Геомпи

  • docx
  • 11.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 00087168-a50fecae.docx

Конспект урока истории России  в 9 классе                                     Дата проведения____________

Учитель: Васильева Т.Н.

Тема урока: «Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития»

Цель урока: обеспечение формирование представлений об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Планируемые УУД:

Предметные:

-понимать особенности территориально-административного устройства Российской империи;

-давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX;

Метапредметные:

-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);

-формирование умений работы с учебником  и другими источниками информации,  умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;

-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

-формирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, организовать механизмы самообразования и самоорганизации;

Личностные:

-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего  края;

-способствовать воспитанию чувств патриотизма.

Тип урока: урок нового знания

Формы организации деятельности учащихся:индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, рабочий лист для работы

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

2.1.Вопросы классу:

??? Дайте  ответ: Личность Александра III и его влияние на развитие страны.

-Какой из эпитетов, часто применяемых к Александру III, точнее всего отражает сущность его царствования: «царь-миротворец», «крестьянский царь», «дворянский царь»?

-Назовите сословия, существовавшие в России в конце XIX в.(крестьянство, дворянство, буржуазия, пролетариат)

-Вспомните, какие территории были включены в состав Российской империи в XIX в. Какие народы населяли эти территории? (территория Средней Азии-1884 г,. Царство Польское, Финляндия, Северный Кавказ, Закавказье, Сибирь, Дальний Восток)

-Каким был политический строй Российской империи к началу XX века?

3.Мотивационно-целевой  этап

Учитель: Почему рубеж XIX-XX вв. считается началом новейшего периода истории?

-Какое место занимала Россия в начале XX в.?

(20 век в истории считается  самым прогрессивным. Многие страны  меняются, происходит 2 мировых войны. Многие люди и историки по разному оценивают данный период времени. Одни считают Российскую империю прогрессивной страной, а другие оценивают ее как отстающего в мировой экономике)

Проблемный вопрос: Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?

И на сегодняшнем уроке мы с вами попробуем определить

Запись темы и определение задач урока.

4.Изучение нового материала.

4.1. Работ в группах: (получают рабочие листы с вопросами)- выбирают самостоятельно форму презентации вопроса:кластер, схема или другое)

1 группа-эксперты: Мир к началу 20 века. Особенности российской модернизации. Образ жизни в России в начале 20 века (п.1.с.64-65, п.3.с.67, п.6 с.70);

2 группа:Территория и население Российской империи в начале 20 века.(п.2.с.65-67)

3 группа: Политический строй в России в начале 20 века (п.4. с.67-68)

4 группа : Социальная структура .(п.5.с.68-69)

 

4.2. Презентация вопроса каждой группой (можно составленный кластер, схему, др.)

5. Подведение итогов.

5.1. Я вам зачитаю выражение  С.Ю.Витте, и попробуем дать ему оценку

“В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.

-Согласны ли вы с Витте?

-Можно лм говорить, что в России начинается экономический рост?

5.2.Запись в тетради:

Индустриализация это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.

3.Решение проблемного вопроса

·         Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?

 

6. Домашнее задание: параграф 26, с.70-71 работа над вопросами к параграфу

*Какие произведения русской литературы дают нам представление о жизни и быте крестьян начала 20 века?

 

7. Рефлексия

Учитель: И по окончанию урока предлагаю вам продолжить фразы:

      Полученные знания помогут мне….

      Полученные знания будут полезны потому, что…

      Ценность полученных знаний заключается в том, что….

 

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Рабочий лист

1 группа «Мир к началу 20 века. Особенности российской модернизации. Образ жизни в России в начале 20 века»  (п.1.с.64-65, п.3.с.67, п.6 с.70)

1.Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.?

2.Как они связаны с модернизацией?

3.Что такое модернизация?

4.Как связаны между собой модернизация и развитие индустриального общества?

5.Каковы особенности российской модернизации экономики?

