Гиперактивный малыш и музыка

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
Иконка файла материала 1.docx
Гиперактивный малыш и музыка Музыкотерапия представляет собой метод, использующий  музыку в качестве средства психологической коррекции  состояния ребенка в желательном направлении развития.  Сегодня этот метод активно используется в коррекции  эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они  касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств,  психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.  Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала  благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать  его эмоциональному состоянию. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности  раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с  музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и  личностному развитию малыша. Детям не нужно долго  объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;  достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши  начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка  помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций,  переживаний.   Одна из важнейших задач в этом направлении работы —  формирование умения у гиперактивных детей слышать и  слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое вниманиеэтих детей не развито вследствие их импульсивности,  двигательной расторможенности и дефицита внимания. Для  реализации этой задачи полезно использовать интерес малышей  к музыкальным инструментам и их попытки осваивать  различные способы звукоизвлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами –  духовыми (дудочка, свирель), ударно­клавишными (детское  пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан),  струнными (балалайка) – позволяют детям различать тембры  разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от  характера музыки подыгрывают – польку – на погремушках,  марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки  металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное,  уравновешенное состояние. Особенно детям нравится звук  металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и  успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание  извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и  установлению внимания детей, его негромкий звук  активизирует процесс вслушивания, узнавания. Для слушания музыки в раннем возрасте нужно выбирать  небольшие по объёму произведения с яркой мелодией,  несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии,  может вызывать неадекватные эмоциональные реакции,  беспорядочную двигательную активность. Можно использовать  инструментальные и вокальные произведения следующих  композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки,  Н.А. Римского­Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая  музыка способствует наилучшей стабилизации  психоэмоционального состояния детей. Использование музыки контрастного характера активно  способствует формированию произвольного внимания; это  особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых  очень короткое и неустойчивое. При организованном прослушивании музыки отмечается  некоторая динамика в эмоциональном состоянии  гиперактивных детей. Они по­разному реагируют на музыку  контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный,  веселый характер плясовой музыки может вызывать  незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных  детей и интерес со стороны малообщительных детей.  Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых:  ласковые, нежные, негромкие по звучанию – оказывают  благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и с неконтактным. Можно предложить детям рисование во время слушания  музыки. Включение в занятия музыкорисования активизирует  спонтанный выход внутренних конфликтов. Рисование под  классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы  – от темных тонов малыши постепенно переходят к более  светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее  напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных. Музыка в состоянии помочь сбалансировать  психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Чересчурподвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию  музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный  ребенок, предприняв действия, продиктованные образно­ эмоциональным состоянием конкретного музыкального  сочинения, может значительно повысить свой собственный  тонус, уровень бодрости. А также, в целом,  музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного  действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в  музыку, способствует развитию воображения, возникновению  добрых и положительных ассоциаций.