Герои "Слова о полку Игореве"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов Урок по теме: «Герои «Слова о полку Игореве» и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов». (Слайд №1) Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2) Оборудование: Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы (Слайд №3): «Слово о полку Игореве» отмечено печатью особой человечности, особенно внимательного отношения к человеческой личности… Автор «Слова» с исключительной внимательностью проникает в душевные переживания своих героев. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве». Неизвестно даже его имя. Но мир его души мы знаем хорошо, потому что он явлен нам в великой поэме… В «Слове» заключена внутренняя история человека, его взгляд на самого себя и природу. А. Афанасьев Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения
Иконка файла материала Герои Слова о полку Игореве и позиция ав.doc
Герои "Слова о полку Игореве" и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных мотивов Урок по теме: «Герои «Слова о полку Игореве» и позиция автора, сквозные образы; выявление фольклорных  мотивов». (Слайд №1) Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора,  выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по  критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать  эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2) Оборудование: Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы (Слайд №3): «Слово о полку Игореве» отмечено печатью особой человечности, особенно внимательного отношения к человеческой личности… Автор «Слова» с исключительной внимательностью проникает в душевные переживания своих героев. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве». Неизвестно даже его имя. Но мир его души мы знаем хорошо, потому что он явлен нам в великой поэме… В «Слове» заключена внутренняя история человека, его взгляд на самого себя и природу. А. Афанасьев Форма: урок­семинар с элементами комментированного чтения (Слайд №4). Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение  наизусть, составление таблицы­схемы (Слайд №5). I. Вступительное слово. План урока: II. Проблемная ситуация. Какие герои в «Слове о полку Игореве»? Попробуем составить характеристики персонажей великого  произведения и выявить фольклорные мотивы в поэме. Это и будут проблемные вопросы нашего урока. Разрешите начать нашу дискуссию с высказывания Д.С. Лихачева А. Афанасьева (чтение эпиграфов, Слайды № №6­7). III. Проверка домашнего задания (Слайд №8). Выслушивание докладов. 1­я группа: Образ Игоря, позиция автора. (Слайд №9) Вопросы к 1­й группе: Каково отношение автора к князю Игорю? Каким является главный принцип изображения героя? Какова роль солнечной символики в раскрытии образа Игоря?     Специфика представлений древнерусского писателя о судьбе человека?  В каком произведении вы уже встречали не подчинение героя судьбе и наказание его за неверие? (А.С.  Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).  Найти фольклорные мотивы в эпизодах, связанных с образом Игоря. Какой бы вы нарисовали герб, посвящённый князю Игорю? Нарисуйте его. Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное. Он видит в них представителей Руси, они или  сочувствует, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит об их эгоистической узко местной политике и  раздорах. По существу весь рассказ в «Слове» о походе Игоря выдержан в этих чертах его характеристики  Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала  обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при  этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути. Тем самым на первый план в «Слове» выступает общее и историческое над индивидуальным и временным. Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере  любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины.  Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли  Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и  родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным  невежеством – маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные  причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться  князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из  порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам  обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из  плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых  Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры,  справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь  Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно­политических взглядов.  Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого  преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь,  наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью.  Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три  завета самоспасения Руси. Три завета спасения Руси (Слайд № 10) 1­й завет 2­й завет 3­й завет Вера в Светлые небесные  силы Светлое преображение  души Объединение князей и подчинение князю  Киевскому Недаром названа поэма полком Игоря, а не именами других князей. Звучит Ария Игоря из оперы Бородина.  