Представлен дополнительный материал к уроку музыки на тему Герой рок-песни
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 9 класс.
Наверное, не будет ошибочным утверждение, что авторы рок-песен выражают в своём творчестве собственные взгляды на мир, собственные чувства и идеалы.
–в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
Герой рокпесни
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В.
Алеева, 9 класс.
Мы все поём о себе. О чём же нам петь ещё?
(Б. Гребенщиков, рокмузыкант)
Наверное, не будет ошибочным утверждение, что авторы рокпесен выражают
в своём творчестве собственные взгляды на мир, собственные чувства и
идеалы. Можно сказать, что, несмотря на различия жизненного опыта,
творческих подходов и т. д., музыкантами был создан обобщённый образ
«героя нашего времени» возможно, несвободный от ошибок и заблуждений,
но в то же время обаятельный и живой.
Не случайно этот вид музыки так заразителен; он способен собирать
многотысячные стадионы слушателей, которые никогда не бывают
безучастными. Слушатели рока это самая активная аудитория, которая во
время концертов может шуметь, петь, кричать, танцевать и свистеть. Всё это
составляет неотъемлемый звуковой фон рокконцерта.
Этот своеобразный «звук» одновременно является причиной неприятия рок
музыки определённой частью общества неприятия, сопровождавшего её на
протяжении всей истории. Однако такое явление имеет вполне попятную
причину: ведь рок позволяет самовыражаться не только музыкантам,
играющим на сцене, но и всем, кто пришёл на их концерт. Активность
слушателей это род соучастия в общем деле, своего рода обмен ценностями.
Исполнение рокпесни в гробовой тишине, перед рядами чинных слушателей
даже представить невозможно.
С этим связан и поиск своего героя в этой культуре человека, непохожего на
всех и вместе с тем близкого и попятного многим. Для определённой части
молодёжи рокпесни стали своего рода нравственным ориентиром,
определённой школой воспитания.
Кто же он, герой рокпесен? Он многогранен, многолик, в его мыслях, словах и поступках отражается
целый мир современного человека. У него
активная жизненная позиция, он
задумывается о проблемах жизни и смерти,
добра и зла, войны и мира.
Группа «Круиз» на сцене
Ему интересны другие люди, их характеры,
проблемы общения. Его мучает отчуждение и
непонимание между людьми. Иногда он –
просто мечтатель, романтик, исповедующий
искренние чувства в дружбе, любви,
отношении к миру.
Приносит новый день свои слова.
Так было, есть и будет неизменно:
Бездумная приподнятость мертва,
Гражданственно лишь то, что современно.
И сколько звонких фраз ни напиши,
От звонкости ума не прибывает.
В эпоху становления души
Гражданственно лишь то, что задевает...
(«Круиз»)
Из высказываний о рокпесне
«Решающее преимущество рокпесни заключается в том, что для автора её не
существует двойной морали, двойных ценностей – для себя и для публики. В
рокпесне выражается важная лично для себя проблема, искренне, личностно
воспринятая певцом. Эта песня есть сама результат потребности реализовать
искреннее отношение к миру молодёжного сообщества»
(С. Катаев, социолог)
Но нередко герой рокпесен это своего рода «лишний человек». Он не
вписывается в общую картину окружающей жизни, в которой быть бездарным
более комфортно, чем быть талантливым, в которой царят фальшивые
отношения без искренности и тепла. Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.
Ты не можешь здесь спать.
Ты не можешь здесь жить.
(В. Цой. Последний герой)
Виктор Цой
В таком мировоззрении заключается
принципиальное отличие рока от советских вокальноинструментальных
ансамблей (ВИА), таких как, например, «Поющие гитары», «Самоцветы»,
«Песняры» и др., официально работавших при концертных организациях и
исполнявших нередко весьма талантливо вполне «политкорректный»
песенный репертуар.
Конечно, в музыкальном отношении иногда трудно провести чёткую границу
между рокисполнителями и артистами ВИА, однако всё же это были
совершенно различные направления, с собственными приоритетами и
ценностями.
Кроме того, как отмечает известный музыкант Алексей Козлов, «одним из
главных отличительных признаков рокгрупп по сравнению с эстрадными
гитарными ансамблями (ВИА) является то, что авторами текстов, музыки и
оркестровки выступают сами исполнители. Это создаёт особую атмосферу
сплочённости, стилистического единства и смысловой целенаправленности.
Поэтому весьма важным принципом существования рокгруппы стало
относительное равноправие всех её членов, что обеспечило успешность
метода коллективного творчества. Об этом говорят ещё и те факты, что у
подавляющего большинства рокгрупп в названии нет имени руководителя.
Каждая группа придумывала себе особое название. Если в интервью с
известными рокгруппами журналисты пытались выяснить, кто же у них
главный, то обычно ответа не получали».
Рок, как и авторская песня, долгое время существовал полулегально. «Когда
из жизни уходят Вера, Надежда, Любовь, единственным пристанищем
становится андеграунд» эти слова Мэда Майка, идеолога объединения
«Underground Resistance» (США), были девизом нескольких поколений как на
Западе, так и в нашей стране. Однако неверно думать, что рокмузыканты были какимто особенным
политическим или общественным движением. Политическая атмосфера,
сложившаяся вокруг этого направления, в значительной степени была
результатом запретов и общественного неодобрения. Многие из тех, кто
пришёл к року, просто мечтали стать музыкантами, играть любимую музыку,
сочинять песни. Для них музыка была способом рассказать чтото важное о
себе, о своём времени. Приобщение к роккультуре нередко было итогом
поисков самореализации – через творчество, исполнительство, общение.
Среди авторов рокпесен было немало талантливых: А. Макаревич, Ю.
