ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оценка 4.6

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.11.2017
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня образование находится на стадии своего развития. Процессы, происходящие в нем, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих процессов глобализации образования. Глобализация в данном случае означает появление общепланетарных тенденций. К глобальным относят проблемы, затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не только отдельных людей, регионов, но и всего человечества, поэтому они могут быть решены лишь совместными усилиями мирового сообщества в целом[7;51]. В этом и кроется актуальность данного исследования. Объект исследования – глобальные процессы в современном образовании. Предмет исследования – процесс информатизации. Цель исследования – выявить специфику процесса информатизации в рамках глобализации образования.
срочно на сайт.docx
Сегодня образование находится на стадии своего развития. Процессы, происходящие в нем, не могут рассматриваться в отрыве от происходящих процессов глобализации образования. Глобализация в данном случае означает появление   общепланетарных   тенденций.   К   глобальным   относят   проблемы, затрагивающие в силу своих масштабов и остроты жизненные интересы не только   отдельных   людей,  регионов,   но   и   всего   человечества,   поэтому   они могут   быть   решены   лишь   совместными   усилиями   мирового   сообщества   в целом[7;51]. В этом и кроется актуальность данного исследования. Объект   исследования  –   глобальные   процессы   в   современном образовании. Предмет исследования – процесс информатизации. Цель исследования – выявить специфику процесса информатизации в рамках глобализации образования.  ГЛАВА 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ Образование,   как   глобальная   проблема,   имеет   ряд   процессов, характерных   для   развития   образования   на   современном   этапе.   Основные тенденции в развитии современного института образования включают в себя следующие: 2 информатизация образования; экологизация образования; коммодификация образования; технологизация образования; унификация образования; ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ деинституционализация образования [3; 82].            Рассмотрим их подробнее. Подобно тому, как в решении проблем  развития ведущую роль призвано сыграть образование, в центре роста самого  образования все чаще оказываются информационные технологии. В сфере  развития новых информационных технологий имеется огромный простор для  международного сотрудничества и обмена опытом.  Переход   к   информационному   обществу,   в   котором   культурные ценности выступают в качестве основных ценностей, означает кардинальные изменения   и   в   образовательной   системе.   Ведь   новое   поколение   растет   в тесном общении с компьютером. В связи с этим компьютеризация процесса обучения ставит целый ряд нетрадиционных проблем социально­этического, педагогического   и   философского   характера.   Введение   информационных технологий в процесс обучения и, следовательно, воспитания влияет на стиль мышления человека, его отношения к миру. Осознание   неотвратимости   информатизации,   и   ее   реализации   в образовании   и   общественной   практике   –   это   один   из   приоритетов   и императивов нашей эпохи. Включение в мировой процесс развития немыслимо без   информатизации.   И   наша   страна   тем   скорее   войдет   в   мировую цивилизацию,   чем   интенсивнее   развернется   процесс   информатизации образования. Экологическая   проблема   и   необходимость   ее   решения   привели   к экологизации системы образования и значительному усилению экологических компонентов   в   структуре   образовательных   программ   различного   уровня   и направления. В   современных   условиях   наблюдается   экологическая   направленность образование   и   экологизация   его   системы.   Хотя   они   и   взаимосвязаны,   но 3 характеризуют   в   некотором   отношении   различные   явления.   Экологическое образование   –   это   непосредственное   усвоение   экологических   знаний различного   характера   и   уровня.   Оно   определяет,   в   частности,   процесс подготовки   специалистов­экологов,   но   не   сводится   к   этому.  Экологизация системы образования – это характеристика тенденции проникновения идей, понятий,   принципов,   подходов   экологии   в   другие   дисциплины,   а   также подготовки   экологически   грамотных   специалистов   самого   различного профиля деятельности: инженеров, врачей, экономистов, социологов и т.д. Коммодификация   образования представляет   собой   тенденцию   по   его превращению   в   один   из   видов   товара,   со   всеми   присущими   последнему свойствами – лучшего или худшего качества, представленного в большем или меньшем   ассортименте,   дешевого   или   дорогого,   и   т.д.   Образовательные учреждения (в особенности профессиональные) превращаются в своего рода предприятия или корпорации по производству и реализации образовательных услуг. Студенты, соответственно, превращаются в клиентов корпорации, ее первичных   потребителей   (вторичным   потребителем   этого   рода   продукции является уже все общество). Таким образом, коммодификация образования рассматривается   часто   в   качестве   результата   глобализирующейся либеральной   модели   социально­экономических   отношений,   эффекта реализующегося в наши дни социально­исторического реванша капитала по отношению к обществу. Технологизация   образования представляет   собой   тенденцию,   с   одной стороны, увеличения роли компетентностного начала, а с другой – отказа от воспитательной   функции   института   образования.   Именно   технологизация образования   выступает   амбивалентным   феноменом.   С   одной   стороны технологизация,   как   оптимизация   учебно­преподавательского   процесса, приведение его в соответствие с новейшими технологиями информационного общества   не   может   не   приветствоваться.   С   другой   стороны,   вывод 4 воспитательной   функции   за   пределы   образовательной   практики, сопровождающийся ее дегуманизацией, не может не вызвать тревогу. Унификация образованияпредставляет собой тенденцию по приведению к   системе   единых   знаменателей   образовательных   стандартов,   норм, содержания специальностей, систем оценки знаний и итоговых степеней. Деинституционализация   образования представляет   собой   тенденцию частичного   или   полного   вывода   образовательного   процесса   за   пределы официальных   образовательных   учреждений.   