Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
План:
1 Понятие «музееведение»
2 История музеев мира.
3 Социальные функции музея
4 Классификация и типология музеев
5 Основные понятия музееведения
6 Экспозиция музея
7 Основные формы культурно-образовательной работы музеев
1. В 1877 г. директор дрезденского музея «Зеленый свод» Дж. Грессе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению», а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья «Музеология как наука». В российской традиции аналогом является термин «музееведение».
Существуют следующие подходы к музееведению:
музееведение – самостоятельная научная дисциплина;
музееведение – теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;
музееведение – сумма методических и технических приемов музейной деятельности.
Структура музееведения
История и историография исследуют теорию появления музеев, их функционирование в различныхЦель: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
Задачи:
• закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;
• развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
• воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.
План:
1 Понятие «музееведение»
2 История музеев мира.
3 Социальные функции музея
4 Классификация и типология музеев
5 Основные понятия музееведения
6 Экспозиция музея
7 Основные формы культурно-образовательной работы музеев
1. В 1877 г. директор дрезденского музея «Зеленый свод» Дж. Грессе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению», а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья «Музеология как наука». В российской традиции аналогом является термин «музееведение».
Существуют следующие подходы к музееведению:
музееведение – самостоятельная научная дисциплина;
музееведение – теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;
музееведение – сумма методических и технических приемов музейной деятельности.
Структура музееведения
История и историография исследуют теорию появления музеев, их функционирование в различных
18022012191716410.doc
Сокольчик М.Н.
Урок краеведения «Откуда город берет начало?» 2 класс.
Тип урока: введение новых знаний
Задачи:
1. Образовательная задача:
1. формирование понятия «город»;
2.
знакомство учащихся с историей (основанием) города Перми;
3. формирование умений владеть приемами устной речи, приемами работы с учебной
литературой, словарями.
2. Воспитательная задача:
Воспитание нравственных ценностей (любви к своему городу)
3. Развивающая задача:
Развитие речи, памяти, мышления, сенсорной сферы личности (восприятие внешнего мира
через органы чувств), эмоционально волевой (чувства, воля), потребностно мотивационной
областей.
Оборудование:
учебное пособие Князевой Н.А. «Маленький пермяк»;
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова;
«Этимологический словарик русского языка» О.Д. Ушакова;
мультимедийная презентация
План урока:
Приемы и методы
Время (мин)
№
Этап урока
Организационный
момент.
Целеполагание
Формирование понятия
«город»
1.
2.
3.
4.
Диалог с учащимися
Классификация понятий «деревня»,
«город».
Составление схемы
Работа с этимологическим и толковым
словарями
Объяснение понятий.
3 мин.
4мин
4мин
4мин
4мин
3мин
4мин
6мин
Знакомство с историей
основания города
Рассказ учителя. Объяснение материала.
Диалог с учащимися
Работа с учебным пособием.
Рисование. №
Этап урока
Приемы и методы
Время (мин)
Подведение итога
5.
Рассказы подготовленных учеников
Рекомендация книги для дополнительного
чтения.
Формулировка выводов по изученному
материалу.
Рефлексия.
4мин
4мин
Домашнее задание: рассказать об основании города Перми.
№
1.
2.
3.
Ход урока:
Деятельность учителя
Настроить учащихся на работу стихотворной строчкой:
«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок».
Деятельность ученика
Настрой на работу.
Сегодня наш урок мне хотелось бы начать со строчек
А.Л. Барто.
«Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когдато
Наш город поднялся». [9.17]
Почему я урок начала с этих строчек?
Тема нашего урока «Откуда город берет начало?»
/показ слайда 1/
Какую цель мы можем поставить перед собой на уроке?
Для чего нужно знать историю своего города?
Для достижения цели, на уроке решаем следующие
задачи: (совместно с учащимися формулируются задачи)
Уточнить понятие «город»
Узнать, когда, где и как появился наш город.
Кто был основателем нашего города.
/показ слайда 2/
Учитель предлагает учащимся задание на классификацию
понятий «город» и «деревня». /показ слайда 3/ [10.72, 82,
98]
Посмотрите на картинки. Разделите на две группы. По
каким признакам вы разделили?
