ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.
Оценка 4.6

ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
21.01.2017
ГЕРАСИМ И МУМУ.  Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.
Задачи: выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой на¬туры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности; формирование навыков выразительного чтения, художественного пересказа, работы с иллюстрациями, лексической работы; воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа.
урок 43.docx
Тема урока:  ГЕРАСИМ И МУМУ.   Социальная несправедливость, бесправие,   беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.     Самостоятельная работа по произведению. Цель:   сопоставление   истинных   и   глубоких   чувств   Герасима   с   фальшивыми переживаниями барыни. Задачи:   выявление   отношения   автора   к   барыне   и   барскому   окружению,  постижение глубины и содержательности чувств Герасима, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой натуры нравам господских прихвостней;  осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности;   формирование навыков  выразительного  чтения, художественного пересказа, работы с иллюстрациями, лексической работы;     воспитание       нравственно­эстетических   представлений   учащихся   в   ходе   выявления художественной идеи рассказа.  ХОД УРОКА  I. Организация класса. 2. Актуализация знаний уч­ся. Экскурсия по теме: «Атмосфера барской усадьбы XIX века», в которой прошли детские года писателя.      Село Спасское­Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города   Орловской   губернии.   В   имении   был   и   роскошный   двухэтажный   дом   с колоннами,   почти   в   40   комнат,   и   уютные   уголки   огромного   парка   с   тенистыми аллеями и прудами, и великолепные цветники. Около дома — «службы»: постройки для дворни (крепостных слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше — скотный, конный   и   птичий   дворы   Спасское   принадлежало   Лутовиновым.   Последнею   из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя.           Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с её завода.         Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она   пригласила   его   бывать   запросто   в   ее   имении.   Сергей   Николаевич   стал появляться   в   Спасском.   В   1816   году   она   вышла   за   него   замуж.   Через   год   у   них родился сын  Николай,  а затем  28 октября  (9  ноября)  1818 года Иван.  Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.       Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря на свой ум   и   образованность,   была   она   жестокой   помещицей­крепостницей.   Никогда   не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто­то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных  обязан   был   каждое   утро   справляться   о   ее  здоровье,   вести   записи  и отсылать их в Москву двум докторам.            Много   лет   назад   в   дальней   господской   деревне   Сычево   жил   глухонемой   от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна),   восхитилась   гвардейским   его   ростом   и   медвежьей   силой,   пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта­дворника, как  дворник вдовы  полковника Екатеринославского  полка. А что  нем  да глух  как пробка — и того лучше!        Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.           Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке   Муму,   любимицу,   из   речки   Фонтанки   спасенную   как­то   зимою,   отраду   и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.      Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда­то на Русь.  Ребята,   вы   узнаете   кого­то   из   моего   рассказа?   Как   вы   думаете,   кто   являлся прототипами героев рассказа «Муму»? (что такое прототип — см. словарик).  —   Верно.   Прототипами   главных   героев   рассказа   являются   хорошо   знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.        Рассказ «Муму» написан автором по реальным событиям, по впечатлениям его детства. Родился Тургенев в именитой дворянской семье, детство прошло в барской усадьбе, где рядом с ним находилось огромное количество крепостных . С детских лет   Тургенев   видел,   как   трудно   им   живется,   видел,   какими   жестокими   были хозяева – помещики.         Проверка   домашнего   задания.   Художественный   пересказ   от   слов   «Дело   было   к вечеру...» до слов «Так прошел еще год...» . • Какая перемена происходит в настроении Герасима после появления Муму? «Герасим глядел,   глядел   да   как   засмеется   вдруг...   Всю   ночь   он   возился   с   ней,   укладывал   ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким­то радостным и тихим сном». «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». ­ Почему Герасим с нежностью относится к Муму? Герасим одинок. У него отняли родной дом, отняли Татьяну. Герой испытывает потребность заботиться о ком­то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму. Жизнь для него наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.  •   Выразительное   чтение   эпизода   от   слов   «Так   прошел   еще   год...»   до   слов   «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека». 3. Открытие новых знаний. . • От чего зависит отношение барыни ко всем окружающим?  ­Почему   окружающие   боялись   веселого   расположения   духа   барыни? ­ Что вызвало веселое расположение духа барыни? • Как относится автор к героине в этот момент? Автор заранее готовит читателя к ироническому   восприятию   всех   переживаний   барыни.   Достаточно   увидеть   ее, расхаживающую   по   гостиной   со   сладкой   улыбкой   на   сморщенных   губах,   чтобы почувствовать отношение автора к барыне.  • О каких качествах характера героини свидетельствует изменение ее тона в обращении к Муму? .  Лексическая работа  Лицемерие   —   отрицательное   моральное   качество,   когда   заведомо   безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.  • Почему так резко изменилось настроение старухи? Как это характеризует героиню?  Слово учителя  На   фоне   всеобщего   лицемерия,   холодной   жестокости   особенно   глубокими   кажутся чувства Герасима, его страдания и душевные муки, ярко выраженные в сценах пропажи и возвращения Муму. Пересказы эпизодов: «Пропажа Муму», «Муму вернулась», «Барыня «умирает».  •   Назовите   глаголы,   передающие   отчаяние   Герасима.   Бегатьу   искать,   кликать   (по­ своему); бросился, выскочил, обратился (к людям); побежал, вернулся, окинул (взором крыльцо), отвернулся и промычал (еще раз: «Муму!»)...пошел прочь... он схватил Муму, стиснул ее (в своих объятиях...) .   •   Выразительное   чтение   эпизода   от   слов   «Неизвестно,   о   чем   происходил   у   них разговор... до слов «Толпа разошлась...».  • Какие глаголы передают отношение Герасима к барской челяди? Герасим опустил глаза (он не хочет, чтобы окружающие видели в них боль); встряхнулся (трудно поверить в происходящее); значительно ударил себя в грудь; презрительно усмехнулся; захлопнул дверь (он с трудом одерживает отвращение к этим людям и желает как можно скорее закончить мучительную для него сцену). Герасиму невыносимо тяжело, он испытывает сильнейшее душевное потрясение.  ­ Почему у Герасима созрело решение самому убить Муму? Человек сильной воли, он не может   отстраниться,   чтобы   не   мучить   себя.   Герасим   хочет   уберечь   беззащитное животное от жестокости верных холопов барыни.   Анализ рассказа.  Выразительное   чтение   от   слов   «Спустя   час   после   всей   этой   тревоги...»   до   слов «...далеко назади к берегу разбегались какие­то широкие круги».  • Какие слова передают сочувствие автора к Герасиму?  • Как восприняли дворовые люди произошедшее?  • Выразительное чтение от слов «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду...» до   слов   «Все   посмеялись   над   Степаном...».   Дворовые   показаны   как   соучастники свершившегося.   Эти   люди   черствы   и   равнодушны.   Они   воспринимают   Герасима   как чудака, над которым можно только посмеяться.  • Выразительное чтение от слов «А между тем в ту самую пору...» до конца рассказа. • Что   заставило   Герасима   уйти   из   дома   барыни   после   того,   как   он   выполнил   ее приказание?   Герасим   ощутил   на   себе   разрушительную   силу   жестокой   власти,   его чувства, сильнее привычного страха перед барыней: чувство попранного человеческого достоинства; тоски по земле, от которой его насильственно оторвали; непреодолимого отвращения к злу и равнодушию, с которыми он столкнулся в барском доме. • Найдите слова, передающие решимость Герасима. «Он шел... с какой­то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед».  • С кем сравнивает автор героя? Почему? Сообщение учащегося о льве как символе храбрости и обновления.  • Какое настроение героя передано через описание природы?  ­ Выразительное чтение от слов «Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла...»   до   слов   «...видел   в   небе   несчетные   звезды,   светившие   его   путь».   Описание природы   передает   новое   радостное   настроение   душевного   обновления   героя,   не согнувшегося   под   тяжестью   страданий,   а   выпрямившегося,   окрепшего   в   жизненных испытаниях, сумевшего найти в себе силы сохранить лучшие человеческие качества и остаться «самым замечательным лицом» среди людей, окружавших его.  ­ Что помогло Герасиму почувствовать себя свободным? Герасим почувствовал себя свободным   потому,   что,   несмотря   на   испытания,   он   сумел   сохранить   в   душе   свой великое чувство любви к родной земле, родному дому: «Он торопился, как будто мать­ старушка   ждала   его   на   родине,   как   будто   она   звала   его   к   себе   после   долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях...»  • Действительно ли «освободил» себя Герасим от барыни? Герасим освободился лишь внутренне, сбросив с себя гнет рабской психологии, но его жизнь, жизнь крепостного крестьянина, по­прежнему зависела от капризов и прихоти владелицы.  4. Первичный контроль знаний уч­ся.  Слово учителя  Следует отметить, что в художественной литературе немного найдется произведений, где животное описано с такой любовью, как в рассказе Тургенева. История с Муму — история   глубокой   привязанности   одинокого   человека   к   собаке   и   жестоких обстоятельств, в которых его чувство проверяется.  • Почему рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму», а не «Герасим»?  Муму — единственное слово, которое  произносит Герасим  в  рассказе.  Только  так  он  может  выразить  свою любовь   к   Татьяне,   нежность   к   Муму,   презрение   к   господским   прихвостням,   людям, испорченным порядками барского двора, где все основано на интриге, наушничестве, подлости.   В   этом   «муму»   звучит   стремление   к   утверждению   себя   как   личности,   к осознанию своего права на решение собственной судьбы.  • Дворовый человек Андрей «остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал иную, чем в реальной жизни, развязку? И.С. Тургенев испытывал уважение и сострадание к простым людям, ненавидел крепостное право и верил в светлое будущее России. Он понимал, что в народе зреет немой протест, который в скором времени перерастет в решительные действия 5.  Рефлексия. 6. Домашнее задание.  Выразительное  чтение  эпизода  от  слов «Дело  было   к  вечеру...»  до  слов «...то  вдруг налево, при малейшем стуке за дверями...»

ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ.  Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ.  Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ.  Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.

ГЕРАСИМ И МУМУ.  Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.Самостоятельная работа по произведению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017