Задание: Какой персонаж из поэмы исполняет эту Арию? Что вам помогло узнать? Какое сочинение написали  под эту арию? Какой вам представляется Игорь в этой опере? (Учащиеся читают отрывки из сочинений). Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря: слайды №№10­12) «Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно очень близко к нему по своей идейной  сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья,  приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнение битвы с пиром, с жатвой.  (Учащиеся приводят свои примеры). Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в  бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили  Игорю о половцах. А зловещее затмение? То есть природа пыталась предупредить Игоря. Но князь говорит речь, употребляя  привычные «дружинные» термины той поры «сесть на коней» (означало выступить в поход), «преломить копьё»  (лично вступить в схватку в начале битве). Также Игорь применяет и военную символику: испить шлемом из  какой­нибудь реки (означало одержать победу на этой реке). Божество восточных славян стремится криком  предупредить о поражении. Плачь по русской земле – все тронуты, сочувствуют игореву войску после  поражения. Автор упоминает реку Карну и Желю – русские погребальные боги. Плач русских жён выдержан втрадиции русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю путь к рекам, где он мог  спрятаться от половцев. Герб Игорю (Рисунки учащихся – слайды №№13­14). Игорь уподобляется соколу, так как автор постоянно сравнивает его с этой птицей. Сокол – это молодость,  зоркость, быстрота, смелость. В рыцарской эмблеме можно добавить меч и копьё. Сообщение 2­й группы (слайд №15). Но перед этим звучит отрывок из оперы (ария Всеволода). Задание: узнайте персонажа. Прочитайте сочинение  про него. Вопросы для 2­й группы: Как проявляется эпическое начало в создании его образа? Речь Всеволода как образец военного ораторского искусства. Как связаны образы Всеволода и Игоря в «Слове». Зачем автор ввёл этот образ?  Почему Всеволод назван в «Слове» «Буй туром»?      Фольклорные мотивы в создании этого образа.  Рыцарская эмблема Всеволода. Сочинение о Всеволоде. Обратимся к словарю Даля и рассмотрим значение слов буйла, буйный, тур. БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий, азиятский бык и корова, Bosbubalus, черный, малошерстый,  плоскорогий. | Сиб. тибетский бык, горбатый, с конским хвостом, китайский буйла, як, кутас. | Буйло ниж. и др.  лось, сохатый, изредка попадающийся, как захожий, загнанный туда; название ошибочное. Буйловый,  буйволовый или буйволиный, к нему относящийся. Буйволина, буйволятина ж. буйловая говядина. Буйволенок м.  буйволята мн. буйловое теля, теленок. БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий,  беспокойный, забиячливый, бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию, обидам.  Буйный ум, кичливый, возносящийся выше пределов своих. Буйный народ, самовольный; буй воевода, храбрый;  буен во хмелю, буянит, шумит. Буйная голова, беспокойная; в сказках и песнях горькая, горемычная,  бесприютная. Некуда приклонить буйной головушки. Расчесали буйну голову, заплели русу косу, о невесте.  Честное слово и буйну голову смиряет. В древнем: буйтур, храбрый и ярый, будто соединены названия двух  видов быка: буйлы и тура. ТУР м. ­ ТУР м. стар. дикий бык, ныне зубр, уцелевший у нас только в Беловежской пуще (гроднинск.) и за  Кавказом; встарь он водился почти повсеместно и нередко поминается в летописях. Храбр бо бе, яко и тур; Буй  тур Всеволод; также в духовной Мономаха. В самом его имени – необузданная сила и мощь. Тур – дикий бык,  излюбленный персонаж народной поэзии, откуда он как символ мужества, видимо, и попал на страницы  древнерусских воинских повестей. В Ипатьевской летописи князь Роман Мстиславович характеризуется – «яко  туръ». В начале создания образа Всеволода звучит ласковая речь и предводителю похода: «один братъ, один светъ  светлый ты, Игорю…». Здесь звучат и нежность, и родственная гордость, и понимание общих интересов.  Характеристика Всеволода автором полностью совпадает с описанием князя в Ипатьевской летописи, где  говорится о том, что в Ольговичах всех он был удалее, отличался добротой и мужественной доблестью. Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам. В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов возникала внезапно. Как показывают  археологические раскопки, там некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали  поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала Всеволода нисколько не  гиперболизировала боевые свойства курян. В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося.  Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не  поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовскомзлатом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена  Всеволода – это символ мира. После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода упрекает киевский князь за выступление  необдуманного против степи, которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка имя  Всеволода исчезает, его роль – храброго рыцаря – художественно исчерпана. Этот образ показал трогательную любовь братьев, воинов – содругов. Всеволод называет Игоря «свет светлый», сражался доблестно под его  знамёнами. И Игорь опадает в плен, пытаясь спасти Всеволода. В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь  именно дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко страдавшей от распрей: сын шёл  войной на отца, брат – на брата. Если бы так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы  приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя­ воина ­ не только привычное  понятие о силе и доблести, но и образ­символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей  древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая веру в возможность преодолеть  рознь, добиться национального единства. Фольклорные мотивы: Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы  мечами харалужными. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах  богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и  подвиги их дружины. Позднее собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII­ XX в., т.е.  богатырь уже один без войска. Буй­тур Всеволод действует не один, а с помощью дружины, в былине же Илья  действует один. Рыцарская эмблема: бык, обладающий сказочной силой (слайд №16). Сообщение 3­й группы (слайды №№17­18). Вопросы к 3­й группе:  Почему Святослав Киевский назван в произведении отцом Игоря и Всеволода?  Почему сон «Слова» назван «вещим»? В чём заключается символический смысл выражений «чёрной  паполомою», «на кровати тисовой», «синее вино», «крупным жемчугом», «доски без князька», «вороны  граяли»?  Почему речь Святослава Киевского, обращённая к русским князьям, ­ «золотое слово»?   Какие князья упомянуты в нём? Какое значение имеет «золотое слово» Святослава в идейном звучании памятника, в историческом  контексте своей эпохи?  Рыцарская эмблема…  Сочинение про героя. Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки отмечают, что Святослава поэт рисует  князя во всем блеске парадного величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский  князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века исторической славы. Святослав  Всеволодович Киевский по отношению к младшим князьям – глава, сеньор, отец. Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная  символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством  узнавания тайн. Ведь в пору сна ­ так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире,  недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино,  жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы,  примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья. Святослав, выслушав бояр ­ мужей, как и подобает старейшему, произносит «златое слово», укоряет Игоря и  Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь  прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава светится  неотступно авторская мысль о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и  немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну,  воздействовать словом на тех, кто имел власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом  повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха.Рыцарская эмблема: серебряные седины – аллегория мудрости Святослава Киевского. Сообщение 4­й группы Звучит из оперы «Плач Ярославны», нужно узнать персонажа поэмы. Прочитать сочинение о Ярославне.  Вопросы к 4­й группе (слайд №19). Какое место занимает в сюжетно ­ композиционной системе «Слова» плач Ярославны? Как автор произведения использует устно­поэтическую традицию в создании образа жены князя Игоря?    Особенности изображения «войны» ­ «мира» в этом фрагменте «Слова».  Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князем Игоря, русскими жёнами,  русской природой, Русской земли).  Сочинение о Ярославне.  Рисунки, посвящённые Ярославне (слайды №№20­21). Совсем другую особую группу составляют женские образы «Слова». Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о  доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о  своих воинах. Народнопесенный характер носит и плач Ярославны – юной жены Игоря. Замечательно, что  Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах.  Противопоставление войны и мира, воплощённого в образе русских женщин, особенно ярко в лирическом  обращении автора «Слова» к Всеволоду Буй­Туру, напоминая о жене его. С Ярославной не может даже тягаться Игорь. О ней охотнее всего пишут поэмы, её изображают живописцы, она вдохновляет поколения композиторов.  Для читателей ­ героиня любимая. Ярославну нельзя не любить. Её речь, обращённая к природным силам, по  литературной форме – плач ­ заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся  солнцу. Всё в мифическом разговоре Ярославны со стихиями от устного творчества: и обращения, и вопросы, и  просьбы, и причитания. Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле ­ реке, чтобы исцелить им кровавые раны  Игоря. Дунай от Путивля далёк. Дунай – это река детства, на ней сидел отец её, Осмомысл Галицкий. Этот  мотив тоже распространён в фольклоре. В пору Вов известная Владимировская сказительница Елена  Васильевна Волкова мечтала, что, сыскав раненых сыновей, она «волосами своими оттёрла бы их». Автор вложил в уста Ярославны обращения – заклинания к ветру, реке и солнцу. У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру  Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою  дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды. Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти  нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды:  ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями. Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом  воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена. Ещё Островскому, когда писал весеннюю сказку «Снегурочка», пришлось наблюдать, как крестьяне ходят в  Ярилину долину и приветствуют появление солнца радостными криками. То легко понять, как сильно было  язычество во времена Игоря и Ярославны. Сообщение 5­й группы     (слайд №22). Вопросы к 5­й группе:  Сквозные образы в «Слове».  Фольклорные мотивы этих персонажей. Осмомысл Галицкий – отец Ярославны. Никто из князей не удостоился такой парадной, пышной,  торжественной характеристики, как могущественный властитель богатого Галицкого княжества, находившего в  Прикарпатье.Другой известнейший герой произведения – Всеслав Полоцкий. Автор вспоминает давно жившего князя для  того, чтобы сказать его потомкам о судьбе их деда. Рассказывается своего рода новелла­притча. Всеслав  Полоцкий в народной памяти слыл чародеем. В «Слове…» он действует не только как князь, но и как сказочный  оборотень, умевший превращаться в зверя. Фёдор Буслаев сопоставляет Всеслава с образом старинных сказок – Китоврасом, который днём царствует над  людьми, а ночью обращается зверьём Китоврасом и царствует над зверьми. Его оборотничество стало вечным  достоянием фольклора. Обвинительный приговор ему объявляется не за чародейство – ведь и рождён он был  чародеем ­ от судьбы не уйти невозможно. Кара постигает хитрого за то, что участвует в княжеских распрях. Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который  именуется Гориставичем. Он был виновником многих междоусобиц и своё прозвище ­ кличку вполне заслужил. Автор ­ превосходный знаток степняков, их быта и обычаев. Лаконичными, но выразительными штрихами  запечатлён Овлур – восточный «положительный» герой поэмы. Высказывается предположение, что Овлур был  родом из Кавказа и находился в плену так же, как и Игорь. Как степняк мог решиться на это: ведь бегством он  обрекал семью и весь род на гибель и истребление – таков был обычай. Другие половцы в поэме действуют не как экзотические герои. Они враждебны русским воинам, они язычники,  поганые, но они люди. Фольклорные мотивы: Богатыря напоминает и Всеволод Буй­Тур и Осмомысл Ярослав, когда бросает тяжести за облака. Встречаются  и фольклорные эпитеты (чистое поле, серые волки, острые мечи, синее море и т.д.). Автор «Слова» творит в  формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу. Сообщение 6­й группы   персонажа).   (слайд №23). (Звучит отрывок из оперы, посвящённый Бояну, задание: угадать  Вопросы 6­й группе:   Что известно о Бояне и героях его произведений из текста «Слова»? Почему автор обращается к  поэтическому наследию Бояна и как использует эту традицию? Каковы функции вступления в «Слове», и его роль в общем идейно­художественном замысле  произведения? Особняком в «Слове» стоит образ певца – поэта Баяна. Отношение к нему автора сложное и противоречивое.  При всём своём уважении к славе и величию Бояна, автор относится к нему с лёгкой иронией, подчёркивая  непреемленность для себя его «старых словес». Этот образ нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование «былинам сего времени» –  действительным событиям. Он нужен автору, чтобы указать на правдивость своего произведения; в нём отчасти  выразился отказ от традиционного восхваления князей. Автор относился к князьям и Бояну не отрицательно и не положительно. Но его произведение не «слава», «не  хвала», князьям, хотя сам он следует традициям хвалебной поэзии Баяна. (Рисунок учащегося – слайд №24) IV. Подведение итога: В «Слове» мы пронаблюдали необыкновенную чуткость автора к человеческому страданию, его большое и умное сердце не могли не привлечь его к народному горю – к бедствиям трудового русского населения.Благодаря  народности и гуманизму произведения «Слово о полку Игореве» живёт и для нас, продолжает волновать нас до  сих пор. V. Домашнее задание: На следующем уроке мы проанализируем жанр «Слова», поговорим об образе Русской земли, о жизни «Слова» в литературе нового времени. Позанимаемся творческой работой: поищем мотивы «Слова» в произведениях  русской литературы (стихи в учебнике). Презентация к уроку ­

Посмотрите также