Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Оценка 5

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Оценка 5
Лекции
doc
физическая культура
Взрослым
27.10.2019
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Необходимо рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
сообщение логвиненко.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. В.И. САФОНОВА» (Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ) Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов Автор: Логвиненко Л.В. 2014 г. Гимнастика   на   современном   этапе   сложилась   как   стройная   система методов   и   средств,   направленных   на   всестороннее   физическое   развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое   использование   гимнастических   упражнений   в   разных   звеньях системы физического воспитания.  Необходимо   рассмотреть   гимнастику   как   систему   физических упражнений,   применяемых   для   укрепления   здоровья,   гармоничного физического   развития   и   совершенствования   двигательных   способностей человека. I Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры   в   Китае,   Индии   и   у   других   народов   гимнастические   упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и   вечером.   Широко   известная   в  настоящее   время   система   гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они   служили   развлечением   во   время   народных   гуляний.   Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века. В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспита­ ния   людей   и   занимает   в   ней   важное   место.   Она   популярна   благодаря   ее доступности.   Наряду   со   сложными,   даже   очень   сложными,   упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых   разнообразных   простых   упражнений,   вполне   доступных   любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики,   которая   наряду   с   основными   средствами   физического воспитания,   такими,   как   игры,   спорт,   туризм,   призвана   содействовать укреплению   здоровья,   закаливанию   организма,   воспитанию   моральных   и волевых   качеств   человека,   восстановлению   его   физических   и   духовных возможностей. Гимнастика   занимает   важное   место   в   программах   физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой. Гимнастика   используется   как   средство   лечения   в   медицине, применяется   как   средство   оздоровления   в   домах   отдыха,   санаториях.   В последние   годы   в   нашей   стране   большой   популярностью   пользуется атлетическая   гимнастика.   Получает   все   большее   распространение профессионально­прикладная гимнастика. «Задачи  гимнастики   определяются  общей  целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных   отклонений   в   отдельных   органах   и   системах   организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно­сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. 2. задачи:   Образовательные     способствовать   всестороннему гармоническому   физическому   развитию,   воспитанию   силы,   гибкости, выносливости,   скорости,   ловкости,   координации   и   выразительности движений;   вооружать   учащихся   знаниями,   умениями   и   навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности. 3.   Воспитательные     формирование   коллективизма,   смелости, дисциплинированности;   воспитание   моральных   качеств:   решительности,   целеустремленности,   настойчивости,   упорства,   выдержки, ориентировки, инициативности».1   задачи: 2. Виды гимнастики и их классификация Все   великое   многообразие   гимнастических   упражнений   исторически сложилось   в   отдельные   виды.   Этот   закономерный   процесс   начался   еще   в прошлом   столетии.   В   1968   г.   на   Всесоюзной   конференции   по   вопросам гимнастики   были   рассмотрены   и   утверждены   три   группы   ее   видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление   оправдано   двумя   обстоятельствами.   Первое   связано   с   более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время.      Второе   —   с  необходимостью   научного   обоснования   дальнейшего развития   гимнастики,   создания   современной   теории   и   методики   ее практического применения. Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и 1 Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2-3. задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами. 1.1 Общеразвивающие виды  гимнастики К   общеразвивающим   видам   относятся:   основная,   гигиеническая   и атлетическая. «Основная   гимнастика   направлена   на   всестороннее   развитие   и укрепление   организма,   на   овладение   общими   основами   движений,   на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые   упражнения   (ходьба,   бег   в   различных   сочетаниях); общеразвивающие   упражнения   без   предметов   и   с   предметами;   вольные упражнения;   простейшие   упражнения   на   гимнастических   снарядах; акробатические   упражнения;   элементы   художественной   гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки».2 Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд разновидностей применительно к различным группам и возрастам занимающихся. Основная   гимнастика   для   детей   дошкольного   возраста   (3—7   лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной   осанки,   выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.   всестороннее   физическое   развитие, Учитель   должен   учитывать   физические   возможности   детей   данного возраста   и  весь   процесс   физического   воспитания   дошкольников   подчинять интересам нормального развития растущего организма.  