо, кинематографе, экономике и политике. Древние обычаи бережного отношения к мечу, копьям, луку очень почиталось воинами. Мечи выставлялись во время праздников, передавались по наследству. Меч являлся честью и достоинством воина, без которых, не существовал бы ни один самурай.

Определенный этикет меча, пришедший от айнов, составлял неотъемлемую часть кодекса «Бусидо», нарушение которого строго осуждалось. Самостоятельный уход из жизни – обряд «сэппуку», или «харакири», является показателем самоотверженности и бесстрашия пред лицом смерти.

Конец феодализма привел собой падение самурайского духа. Стало ощутимым нарушение традиций и правил кодекса «Бусидо».

Сегодня в Японии исповедуют синтоизм, буддизм, конфуцианство, и даже христианство. Но в сердцах людей по-прежнему живет дух веками закалявшийся в «горниле самурайства».

Сегодня в современной Японии многое изменилось, изменились и сами японцы. Сказалось заметное влияние процесса глобализации, трансформации и сталкивания мировых культур друг с другом, в том числе и Японии с другими государствами. Что сказалось на религиозной пестроте.

Истинный самурайский воин уже давно носит европейский костюм. В прошлом остались и мечи, работая в фирмах и управляя производством, возглавляя банки и концерны, уже никто не стремится соответствовать статусу некогда существующей самурайской элите общества. Честь и принципы кодекса «Бусидо», ушли в прошлое,  но изредка напоминая о себе сегодня в других сферах жизнедеятельности: в спорте, армии, в силовых структурах и ведомствах, являются отголоском самурайского быта. Концепция «Бусидо» положила начало столь уникальному явлению как японский менеджмент.

Первые моральные принципы воинского сословия сформировали не только преданность к господину и бесстрашие к смерти, но и безотказное служение Родине, заложили основу нравственной чистоты человека, считающейся эталоном.  Вобрав в себя, философию, религию, нравственность, «Бусидо» живущие в самурайской среде и веками проникавшее в души людей стало сегодня смыслом жизни японской нации в целом. 

Французский ученный Р. Гийен в своей книге «Япония третья великая» указывает на те, стороны национального характера, которые позволили японцам превратить свое государство «в великую мировую державу». И это неспроста. Ведь хорошо заметный отпечаток самурайской этики говорит сам за себя.

Ученный высоко оценивает японское усердие и стремление, с похвалой отзывается о трудолюбии народа, чьи усилия и поддерживают экономический прогресс сегодняшней Японии. Исследователь видит в Японии страну с «двухъярусной культурой». Где сосуществуют культуры – «старая» и «новая» бок, о бок, идя в будущие [4].

Чувство слаженности в японском народе, сила духа, выносливость, сдержанность, врожденная любовь к красоте, обворожительность их женщин все это издержки той самой духовной самурайской культуры.

Социальная позиция японцев такова, где бы они ни пребывали – в государственном учреждении, фирме, армии или полиции, существуют предельно четкие представления о личностных взаимоотношениях по вертикали. Где каждый должен знать свое место и мирно стоять на своей ступеньке. Молниеносная реакция и самурайская беспрекословность японцев, которые  не нуждаются в особых инструкциях, правилах поведения. Они и так прекрасно знают, что им надо делать на своем месте [4].

Японец во всем видит смысл, который уходит корнями в далекую древнюю японскую традицию. Особое влияние оказала традиционная система семейных ценностей, которая ориентирована на семейный коллектив, полное подчинение главе семьи.

Сегодняшняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении, социальном поведении японцев. Японский эгоцентризм имеет глубокие корни не только в воинском сословии, но в историческо-географическом аспекте. Так вышло что из-за географического положения, оторванности и специфики природных условий, постоянная готовность к стихийным бедствиям усилили у японцев дух национализма, твердости в отстаивании мнений, достижении целей. В Японии часто говорят: «Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован». И действительно, сдержанность, и самообладание, качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Такие черты национального характера во многом сформированы благодаря влиянию буддизма проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность [4].

На улицах, в садах и общественных учреждениях можно встретить таблички, призывающие к вежливости. В Японии никто не удивляется приветливым продавцам в магазинах, внимательным шоферам такси, учтивым официантам. Аккуратность и чистоплотность в сочетании с бережливостью здесь выступают в роли фундамента для овладения известными производственно-практическими навыками, позволяющими японцам с поразительной точностью и совершенством создавать продукцию, которая является предметом зависти многих зарубежных фирм.

Несомненно, основные моральные принципы «Бусидо» являются стимулирующим фактором поведения современных японцев. Развиваясь на протяжении многих веков этот элемент японской культуры, приобрел невероятную психологическую и политическую энергию. 

 

Список использованных источников:

 

1. Мещеряков А.Н. (отв. ред.). История и культура традиционной Японии 2008 М.: РГГУ, 2008. - 558 с.

2. Максаковский В.П. Историческая география мира. Учебное пособие для вузов. — М.: Экопрос, 1997. — 584 с.

3. Максаковский В.П. М17 Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998. - 416 с,

4. Пронников В.А., Ладанов. И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки) 3-е изд, испр. и доп. — М.: ВиМ, 1996. — 400 с.

5. География культуры [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://st.volny.edu/index.html 


 

Скачано с www.znanio.ru

Геокультурные особенности развития

Геокультурные особенности развития

Контуры географии культуры в настоящее время еще четко не определились, и пройдет много времени, пока данная наука станет общепризнанной и обзаведется строгой внутренней структурой

Контуры географии культуры в настоящее время еще четко не определились, и пройдет много времени, пока данная наука станет общепризнанной и обзаведется строгой внутренней структурой

Николай Николаевич Баранский, развивая идеи исторического подхода, отмечал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимыми знания географии прошлого» [2]

Николай Николаевич Баранский, развивая идеи исторического подхода, отмечал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимыми знания географии прошлого» [2]

В свое время геокультурный потенциал измеряется силой существующих во вне географических образах, которые взаимодействуют в различных геокультурных пространствах

В свое время геокультурный потенциал измеряется силой существующих во вне географических образах, которые взаимодействуют в различных геокультурных пространствах

И действительно: от этого времени осталось громадное количество письменных источников, включая трактаты и дневники, написанные самыми простыми людьми - крестьянами и воинами

И действительно: от этого времени осталось громадное количество письменных источников, включая трактаты и дневники, написанные самыми простыми людьми - крестьянами и воинами

Честь и принципы кодекса «Бусидо», ушли в прошлое, но изредка напоминая о себе сегодня в других сферах жизнедеятельности: в спорте, армии, в силовых структурах и…

Честь и принципы кодекса «Бусидо», ушли в прошлое, но изредка напоминая о себе сегодня в других сферах жизнедеятельности: в спорте, армии, в силовых структурах и…

Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован»

Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2020