Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Оценка 5
Лекции
doc
физическая культура
Взрослым
27.10.2019
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания.
Необходимо рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.
сообщение логвиненко.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. В.И. САФОНОВА»
(Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ)
Гимнастика в современном мире как
оздоровительный фактор в жизни студентов
Автор: Логвиненко Л.В. 2014 г.
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система
методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие
людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими
широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях
системы физического воспитания.
Необходимо рассмотреть гимнастику как систему физических
упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного
физического развития и совершенствования двигательных способностей
человека.
I Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период
расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические
упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей
эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения
применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается
на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром
и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических
упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени.
Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен.
Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые
обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце
17 века.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспита
ния людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее
доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями,
которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество
самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому
человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение
гимнастики, которая наряду с основными средствами физического
воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать
укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и
волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных
возможностей.
Гимнастика занимает важное место в программах физического
воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой.
Гимнастика используется как средство лечения в медицине,
применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В
последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется
атлетическая гимнастика.
Получает все большее распространение
профессиональноприкладная гимнастика.
«Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая
заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных
мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение
функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма;
выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов
дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ
и повышение жизнедеятельности организма.
2.
задачи:
Образовательные
способствовать всестороннему
гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости,
выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности
движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками,
необходимыми в быту, трудовой деятельности.
3.
Воспитательные
формирование коллективизма,
смелости,
дисциплинированности; воспитание моральных качеств:
решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки,
ориентировки, инициативности».1
задачи:
2. Виды гимнастики и их классификация
Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически
сложилось в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в
прошлом столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам
гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов:
общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое
деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более
конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее
время. Второе — с необходимостью научного обоснования дальнейшего
развития гимнастики, создания современной теории и методики ее
практического применения.
Существующие ныне виды гимнастики отличаются частными целями и
1 Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2-3. задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами.
1.1 Общеразвивающие виды гимнастики
К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и
атлетическая.
«Основная гимнастика направлена на всестороннее развитие и
укрепление организма, на овладение общими основами движений, на
воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех
областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются:
строевые упражнения (ходьба,
бег в различных сочетаниях);
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные
упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снарядах;
акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики,
хореографии, игры, эстафеты, прыжки».2
Основная гимнастика, в свою очередь, делится на ряд разновидностей
применительно к различным группам и возрастам занимающихся.
Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3—7 лет).
Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются
охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование
правильной осанки,
выработка
первоначальных навыков личной и общественной гигиены.
всестороннее физическое развитие,
Учитель должен учитывать физические возможности детей данного
возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять
интересам нормального развития растущего организма.
Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на
общее укрепление и развитие организма школьников, формирование
правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а
также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.
В связи с анатомофизиологическими и психологическими
особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три
периода:
а) младший школьный возраст—от 7 до 9 лет (I— III классы);
б) средний школьный возраст—от 10 до 14 лет (IV— VIII классы);
в) старший школьный возраст—от 15 до 16 лет (IX— Х классы).
В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и
методы физического воспитания.
2 Энциклопедический словарь юного спортсмена / Сост. И.Ю. Сосновский, А.М. Чайковский. – М.:
Педагогика, 1980. – с. 104. Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью
формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры
всего тела, исправления недостатков телосложения. Она развивает такие
ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота,
ловкость и выносливость.
«Средства атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней
широко применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов
и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые
амортизаторы, гири, гантели, штанга). При занятиях могут быть также
применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с
опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и
гимнастических снарядах.3
Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы
упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов.
Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны
сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и
выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо
чередовать со скоростносиловыми, а различные акробатические и
гимнастические упражнения — с бегом на короткие и длинные дистанции.
Цель гигиенической гимнастики — укрепление здоровья, сохранение
бодрости и высокой работоспособности. Из всех видов гимнастики гигие
ническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна в любом
возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического
труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения,
водные процедуры
и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься
самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь методической
литературой,
которыми обычно
сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.
советами учителя и указаниями,
Если ею заниматься систематически, она приносит большую пользу —
укрепляет организм человека, улучшает работу органов кровообращения,
дыхания и нервной системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным
здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия
гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости
тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению
деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.
В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для
3 Палыга В.Д. Гимнастика. – М.: Просвещение, 1982. – с. 26. увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки,
укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, а следовательно, и
всего организма в целом.
Упражнения гигиенической гимнастики методически оформляются в
виде комплексов из 5—6 упражнений, каждое из которых повторяется
несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать
нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.
1.2 Прикладные виды гимнастики
Упражнения прикладных видов гимнастики решают специальные
задачи, связанные с развитием физических и моральноволевых качеств,
необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебных
целях.
К этой группе относятся: профессиональноприкладная гимнастика;
спортивноприкладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.
