Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.
Оценка 4.8

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Оценка 4.8
Памятки +2
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
24.04.2017
Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.
Гиперактивный ребенок- частое явление в школе. Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Что делать с гиперактивными детьми? Каковы их особенности? В какие игры нужно с ними играть? Об этом моя шпаргалка. Ее можно распечатать и сложить как брошюру.
гиперактивный ребенок.docx
Гиперактивный  ребенок (шпаргалка для педагога) «Гипер...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных  слов,  указывающая  на превышение  нормы.  Слово «активный»   пришло   в   русский   язык   из   латинского,   «a   tivus»   и означает «действенный, деятельный». Гиперактивность  −   встречающаяся   в   детском   возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Поведение   гиперактивных   детей   может   быть   внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей   от   другой.   Кроме   того,   поведение   тревожного   ребенка социально   не   разрушительно,   а   гиперактивный   часто   является источником   разнообразных   конфликтов,   драк   и   просто недоразумений. Таблица 1 Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Критерии оценки Контроль  поведения Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок Постоянно импульсивен Способен  Двигательная  активность Постоянно активен Характер  движении Лихорадочный,  беспорядочный контролировать  поведение Активен в  определенных  ситуациях Беспокойные,  напряженные движения Игры за партами Если   в  возрасте  до  7  лет   проявляются   хотя  бы  шесть  из перечисленных   признаков,   педагог   может   предположить   (но   не поставить   диагноз!),   что   ребенок,   за   которым   он   наблюдает, гиперактивен. С   этой   целью   полезно   использовать   «Пальчиковые   игры». Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей   начнут   «превращаться»   то   в   сказочных   персонажей,   то   в забавных   зверьков,   то   в   экзотических   животных.   Затем   следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже. «Многоножки» Перед   началом   игры   руки   находятся   на   краю   парты.   По сигналу   учителя   многоножки   начинают   двигаться   к противоположному   краю   парты   или   в   любом   другом,   заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев. «Двуножки» Игра   проводится   аналогично   предыдущей,   но   в   «гонках» участвуют   только   2   пальца:   указательный   и   средний.   Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте. «Слоны» Средний   палец   правой   или   левой   руки   превращается   в «хобот»,   остальные   —   в   «ноги   слона».   Слону   запрещается подпрыгивать   и   касаться   хоботом   земли,   при   ходьбе   он   должен опираться на все 4 лапы. Рисунки гиперактивных детей Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять   своим   поведением,   своими   движениями,   свойственные гиперактивным   детям,   отражаются   в   их произведениях.   Рисунки   редко   бывают   симметричными:   если   на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви «раскидистые»,   а   листья   четко   не   прорисованы,   изображены «символически».     конечно   же,   Если изображены люди, то это «пляшущие человечки». Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают   вертят   головой. руками   (лапами,   хвостами)   прыгают,   Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли   будет   перпендикулярной   по   отношению   к   линии   земли,   на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно. «Мой дом. Улица. А тут...А тут...» передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками». «Колпак мой треугольный» (Старинная игра) Цель:   научить   концентрировать   внимание,   способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.  Играющие   сидят   в   кругу.   Все   по   очереди,   начиная   с ведущего,   произносят   по   одному   слову   из   фразы:   «Колпак   мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак» заменяют его жестом (например,   2   легких   хлопка   ладошкой   по   своей   голове).   В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой»   (показать   рукой   на   себя).   В   каждом   последующем   кругу играющие произносят  на одно слово меньше, а «показывают» на одно   больше.   В   завершающем   повторе   дети   изображают   только жестами всю фразу. «Час тишины и час «можно»» (Кряжево Н.Л.) Цель:   дать   возможность   ребенку   сбросить   накопившуюся энергию,   а   взрослому   —   научиться   управлять   его   поведением. Договоритесь   с   детьми,   что,   когда   они   устанут   или   займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в   вашей   группе   или   классе.   Лучше   заранее   оговорить,   какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С   помощью   этой   игры   можно   избежать   нескончаемого потока   замечаний,   которые   взрослый   адресует   гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). «Слушай хлопки» (Чистякова М.И.) Цель:   тренировка   внимания   и   контроль   двигательной активности. Все   идут   по   кругу   или   передвигаются   по   комнате   в свободном   направлении.   Когда   ведущий   хлопнет   в   ладоши   один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую­либо другую позу. Если ведущий   хлопнет   два   раза,   играющие   должны   принять   позу «лягушки»   (присесть,   пятки   вместе,   носки   и   колени   в   стороны, руки   между   ступнями   ног   на   полу).   На   три   хлопка   играющие возобновляют ходьбу. «Слушай команду» (Чистякова М.И.) Цель: развитие внимания, произвольности поведения.  Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются,   слушают   произнесенную   шепотом   команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас   же   ее   выполняют.   Затем   снова   звучит   музыка,   и   все продолжают   ходьбу.   