И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.
Оценка 4.7

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
21.01.2017
И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя.
Цель: знакомство с детством, началом литературной деятельности И.С. Тургенева и рассказом «Муму». Задачи: познакомить учащиесяся с детскими впечатлениями И.С. Тургенева и отражением их в творчестве писателя; помочь понять историко-культурный контекст рассказа «Муму»; развивать умение давать словесный портрет литературного героя (портрет Герасима); воспитывать интерес к творчеству Тургенева.
Урок 40.docx
Тема:  И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское­Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Цель:     знакомство с  детством, началом литературной деятельности   И.С. Тургенева и рассказом  «Муму».  Задачи:  познакомить   уч­ся с детскими впечатлениями  И.С. Тургенева и отражением их в творчестве писателя; помочь понять  историко­культурный контекст рассказа «Муму»; развивать     умение   давать словесный портрет литературного героя (портрет Герасима); воспитывать интерес к   творчеству Тургенева.  Ход урока. 1. Организация класса. 2. Актуализация знаний уч­ся. Проверка Д\З: заполнение таблицы «Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Викторина на знание повести. 3. Открытие новых знаний  Слово учителя. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности   — Какие   произведения   И. С. Тургенева   вы   изучали   в   начальной   школе?  Дети уже читали одно из стихотворений в прозе.  Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском­Лутовинове. Учитель   добавит,   что   И. С. Тургенев   долгое   время   дружил   с   Н. А. Некрасовым.   Оба писателя были страстными охотниками, часто делились друг с другом рассказами о своих охотничьих впечатлениях, хорошо знали жизнь русских крестьян.             В   четырнадцать   лет   И. С. Тургенев   сдал   экзамены   и   стал   студентом   словесного отделения Московского университета. В 1852 г., будучи уже зрелым человеком, писатель издал сборник рассказов «Записки охотника». В нем повествовалось об охотнике, который описывает не только саму охоту, но и встречи с крестьянами, их жизнь и обычаи. Тургенев описывал   крестьян   с   любовью   и,   по   словам   Белинского,   заставлял   читателей   тоже полюбить   своих   героев.   До   Тургенева   так   проникновенно   о   крестьянах   в   русской литературе не писал никто.          Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем примеряться…» «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. В   1852   году   умирает   Н.В.Гоголь.   Тургенев   тяжело   пережил   смерть   писателя.   Рыдая, составлял   некролог.   Но   власть   запретила   употреблять   имя   Гоголя   в   печати.   А   за напечатанную   Тургеневым   в   «Московских   ведомостях»   статью   царь   лично   приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей, в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». «Муму». Историко­культурный контекст рассказа  Чтению и изучению рассказа мы посвящаем пять уроков, начнем их с введения в историко­ культурный   контекст   времени.   Для   современных   учеников   бывает   достаточно   сложно поклялся никогда я   не вообразить, какой была жизнь полтора столетия назад. Сведения, которые они получают на уроках истории, не всегда дают возможность представить воочию жизнь и быт людей. Рассказ   «Муму»   написан   в   1852 г.,   за   девять   лет   до   1861 г.,   когда   было   отменено крепостное право. Запишем в тетради:   1852 год — рассказ «Муму». 1861 год — отмена крепостного права.   Что же такое крепостное право? Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.  — Что   вы   знаете   о   крепостных   крестьянах?     (Дворянин,   которому   принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять   семьи;   например,   продать   мать   одному   помещику,   а   ее   детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле   (барщина)   или   отдавать   ему   часть   заработанных   денег   (оброк).       Часто   дворяне   жили   в   принадлежащих   им   деревнях,   но   бывало   так,   что   дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, т. е. крепостные, жившие с хозяевами в городе. Литература и изобразительное искусство Рассмотрим   репродукцию   картины   художника­передвижника   В. М. Максимова   «Все   в прошлом» (1889, ГТГ), которую учитель подготовит к уроку.   — Что   мы   видим   на   картине?   Какие   чувства   вызывает   эта   картина?       Картина «Все в прошлом» является одним из лучших образцов жанровой живописи. Старуха­помещица доживает последние дни в избе, где когда­то, вероятно, жила прислуга. Старый   двухэтажный   помещичий   дом   с   белыми   колоннами   заколочен   и   разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.       Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной   подушечке,   протертой   от   долгого   употребления.   На   помещице   надет   белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.     Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом   переднике   с   вязанием   в   руках   сидит   на   ступеньке.   Она   заменяет   старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.      Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь   движется   вперед,   и   это   ощущение   жизни   резко   контрастирует   с   неподвижным, неживым   лицом   старухи   и   опустошенным   лицом   прислуживающей   ей   женщины,   для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое. Комментированное чтение. Читает   рассказ   И. С. Тургенева   «Муму»   учитель.   На   первом   уроке   читаем   описание первого года жизни Герасима в Москве до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили». 4. Первичный контроль знаний уч­ся. Портрет Герасима. Сравнение, гиперболе.    — Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?    — Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.    — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? (Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость,   вечер — старость.   Тургенев   хочет   сказать,   что   жизнь   этой   женщины   была безрадостной и старость — совсем мрачной.)   — Как Герасим попал в Москву?  — Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами.  Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокиймужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.  — Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?  Автор пишет:  «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное   безмолвие   придавало   торжественную   важность   его   неистомной   работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»       По   этому   описанию   можно   судить   об   отношении   автора   к   своему   герою:   Тургенев любуется   Герасимом,   его   силой   и   жадностью   к   труду.   Тургенев   говорит   о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.   — Что   такое сравнение? (См.   определение   на   с.           учебника.) Найдите   сравнение   в описании   работы   Герасима.   ( Сравнение:   «...как   рычаг   опускались   и   поднимались продолговатые плечей».)       — Как воспринимал Герасим свое новое житье?   — Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе? (  Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Эти сравнения помогают подчеркнуть его жизни).       — Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы. ( «...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»).  — Какие строки вызывают у вас смех? ( «...Даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»)   — С кем еще сравнивает автор Герасима? ( «...Он сам смахивал на степенного гусака».)       — Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по­вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? свободной твердые его     мышцы любовь   и           к Каморка   Герасима   была   маленькая   и   располагалась   над   кухней.       «...Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка   Герасим   всегда   носил   с  собой   на  пояске.  Он   не   любил,  чтобы   к   нему   ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)    — Тургенев,   рассказывая   о   Герасиме,   использует   гиперболы (см.   определение   на   с. учебника). Гипербола — сильное преувеличение.  — Найдите примеры гипербол в тексте.  (Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».).  — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?     Детям нравится сила   Герасима,   они   отмечают   его   любовь   к   труду,   к   прочности   и   основательности, привычку аккуратности.       Очень важный вопрос, который будет служить ключом к дальнейшему разговору,    — Какое   положение   занимал   Герасим   среди   челяди?   Как   относился   он   к   дворне?       «Со   всей   остальной   челядью   Герасим   находился   в   отношениях   не   то   чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых. к     5. Рефлексия. 6. Д/З: Прочитать до конца рассказ И. С. Тургенева «Муму». Пример плана рассказа       1. Неожиданная находка.       2. «Ладная собачка испанской породы».       3. Муму и барыня.       4. Приказ барыни.       5. Муму возвращается.       6. Ночной переполох.       7. Осада каморки Герасима.       8. Прощание с Муму.       9. Возвращение на родину.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново  в представлениях и творческой биографии писателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017