Сегодня образование находится на стадии своего развития. Процессы, происходящие в нем, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих процессов глобализации образования. Глобализация в данном случае означает появление общепланетарных тенденций. К глобальным относят проблемы, затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не только отдельных людей, регионов, но и всего человечества, поэтому они могут быть решены лишь совместными усилиями мирового сообщества в целом[7;51]. В этом и кроется актуальность данного исследования.
Объект исследования – глобальные процессы в современном образовании.
Предмет исследования – процесс информатизации.
Цель исследования – выявить специфику процесса информатизации в рамках глобализации образования.
срочно на сайт.docx
Сегодня образование находится на стадии своего развития. Процессы,
происходящие в нем, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих
процессов глобализации образования. Глобализация в данном случае означает
появление общепланетарных тенденций. К глобальным относят проблемы,
затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не
только отдельных людей, регионов, но и всего человечества, поэтому они
могут быть решены лишь совместными усилиями мирового сообщества в
целом[7;51]. В этом и кроется актуальность данного исследования.
Объект исследования – глобальные процессы в современном
образовании.
Предмет исследования – процесс информатизации.
Цель исследования – выявить специфику процесса информатизации в
рамках глобализации образования.
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Образование, как глобальная проблема, имеет ряд процессов,
характерных для развития образования на современном этапе. Основные
тенденции в развитии современного института образования включают в себя
следующие:
2 информатизация образования;
экологизация образования;
коммодификация образования;
технологизация образования;
унификация образования;
∙
∙
∙
∙
∙
∙ деинституционализация образования [3; 82].
Рассмотрим их подробнее. Подобно тому, как в решении проблем
развития ведущую роль призвано сыграть образование, в центре роста самого
образования все чаще оказываются информационные технологии. В сфере
развития новых информационных технологий имеется огромный простор для
международного сотрудничества и обмена опытом.
Переход к информационному обществу, в котором культурные
ценности выступают в качестве основных ценностей, означает кардинальные
изменения и в образовательной системе. Ведь новое поколение растет в
тесном общении с компьютером. В связи с этим компьютеризация процесса
обучения ставит целый ряд нетрадиционных проблем социальноэтического,
педагогического и философского характера. Введение информационных
технологий в процесс обучения и, следовательно, воспитания влияет на стиль
мышления человека, его отношения к миру.
Осознание неотвратимости информатизации, и ее реализации в
образовании и общественной практике – это один из приоритетов и
императивов нашей эпохи. Включение в мировой процесс развития немыслимо
без информатизации. И наша страна тем скорее войдет в мировую
цивилизацию, чем интенсивнее развернется процесс информатизации
образования.
Экологическая проблема и необходимость ее решения привели к
экологизации системы образования и значительному усилению экологических
компонентов в структуре образовательных программ различного уровня и
направления.
В современных условиях наблюдается экологическая направленность
образование и экологизация его системы. Хотя они и взаимосвязаны, но
3 характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое
образование – это непосредственное усвоение экологических знаний
различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс
подготовки специалистовэкологов, но не сводится к этому. Экологизация
системы образования – это характеристика тенденции проникновения идей,
понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а также
подготовки экологически грамотных специалистов самого различного
профиля деятельности: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д.
Коммодификация образования представляет собой тенденцию по его
превращению в один из видов товара, со всеми присущими последнему
свойствами – лучшего или худшего качества, представленного в большем или
меньшем ассортименте, дешевого или дорогого, и т.д. Образовательные
учреждения (в особенности профессиональные) превращаются в своего рода
предприятия или корпорации по производству и реализации образовательных
услуг. Студенты, соответственно, превращаются в клиентов корпорации, ее
первичных потребителей (вторичным потребителем этого рода продукции
является уже все общество). Таким образом, коммодификация образования
рассматривается часто в качестве результата глобализирующейся
либеральной модели социальноэкономических отношений,
эффекта
реализующегося в наши дни социальноисторического реванша капитала по
отношению к обществу.
Технологизация образования представляет собой тенденцию, с одной
стороны, увеличения роли компетентностного начала, а с другой – отказа от
воспитательной функции института образования. Именно технологизация
образования выступает амбивалентным феноменом. С одной стороны
технологизация, как оптимизация учебнопреподавательского процесса,
приведение его в соответствие с новейшими технологиями информационного
общества не может не приветствоваться. С другой стороны, вывод
4 воспитательной функции за пределы образовательной практики,
сопровождающийся ее дегуманизацией, не может не вызвать тревогу.