К   деинституционализации относятся такие развивающиеся или, по крайней мере, активно обсуждаемые явления и идеи, как информатизация образования, образование для взрослых, образование в течение всей жизни, самообразование, образование в домашних условиях, дополнительное образование, гражданское образование и т.д.  Таким   образом,   названные   выше   процессы   являются   результатом изменившихся по отношению к институту образования требований со стороны общества. ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ Информатизация   образования,   в   первую   очередь,   направлена   на ОБРАЗОВАНИИ разработку   методов   и   средств,   ориентированных   на   реализацию   основных воспитательных   и   образовательных   педагогических   целей   с   помощью использования   новейших   достижений   компьютерной   техники.   Рассмотрим подробнее специфику процесса информатизации в образовании. Процесс   информатизации   образования   имеет   свои   цели.   К   ним относится: 5 1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.   2.   Интенсификации   взаимодействия   участников   педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.  3. Изменение модели управления образованием. 4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ [4;7]. Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки: ­   Стремительный   процесс   информатизации   общества   в   целом.   Так,   на сегодняшний   день   все   больше   и   больше   людей   имеют   персональные компьютеры,   подключаются   к   всемирной   сети,   в   том   числе   школьники, студенты.  ­ Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть   свой   компьютерный   класс,   а   большинство   современных   школ   и университетов   устанавливают   компьютеры,   мультимедийные   проекторы   и доски в каждой аудитории.  ­   Курс   на   формирование   новой   информационной   среды   общества, инфосферы.   Естественно,   что   при   таких   перспективах   важно   научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ [2;69] Информатизация   сферы   образования   основывается   на   достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:  ­ информатика;  ­ кибернетика;  ­ теория систем;  ­ дидактика [7;70].  В   совокупности   благодаря   им   в   образование   внедряются   не   только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению,   его   контролю.   Создаются   электронные   учебники,   тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.  6 Любой   процесс   имеет   свои   плюсы   и   минусы.   Отметим   основные преимущества данного процесса.  1.   Совершенствование   методов   и   технологий   отбора   учебных материалов.  2.   Введение   новых   специализированных   дисциплин,   связанных   с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.  3.   Изменение   в   методике   преподавания   традиционных   школьных дисциплин,   не   связанных   с   информатикой.   К   примеру,   использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.  4.   Дополнительная   мотивация   обучающихся,   которая   приводит   к повышению   эффективности   обучения.  Замечено,  что   уроки   с   применением компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.  5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.  6. Совершенствование системы управления образованием.  7. Развитие альтернативного и логического мышления. 8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ. 9. Индивидуализация обучения.  Несмотря   на   свою   привлекательность   и   массу   преимуществ, информатизация   современного   образования   имеет   и   ряд   существенных недостатков:  1.   Ограничение   живого   общения   между   учителем   и   учениками.   При использовании   ИКТ   основная   роль   в   обучении   постепенно   отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.  2. Снижение коммуникативных навыков из­за наличия диалога: ученик ­ компьютер.   Чем   больше   времени   учащийся   общается   с   техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими   учениками.   В   такой   ситуации   существенно   снижаются   навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию. 7 3.   Снижение   социальных   контактов,   что   напрямую   связано   с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности   не   только   на   уроке,   но   и   в   жизни   в   целом.   4.   Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют   поиску   и   обработке   информации.   Они   берут   из   интернета   уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем   таким   детям   будет   довольно   сложно   самостоятельно   писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.  5.   Постоянная   работа   за   компьютером   может   стать   причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.  6.   Снижение   здоровья.   Постоянная   работа   за   компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анненков   В.В.,   Взятышев   В.Ф.,   Казакова,   Овсейцев   А.А.   «Учебно­ научные сетевые дискуссии и их роль в активизации самостоятельной работы студентов». ­ М.: МЭИ,СТОИК, 2002. 2. Аношкина,   В.   Л.   Образование.   Инновации.   Будущее. (Методологические   и   социокультурные   проблемы)   [Текст]   /   В.   Л. Аношкина.­ Ростов н/Д. : Издательство РОИПК и ПРО, 2001.  3. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты Глобализация и образование Сб. обзоров Отв ред Зарецкая С.Л. ­М.: ИНИОН,2001.  4. Загвязинский,   В.И.   Инновационные   процессы   в   образовании   и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. ­ Тюмень, 1990.  5. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. ­ 2004. ­ № 2. ­ с. 9. 8 6. Кузьмин,   М.   Н.   Проблема   сохранения   единого   образовательного пространства России/ М. Н. Кузьмин// Педагогика. ­ 2004. ­ № 4. ­ с. 3. 7. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально­региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.­2005.­№ 6.­с. 74. 8. Новиков А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. ­ М.: Эгвес, 2005. 9. «Педсовет.org» живое пространство образования [Электрон, ресурс]. – М., 2009. – Режим доступа : http://pedsovet.org/forum/topic307.html 10.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Инновационная Россия ­ 2020» [Электрон, ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.  11.Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. ­ М.1998. 9

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017