Гласные звуки. Конспект открытого урока.
Оценка 4.6

Гласные звуки. Конспект открытого урока.

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
дефектология
6 кл—9 кл
21.06.2024
Гласные звуки. Конспект открытого урока.
Конспект открытого логопедического занятия .Гласные звуки и буквы 1 класс НВОНР.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Гласные звуки.doc

                КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

                                                               Выполнила  работу   Утвенко С.Ю.

                                                                                Учитель-логопед МБОУ «БСОШ №1»

   Группа  НВОНР, 1 класс.

 

   Тема. Гласные звуки [ а, о, у, э, ы, и ]. Гласные буквы А О У Э Ы И. Итоговое занятие.

 Класс: 1 класс.

   Цель:

    Ученики научатся различать гласные звуки  [а, о, у, э, ы, и]  и   буквы     А О У   Э Ы И    в   слогах, словах, запомнят  обобщающие понятия  о гласных  звуках.

    Ученики  получат возможность научиться практическим навыкам сравнения  гласных  звуков [ а, о, у, э, ы, и], опираясь на их акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.

Закрепят знания  о  слогообразующей  роли  гласных  звуков и  букв.

 

Задачи:

-   развивать фонематическое восприятие,  умение выделять гласные звуки в слогах и  словах;

-   формировать  языковые  формы   анализа и  синтеза;

-   развивать речеслуховую память, чувство ритма, внимание к  лексическому  значению слова;

-   развивать пространственные  представления, зрительное  восприятие;

-   развивать мелкую и артикуляционную моторику;

-   развивать  интерес  к  познавательной  деятельности   через  игровые приёмы;

-  развивать     эмоциональную  сферу. 

 

Оборудование:  ПК, презентация  картинок, таблица с гласными  буквами, обозначающими гласные  звуки  А О У Э Ы И; символы  гласных  звуков,  карточки    звукового  состава  слова   матрешки с буквами (игра);

картинки (дом,  сад, коса, оса, сок, экскаватор, эскалатор,     эскимо, эскимос,   уточка,);  карточки  для  печатных  работ;  «дорога  из  страны  Гласных звуков в    страну  Согласных  звуков»;   мяч, музыкальная  вставка « Гласные  звуки»,   мнемотаблицы  для  пословиц, песенка  «Про  виноватую  тучку».

 

                        

 

                                          Ход занятия

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять-

Начался урок  опять,

Перерыв  кончается,

Работа  начинается.

 

а) Игра  с  мячом : «Назови  гласный  звук »

 А, О, И, У, Э,  Ы.

- О каких  звуках  и  буквах  у  нас  сегодня  пойдет  речь?

- Правильно – ( о  гласных  )

- Сколько  в  русском  языке  гласных  звуков? 

- Да, шесть.

- Сегодня мы отправимся  в страну  Гласных звуков.

Все гласные звуки –  А О У Э Ы И – придумали для вас разные волшебные задания. Если   выполните  эти  задания    правильно, то вас пригласят   в  страну Согласных звуков.

За  выполнение  заданий  дети  получают   фишки.

 

2.1.  Тренировочные упражнения:

 

Гласные звуки  в слогах.

1.                                                                                                                               Игра:  «Назови гласную в слоге»:  при  правильном  ответе дети  получают карточку с  буквой,  которая  обозначает  гласный  звук.

ТЫН     ВНА   ДРЭ     ВУН      СМО    КЛИ

 

2.                                                                                                                               - Гласные – это звуки, которые произносятся  как ? –( с помощью голоса, поются, свободно, без  преграды).

Прочитаем  сочетания  букв:

АО    ОУ    УА   АИ    ОИ     АЭ    ЭЫ

- Для  лучшего  прочтения  следующих  сочетаний букв сделаем   дыхательную  гимнастику.

Дыхательная  гимнастика:

Исходное положение — сидя на стуле прямо:

1) вдох и выдох через нос;

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох влево и выдох вправо

5) вдох голову  вверх выдох – голову  вниз

6) самовар – вдох через  нос – надуваем  шарик – длительный выдох через почти  сомкнутые  губы – «пых –пых – пых»

 

Продолжаем  читать сочетания   букв.

