Гласные после шипящих
Оценка 4.7

Гласные после шипящих

Оценка 4.7
docx
15.05.2023
Гласные после шипящих
Тема гласные после шипящих.docx

 

Урок разработан   учителем      начальных классов  средней   школы № 21   города   Ангрена    Ташкентской  области

Шайдуллиной Елены Анатольевны

Тема: Гласные после шипящих. Сочетания ЧА-ЩА

Цели:

Образовательная: закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, обобщить знания учащихся по данной теме; способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

Тип урока: комплексное применение знаний;

Методы: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: мультимедийный проектор; наглядные пособия – таблицы «Правописание сочетаний:  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,»; листочки с заданиями урока для каждого ученика;

Ход урока

1.      Организованное начало урока.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный звонок-

Начинается урок.

Ты проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки?

II.Проверка домашнего задания

На доске слова.

Ежи                               

Малыши                          

Карандаши 

Ножи                   

Ребята, прочитайте слова. Какое правило можно применить к словам? Это правило нам знакомо?

Жи и ши – пиши с буквой И.

Вступительное слово учителя и сообщение темы урока.

1.Какое наступило время года. (Весна). Она пришла на урок, что бы посмотреть, чему вы научились и какими вы стали умными. И если мы будем хорошо работать, Весна  нам подарит первые цветы весны.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня у нас в классе облачная погода. Солнышко, которое взошло в начале дня, вдруг оказалось закрыто облаками. Но я знаю, как вернуть солнечную погоду. Мы должны разогнать облака, выполнив те задания, которые они принесли. Я снимаю первое облачко. На нём записаны слова “ученик-школьник”..облако

- Как вы думаете, что это значит? (Слова “ученик-школьник” близкие по значению. Значит вы должны составить пары слов ,близких по своему значению)

У доски работают ученики

волшебник

глушь        храбрец

жалеть

Слова для справок:      

чародей

чаща щадить

смельчак

- Что объединяет все слова, которые вы подобрали к тем, которые записаны в верхних столбиках? (Общая орфограмма)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать работать с правилом правописания ча-ща, учиться находить эту орфограмму в словах)

- Молодцы! Первое облако улетело.

2. Чистоговорки и минутка чистописания.

-Что же нам принесло второе облако? (На облаке нарисован рот и ручка)

Прочитайте чистоговорки, записанные на листочках, которые лежат перед вами на партах:

Ча-ча-ча - у меня нет ключа.

Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща.

А в тетрадях пропишем слоги: ча, ща,

- Скрылось второе облако. Молодцы!

И у нас наступила солнечная  погода.

Весна предлагает выполнить очень  трудное задание. В  словах найдите спрятанные слова.  Запишите новые слова, объясните  их правописание

ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

(Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

 (Для детей, требующих особого внимания – на карточках.  Дети записывают получившиеся слова, объясняя их написание).

Молодцы! Весна нам дарит цветы подснежников.

 Учитель: - Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

Дети: - Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

Учитель: - Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

Дети: - Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.                               

Учитель: - А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?

Учитель: - Молодцы! Сегодня мы работаем над темой: “Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА”. На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

III.     Изучение нового материала.

Видеоролик

 Учитель:           Жили-были Ча и Ща –

Очень честные друзья:

Ча и Ща всем признавались,

Что только с буквой А писались.

 Девочка Яна к ним в гости пришла,

Буковку Я с собой принесла.

Вместо А – Я она написала

(Правила нашего она не читала).

 Стало грустно вдруг друзьям.

Почему, понятно вам?

А Яна двойки получает.

Почему? – сама не знает.

 А вы, ребята, знаете?

Дети: -  Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.

Учитель: - Ребята, а что вы знаете про эти буквы? ( Какие звуки они обозначают?)

Дети: - Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.

Учитель: - Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой А.

 Учитель:    Ча и ща, ча и ща-Роща, чаща и свеча, Пища, туча, саранча – С буквой А  и ча, и ща!

Повторите правило, которое вам рассказали друзья Ча и Ща. (Дети повторяют правило).

 Учитель: - Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их  значение.                     

Дети: - Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

Учитель: -  А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

Физминутка

Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы  делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.          

Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща. 

 IV. Закрепление темы.

 1. Составление предложений из слов.

Учитель. А Весна  нам придумала новое задание.

На доске два столбика слов:                                                          

Коровы                трещ…т

Галч…та              мыч…т

Сороки                 пищ…т

Учитель: - Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

Учитель: - Подберите слова, подходящие по смыслу  из второго  столбика так, чтобы получились предложения. Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.

Дети: - Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Молодцы: Весна вам дарит цветы.

Задание:  Списать. Вставить пропущенные орфограммы

Птенцы начали пищать.  Они просили пищи.

3. Работа в парах:  (картинки животных: волка, зайца, галки, сороки, белки.)

- Кто изображён на картинках? (Животные.)

- Вспомните, как зовут детёнышей этих животных?

(Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.)

- Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

- На какие группы у вас получилось разбить слова? (Детёныши зверей и детёныши птиц.)

- Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. Договоритесь: один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой детёнышей зверей. (2 ученика работают у доски).

- Что общего у всех слов? (Все слова во множественном числе.)

- Какое задание предложите выполнить с этими словами? (Выделить  сочетания ча.)

Весна очень рада и дарит вам еще один первоцвет

(Дополнительно)    Распределение слов на группы по общим признакам.

Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча, щавель. (на карточках)

 Учитель: - На какие две группы можно распределить данные слова?

Дети: -     Слова с сочетаниями ча – в один столбик, а с сочетаниями ща - в другой.

Вывод.

 Как пишутся буквосочетания ча- ща.

Весна дарит цветок

V. Итог урока.

Учитель: - Над каким правилом мы сегодня работали?

Дети. Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,

С буквой А  всегда  пиши.                                    

 Учитель: -  Какие слова с этим правилом нам встречались?

Дети: - Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.

Учитель: -  А что ещё вы узнали на уроке?

Рефлексия.

– Что на уроке было самым интересным?

– Что на уроке показалось вам самым трудным?

– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.

VI. Дом.задание Выучитьправило.

- Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку.


 

Урок разработан учителем начальных классов средней школы № 21 города

Урок разработан учителем начальных классов средней школы № 21 города

Жи и ши – пиши с буквой И. Вступительное слово учителя и сообщение темы урока

Жи и ши – пиши с буквой И. Вступительное слово учителя и сообщение темы урока

И у нас наступила солнечная погода

И у нас наступила солнечная погода

Учитель: Ча и ща, ча и ща-Роща, чаща и свеча,

Учитель: Ча и ща, ча и ща-Роща, чаща и свеча,

Кто изображён на картинках? (Животные

Кто изображён на картинках? (Животные

Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке

Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023