Конспект урока истории России в 9 классе Дата проведения____________
Учитель: Васильева Т.Н.
Тема урока: «Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития»
Цель урока: обеспечение формирование представлений об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.
Планируемые УУД:
Предметные:
-понимать особенности территориально-административного устройства Российской империи;
-давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX;
Метапредметные:
-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);
-формирование умений работы с учебником и другими источниками информации, умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;
-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
-формирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, организовать механизмы самообразования и самоорганизации;
Личностные:
-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего края;
-способствовать воспитанию чувств патриотизма.
Тип урока: урок нового знания
Формы организации деятельности учащихся:индивидуальная, групповая
Оборудование: учебник, рабочий лист для работы
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
2.1.Вопросы классу:
??? Дайте ответ: Личность Александра III и его влияние на развитие страны.
-Какой из эпитетов, часто применяемых к Александру III, точнее всего отражает сущность его царствования: «царь-миротворец», «крестьянский царь», «дворянский царь»?
-Назовите сословия, существовавшие в России в конце XIX в.(крестьянство, дворянство, буржуазия, пролетариат)
-Вспомните, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории? (территория Средней Азии-1884 г,. Царство Польское, Финляндия, Северный Кавказ, Закавказье, Сибирь, Дальний Восток)
-Каким был политический строй Российской империи к началу XX века?
3.Мотивационно-целевой этап
Учитель: Почему рубеж XIX-XX вв. считается началом новейшего периода истории?
-Какое место занимала Россия в начале XX в.?
(20 век в истории считается самым прогрессивным. Многие страны меняются, происходит 2 мировых войны. Многие люди и историки по разному оценивают данный период времени. Одни считают Российскую империю прогрессивной страной, а другие оценивают ее как отстающего в мировой экономике)
Проблемный вопрос: Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?
И на сегодняшнем уроке мы с вами попробуем определить
Запись темы и определение задач урока.
4.Изучение нового материала.
4.1. Работ в группах: (получают рабочие листы с вопросами)- выбирают самостоятельно форму презентации вопроса:кластер, схема или другое)
1 группа-эксперты: Мир к началу 20 века. Особенности российской модернизации. Образ жизни в России в начале 20 века (п.1.с.64-65, п.3.с.67, п.6 с.70);
2 группа:Территория и население Российской империи в начале 20 века.(п.2.с.65-67)
3 группа: Политический строй в России в начале 20 века (п.4. с.67-68)
4 группа : Социальная структура .(п.5.с.68-69)
4.2. Презентация вопроса каждой группой (можно составленный кластер, схему, др.)
5. Подведение итогов.
5.1. Я вам зачитаю выражение С.Ю.Витте, и попробуем дать ему оценку
“В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.
-Согласны ли вы с Витте?
-Можно лм говорить, что в России начинается экономический рост?
5.2.Запись в тетради:
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.
3.Решение проблемного вопроса
· Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?
6. Домашнее задание: параграф 26, с.70-71 работа над вопросами к параграфу
*Какие произведения русской литературы дают нам представление о жизни и быте крестьян начала 20 века?
7. Рефлексия
Учитель: И по окончанию урока предлагаю вам продолжить фразы:
• Полученные знания помогут мне….
• Полученные знания будут полезны потому, что…
• Ценность полученных знаний заключается в том, что….
Спасибо за урок!
Рабочий лист
1 группа «Мир к началу 20 века. Особенности российской модернизации. Образ жизни в России в начале 20 века» (п.1.с.64-65, п.3.с.67, п.6 с.70)
1.Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.?
2.Как они связаны с модернизацией?
3.Что такое модернизация?
4.Как связаны между собой модернизация и развитие индустриального общества?
5.Каковы особенности российской модернизации экономики?
2 группа:Территория и население Российской империи в начале 20 века.(п.2.с.65-67)
1.Какое административное устройство было в Российской империи?
2.Какие основные народы населяли страну?
3.Какие были изменения в территории Российской империи?