Сегодня на уроке мы
будем говорить о нашем
городе, о том, как он
появился, о его истории.
Узнать
историю
основания нашего города.
Ответы учащихся.
Учащиеся
классифицируют
предметы (В одну группу
относят картинки с
изображением города, в
другую группу картинки с №
Деятельность учителя
Назовите признаки отличия города и деревни.
Деятельность ученика
изображением деревни)
Заполните таблицу. /слайд 4/
Город Деревня
Поработайте с этимологическим и толковым
словарями.
Как появилось слово «город»»?
Найдите объяснение значения слова «город» в толковом
словаре.
Проверка выполнения задания
Уточнение и обобщение высказываний
Итак, город – это крупный населенный пункт. Что
значит крупный?
Что значит административный?
Город:
(высотные
здания, в домах отопление,
в городе есть фабрики и
заводы, много учебных
заведений (есть институты,
университеты), много улиц
(есть шоссе, проспекты)
…)
Деревня:
люди
(дома в
небольшие
в домах
заняты
основном
деревянные,
печки;
сельским хозяйством…)
Работа с этимологическим
и толковым словарем.
(можно предложить одним
учащимся поработать с
этимологическим,
а
другим с толковым
словарем)
Из
«Слово
«город»
существовало еще в
общеславянском языке –
гордъ.
него
образовалось и болгарское
град, и наше полногласное
город.
Древнейшим
значением, повидимому,
было «ограда», а потом
уже и «обнесенный
частоколом
поселок».
[7.89]
«Город
населенный
административный,
торговый, промышленный,
культурный
центр».
[6.136}
крупный
пункт,
С большим количеством
жителем.
система
Развитая
управления;
развита
система транспорта, много
учебных заведений…
Что значит промышленный?
Что значит культурный?
Много фабрик, заводов;
Есть театры, музеи…
Город Пермь – большой и №
4.
Деятельность учителя
Как называется наш город? Что вы можете рассказать о
нашем городе?
Нашему городу 289 лет. Назовите год основания
города.
Тогда, в 1723 году город был таким же, как сейчас или
другим? Ваши версии.
Рассказ учителя.
Закройте глаза и представьте… Когдато давнымдавно
на том месте, где сейчас раскинулась Пермь, шумела
вековая тайга. По тайге текла маленькая речка Егошиха,
торопилась повстречаться с большой рекой Камой. В
Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял. Особенно
много в этих местах было много медведей.[2.9]
Какую картину вы представили? Что вы бы
нарисовали? /Показываем слайд 5/
Что обозначает слово «Егошиха»? Откройте учебные
пособия на с.9, прочитайте первый абзац текста и найдите
объяснение этого слова.
Продолжение рассказа.
Облюбовал место при впадении реки Егошихи в Каму
крестьянин Брюханов. Поставил избу. Потом пришли на
эту землю другие крестьяне. Построили свои избы,
получилась деревня. Назвали ее Брюхановкой. Почему?
Закройте глаза и представьте себе избу крестьянина
Брюханова. Откройте глаза, возьмите карандаши и
нарисуйте то, что представили.
Покажите и расскажите о том, что у вас получилось.
Рассказ учителя.
По переписи 1678 года в деревне было уже 7 дворов, в
Деятельность ученика
красивый город. В нем
много парков, скверов,
театров, музеев. В городе
Перми широкие улицы. По
ним
много
транспорта.
ходит
С помощью учителя
определяют
дату
основания города – 1723г.
Высказывания детей.
Создание образа.
Густой лес, в котором
водятся
медведи,
маленькую речку Егошиху,
большую реку Каму.
Работа
с
пособием
пермяк»
учебным
«Маленький
Слово «Егошиха» с
комипермяцкого языка
переводится
как
«межвежий лог» (ег – лог,
ош медведь)
Восприятие
учителя.
рассказа
В честь
поселенца.
первого
Творческая работа.
Рисование.
Рассказы детей.
Восприятие
учителя.
рассказа №
Деятельность учителя
Деятельность ученика
которых проживало «28 душ мужского пола, в основном
фамилии Брюхановых, Верхоланцевых, Федотовых». [9.59]
И оставалась бы Брюхановка деревней, но в мае 1723 года
начали здесь строить медеплавильный завод. [2.9]
Как вы думаете, почему?
