Тема: Единство человека и природы в стихотворении С.А. Есенина «Поёт зима- аукает»
Цель урока: Формирование навыков выразительного чтения, чтения наизусть, анализа лирического произведения.
Задачи: Выявить художественные особенности и идеи стихотворений поэтов 19- 20 вв. о родной природе, учить слушать стихотворение, определять тему произведения;
развивать умение анализировать произведение
воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.
Ход урока.
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, мы с вами продолжаем изучение раздела, посвящённого произведениям писателей и поэтов 20 века о родной природе, Родине.
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к её народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней издавна является источником вдохновения художников, композиторов, поэтов и писателей. Именно, тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов 19-20 вв.
- Назовите знакомые вам произведения поэтов 19 и 20 вв., посвящённые теме родной природы.
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
А.А. Фет «Весенние воды»
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»
С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
Какова художественная идея этих произведений? (единство человека и природы).
3. Сообщение темы и цели урока.
В этом имени –
слово «есень», осень, ясень, осенний цвет;
Что-то есть в нём от русских песен – поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти, юности, чистоты…
Только скажут «Сергей Есенин», всей России встают черты…
- Сегодня на уроке вспомним стихи Сергея Есенина, интересные моменты из его жизни, познакомимся со стихотворением «Поёт зима – аукает…», ответим на ряд вопросов по стихотворению и будем учиться работать над выразительным чтением этого стихотворения.
4. Презентация о жизни С.А. Есенина.
Поэт Сергей Александрович Есенин и его стихи известны каждому русскому человеку.
Родился Есенин в с. Константинове, Рязанской области.
Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки.
Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное, косил, встречал и провожал солнце.
Тогда, в детстве, сформировалась его тонкая и чувствительная душа. Из детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.
5. Знакомство с произведением.
Слушание аудиозаписи стихотворения «Поёт зима- аукает…»
Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими мыслями.
Словарная работа. Все ли слова понятны?
Стозвон – имеющий сто звонов.
Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.
Озябли – замёрзли, продрогли…
Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.(жужжащее чтение)
6. Анализ произведения
1. Прочитайте первую строфу.
– Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы.
– «Мохнатый лес» – это какой лес?
– Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? Как будем читать? (1. тихо, нежно)
– Как изображены облака?
– Какое настроение создается у вас от этого образа? (тоскливое) Почему?
– Какую картину можно нарисовать по этому шестистишию?
2. Прочитайте вторую строфу.
– Как изображена метель?
Какова роль слова но в образе метелицы. Что и чему противопоставляет автор?
Какие чувства возникли? (2. нежность, коварство)
– Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится?
– Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателей? (жалость, сострадание)
– Какую картину можно нарисовать ко второму шестистишию?
ФИЗМИНУТКА.(музыкальная)
3. Прочитайте третью строфу.
– Как автор называет воробышек?
– Почему они замерзли?
– Какое чувство вызывают пташки? (3. грусть, жалость)
– Образ вьюги новый для этой строфы или он уже был в стихотворении? С кем автор сравнивает вьюгу? Как будем читать о вьюге? (со злостью)
– Какую картину можно нарисовать к третьему шестистишию?
4. Прочитайте четвертую строфу.
– Почему птички «дремлют у мерзлого окна»?
– Что им снится? Почему?
– Каков образ весны?
– Какие чувства возникли? (4. ласковость, любовь, мечтательность)
– Какую картину можно нарисовать?
Какова главная мысль этого произведения?
7. Выразительное чтение текста.
Прочитаем выразительно, стараясь передать чувства, выразить свое отношение к прочитанному.
8. Контроль знаний.
– Что можно сказать об отношении автора к природе? (любит природу, жалеет птичек}
– Что хотел поэт показать нам этим стихотворением? (надо любить природу, бережно к ней относиться, заботиться о животных, быть наблюдательным}
– Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?
9. Рефлексия.
- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, (как у Есенина) но это пока.
- У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку.
10. Выставление отметок с комментарием.
11. Домашнее задание с элементами творческого подхода.
Выучить стихотворение наизусть. Попробовать пропеть его на любой лад, подобрав свой мотив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.