Команды   даются   только   на   выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии   хорошо   слушать   и   выполнять   задание.   Игра   поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям —   успокоиться   и   без   труда   переключиться   на   другой,   более спокойный вид деятельности. Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания: 1.   Непоследователен,   ему   трудно   долго   удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6.   Избегает   скучных   и   требующих   умственных   усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.  Двигательная расторможенность 1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда­либо). 3.   Спит   намного   меньше,   чем   другие   дети,   даже   во младенчестве. 4. Очень говорлив. Импульсивность: 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2.   Не   способен   дождаться   своей   очереди,   часто вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредоточивает внимание. 4.   Не   может   дожидаться   вознаграждения   (если   между действием и вознаграждением есть пауза). 5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 6.   При   выполнении   заданий   ведет   себя   по­разному   и показывает   очень   разные   результаты.   (На   некоторых   занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет). Как работать с гиперактивным ребенком? Программы, по которым учатся дети, усложняются год от года.   Растет   нагрузка   на   детей,   увеличивается   интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8—10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное   значение,   поскольку   монотонная,   однообразная работа   надоедает.   Но   гиперактивным   детям   сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого   требует   учитель   или   воспитатель.   Поэтому   взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к   смене   рода   занятий.   Учитель   в   школе   за   несколько   минут   до окончания   времени   выполнения   какого­либо   задания   может предупредить: «Осталось 3 минуты». Помимо   этого,   в   группе   детского   сада   или   в   классе   на специальном   стенде   можно   отметить   основные   моменты распорядка   дня,   очередность   выполнения   заданий,   правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее   воспринимать   информацию,   если   для   этой   цели использовать не только слова, но и символы, понятные детям. Для   того   чтобы   у   ребенка   не   возникали   отрицательные эмоции   по   отношению   к   взрослому,   который   отрывает   его   от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы,   а,   к   примеру,   сигнал   таймера,   заведенного   на определенный   отрезок   времени.   О   том,   на   какое   время   завести таймер   и   что   необходимо   будет   сделать   после   его   сигнала,   с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает   агрессии   по   отношению   к   педагогу,   и   он   готов   к перемене   вида   деятельности.   Конечно,   это   не   решит   полностью проблемы,   но   поможет   педагогу   сохранить   добрые   отношения   с ребенком. С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится «Найди отличие» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.) Цель: развитие умения концентрировать внимание на  деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый  дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок  должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и  ребенок могут поменяться ролями. «Разговор с руками» (Шевцова И.В.) Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что ­то сломал или причинил кому­ нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать  им  глазки,  ротик,  раскрасить  цветными  карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто   вы,   как   вас   зовут?»,   «Что   вы   любите   делать?»,   «Чего   не любите?»,   «Какие   вы?».   Если   ребенок   не   подключается   к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что   руки   хорошие,   они   многое   умеют   делать   (перечислите,   что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно   «заключением   договора»   между   руками   и   их   хозяином. Пусть   руки   пообещают,   что   в   течение   2­3   дней   (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого  промежутка   времени)   они   постараются   делать   только порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др. «Кричалки—шепталки—молчалки» (Шевцова И.В.) Цель:   развитие   наблюдательности,   умения   действовать   по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный,   желтый,   синий.   Это   —   сигналы.   Когда   взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо  Если   гиперактивный   ребенок   захочет   раскрасить   свой рисунок,   то   скорей   всего   это   будет   сделано   крайне   небрежно: штриховка   либо   не   будет   доходить   до   контура   либо   будет выходить   за   край   изображения.   как   правило, неравномерный, а детали рисунка ­ крупные, размашистые.   Нажим, хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. «Говори!» (Лютово Е.К., Монино Г.Б.) Цель:   развитие   умения   контролировать   импульсивные действия. Скажите   детям   следующее.   «Ребята,   я   буду   задавать   вам простые   и   сложные   вопросы.   Но   отвечать   на   них   можно   будет только   тогда,   когда   я   дам   команду:   «Говори!».     Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?». (Педагог  делает  паузу) «Говори!»;  «Какого  цвета  у  нас в группе   (в   классе)   потолок?»...   «Говори!»;   «Какой   сегодня   день недели?»...  Игра   может   проводиться   как   индивидуально,   так   и   с группой детей. «Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.) Цель: развитие умения распределять внимание.  Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их   можно   толкать   ногой   или   рукой.   