№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
LESSON PLAN № _____
Топ Группа group В41
Дата___________________________________________________________
Пәні Дисциплина Discipline: «Основы педиатрии»
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: __________________________________________________
The theme of the lesson:
Сабақтын түрі
Вид занятия:
occupation _____________________________________________________
Сабақ мақсаты
Цель занятия:
Purpose of the lesson____________________________________________
Образовательная:
Educational:______________________________________________
Развивающая:
developmental:___________________________________________
Воспитательная:
educational:______________________________________________
Пәнаралық байланыс Межпредметные связи Interdisciplinary connections :
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал
Visual AIDS, handouts textbooks, lecture material, handouts
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ/ LESSON PROGRESS
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть:
Organizational part приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного материала:
Survey and verification of the passed material: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу
3. Жаңа тақырыпты зерделеу
Изучение нового материала/ Learning new material
ЖОСПАР / ПЛАН/Plan
4. Нығайту
Закрепление нового материала/ Consolidation of new material: работа по учебнику.
5. Үй тапсырмасы:
Домашнее задание/ Homework: ___________________________________
6. Өзіндік жұмысы
Самостоятельная работа: работа по учебникам/ independent work .
7. Қорыту, подведение итогов занятия/ summarizing the lesson: выставление оценок с комментариями.
Оқытушы
Преподаватель/lecturer: Чапаксин И.В.
ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Гигиенические требования к оборудованию
К оборудованию детских дошкольных учреждений относят предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм, оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.
Оборудование игральных-столовых и групповых комнат
В игральных и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в группах:
• во второй группе раннего возраста и первой младшей группе, во второй младшей и средней группах — столы четырехместные и (дополнительно) столы двухместные трапециевидной формы;
• в старшей и подготовительной группах — столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки.
Стулья составляют со столом комплект, т. е. относятся к одной группе и имеют одну маркировку.
Во время занятий в групповой комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел бы возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за стола, не мешая соседу.
Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения — ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источников света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.
Кроме столов и стульев, в этих помещениях имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды.
Оборудование туалетных комнат
В туалетных средних и старших ясельных групп имеются два детских умывальника и один взрослый, один детский унитаз (все унитазы обязательно должны иметь сиденья — гигиенические накладки), слив, душевой поддон, полотенцесушитель; в туалетной младшей ясельной группы — один умывальник взрослый, слив, ванна, полотенцесушитель, в приемной и игральной устанавливается взрослый умывальник с локтевым смесителем.
В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских умывальника, три детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге, один полотенцесушитель. Душевой поддон используют для мытья ног, оборудуют его нижним кронштейном для душевой сетки. Дополнительно для мытья ног предусматривается лоток длиной 1,2 м с перфорированной трубой по длине лотка. Высота борта унитаза над полом равняется длине голени ребенка со стопой, а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами. Около унитаза устанавливают деревянные подножки соответствующей высоты, которые легко отодвигаются при уборке и просушке. Здесь обязательно наличие ящиков с туалетной бумагой и шкафов для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений. В старших и подготовительных к школе группах туалетные комнаты раздельные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, кран умывальника располагается на высоте уровня локтя согнутой руки ребенка, тогда при умывании вода не затекает за рукава.
В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка: полотенца, мыла, стаканчика с зубной щеткой, коробки с зубным порошком.
Оборудование приемной и раздевальной комнат
В приемной младшей ясельной группы должны быть пеленальный стол для детей (с дополнительным искусственным освещением), стол для размещения термометров, шпателей и предметов, необходимых при кормлении грудью (раствор борной кислоты, пинцеты, ватные тампоны и др.), умывальник, шкаф или вешалка для чистых халатов.
В приемной младшей и средней групп раннего возраста также стоят пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, столы и шкафы для персонала.
Основным оборудованием раздевальни является мебель для хранения верхней одежды: индивидуальные шкафчики высотой 120-135 см. В шкафчике, помимо места для пальто, вверху делается одна ячейка для шапок и шарфов, внизу — две ячейки: одна для галош, другая для чистых тапочек или ботинок. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка на 10-15 крючков.
