ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

  • docx
  • 25.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мехнат.docx

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Каландарова Мукаррам Олимжоновна-Узбекистан, Туракурганский район школа № 3

Образованию детей и подростков отдают свои знания более 1 млн. учителей. Труд учителя относится к сфере деятельности, которая не участвует непосредственно в производственном процессе, но в то же время создаёт предпосылки для его нормального и эффективного функционирования. Какими наше общество и страна станут завтра, зависит от нравственного, духовного и интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Профессия учителя сегодня продолжает оставаться одной из наиболее массовых разновидностей умственного труда. Однако престиж профессии учителя падает, что во многом зависит от условий труда, заработной платы, отношения общества к учителю. Это приводит к уходу из системы образования квалифицированных специалистов, разрушению семейных педагогических династий, резкому старению преподавательского состава, отсутствию в школе преподавателей - мужчин. Поиск путей повышения эффективности труда работников образования при максимальном сохранении их здоровья требует достаточного объёма научных сведений, раскрывающих существо, содержание профессии и условий, в которых осуществляется повседневная работа.

Учитель общеобразовательной школы является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, эффективность которого определяется не только профессиональной компетентностью, но и во многом зависит от его психического и физического здоровья [114]. На это оказывают влияние специфические особенности труда учителя: нервно-эмоциональные перегрузки, творческий характер деятельности, постоянное напряжение внимания, низкая двигательная активность, вынужденная рабочая поза «стоя», большая нагрузка на голосовой аппарат, значительное напряжение зрительного анализатора [14, 51, 77, 99].

Специфика работы учителя начальных классов состоит в том, что он первым начинает закладывать в ученика основы умения учиться, эталоны поведения в школе, от чего во многом зависит успех обучения в последующие годы. В тоже время характер работы отражается на здоровье и в ряде случаев является одной из причин возникновения заболеваний: таких как болезни органов дыхания, системы кровообращения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, органов пищеварения [77].

Данные литературы свидетельствуют, что работ по изучению условий труда и быта учителей, состояния их здоровья крайне недостаточно, относятся они в основном к периоду 60-80х годов прошлого столетия и выполнены в школах г. Москвы и области. В этих работах были отмечены неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда учителей за счет повышения относительной влажности, содержания диоксида углерода зимой, недостаточного уровня искусственной освещённости в классах[49].

Кроме специфических особенностей труда на здоровье учителя, как и на здоровье других социальных слоев населения, влияет состояние окружающей природной среды, а её вклад в состояние здоровья (по данным ВОЗ [18]) составляет примерно 20%. Сегодня практически две трети населения России проживает на территориях, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам, все более остро ощущается недостаток доброкачественной питьевой воды, снижается количество и качество плодородных земель. Загрязнение окружающей среды населенных мест актуально для всех промышленно развитых регионов[38, 136].

Снижение уровня финансирования бюджетной сферы, в том числе образования привел к сокращению строительства новых школ, невозможности ремонта и реконструкции существующих, замены оборудования, мебели, обеспечения требуемых уровней освещенности и воздушно-теплового режима в классах. Кроме того, в последние годы произошло существенное изменение трудового процесса в школе, внедрение ряда инноваций в учебный процесс, а условия труда учителей остались те же, что и 20-30 лет назад.

Сегодня учителя начальных классов - профессиональная группа повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, вегето-сосудистой дистонии [72]. Они нуждаются в комплексном подходе к изучению своего труда, разработке эффективной системы мер по охране и укреплению здоровья.

Отсутствие работ по изучению труда учителя начальных классов, в том числе в г. Рязани и области, специальных целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятий по сохранению и укреплению их здоровья делают настоящее исследование актуальным.