Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поёт зима- аукает».
Оценка 4.8

Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поёт зима- аукает».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
12.02.2017
Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поёт зима- аукает».
Цель урока: Формирование навыков выразительного чтения, чтения наизусть, анализа лирического произведения. Задачи: Выявить художественные особенности и идеи стихотворений поэтов 19- 20 вв. о родной природе, учить слушать стихотворение, определять тему произведения; развивать умение анализировать произведение воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.
открытый урок Есенин.docx

Тема: Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поёт зима- аукает»

Цель урока: Формирование  навыков  выразительного чтения, чтения наизусть, анализа лирического произведения.

Задачи: Выявить художественные особенности  и идеи стихотворений поэтов 19- 20 вв. о родной природе, учить слушать стихотворение, определять тему произведения;

               развивать умение анализировать произведение

               воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.

 

Ход урока.

1.     Организация класса.

2.     Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, мы с вами продолжаем изучение раздела, посвящённого произведениям писателей и поэтов 20 века о родной природе, Родине.

Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к её народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней издавна является источником вдохновения художников, композиторов, поэтов и писателей. Именно, тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов 19-20 вв.

- Назовите знакомые вам произведения поэтов 19 и 20 вв., посвящённые теме родной природы.

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

А.А. Фет «Весенние воды»

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

 

Какова художественная идея этих произведений?  (единство человека и природы).

 

3.     Сообщение темы и цели урока.

В этом имени – слово «есень», осень, ясень, осенний цвет;
Что-то есть в нём от русских песен – поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти, юности, чистоты…
Только скажут «Сергей Есенин», всей России встают черты…

 

- Сегодня на уроке  вспомним стихи Сергея Есенина,  интересные моменты из его жизни, познакомимся со стихотворением «Поёт зима – аукает…», ответим на ряд вопросов по стихотворению и  будем учиться работать над выразительным чтением этого стихотворения.

4.     Презентация о жизни С.А. Есенина.

 Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.

Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.

Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.

Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.

Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

5.     Знакомство с произведением.

Слушание аудиозаписи стихотворения «Поёт зима- аукает…»

Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими мыслями.

 Словарная работа. Все ли слова понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

Озябли – замёрзли, продрогли…

 

Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.(жужжащее чтение)

6. Анализ произведения

1. Прочитайте первую строфу.

– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.

– «Мохнатый лес» – это какой лес?

– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)

– Как изображены облака?

– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?

– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?

2. Прочитайте вторую строфу.

– Как изображена метель?

Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?

Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)

– Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится?

– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)

– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?

ФИЗМИНУТКА.(музыкальная)

3. Прочитайте третью строфу.

– Как автор называет воробышек?

– Почему они замерзли?

– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)

– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)

– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?

4. Прочитайте четвертую строфу.

– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?

– Что им снится? Почему?

– Каков образ весны?

– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)

– Какую картину можно нарисовать?

 Какова главная мысль этого произведения?

7.     Выразительное чтение текста.

Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.

 

8.     Контроль знаний.

– Что можно сказать об отношении автора к природе? (любит природу, жалеет птичек}

– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}

– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?

9. Рефлексия.

- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, (как у Есенина) но это пока.

- У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку.

10. Выставление отметок с комментарием.

11. Домашнее задание  с элементами творческого подхода.

Выучить стихотворение наизусть. Попробовать пропеть его на любой лад, подобрав свой мотив.


 

Тема: Единство человека и природы в стихотворении

Тема: Единство человека и природы в стихотворении

Презентация о жизни С.А. Есенина

Презентация о жизни С.А. Есенина

Какова роль слова но в образе метелицы

Какова роль слова но в образе метелицы

Что можно сказать об отношении автора к природе? (любит природу, жалеет птичек} –

Что можно сказать об отношении автора к природе? (любит природу, жалеет птичек} –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017