Шевчук, С. Намин. Наряду с мягкими и очень лирическими песнями,
например исполняемыми группой «Цветы» (руководитель С. Намин),
создавались и жёсткие, резкие, с ярко выраженной позицией. Соответственно
в такой песне усилилась роль текста таковы, например, песни группы
«Машина времени» (руководитель А. Макаревич). Известный музыкальный
критик А. Троицкий назвал Макаревича «первым и потому наиболее
влиятельным дизайнером своеобразной словесной школы советского рока».
Послушайте песню А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас». Как и
все убедительные образцы рокпесни, в ней полноценный поэтический текст
органично сочетается с музыкой. Речитативный и даже декламационный
характер мелодии отнюдь не превращает её в песнюлозунг, несмотря на явно
присутствующую мораль: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Эта
песня воспринимается скорее как выражение этических убеждений героя.
Важно и то, что манера исполнения песни, напоминающая рассказ о
действительном событии, предполагает наличие собеседника. Им становится
слушатель, который не просто воспринимает песню как художественное
произведение, но занимает активную позицию по отношению к рассказанному
событию.
Вот море молодых колышет супер басы,
Мне триста лет, я выполз из тьмы.
Они торчат по рейв и чемто пудрят носы,
Они не такие, как мы.
И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь:
Я видел эту жизнь без прикрас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас. Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык;
Был каждый день последним из дней
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг
Мир оказался прочней.
Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
Ты брал свои вершины не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл:
Ни дома, ни друзей, ни врагов.
И жизнь его похожа на фруктовый кефир,
Видал я и такое не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Пусть старая джинса давно затёрта до дыр,
Пускай хрипит раздолбанный бас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды мир прогнётся под нас.
В 90е годы ХХ века наиболее популярными были такие группы, как «Мумий
тролль», «Сплин», «Кино». Это был всплеск интереса к рокмузыке, своего
рода новая волна. Сопутствовавшие этому бурные политические события 90х
ещё раз напомнили о глубокой взаимосвязи рокмузыки и тех социальных
условий, которые её во многом рождали. Не случайно трагическая смерть В.
Цоя лидера группы «Кино» стала подлинным потрясением для сотен тысяч
его слушателей, вызвав настоящее общественное движение по увековечению
его памяти. Примечательно, что памятники Цою носили неформальный
характер это были лозунги на стенах домов, заборах и т. д., однако масштаб
их распространения был огромен практически вся страна.
С течением времени рок из полу запретного искусства постепенно стал
превращаться в модную музыку. Из него почти исчезли мотивы бунта или проявления особой позиции, отличной от мнения большинства. Образ героя
рокпесен стал потихоньку тускнеть, терять актуальность. Наступили иные
времена.
Это существенно повлияло на качество рокмузыки и особенно рокпоэзии
главных составляющих этой культуры. Рок в значительной степени стал
функционировать как вид музыки, сочетая в себе разнообразные музыкальные
традиции и влияния. Сейчас, когда говорят об истории роккультуры,
нередко можно услышать ностальгические ноты. Прежний герой постарел, у
нового другие идеалы. Какие именно покажет время.
Из высказываний о будущем рокмузыки
«В начале 90х годов в прессе, в высказываниях критиков, попбизнесменов и
музыкантов можно было встретить прямо поставленный или скрытый вопрос:
«А существует ли ещё рок, и если существует, то каков он и есть ли у него
будущее?» Вопрос этот, конечно, чисто риторический, хотя бы потому, что у
каждого нового поколения, как выяснилось, свой рок... Каждое молодое
поколение, очевидно, всегда будет называть этим словом свою музыку,
являющуюся наряду с жаргоном, манерой вести себя, одеваться или
причёсываться средством самоутверждения в мире взрослых, в мире
родителей, более того средством протеста и противопоставления себя этому
миру» (А. Козлов, музыкант).
* Риторический (вопрос) вопрос, ответ на который заранее известен или на
который даёт ответ сам спросивший.
Вопросы и задания:
«Рок это не просто музыкальное направление, это молодёжная культура,
средство общения молодёжи, зеркало общества. Он изначально создавался как
способ самовыражения молодёжи, бунт и протест, отрицание и пересмотр
моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей
истории рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как
средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего
поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и
пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нём выросло сегодняшнее
взрослое поколение, но всё же перед ним сегодня встают такие же проблемы,
как и в начале его пути: непонимание и отвержение». Мы привели
высказывание музыканта А. Кудрина, характеризующего рокмузыку как одну из форм противостояния отцов и детей. Согласен ли ты с этим выводом? Есть
ли, на твой взгляд, у рокмузыки другие функции?
Знаком ли ты с историей рокмузыки? Кто из рокмузыкантов прошлого мог
бы, потвоему, стать образцом для молодых музыкантов? Почему? Объясни
свой ответ.
Верно ли утверждение, что сейчас рокмузыка стала другой и по идеологии, и
по музыкальным характеристикам?
Какие темы рокпесен можно отнести к самым главным темам этого
музыкального направления?
В чём, на твой взгляд, состоит отличие рокгруппы от ВИА?
Послушай песни А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас», Ю.
Шевчука «Родина», «Осень», В. Цоя «Звезда по имени Солнце», «Хочу
перемен». Охарактеризуй главные особенности произведений поэтические,
музыкальные, исполнительские.
Подготовь сообщение на одну из тем: «Рокмузыка сегодня», «Рокмузыка в
моей жизни», «Герой современных рокпесен», «Рокмузыка и проблема отцов
и детей», «Отцы» и «дети» рокмузыки». Продумай музыкальное
сопровождение к своему сообщению.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/geroyrokpesni
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Герой рок-песни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.