"Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.9

"Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.02.2017
"Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс, русский язык)
Форма урока: изучение нового материала. Цель урока- сформировать понятие о главных и второстепенных членах предложения; закрепить знания о второстепенных членах предложения; учить приёмам синтеза и анализа; развивать логическое мышление, умение классифицировать факты, делать обобщённые выводы; формировать связную речь учащихся; воспитывать стремление к творчеству."Главные и второстепенные члены предложения"
главные чл.предл..docx

               ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: "Главные и второстепенные члены предложения"

 

Цели:

Обучающие:

- сформировать понятие о главных членах предложения и закрепить знания о второстепенных членах предложения;

- учить приемам анализа и синтеза;

- повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;

- закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;

- подвести к выводу: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения.

 

Развивающие:

- развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; - умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;

- развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.

 

Воспитательные:

- формирование интереса к культуре и искусству своего народа;

- формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.

- воспитание стремления к творчеству.

 

Форма урока: изучение нового.

Оборудование: презентация, тесты, рабочие карточки, стикеры для оценивания урока, учебники, тетради.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Слайд 1-2)

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

- Добрый день! Я рада вас видеть на уроке. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
- А вот какое у меня настроение.
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. (Дети показывают карточки настроения). (Слайд 3)

Улучшатель настроения 2012    Windows 8 будет без окон    Фотографии Максима Новикова 8 альбомов ВКонтакте
- Сегодня мы познакомимся с темой: «
Главные и второстепенные члены предложения». И попытаемся ответить на вопрос: Какую роль в предложении выполняет  подлежащее и сказуемое?

 

II. Активизация знаний, контроль.

1. Запись числа и классной работы.

2. «Волшебная цепочка» (Слайд 4-5).

- Слова в цепочке ищи, их правильно пиши!

 

 

 

 

 

 

2. “Верные – неверные утверждения” (Слайд 6).

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?

3. Стадия осмысления. Изучение нового материала. (Слайд 7).

  • Начертите в тетради таблицу. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
  •  Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
  •  Работа с  материалом “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?”. Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
  • Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.

 

 

 

(Слайд 8).  Обобщение ответов учащихся о подлежащем и сказуемом.

 

(Слайд 9).  Чем может быть выражено подлежащее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 10).  Чем может быть выражено сказуемое?


(Слайд 11).  Например.


 

(Слайд 12).  Работа по карточкам:

- У каждого из вас на парте лежит карточки-задания «Второстепенные члены предложения» и «Главные члены предложения». Заполните их. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Заселите домики» (Слайд 13-14).

 

 

3. Вставьте пропущенные слова  (устно) (Слайд 15)

http://festival.1september.ru/articles/599050/full_image026.jpg http://festival.1september.ru/articles/599050/full_image028.jpg

           

4. Выберите и впишите нужные слова (Слайд16-17).

 

 

 

 

 

 

 

5. Выбери правильный ответ (Слайд 18).

 

 


6. Найдите предложения, в которых найдены и обозначены верно все члены предложения (Слайд 19).

 

 

 

 


VI. Проверка знаний.

1.  Слайд20). Работа по учебнику: задание 1 стр.108:

-  Прочитайте. Выполните задания к тексту.


 

2. (Слайд21). Работа по учебнику: задание 2 стр.109:


- Прочитайте данные слова и словосочетания, научитесь их правильно произносить и писать.

 

3. (Слайд 22). Работа по учебнику: задание 3 стр.109:

- Выпишите из текста существительные в начальной форме, распределите их в две колонки, обозначая род.

 

4. Задание 4. Разноуровневая работа в парах.  Составить предложения по теме «Природа» по схемам. (Слайд23).

- Надеюсь, вы почувствовали себя  настоящими поэтами! А теперь самое трудное задание. Работать вы будете в парах. Мы должны аккуратно и бережно относиться к природе, заботиться о сохранении её красоты и разнообразия.

А - Первый уровень:  составляет предложения об осени,

Б - Второй уровень – о зиме,

В - Третий уровень – о весне.

(Задание А – оценка «3», задание А и Б – оценка «4», Задание В – оценка «5»)

 

 

 

5. Творческое задание. (Слайд 24).

А теперь, ребята, придумайте сами односоставные предложения, а может и даже стихотворение на темы:

1 группа – “Зима” (Снег. Луна. И вокруг такая тишина!)

2 группа – “Море” (Синь и гладь. Лазурь вокруг)

3 группа – “Небо” (Месяц. Звёзды и мороз. Скрип колёс. )

Итог. Имя существительное даёт названия предметам; с помощью существительных можно назвать не только предмет, но и признак, а также действие; “нарисовать” картину природы.

 

6. Физминутка. (Слайд 25).

- Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.

 

 

 

9. Соберите предложения и «Украсьте клумбы» (Слайд 26).

 


- Низкие серые тучи закрыли небо.

- Дятел пробил большую дырочку в коре.

 

10. Создание “синквейна”. (Слайд27).

Заканчивая разговор о подлежащем и о второстепенных членах предложения, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка

Кто? Что? (тема).

1 существительное

2-я строка

Какой? (определение темы).

2 прилагательных

3-я строка

Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

3 глагола

4-я строка

Что автор думает?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (новое звучание темы).

1 существительное

 

Примеры синквейнов:

Подлежащее,

Главное, необходимое,

Говорит, называет, указывает.

Без него обойтись трудно.

Предмет.

Сказуемое,

Главное, необходимое,

Сообщает, открывает, сказывает.

Без него как-то скучно.

Действие.

 

VII. Домашнее задание. (Слайд 28).

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия урока. (Слайд29).

- У вас на партах лежат смайлики. Оцените наш урок с помощью этих смайликов.

 

          

           ОТЛИЧНО

Food Apple Vectors " Stockdoo.org

 

ХОРОШО

 

Яблоки нарисованные - фруктовый фотосток " Оформление детского сада, все для детского сада, родительский уголок, папки передвижк

 

ПЛОХО

Тест "Способность к обучению в школе" для детей 5 - 7 лет. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

 

 

 

IX. Рефлексия. Выставление оценок. (Слайд30).

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

               

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

 

X.  Итог урока. (Слайд31).

Что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что “имя существительное – хлеб языка”? Сделаем выводы.

Выводы: - на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

- Имя существительное даёт названия всем предметам.

- С помощью существительных можно “нарисовать” картину природы.

- Существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно-ласкательное значение слова.

 

 (Слайд32). - Мне приятно было работать с вами. Спасибо вам всем за хорошую работу на уроке. До свидания.

                    

 

 

 

 

 

                 


 

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Сегодня мы познакомимся с темой: «

Сегодня мы познакомимся с темой: «

Верные – неверные утверждения” (Слайд 6)

Верные – неверные утверждения” (Слайд 6)

Слайд 8). Обобщение ответов учащихся о подлежащем и сказуемом

Слайд 8). Обобщение ответов учащихся о подлежащем и сказуемом

Слайд 10). Чем может быть выражено сказуемое? (Слайд 11 )

Слайд 10). Чем может быть выражено сказуемое? (Слайд 11 )

Заселите домики» (Слайд 13-14)

Заселите домики» (Слайд 13-14)

Выбери правильный ответ (Слайд 18)

Выбери правильный ответ (Слайд 18)

Слайд 22). Работа по учебнику: задание 3 стр

Слайд 22). Работа по учебнику: задание 3 стр

Теперь Варвара смотрит вверх!

Теперь Варвара смотрит вверх!

Подлежащее, Главное, необходимое,

Подлежащее, Главное, необходимое,

Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания?

Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017