«Профессиональноприкладная гимнастика имеет своей целью
способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от
которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во
многих областях современного производства от человека, кроме общего
физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные
качества. Такая подготовка необходима, например, монтажникувысотнику,
строителювысотнику, в профессиональных училищах, где гимнастические
упражнения различного характера (лазанье, перелезание, подтягивание,
подъемы, перевороты) выполняются не в обычных условиях, а на
возвышенности. Занятия дают хорошие результаты: учащиеся становятся
ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно
возрастает».4
«Спортивноприкладная гимнастика применяется в учебно
тренировочном процессе во всех видах спорта. Она обеспечивает общую и
специальную физическую подготовку спортсмена,
способствует
целенаправленному совершенствованию тех физических качеств, которые
необходимы для достижения наиболее высоких результатов спортсменов в из
бранном ими виде спорта. Содержание этой гимнастики определяется в
зависимости от содержания соответствующего вида спорта, так как в каждом
виде спорта есть своя специфика применения общеразвивающих и
специальных упражнений. Например, футболисты применяют акробатические
4 Теория и методика гимнастики / Под ред. В. И. Филипповича. М., 1971, с. 15. упражнения; пловцы, прыгуны в воду — упражнения на батуте; конькобежцы,
фигуристы включают в свои занятия художественную гимнастику,
упражнения хореографии. Специализированные комплексы гимнастических
упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты и спортсмены всех
других видов спорта».5
В тренировочном процессе спортсменагимнаста эта гимнастика, как
правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из
упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т. д.
Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление
здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При
правильной организации производственной гимнастики снижаются производ
ственный брак, травматизм, заболевания. Многочисленными наблюдениями
показано, что в результате систематических занятий рабочие движения
становятся более ловкими, экономичными, снижается степень усталости.
Специальными исследованиями установлено, что в течение рабочей
смены наблюдается три сменяющих друг друга периода работоспособности:
а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего
темпа и ритма движения;
б) период устойчивой работоспособности — слаженные и экономичные
рабочие движения, позволяющие сохранить должную производительность
труда длительное время;
в) период снижения работоспособности — удлинение времени рабочих
операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости.
Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности
человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и
после работы.
Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы
на протяжении 7—10 мин, цель ее состоит в том чтобы активизировать общую
деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к
трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для об
щего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера
производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т. п.
Во время работы проводятся физкультпаузы (5—7 мин). Они создают
условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц,
ускоряют восстановление работоспособности.
Содержание физкультурной паузы следует устанавливать с учетом
5 Гимнастика / Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 9. конкретного вида труда,
работоспособности.
состояния работающих,
динамики их
«Лечебная гимнастика направлена на восстановление здоровья и
трудоспособности, утраченной вследствие различных заболеваний, ранений,
несчастных случаев. Особенно велика ее роль при исправлении недостатков
телосложения. Кроме того, она играет большую роль в улучшении общего
самочувствия больных, в повышении их жизненного тонуса. В настоящее
время лечебная гимнастика как средство лечения широко применяется в
самых разнообразных лечебнопрофилактических учреждениях, больницах,
поликлиниках, госпиталях, курортах и санаториях.
В лечебной гимнастике применяются различные активные и пассивные
упражнения на растягивание, увеличение амплитуды, силы, гибкости,
выносливости, ловкости и т. д».6
Занятия по лечебной гимнастике проводятся в следующих формах: урок
гигиенической гимнастики, сеанс занятий (процедур), урок лечебной
гимнастики, прогулка и т. д. На занятиях используется как обычный, так и
специальный инвентарь, а также гимнастические снаряды: перекладина,
кольца, гимнастическая стенка и др.
Лечебная гимнастика не ограничивается влиянием на пораженный
орган, а преследует общее воздействие на весь организм больного. Это
осуществляется путем постепенной тренировки больного и обучения его
правильно и экономно выполнять жизненно необходимые двигательные
действия.
Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая
гимнастика, цель ее: содействовать исправлению таких дефектов, как
деформация позвоночника, грудной клетки, стопы.
Успех корригирующей гимнастики зависит от своевременного и
систематического ее применения в сочетании с общеразвивающими
упражнениями, укрепляющими организм в целом.
6 Гимнастика / Под ред. А. Т. Брыкина. - М., 1971, с. 17. Заключение
Гимнастика – это система специально подобранных физических
упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья,
гармоничного физического развития и совершенствования двигательных
способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и
др.
Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь
организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать
нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие,
прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной
гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения,
перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе,
бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их
коллективных действий.
Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому
развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным
действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание,
упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании,
поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки.
Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные
способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь,
кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую
координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы
дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др.
В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и
атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика,
профессиональноприкладная, спортивноприкладная и др.), спортивная
гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика.
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Гимнастика в современном мире как оздоровительный фактор в жизни студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.