Унификация образованияпредставляет собой тенденцию по приведению
к системе единых знаменателей образовательных стандартов, норм,
содержания специальностей, систем оценки знаний и итоговых степеней.
Деинституционализация образования представляет собой тенденцию
частичного или полного вывода образовательного процесса за пределы
официальных образовательных учреждений. К деинституционализации
относятся такие развивающиеся или, по крайней мере, активно обсуждаемые
явления и идеи, как информатизация образования, образование для взрослых,
образование в течение всей жизни, самообразование, образование в домашних
условиях, дополнительное образование, гражданское образование и т.д.
Таким образом, названные выше процессы являются результатом
изменившихся по отношению к институту образования требований со стороны
общества.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
Информатизация образования, в первую очередь, направлена на
ОБРАЗОВАНИИ
разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных
воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью
использования новейших достижений компьютерной техники. Рассмотрим
подробнее специфику процесса информатизации в образовании.
Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним
относится:
5 1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и
культурной информации.
2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического
процесса с помощью применения средств информатизации.
3. Изменение модели управления образованием. 4. Повышение качества
образования за счет использования ИКТ [4;7].
Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:
Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на
сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные
компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники,
студенты.
Рост технических возможностей средств информатики и снижение их
стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе
есть свой компьютерный класс, а большинство современных школ и
университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и
доски в каждой аудитории.
Курс на формирование новой информационной среды общества,
инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить
школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ [2;69]
Информатизация сферы образования основывается на достижении
педагогических и компьютерных наук, таких как:
информатика;
кибернетика;
теория систем;
дидактика [7;70].
В совокупности благодаря им в образование внедряются не только
новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более
эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к
обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты,
образовательные программы, которые используют как новейшие достижения
информатики, так и основополагающие принципы дидактики.
6 Любой процесс имеет свои плюсы и минусы. Отметим основные
преимущества данного процесса.
1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных
материалов.
2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с
изучением информатики и информационных технологий как в университетах,
так и в школах.
3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных
дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование
компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем
моделирования их с помощью специальных программ.
4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к
повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с применением
компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.
5. Информатизация системы образования также позволит создать новые
формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.
6. Совершенствование системы управления образованием.
7. Развитие альтернативного и логического мышления. 8. Формирование
стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ. 9.
Индивидуализация обучения.
Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ,
информатизация современного образования имеет и ряд существенных
недостатков:
1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При
использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит
техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором
необходимого материала и последующей его презентацией.
2. Снижение коммуникативных навыков изза наличия диалога: ученик
компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими
средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и
другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки
коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.
7 3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с
предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной
активности не только на уроке, но и в жизни в целом. 4. Использование
готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени
уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже
готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят
детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В
дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать
курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.
5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной
зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к
проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.
6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером
отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Казакова, Овсейцев А.А. «Учебно
научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной
работы студентов». М.: МЭИ,СТОИК, 2002.
2. Аношкина,
В.
Л.
Образование.
Инновации.
Будущее.
(Методологические и социокультурные проблемы) [Текст] / В. Л.
Аношкина. Ростов н/Д. : Издательство РОИПК и ПРО, 2001.
3. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и
экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв
ред Зарецкая С.Л. М.: ИНИОН,2001.
4. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и
педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в
образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1990.
5. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов//
Педагогическая мастерская. 2004. № 2. с. 9.
8 6. Кузьмин, М. Н. Проблема сохранения единого образовательного
пространства России/ М. Н. Кузьмин// Педагогика. 2004. № 4. с. 3.
7. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национальнорегиональном
компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.2005.№
6.с. 74.
8. Новиков А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. М.: Эгвес,
2005.
9. «Педсовет.org» живое пространство образования [Электрон, ресурс]. –
М., 2009. – Режим доступа : http://pedsovet.org/forum/topic307.html
10.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года. «Инновационная Россия 2020» [Электрон, ресурс]. –
Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.
11.Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.1998.
9
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.