Основная   гимнастика   для   детей   школьного   возраста   направлена   на общее   укрепление   и   развитие   организма   школьников,   формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности. В   связи   с   анатомо­физиологическими   и   психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода: а) младший школьный возраст—от 7 до 9 лет (I— III классы); б) средний школьный возраст—от 10 до 14 лет (IV— VIII классы); в) старший школьный возраст—от 15 до 16 лет (IX— Х классы). В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания. 2  Энциклопедический   словарь   юного   спортсмена   /     Сост.   И.Ю.   Сосновский,   А.М.   Чайковский.   –   М.: Педагогика, 1980. –  с. 104. Атлетической   гимнастикой   в   основном   занимаются   юноши   с   целью формирования   правильной   осанки,   гармонического   развития   мускулатуры всего   тела,   исправления   недостатков   телосложения.   Она   развивает   такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость. «Средства   атлетической   гимнастики   весьма   разнообразны.   В   ней широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и   с   предметами   (булавы,   палки,   набивные   мячи,   скакалки,   резиновые амортизаторы,   гири,   гантели,   штанга).   При   занятиях   могут   быть   также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой   ног   о   стол,   на   кровати),   а   также   на   снарядах   массового   типа   и гимнастических снарядах.3 Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения   с   предметами   сочетались   с   упражнениями   без   предметов. Упражнения   для   развития   силы   и   увеличения   объема   мускулов   должны сочетаться   с   упражнениями,   развивающими   ловкость,   быстроту   и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать   со   скоростно­силовыми,   а   различные   акробатические   и гимнастические упражнения — с бегом на короткие и длинные дистанции. Цель   гигиенической   гимнастики   —   укрепление   здоровья,   сохранение бодрости   и   высокой   работоспособности.   Из   всех   видов   гимнастики   гигие­ ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные   процедуры     и   самомассаж.   Ею   ежедневно   можно   заниматься самостоятельно   в   домашних   условиях,   руководствуясь   методической литературой,   которыми   обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.   советами   учителя   и   указаниями, Если ею заниматься систематически, она приносит большую пользу — укрепляет   организм   человека,   улучшает   работу   органов   кровообращения, дыхания   и   нервной   системы.   Она   особенно   полезна   лицам   с   ослабленным здоровьем   и   людям   пожилого   возраста.   Систематические   занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела,   формированию   и   сохранению   правильной   осанки,   повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы. В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для 3 Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982. –  с. 26. увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечно­сосудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом. Упражнения   гигиенической   гимнастики   методически   оформляются   в виде   комплексов   из   5—6   упражнений,   каждое   из   которых   повторяется несколько   раз.   Изменение   количества   повторений   позволяет   регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся. 1.2 Прикладные  виды гимнастики   Упражнения   прикладных   видов   гимнастики   решают   специальные задачи,   связанные   с   развитием   физических   и   морально­волевых   качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных целях. К   этой   группе относятся: профессионально­прикладная гимнастика; спортивно­прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика. «Профессионально­прикладная   гимнастика   имеет   своей   целью способствовать  развитию специальных двигательных  качеств и навыков, от которых   зависит   успешная   профессиональная   деятельность   человека.   Во многих   областях   современного   производства   от   человека,   кроме   общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества. Такая подготовка необходима, например, монтажнику­высотнику, строителю­высотнику, в профессиональных   училищах,   где гимнастические упражнения   различного   характера   (лазанье,   перелезание,   подтягивание, подъемы,   перевороты)   выполняются   не   в   обычных   условиях,   а   на возвышенности.   Занятия   дают   хорошие   результаты:   учащиеся   становятся ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно возрастает».4 «Спортивно­прикладная   гимнастика   применяется   в   учебно­ тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и специальную   физическую   подготовку   спортсмена,   способствует целенаправленному   совершенствованию   тех   физических   качеств,   которые необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в из­ бранном   ими   виде   спорта.   Содержание   этой   гимнастики   определяется   в зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом виде   спорта   есть   своя   специфика   применения   общеразвивающих   и специальных упражнений. Например, футболисты применяют акробатические 4 Теория и методика гимнастики / Под ред. В. И. Филипповича. М., 1971, с. 15. упражнения; пловцы, прыгуны в воду — упражнения на батуте; конькобежцы, фигуристы   включают   в   свои   занятия   художественную   гимнастику, упражнения   хореографии.   