В раздевальне должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см, зеркало с подзеркальной тумбочкой, в которой могут храниться щетки для чистки одежды и обуви. Чтобы дети могли видеть себя в зеркале во весь рост и следить за тем, аккуратно ли они одеты, его следует подвешивать на расстоянии от пола не более чем на 25-30 см.
Гигиенические требования к игрушкам и дидактическому материалу
Игрушка — важное средство ознакомления ребенка с внешним миром, поэтому необходимо, чтобы она радовала малыша и вызывала у него интерес, а значит, была хорошо выполнена технически и оформлена эстетически. Сюжет игрушки должен расширять кругозор ребенка, способствовать выработке ясного представления о природе и животных, о труде и быте человека.
С точки зрения гигиены воспитания далеко не безразлично, какой ассортимент игрушек предоставляется ребенку. При известных условиях она может причинить вред здоровью: привести к повреждению кожных покровов и заражению раневой поверхности, способствовать передаче инфекционных заболеваний или отравлению токсическими материалами, если они использовались при ее изготовлении.
Для изготовления деревянных дидактических пособий, игрушек и строительного материала требуется сухое дерево твердых пород (дуб, ольха, береза), так как мягкие породы (сосна, ель), а также сырое дерево твердых пород легко расщепляются и откалывающиеся от них мелкие обломки могут поранить ребенка. Чтобы предохранить детей от заноз и других повреждений, промежутки и швы между отдельными деталями игрушек тщательно заделывают, поверхность их зачищают и окрашивают стойкими нетоксичными красками. Игрушки, окрашенные клеевой или масляной краской, обычно покрывают двумя-тремя слоями прозрачного лака или натуральной олифы для образования на них прочной пленки.
Для детей первого года жизни наиболее гигиеничными являются игрушки, изготовленные из пластмассы и резины. На них почти не задерживаются микробы, они хорошо поддаются очистке и дезинфекции, имеют (особенно пластмассовые) устойчивую окраску. Составные игрушки (пирамиды, набор колец или формочек) должны иметь самый маленький элемент не менее 30 мм в диаметре, чтобы дети не могли их проглотить, засунуть в нос или уши.
Бумага и картон удобный и дешевый материал для изготовления игрушек. Такими игрушками дети охотно играют. Однако надо помнить, что в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки, находившиеся в пользовании детей, следует уничтожить (лучше всего сжечь). Игрушки, сделанные из папье-маше, в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них легко сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы.
Проблематичны в использовании мягкие игрушки. Они легко загрязняются и могут длительно оставаться источником инфекции, на них могут сохраняться и передаваться яйца остриц. В то же время лишить детей, особенно находящихся на круглосуточном режиме или в домах ребенка, мягких игрушек представляется неправильным с психологических позиций. В настоящее время выпускаются мягкие игрушки из синтетических материалов, которые можно стирать и подвергать дезинфекции влажными химическими средствами.
Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, свистульки, губные гармошки и др.) представляют значительную опасность в распространении среди детей инфекционных заболеваний и поэтому в детских коллективах не используются.
Щипковые, ударные и клавишные инструменты можно использовать в детских играх, однако необходимо помнить, что они создают повышенный уровень шума, который может значительно утомлять детей.
Оптические игрушки — фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др. — должны давать четкое, достаточно крупное изображение (высота букв не менее 2,75 см), не вызывающее напряжения зрения. Все игрушки, находящиеся в детском учреждении, необходимо регулярно очищать от пыли и дезинфицировать. Средства очистки игрушек не должны изменять их внешнего вида, оставлять стойких запахов. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в группы должны мыться в течение 15 мин проточной водой (температура 37°С ) с мылом и затем высушиваться на воздухе. Резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные и другие аналогичные игрушки нужно тщательно отжимать.
В дальнейшем игрушки в младшей ясельной группе следует мыть два раза в день горячей водой щеткой, мылом или 2%-ным раствором питьевой соды, в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах; затем — промывать проточной водой (температура 37°С) и высушивать. Игрушки для детей более старшего возраста необходимо мыть ежедневно в конце дня. Кукольная одежда и мягкие игрушки, подлежащие стирке, стираются по мере загрязнения. Мягкие игрушки ежедневно в конце дня дезинфицируют бактерицидными лампами, установленными на расстоянии 25 см, в течение 30 минут. Пенолатексные ворсованные игрушки обрабатывают согласно инструкции завода-изготовителя.