Если   участники   успешно выполняют   правила   игры,   ведущий   вкатывает   дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. «Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л., 1997) Цель:   научить   детей   гибкости   в   общении   друг   с   другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы:   две   головы,   три   ноги,   одно   туловище,   и   две   руки. Попробуйте походить по помещению, что­то сделать, лечь, встать, «Хотите, я нарисую не семью, а самолет? Ну ладно, вот. Мы пошли   в   гости   и   опоздали,   потому   что   папа   не   хотел   идти. Можно, я еще тетю Аню нарисую? Ладно. Потом». Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, гиперактивные прежде всего рисуют предметы, дома, деревья,   облака,   траву,   лишь   постепенно   переходя   к   людям.   А изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос: «Почему же тебя нет на рисунке?» – ребенок обычно отвечает: «А я на кухне», «А я в детском саду», «А я на улице». То есть через рисунок   семьи   передается   отсутствие   теплого,   тесного   контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявляется отдаленность и отделенность от них, и прежде всего от матери. Правила работы 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3.   Делить   работу   на   более   короткие,   но   более   частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5.   Снизить   требования   к   аккуратности   в   начале   работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7.   Использовать   тактильный   контакт   (элементы   массажа, прикосновения, поглаживания). 8.   Договариваться   с   ребенком   о   тех   или   иных   действиях заранее. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее. 12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 13.   Оставаться   спокойным.   Нет   хладнокровия   ­   нет преимущества! Игры с гиперактивным ребенком Подбирая   игры   (особенно   подвижные)   для   гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также   неумение   длительное   время   подчиняться   групповым правилам,   выслушивать   и   выполнять   инструкции   (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться   своей   очереди   и   считаться   с   интересами   других. Поэтому   включать   таких   детей   в   коллективную   работу целесообразно   поэтапно.   Начинать   можно   с   индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Тренировку   слабых   функций   тоже   следует   проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры,   которые   учат   ребенка   контролировать   свои   импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр,   которые   помогут   ребенку   приобрести   навыки   контроля двигательной активности. Проведя   работу   по   тренировке   одной   слабой   функции   и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух   функций.   Как   уже   отмечалось,   начинать   лучше   с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования   педагога,   а   затем   постепенно   вовлекать   его   в коллективные   игры.   При   этом   надо   стараться   увлечь   ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание   и   контроль   двигательной   активности   и   др.),   можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций. Таблица 2 Игры на тренировку одной функции Индивидуальные Групповые «Найди отличие»,  «Броуновское  движение» «Разговор с руками» «Море волнуется» Функция, на  тренировку которой  направлены игры Внимание Контроль  двигательной Контроль  импульсивности «Говори!»,  «Съедобное­ несъедобное» «Съедобное­ несъедобное»,  «Говори!», «Сиамские близнецы» Таблица 3 Игры на тренировку двух и трех функций Тренируемые функции Внимание и контроль  импульсивности Внимание и контроль  двигательной активности Контроль импульсивности и  контроль двигательной  активности Внимание, контроль  импульсивности и контроль  двигательной активности Игры «Кричалки — шепталки—  молчалки» «Колпак мой треугольный» «Час тишины и час «можно»» «Слушай хлопки», «Слушай  команду» особенно   трудно.   Именно   поэтому   желательно   уже   в детском   саду   учить   детей   соблюдать   определенные   правила   и следовать инструкциям. Для   этого   можно   использовать   следующий   прием.   Когда педагог   дает   детям   новое   задание,   он   может   попросить   именно гиперактивного   ребенка   «озвучить»   правило   его   выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более   эффективного   результата   можно   еще   до   начала   работы обсудить   с   ребенком,   что   он   сам   себе   хочет   посоветовать   для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть   он   напишет   правило   (инструкцию)   на   листе   бумаги   и поместит его на видном месте. В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных   им   же   самим,   взрослый   может   без   лишних   слов указать   ему   на   список   правил.   Свод   правил   может   иметь постоянное   название,   например,   «Советы   самому   себе».   В   тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно,   педагог   может   ограничиться   только   словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть   очень   конкретной   и   содержать   не   более   десяти   слов.   В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит   инструкции,   а,   следовательно,   не   сможет   выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о   последствиях   их   несоблюдения.   Однако   следует   объяснить ребенку, что если он «нечаянно» нарушит какое­либо правило, это не   означает,   что   все   для   него   потеряно   и   дальше   уже   незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это. Система   поощрений   и   наказаний   должна   быть   достаточно гибкой,   но   обязательно   последовательной.   И   тут   приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать,   поэтому   и   поощрения   должны   носить   моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный ребенок. Шпаргалка для педагога.

Гиперактивный  ребенок. Шпаргалка для педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017