Конспект урока на тему "И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" (5 класс, литература)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока на тему "И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" (5 класс, литература)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Работа в классе +1
docx
русская литература
5 кл
16.01.2017
В данной разработке приведён примерный план-конспект урока по литературе. В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством Ивана Андреевича Крылова. Так как в начальных классах ученики уже знакомились с некоторыми баснями И.А. Крылова, то в данном уроке предполагается углубление: даётся определение термина "басня", а также понятия, тесно связанные с этим жанром ("мораль", "аллегория"). роме того раскрывается история жанра басни в литературе. После прочтения басни "Волк и ягнёнок" ученикам предлагается провести анализ этого произведения, используя опорные вопросы, а также порассуждать на нравственные и жизненные вопросы, затронутые автором в данном произведении.разработка урока литературы

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Тема крылов.docx

Тема:  И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок».

Урок литературы

5 класс

Винникова Лидия Васильевна

ГУ «Средняя школа №16 отдела

образования акимата города Костаная»

г. Костанай (Казахстан)

Цель: - познакомить с биографией И. А. Крылова,  дать понятие о басне как эпическом жанре, рассмотреть историю басни в литературе, прочитать басню «Волк и ягненок» и проанализировать её;

          - развивать образное мышление, речь, память,  навыки работы с текстом художественного произведения;

            - воспитывать чувства доброты, справедливости, честности, прививать любовь к чтению.

Тип урока: урок новых знаний с элементами беседы.

МТО: учебник, презентация, тексты басен И.А. Крылова, иллюстрации к басням и портреты И.А. Крылова.

Ход урока:

1.     Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а значит, начинается урок! Проверьте, все ли готовы к уроку? У всех на партах лежат все необходимые принадлежности? Сегодня, как и всегда на уроке, нам нужны учебник, тетрадь, ручка, карандаш и дневник. Если все  готовы, то присаживайтесь. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

2.     Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема. Мы с вами закончили изучать произведения устного народного творчества и приступаем к авторским произведениям. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью великого писателя, баснописца, драматурга Иваном Андреевичем Крыловым; познакомимся с таким жанром, как басня, узнаем исторический путь басни и её жанровое своеобразие. Ребята, будьте внимательны, так как на уроке вы услышите новые термины!

Также на уроке мы будем развивать такие компетенции, как речь, грамотность, умение применять изученное на практике (предметные компетенции), умение анализировать художественное произведение.

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

На дом вам было дано задание заполнить некоторые таблицы, надеюсь вы все справились, а после урока вы сдадите листочки с выполненными заданиями и все обязательно получите оценки.

3.     Объяснение нового материала.

- А теперь приступаем непосредственно к теме урока.

- Скажите, вам знакомо имя Иван Андреевич Крылов? Что вам известно об этом писателе? Читали вы раньше произведения этого автора?

- А теперь все внимательно слушаем и делаем некоторые записи в тетрадях.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844).

Запишем годы жизни.

В 1769 году в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы, родился мальчик Иван. Детство его не было счастливым и беззаботным. Учился из милости с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Образование будущий баснописец  получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти в губернский магистрат переписывать бумаги, заботиться о матери и брате. Именно в это время он пристрастился к чтению и даже пробовал сочинять.

         Творческая биография Крылова очень разнообразна и насыщена. Это и написание  трагедий "Клеопатра" и "Филомела" и комедий "Бешеная семья", "Проказники" (в 17 лет), и издание  сатирического  журнала "Почта духов",  (в 20 лет), затем журнала «Зритель», и богатая журналистская деятельность, и работа библиотекарем.

         Писательская деятельность  Крылова началась с написания трагедий, но они были раскритикованы. Дальше он  начинает писать комедии, выпускает журналы («Почта духов», «Зритель»), появляются комедии «Модная лавка», «Урок дочкам». А в 1806 г. появились первые басни –  «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор его басни встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти.

         Басня как эпический жанр.

А что же такое басня? Запишем определение:

Басня – это короткий аллегорический рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

1)    рассказ,

2)    аллегория,

3)    мораль.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Запишем такие понятия, как аллегория и мораль. 

Мораль – нравственный поучительный вывод; нравоучение, поучение.

Аллегория – это иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла).

История басни в литературе.

Басня – один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания.

 В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

Эллада - мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел - свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», – писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира».  В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность – главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

 Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Итак, ребята, мы познакомились с личностью великого и талантливого писателя – баснописца Иваном Андреевичем Крыловым;  узнали о таком жанре, как басня.

- Что вы узнали нового о жизни писателя?

- Как вы поняли, что такое басня?

Мы проделали большую работу, но у нас есть еще дела, которые нам необходимо выполнить. Поэтому мы сейчас немного  отдохнем и проведем физразминку:

Встали все, представьте, что вы не ученики, а  настоящие пилоты! Итак,

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

На носочки поднялись,

Ручки опустили,

Ровно встали — ноги вместе

И уже сидим на месте!

 

         А сейчас мы прочитаем басню Крылова «Волк и ягненок» и проанализируем её.

4.     Работа с текстом художественного произведения.

ü Чтение басни «Волк и ягненок». Открываем учебники на странице 81.

ü Анализ басни.

§  О чем это басня? (о волке и ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

§  Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

§  Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

§  Определите характер каждого персонажа.

§  Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет  силу и власть, не интересует  справедливость и честность).

§  Посмотрите  в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль)

§   Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию  и развязку.

§  Рассмотрим иллюстрации.

– Вам понравилась басня?

– Как вы относитесь к героям басни? Кого поддерживаете?

– Вы согласны с поведением волка?

– Какой можно сделать вывод? Как  нужно и как нельзя поступать?

– Как бы вы поступили на месте ягненка? Волка?

– А в вашей жизни случались ли подобные события?

– Какой финал басни вы можете предложить?

5.     Объяснение домашнего задания. Внимательно прочитать материал на страницах 79 – 81, выучить басню «Волк и ягненок» наизусть.

 

6.     Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

 

Ребята, а теперь напишите небольшое эссе на тему: « Какой жизненный урок преподает нам Крылов?» (5 – 6 предложений) (Пишут, потом некоторые зачитывают и получают оценки)

 - Какие вы сделали для себя выводы?

- Каким должен быть человек?


 

скачать по прямой ссылке