Что произошло с деревней Брюхановкой с началом
строительства завода?
Вокруг завода стал расти поселок – Егошихинский
горный городок.
Выбирал место для завода и поселка, составлял планы
застройки капитан артиллерии Василий Никитич Татищев.
Что это был за человек? /показ слайда 6/
из
Были открыты залежи
медного песчаника (это
руда,
которой
выплавляют медь). России
нужна была медь. Медь
шла на литье пушек, на
чеканку монет,
на
изготовление посуды
Деревней ее назвать уже
было нельзя, так как
заводы строятся в городах.
произведен
Рассказ подготовленного
ученика:
Василий Никитич Татищев
был сподвижником Петра
I. Невысокий, худощавый,
«на ногу скор, в решениях
тверд, нравом горяч, смел
и неподкупен был Василий
Никитич
Татищев.
Семнадцатилетним
юношей поступил он
простым солдатом в
драгунский полк. Воевал
со шведами, за храбрость
был
в
офицеры. Позднее Петр
отправил Татищева В
Германию изучать горное и
литейное дело. Вдали от
родины молодой офицер
провел два с половиной
года. Учился иностранным
языкам,
осматривал
плотины,
фабрики,
оружейные
склады,
спускался в родники. Жил
скромно, а все деньги
тратил на книги. В Россию
огромную
он привез
библиотеку.
Татищев
любил Урал, изучал его и
много сделал для его
развития.
Василия
Татищева
Никитича №
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Как строили медеплавильный завод?
/показ слайдов 7,8/
5.
считают
основателем
Перми. В нашем городе
ему поставлен памятник.
[4.75]
Рассказ подготовленного
ученика.
Жаркой была весна 1723
года на речке Егошихе.
Как только сошел лед с
Камы, в устье Егошихи
стали подходить барки,
груженные добром и
людьми. Плыли они по
Сылве и Чусовой из
самого Кунгура.
Долина
Егошиха
наполнилась перезвоном
плотничьих
топоров,
визгом и скрипом телег.
Падали наземь деревья.
Ухала чугунная баба
(ударная
часть
механического молота),
забивая первые сваи под
заводскую плотину.
Меньше чем за год были
построены
плотина,
амбары для руды и
провианта, плавильня с
шестью печами,
две
заводская
кузницы,
кантора
двумя
светлицами для приезда
начальников, [5.93]
дома для работных людей..
Заводская площадка была
обнесена палисадом с
бастионами. [3.19]
До нас не дошли фамилии
первых строителей завода,
известно только, что это
были
крепостные
крестьяне Кунгурского
уезда. [9.60]
с
О строительстве егошихинской плотины можно
Ответы учащихся. №
Деятельность учителя
Деятельность ученика
прочитать в книге Л. Юзефович «Рудознатцы».
Наш урок подходит к концу. Вернемся к нашим
поставленным задачам. Удалось ли нам их решить сегодня
на уроке? /показ слайда 2/
Какие еще знания вы получили на уроке?
Вот таким был наш город в 1723 году. Сегодня город
Пермь – столица Пермского края. Как развивался наш
город? Как возникали улицы, появлялись учебные
заведения, строились здания? Об этом мы будем узнавать
на следующих уроках.
Дома рассказать об основании города Перми.
Список используемой литературы:
1. Князева Н.А.. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь,
Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь, 1999
2 Князева Н.А. «Маленький пермяк»; Пермь, «Книжный мир», 2005.
3. Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997
4. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: странички далеких и близких времен. Методическое
пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2003
5. Горбацевич, Н.В. Шатрова. Прикамье: странички далеких и близких времен. Методическое
пособие для учителя. – Пермь, «Книжный мир», 2005.
6. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. – Москва, «Азъ», 1995
7. Ушакова О.Д. Этимологический словарик русского языка. – СанктПетербург, «Литера», 2005
8. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
– Москва, Элизе Трейдинг, 2002.
9. Пермь. Путеводитель. – Пермское книжное издательство, 1986
10. Баранников И.В., Варковицкая Русский язык в картинках. – Москва, Просвещение, 1982
«Герой моего края»
«Герой моего края»
«Герой моего края»
«Герой моего края»
«Герой моего края»
«Герой моего края»
«Герой моего края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.