КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.
Выполнила работу Утвенко С.Ю.
Учитель-логопед МБОУ «БСОШ №1»
Группа НВОНР, 1 класс.
Тема. Гласные звуки [ а, о, у, э, ы, и ]. Гласные буквы А О У Э Ы И. Итоговое занятие.
Класс: 1 класс.
Цель:
Ученики научатся различать гласные звуки [а, о, у, э, ы, и] и буквы А О У Э Ы И в слогах, словах, запомнят обобщающие понятия о гласных звуках.
Ученики получат возможность научиться практическим навыкам сравнения гласных звуков [ а, о, у, э, ы, и], опираясь на их акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.
Закрепят знания о слогообразующей роли гласных звуков и букв.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие, умение выделять гласные звуки в слогах и словах;
- формировать языковые формы анализа и синтеза;
- развивать речеслуховую память, чувство ритма, внимание к лексическому значению слова;
- развивать пространственные представления, зрительное восприятие;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать интерес к познавательной деятельности через игровые приёмы;
- развивать эмоциональную сферу.
Оборудование: ПК, презентация картинок, таблица с гласными буквами, обозначающими гласные звуки А О У Э Ы И; символы гласных звуков, карточки звукового состава слова матрешки с буквами (игра);
картинки (дом, сад, коса, оса, сок, экскаватор, эскалатор, эскимо, эскимос, уточка,); карточки для печатных работ; «дорога из страны Гласных звуков в страну Согласных звуков»; мяч, музыкальная вставка « Гласные звуки», мнемотаблицы для пословиц, песенка «Про виноватую тучку».
Ход занятия
I. Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять-
Начался урок опять,
Перерыв кончается,
Работа начинается.
а) Игра с мячом : «Назови гласный звук »
А, О, И, У, Э, Ы.
- О каких звуках и буквах у нас сегодня пойдет речь?
- Правильно – ( о гласных )
- Сколько в русском языке гласных звуков?
- Да, шесть.
- Сегодня мы отправимся в страну Гласных звуков.
Все гласные звуки – А О У Э Ы И – придумали для вас разные волшебные задания. Если выполните эти задания правильно, то вас пригласят в страну Согласных звуков.
За выполнение заданий дети получают фишки.
2.1. Тренировочные упражнения:
Гласные звуки в слогах.
1. Игра: «Назови гласную в слоге»: при правильном ответе дети получают карточку с буквой, которая обозначает гласный звук.
ТЫН ВНА ДРЭ ВУН СМО КЛИ
2. - Гласные – это звуки, которые произносятся как ? –( с помощью голоса, поются, свободно, без преграды).
Прочитаем сочетания букв:
АО ОУ УА АИ ОИ АЭ ЭЫ
- Для лучшего прочтения следующих сочетаний букв сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Исходное положение — сидя на стуле прямо:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох влево и выдох вправо
5) вдох голову вверх выдох – голову вниз
6) самовар – вдох через нос – надуваем шарик – длительный выдох через почти сомкнутые губы – «пых –пых – пых»
Продолжаем читать сочетания букв.
АОУ ОИА ИАА ЭУЭ ОАО УАУ ЫЭЭ ОУО
АООА УАУА ИАИА ЭАУО АЫУО УЫАО
Давайте споем песенку гласных:
Музыкальная вставка: « Гласные звуки»
Гласные звуки в словах
3. - Звук [а] задает вам такое задание: из слов АТЛАС придумайте новое слово, переставив все буквы – анаграмма.
Подсказка: это или огородное растение с сочными съедобными листьями или холодное блюдо из нарезанных кусочками овощей, яиц или мяса.
Молодцы - (салат)
- Сколько гласных звуков в слове САЛАТ.
- Правильно, два. Какие? Да, это звуки [а].
4. - Звук [и] просит вас поставить матрешек по росту, получается слово ИГРА. В слове игра звук [и] находится …. ( в начале слова)
5. - Звук [о] просит вас несколько новых слов в слове ОСАДОК ( ОСА, КОСА, САД, СОК, )
Сколько звуков в слове СОК. Где стоит звук О? ( в середине слова). Замечательно! Вы справились и с этим сложным заданием.
6. - Звук [э] загадывает вам загадку
На лучинке, в бумажке
В шоколадной рубашке,
В руки просится само
Что же это? (ЭСКИМО )
А если добавить в конце этого слова звук [c], какое новое слово получится?
(ЭСКИМОС). Кого так называют?
- Отгадаете две загадки и назовёте трудные слова, которые нам повстречались, когда мы изучали звук Э?
- Когда будете произносить отгадки, помните правило: «Трудные слова произносим … по слогам»
Есть на свете чудная лопата –
На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она –
Сто лопат заменяет одна. (ЭКСКАВАТОР)
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим,
Все стоит, она идет. (ЭСКАЛАТОР)
Эмоциональная гимнастика: «Виноватая тучка»
7. - Звук [у] просит внимательно прослушать стихотворение и отгадать новое слово.
Точка.
Смирно точка жила
«У» к ней в гости зашла
Встала слева, и тогда –
По реке вдруг поплыла…. ( уточка)
В слове уточка звук [у] находится ….. ( в начале слова)
Упражнения для подготовки руки к письму и стимуляции двигательной функции языка.
- Звук [ы]. Этот звук играет с вами в прятки. Найдите его и вставьте в слова:
С….Р Д…РА М…ЛО
- Во все эти слова можно вставить только одну букву – и этот звук – [Ы]. (работа с карточками)
8. Гласные звуки и фраза.
Ребята, мы с вами знаем несколько пословиц и поговорок . Постарайтесь вспомнить их по двум словам.
Мнемотаблицы
- азбука – ступенька : АЗБУКА – к мудрости ступенька.
- книга – человек: Испокон века книга растит человека.
Итог занятия:
- Что вы узнали на занятии?
В русском языке есть две большие группы звуков –… ( гласные и согласные.)
И хотя гласных звуков всего ….. (6), они очень важны. Эти звуки надо уметь слышать и выделять.
Без гласных звуков не может быть ни слога, ни слова, ни предложения, они очень нужны, поэтому… (будем их уважать и в словах не пропускать.).
Выражение эмоционального настроения: с помощью прищепок из круга дети делают солнышко. «Солнышко потеряло свои лучики – помогите ему их найти.»
Вы молодцы – похлопаем в ладоши!
Занятие закончено.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.