 

2 группа:Территория и население Российской империи в начале 20 века.(п.2.с.65-67)

1.Какое административное устройство было в Российской империи?

2.Какие основные народы населяли страну?

3.Какие были изменения в территории Российской империи?

 

3 группа:Политический строй в России в начале 20 века (п.4. с.67-68)

1.Дайте характеристику государственной системы Российской империи начала 20 века?

2.В чем её главное противоречие?

 

4.группа: Социальная структура (п.5.с.68-69)

1.Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества начала 20 века?

2.Каковы основные особенности социальной структуры российского общества начала 20 века?

3.Источники формирования рабочего класса?

4.Какие процессы происходили в среде поместного дворянства?

 

Подведение итогов.

          Выражение  С.Ю.Витте, и попробуем дать ему оценку

“В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.

-Согласны ли вы с Витте?

-Можно ли говорить, что в России начинается экономический рост?

                                       Запись в тетради:

Индустриализация это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.

                                       Решение проблемного вопроса

·         Какой же страной была Российская империя на рубеже 19 – 20 века.?

 

 Домашнее задание: параграф 26, с.70-71 работа над вопросами к параграфу

*Какие произведения русской литературы дают нам представление о жизни и быте крестьян начала 20 века?

 

                                               Рефлексия

 Продолжить фразы:

      Полученные знания помогут мне….

      Полученные знания будут полезны потому, что…

      Ценность полученных знаний заключается в том, что….

                                            Дополнительные данные

 

Численность постоянного населения Российской империи по данным
ЦСК МВД в 1897 г. и 1909—1914 гг. (на январь, тыс. человек)
[4]

Регион

1897 г.

1909 г.

1910 г.

1911 г.

1912 г.

1913 г.

1914 г.

Европейская Россия

94244,1

116505,5

118690,6

120558,0

122550,7

125683,8

128864,3

Привислинские губернии

9456,1

11671,8

12129,2

12467,3

12776,1

11960,5*

12247,6*

Кавказ

9354,8

11392,4

11735,1

12037,2

12288,1

12512,8

12921,7

Сибирь

5784,4

7878,5

8220,1

8719,2

9577,9

9788,4

10000,7

Средняя Азия

7747,2

9631,3

9973,4

10107,3

10727,0

10957,4

11103,5

Финляндия

2555,5

3015,7

3030,4

3084,4

3140,1

3196,7

3241,0

Итого по империи

129142,1

160095,2

163778,8

167003,4

171059,9

174099,6

178378,8

Без Финляндии

126586,6

157079,5

160748,4

163919,0

167919,8

170902,9

175137,8

 

* — Данные без Холмской губернии, включённой в 1911 г. в состав Европейской России.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные данные

 

Численность постоянного населения Российской империи по данным
ЦСК МВД в 1897 г. и 1909—1914 гг. (на январь, тыс. человек)
[4]

Регион

1897 г.

1909 г.

1910 г.

1911 г.

1912 г.

1913 г.

1914 г.

Европейская Россия

94244,1

116505,5

118690,6

120558,0

122550,7

125683,8

128864,3

Привислинские губернии

9456,1

11671,8

12129,2

12467,3

12776,1

11960,5*

12247,6*

Кавказ

9354,8

11392,4

11735,1

12037,2

12288,1

12512,8

12921,7

Сибирь

5784,4

7878,5

8220,1

8719,2

9577,9

9788,4

10000,7

Средняя Азия

7747,2

9631,3

9973,4

10107,3

10727,0

10957,4

11103,5

Финляндия

2555,5

3015,7

3030,4

3084,4

3140,1

3196,7

3241,0

Итого по империи

129142,1

160095,2

163778,8

167003,4

171059,9

174099,6

178378,8

Без Финляндии

126586,6

157079,5

160748,4

163919,0

167919,8

170902,9

175137,8

 

* — Данные без Холмской губернии, включённой в 1911 г. в состав Европейской России.

 


 

Скачано с www.znanio.ru