"Глагол как часть речи" (5 класс)

  • docx
  • 11.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока.

Тема: Глагол как часть речи

Класс: 5 д

Дата проведения: 05.02.2023 г.

Тип урока: получение новых знаний

Цели: углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, совершать умения определять части речи.

Планируемые результаты

Метапредметные: вычитывать, перерабатывать и преобразовывать информацию Регулятивные: осуществлять индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлективно-аналитических способностей.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.

Коммуникативные: обосновывать и сравнивать правильность и полноту высказываний учащихся; аргументировать способы решения проблем поискового характера

Оборудование: проектор, презентация, доска

Педагогические технологии: педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, имитационная игра, ИКТ, проектное обучение

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная (групповая)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный (мотивационный)

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на лично значимом уровне.

Технологии: коллективная деятельность

Деятельность учителя: создание ситуации мотивации к обучению (стартовое желание учиться)

Приветствие в стихотворной форме

Чтение стихотворения- загадки о глаголе для того, чтобы обучающим легче было сформулировать цели.

Слайд 1

 

Слайд 2

УУД:

Коммуникативные:формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества

Регулятивные: готовность к самообразованию

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; формулирование проблемы.

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Технологии: индивидуальная и коллективная деятельность

Деятельность учителя: выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

- О какой части речи будем говорить на уроке?

- Как вы думаете, какие цели сегодня будут перед нами стоять?

Слайд 3

Обучающие:

  1. Совершенствовать умения находить  в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
  2. Определять  вид  глагола,

Развивающие:  

развивать  у учащихся умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

 Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу,  умение слушать.

УУД:

Коммуникативные: представление конкретного содержания; устное сообщение.

Регулятивные: самостоятельное определение целей учебной деятельности; формулирование и удержание учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: формирование предметных понятий, навыков систематизации по предмету.

III.  Актуализация предметных и метапредметных личностных результатов.

Цель: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования.

Технологии: исследовательская деятельность, самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности.

Деятельность учителя: помощь в формулировании цели и образовательных результатов на языке умений (компетенций)

Слайд 4-5

Найди глагол:

Удвоить, двойка, двое, двойной

Что помогло вам найти глагол?

Слайд 6

Дидактическая справка о глаголе

«глагол»  - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»

И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».

Слайд 7

Стихотворение от лица глагола. Вспоминаем время и лицо глагола.

Слайд 8-15

Взаимопроверка

 

УУД:

Коммуникативные: выражение своей точки зрения, объяснение и аргументация точки зрения

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в ходе учебного занятия и их коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать.

Познавательные: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и их оценка по соответствующим критериям.

IV. Закрепление знаний.

Закрепление и систематизация знаний по теме «Глагол».

Развитие орфографических умений.

Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике;  закрепление знаний при выполнении практических заданий.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.

Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий.

- А что называется глаголом сейчас в нашей науке в  языкознании?

От какого лица идет повествование в этом стихотворении? Какие признаки вам помогли это определить? Назовите все непостоянные признаки всех глаголов. Можно ли сказать, что в одном тексте автор использует глаголы одной формы? Зачем это делается?

Поработаем с постоянными признаками этих глаголов.

УУД:

Коммуникативные:формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.

Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности.

- Мы двигаемся дальше.

Зал № 3. Этот сложный глагол

Слайд 16

 Со словом «гореть» Выявить прямое и переносное значение глаголоПроверка.

V. Диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять знание в типовых учебных условиях.

Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.

Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.

Работа с учебником упр.593

УУД:

Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий

Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе  выявленных и обозначенных затруднений учащихся.

Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения в сложившейся ситуации

VI. Закрепление знаний.

Развитие творческих и аналитических способностей

Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике;  закрепление знаний при выполнении практических заданий.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.

Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий.

Подобрать по 2-3 существительных к каждому глаголу.

УУД:

Коммуникативные:формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.

Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности.

VII. Итог урока

Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: осознание    качества и уровня усвоения; оценка результатов.

Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.

Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.

- Слайд 17 (чемодан, корзина и мясорубка)

 

УУД:

Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий

Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе  выявленных и обозначенных затруднений учащихся.

Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения сложившейся ситуации

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя:ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания.

Вариативное задание:

  1. Написать сказку «Как глагол в школу пошел»
  2. Упр.592 стр.211

УУД:

Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению информацию, находить пробелы и пути восполнения этих пробелов.

Познавательные: использование практических умений для решения поставленной коммуникативной и