Гигиенические требования к освещению
Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее — перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом удаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения). Люкс — единица освещенности. Один люкс равен освещенности, полученной от одной международной свечи на расстоянии 1м. Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.
Для игровых и групповых помещений в городах России принята норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается 1:5 - 1:6. При площади групповой комнаты, равной 60-62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12-12,5 м2.
Световой коэффициент для остальных помещений, имеющих в основном подсобное значение, составляет не менее 1:8 за исключением
приемной и кабинета врача, где световой коэффициент допускается 1:4-1:5.
Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, является то, что они почти не пропускают ультрафиолетовых лучей. Так называемые увиолевые стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике строительства они не получили широкого распространения.
Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона — они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5-1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей воды, мыла и дезинфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают клеевой краской, потолки помещений белят.
Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра — прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода — удовлетворительной, и если только 1/3 — неудовлетворительной.
Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка и состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.
Гигиенические требования к составу воздуха
Воздушная среда помещений оказывает значительное влияние на здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.
Потребность детей в чистом свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений у них сочетается с высокой потребностью в кислороде. Поэтому необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.
Состав воздуха в помещении в результате длительного пребывания в нем детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и другие вещества, которые ухудшают самочувствие ребенка.
Органические вещества — аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород — выделяются человеком через кожу, ротовую полость и кишечник. Их в воздухе помещений тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Количество органических веществ особенно увеличивается там, где подсушивается плохо простиранное белье и пеленки, сырая одежда и обувь детей.
В помещениях постепенно изменяется и ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, тем самым качество воздуха ухудшается.
В процессе жизнедеятельности дети в окружающую среду выделяют значительное количество тепла и водяных паров, вследствие чего повышаются температура и влажность воздуха.
Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.
Чтобы загрязненность воздуха микробами в дошкольных учреждениях была минимальной, следует внимательно следить за состоянием у детей полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей. При разрушении зубов, воспалении слизистой оболочки рта (стоматит) или первых признаках заболевания верхних дыхательных путей: боль в горле, насморк, кашель — ребенка следует показать врачу, если надо, изолировать и провести лечение.
Все изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно с увеличением углекислого газа. Поэтому о качестве воздуха в помещениях принято судить по количеству содержащегося в нем углекислого газа. Установлено, что наиболее благоприятными для человека являются такие условия, при которых количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1%.
Естественный обмен воздуха в помещениях происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и за счет разности температуры, т. е. разности давления внутри помещения и снаружи. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы усилить его, осуществляют проветривание помещений через открытые окна, фрамуги и форточки.
Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже -20°С) проводится не более чем 2-3 мин во избежание переохлаждения помещения, при более теплой погоде — в течение 10-15 мин.
Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг оптимальной температуры.
Санитарное содержание помещений и участка
Чтобы в помещения проникало меньше пыли, дошкольные учреждения желательно строить вблизи зеленых массивов, при здании иметь озелененный участок, все дорожки, ведущие к дверям здания, залить асфальтом или замостить булыжником, кирпичом.
У входа в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно влажным способом при открытых окнах или фрамугах, с применением дезинфицирующих растворов.
Полы следует мыть не менее двух раз в день, один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют. Генеральную уборку всех помещений проводят ежемесячно и по эпидпоказаниям.
Столы моют горячей водой с мылом после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую используют однократно, затем прополаскивают и в конце рабочего дня кипятят в течение 15 мин. Чистую высушенную ветошь хранят в специальной маркированной посуде. Клеенчатые нагрудники моют горячей водой с мылом.
Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покрытия манежа следует мыть водой с мылом два раза в день (после обеда и в конце дня). В случае загрязнения фекалиями очищенные места дополнительно протирать чистой ветошью, смоченной в 1%-ном растворе хлорамина; использованную ветошь обеззараживают в 1 % - ном растворе хлорамина в течение 4 часов в специально выделенной для этой цели посуде. Ковры ежедневно чистят пылесосом, периодически выколачивают и протирают влажной щеткой.
Уборка мусора с участка детского учреждения должна производиться ежедневно утром за 1-2 часа до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок.
I. Закрепление пройденной темы урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Домашнее задание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.