Специализированные   комплексы   гимнастических упражнений   применяют   лыжники,   борцы,   штангисты   и   спортсмены   всех других видов спорта».5 В   тренировочном   процессе   спортсмена­гимнаста   эта   гимнастика,   как правило,   проводится   в   конце   тренировки   и   состоит   главным   образом   из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т. д. Главной   задачей   гимнастики   на   производстве   является   укрепление здоровья   трудящихся   и   повышение   производительности   труда.   При правильной организации производственной гимнастики снижаются производ­ ственный   брак,   травматизм,   заболевания.   Многочисленными   наблюдениями показано,   что   в   результате   систематических   занятий   рабочие   движения становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости.  Специальными   исследованиями   установлено,   что   в   течение   рабочей смены наблюдается три сменяющих друг друга периода работоспособности: а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего темпа и ритма движения; б) период устойчивой работоспособности — слаженные и экономичные рабочие   движения,   позволяющие   сохранить   должную   производительность труда длительное время; в) период снижения работоспособности — удлинение времени рабочих операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости. Таким   образом,   исходя   из   анализа   динамики   работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы. Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7—10 мин, цель ее состоит в том чтобы активизировать общую деятельность   организма,   повысить   готовность   и   ускорить   переход   к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для об­ щего   воздействия   и   могут   быть   даны   вне   зависимости   от   характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т. п. Во время работы проводятся физкультпаузы (5—7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности. Содержание   физкультурной   паузы   следует   устанавливать   с   учетом 5 Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 9. конкретного   вида   труда, работоспособности.    состояния   работающих,   динамики   их «Лечебная   гимнастика   направлена   на   восстановление   здоровья   и трудоспособности, утраченной вследствие  различных заболеваний, ранений, несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего самочувствия   больных,   в   повышении   их   жизненного   тонуса.   В   настоящее время   лечебная   гимнастика   как   средство   лечения   широко   применяется   в самых   разнообразных   лечебно­профилактических   учреждениях,   больницах, поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях. В лечебной гимнастике применяются различные активные и пассивные упражнения   на   растягивание,   увеличение   амплитуды,   силы,   гибкости, выносливости, ловкости и т. д».6 Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок гигиенической   гимнастики,   сеанс   занятий   (процедур),   урок   лечебной гимнастики, прогулка и т. д. На занятиях используется как обычный, так и специальный   инвентарь,   а   также   гимнастические   снаряды:   перекладина, кольца, гимнастическая стенка и др. Лечебная   гимнастика   не   ограничивается   влиянием   на   пораженный орган,   а   преследует   общее   воздействие   на   весь   организм   больного.   Это осуществляется   путем   постепенной   тренировки   больного   и   обучения   его правильно   и   экономно   выполнять   жизненно   необходимые   двигательные действия. Разновидностью   лечебной   гимнастики   является   корригирующая гимнастика,   цель   ее:   содействовать   исправлению   таких   дефектов,   как деформация позвоночника, грудной клетки, стопы. Успех   корригирующей   гимнастики   зависит   от   своевременного   и систематического   ее   применения   в   сочетании   с   общеразвивающими упражнениями, укрепляющими организм в целом. 6 Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 17. Заключение Гимнастика   –   это   система   специально   подобранных     физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного   физического   развития   и   совершенствования   двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.  Объем   применяемых   упражнений   позволяет   воздействовать   на   весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Гимнастические   упражнения   делят   на   строевые,   общеразвивающие, прикладные,   вольные,   на   снарядах,   прыжки,   упражнения   художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения,   размыкания   и   смыкания)   используют   для   обучения   ходьбе, бегу,   воспитания   правильной   осанки,   организации   занимающихся   и   их коллективных действий.  Общеразвивающие   упражнения   способствуют   общему   физическому развитию,   подготовке   занимающегося   к   более   сложным   двигательным действиям.   Прикладные   упражнения   (ходьба   и   бег,   метание,   лазание, упражнения   в   равновесии,   преодолевании   препятствий,   переползании, поднимании   и   переноски   груза   и   др.)   формируют   необходимые   навыки. Вольные   упражнения   развивают   и   совершенствуют   координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца,   брусья,   перекладина)   развивают   силу,   ловкость   и   высокую координацию   движений.   Прыжки   опорные   и   простые   тренируют   органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др.  В России развивается  основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально­прикладная,   спортивно­прикладная   и   др.),   спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика.

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов

Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2019