3 группа:Политический строй в России в начале 20 века (п.4. с.67-68)
1.Дайте характеристику государственной системы Российской империи начала 20 века?
2.В чем её главное противоречие?
4.группа: Социальная структура (п.5.с.68-69)
1.Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества начала 20 века?
2.Каковы основные особенности социальной структуры российского общества начала 20 века?
3.Источники формирования рабочего класса?
4.Какие процессы происходили в среде поместного дворянства?
Подведение итогов.
Выражение С.Ю.Витте, и попробуем дать ему оценку
“В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.
-Согласны ли вы с Витте?
-Можно ли говорить, что в России начинается экономический рост?
Запись в тетради:
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.
Решение проблемного вопроса
· Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?
Домашнее задание: параграф 26, с.70-71 работа над вопросами к параграфу
*Какие произведения русской литературы дают нам представление о жизни и быте крестьян начала 20 века?
Рефлексия
Продолжить фразы:
• Полученные знания помогут мне….
• Полученные знания будут полезны потому, что…
• Ценность
полученных знаний заключается в том, что….
Дополнительные данные
Численность
постоянного населения Российской империи по данным |
|||||||
Регион |
1897 г. |
1909 г. |
1910 г. |
1911 г. |
1912 г. |
1913 г. |
1914 г. |
Европейская Россия |
94244,1 |
116505,5 |
118690,6 |
120558,0 |
122550,7 |
125683,8 |
128864,3 |
Привислинские губернии |
9456,1 |
11671,8 |
12129,2 |
12467,3 |
12776,1 |
11960,5* |
12247,6* |
Кавказ |
9354,8 |
11392,4 |
11735,1 |
12037,2 |
12288,1 |
12512,8 |
12921,7 |
Сибирь |
5784,4 |
7878,5 |
8220,1 |
8719,2 |
9577,9 |
9788,4 |
10000,7 |
Средняя Азия |
7747,2 |
9631,3 |
9973,4 |
10107,3 |
10727,0 |
10957,4 |
11103,5 |
Финляндия |
2555,5 |
3015,7 |
3030,4 |
3084,4 |
3140,1 |
3196,7 |
3241,0 |
Итого по империи |
129142,1 |
160095,2 |
163778,8 |
167003,4 |
171059,9 |
174099,6 |
178378,8 |
Без Финляндии |
126586,6 |
157079,5 |
160748,4 |
163919,0 |
167919,8 |
170902,9 |
175137,8 |
|
|||||||
* — Данные без Холмской губернии, включённой в 1911 г. в состав Европейской России. |
Дополнительные данные
Численность
постоянного населения Российской империи по данным |
|||||||
Регион |
1897 г. |
1909 г. |
1910 г. |
1911 г. |
1912 г. |
1913 г. |
1914 г. |
Европейская Россия |
94244,1 |
116505,5 |
118690,6 |
120558,0 |
122550,7 |
125683,8 |
128864,3 |
Привислинские губернии |
9456,1 |
11671,8 |
12129,2 |
12467,3 |
12776,1 |
11960,5* |
12247,6* |
Кавказ |
9354,8 |
11392,4 |
11735,1 |
12037,2 |
12288,1 |
12512,8 |
12921,7 |
Сибирь |
5784,4 |
7878,5 |
8220,1 |
8719,2 |
9577,9 |
9788,4 |
10000,7 |
Средняя Азия |
7747,2 |
9631,3 |
9973,4 |
10107,3 |
10727,0 |
10957,4 |
11103,5 |
Финляндия |
2555,5 |
3015,7 |
3030,4 |
3084,4 |
3140,1 |
3196,7 |
3241,0 |
Итого по империи |
129142,1 |
160095,2 |
163778,8 |
167003,4 |
171059,9 |
174099,6 |
178378,8 |
Без Финляндии |
126586,6 |
157079,5 |
160748,4 |
163919,0 |
167919,8 |
170902,9 |
175137,8 |
|
|||||||
* — Данные без Холмской губернии, включённой в 1911 г. в состав Европейской России. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.