АОУ    ОИА    ИАА   ЭУЭ   ОАО    УАУ   ЫЭЭ  ОУО

 

АООА    УАУА   ИАИА  ЭАУО  АЫУО  УЫАО

Давайте  споем  песенку  гласных:

 Музыкальная вставка:   « Гласные звуки»

 

Гласные  звуки  в  словах

3.                                                                                                                               - Звук [а] задает  вам такое задание: из  слов  АТЛАС придумайте новое слово, переставив все буквы – анаграмма. 

Подсказка:  это или  огородное растение  с  сочными  съедобными  листьями или холодное  блюдо  из  нарезанных  кусочками  овощей,  яиц  или  мяса.

Молодцы  - (салат

- Сколько гласных звуков   в  слове     САЛАТ.

- Правильно, два.  Какие? Да, это звуки   [а].

4.                                                                                                                               - Звук [и] просит вас поставить матрешек по росту, получается слово  ИГРА. В слове  игра звук  [и] находится …. ( в начале  слова)

5.                                                                                                                               - Звук [о]  просит вас несколько новых  слов в слове  ОСАДОК ( ОСА, КОСА, САД, СОК, )

 Сколько  звуков  в  слове  СОК.  Где  стоит  звук  О?  ( в  середине  слова). Замечательно! Вы справились и с этим сложным  заданием.

6.                                                                                                                               - Звук [э] загадывает вам загадку

                          На лучинке, в бумажке

                          В шоколадной рубашке,

                          В руки просится само

                          Что же это? (ЭСКИМО )

   А если добавить в конце этого слова звук [c], какое новое слово получится?

(ЭСКИМОС).  Кого так  называют?

- Отгадаете  две загадки   и   назовёте   трудные  слова, которые   нам  повстречались, когда  мы  изучали  звук  Э?

- Когда будете произносить отгадки, помните правило: «Трудные слова произносим … по слогам»

                      Есть на свете чудная лопата –

                      На колесах, крива и горбата.

                      Но копать начинает она –

                      Сто лопат заменяет одна.   (ЭКСКАВАТОР)

 

                      Сам вагон открыл нам двери,

                      В город лестница ведет.

                      Мы своим глазам не верим,

                      Все стоит, она идет.             (ЭСКАЛАТОР)

 

Эмоциональная гимнастика:  «Виноватая  тучка»

 

7.                                                                                                                               - Звук [у]  просит внимательно прослушать стихотворение и отгадать новое слово.

                                          Точка.

                               Смирно точка жила

                               «У»  к ней в гости зашла

                              Встала слева, и тогда –

                              По реке вдруг поплыла…. ( уточка)

 

        В  слове  уточка  звук [у]   находится  ….. (  в начале  слова)

 

 

Упражнения для  подготовки  руки к  письму и  стимуляции  двигательной функции языка.

 

- Звук [ы]. Этот звук  играет с вами в прятки. Найдите его   и вставьте в слова:

   С….Р             Д…РА                  М…ЛО         

- Во все эти слова можно вставить только одну   букву – и этот звук – [Ы]. (работа  с  карточками)       

   

8.                                                                                                                               Гласные  звуки  и  фраза.

Ребята, мы  с  вами  знаем  несколько пословиц  и  поговорок . Постарайтесь  вспомнить их  по  двум  словам.

Мнемотаблицы

- азбука – ступенька :  АЗБУКА – к мудрости ступенька.

 

- книга – человек:  Испокон века книга растит человека.

 

Итог занятия:

- Что  вы  узнали  на  занятии?

В  русском  языке есть две  большие  группы  звуков –… ( гласные и  согласные.)

И хотя  гласных  звуков  всего  ….. (6), они  очень  важны. Эти  звуки  надо  уметь  слышать  и  выделять.

Без гласных звуков не может быть  ни слога, ни слова, ни предложения, они очень нужны, поэтому…  (будем их  уважать  и  в  словах не  пропускать.).

 

 

Выражение эмоционального настроения: с  помощью  прищепок из  круга   дети  делают  солнышко.  «Солнышко потеряло  свои  лучики – помогите  ему их  найти.»

Вы  молодцы – похлопаем   в  ладоши!

Занятие  закончено.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Ход занятия I . Организационный момент

Ход занятия I . Организационный момент

АОУ ОИА ИАА ЭУЭ

АОУ ОИА ИАА ЭУЭ

Звук [у] просит внимательно прослушать стихотворение и отгадать новое слово

Звук [у] просит внимательно прослушать стихотворение и отгадать новое слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024