Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.
Гиперактивный малыш и музыка
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий
музыку в качестве средства психологической коррекции
состояния ребенка в желательном направлении развития.
Сегодня этот метод активно используется в коррекции
эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они
касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств,
психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.
Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор
музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала
благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать
его эмоциональному состоянию.
В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки,
её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности
раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с
музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности
способствуют полноценному психическому, физическому и
личностному развитию малыша. Детям не нужно долго
объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;
достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши
начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка
помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций,
переживаний.
Одна из важнейших задач в этом направлении работы —
формирование умения у гиперактивных детей слышать и
слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое вниманиеэтих детей не развито вследствие их импульсивности,
двигательной расторможенности и дефицита внимания. Для
реализации этой задачи полезно использовать интерес малышей
к музыкальным инструментам и их попытки осваивать
различные способы звукоизвлечения.
Знакомство с различными музыкальными инструментами –
духовыми (дудочка, свирель), ударноклавишными (детское
пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан),
струнными (балалайка) – позволяют детям различать тембры
разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от
характера музыки подыгрывают – польку – на погремушках,
марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки
металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное,
уравновешенное состояние. Особенно детям нравится звук
металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и
успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание
извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и
установлению внимания детей, его негромкий звук
активизирует процесс вслушивания, узнавания.
Для слушания музыки в раннем возрасте нужно выбирать
небольшие по объёму произведения с яркой мелодией,
несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания;
в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей,
а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии,
может вызывать неадекватные эмоциональные реакции,
беспорядочную двигательную активность. Можно использовать
инструментальные и вокальные произведения следующих
композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки,
Н.А. РимскогоКорсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая
музыка способствует наилучшей стабилизации
психоэмоционального состояния детей.
Использование музыки контрастного характера активно
способствует формированию произвольного внимания; это
особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых
очень короткое и неустойчивое.
При организованном прослушивании музыки отмечается
некоторая динамика в эмоциональном состоянии
гиперактивных детей. Они поразному реагируют на музыку
контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный,
веселый характер плясовой музыки может вызывать
незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных
детей и интерес со стороны малообщительных детей.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых:
ласковые, нежные, негромкие по звучанию – оказывают
благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным,
и с неконтактным.
Можно предложить детям рисование во время слушания
музыки. Включение в занятия музыкорисования активизирует
спонтанный выход внутренних конфликтов. Рисование под
классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы
– от темных тонов малыши постепенно переходят к более
светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее
напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить
состояние гиперактивных.
Музыка в состоянии помочь сбалансировать
психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Чересчурподвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию
музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный
ребенок, предприняв действия, продиктованные образно
эмоциональным состоянием конкретного музыкального
сочинения, может значительно повысить свой собственный
тонус, уровень бодрости. А также, в целом,
музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного
действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в
музыку, способствует развитию воображения, возникновению
добрых и положительных ассоциаций.