Программа кружка «Хакасия мой отчий край» носит меж предметный интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии, экологии.Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате проектной и исследовательской деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи между изучаемыми географическими, биологическими, химическими, экологическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на территории Хакасии.Программа кружка «Хакасия мой отчий край» носит меж предметный интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии, экологии.Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате проектной и исследовательской деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи между изучаемыми географическими, биологическими, химическими, экологическими понятиями и закономерностями и их про
Программа кружка «Хакасия мой отчий
край»
Сухарь Ирина Львовна, учитель биологии и химии МБОУ Кировская СОШ
Пояснительная записка
Программа кружка «Хакасия мой отчий край» носит меж предметный
интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи
между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и
изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии,
экологии.
Программа связана с изучением природы, хозяйства, населения и экологии
Хакасии. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей
между физико-географическим объектом природы и обществом.
Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает
усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное
отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации,
которая приобретается в результате проектной и исследовательской
деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи
между изучаемыми географическими, биологическими, химическими,
экологическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на
территории Хакасии.
Цель:
Задачи:
Последовательная организация краеведческой
работы по комплексному изучению Хакасии и
формирование сознательного и бережного отношения
к природе и истории родного края.
1. Развивать умение работать с разнообразными источниками
информации;
2. Обучить приёмам постижения природных закономерностей;
3. Изучить имеющийся краеведческий материал;
4.Применять информационно-коммуникативные технологии;
5. Прививать навыки природоохранной и исследовательской
деятельности;
6. Развивать познавательную и общественную активность учащихся;
7. Способствовать развитию творческих способностей личности
ребенка.Основные принципы программы
1. Принцип систематичности последовательности. При изучении материала
усвоение проходит несколько этапов: восприятие – представление – понятие,
т. е. от простого к сложному
2. Принцип устойчивости вариативности. К уже известной информации
добавляется какая – то новая (вариативная).
3. Принцип наглядности. Данный принцип реализуется при участии в
научно- исследовательской деятельности кружка, в ходе которой члены
кружка наблюдают происходящие явления, описывают их, используют
наглядные средства обучения (картины, фотографии и т. д.).
4. Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого
подходов. Предполагает рассмотрение вопроса изучения родного края
на трех вышеперечисленных уровнях.
5.
Принцип активности и деятельности в процессе изучения.
Предполагает активную деятельность членов кружка при руководящей
роли педагога при организации работы с научной, справочной
литературой. Реализации этого принципа будет способствовать методы
проблемно – поискового значения.
6. Принцип развития личности. Реализуется в процессе научно –
исследовательской деятельности на занятиях кружка, т. е. дети учатся
владеть методами сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного,
что способствует развитию логического мышления и творческих
способностей.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
8. Принцип связи с жизнью. Данная программа содержит информацию,
которая способствует познанию своего родного края.
Критерии отбора материала
1. Критерий практической значимости.
2. Критерий соответствия содержания программы и имеющейся учебно -
методической базы.Возраст, на который рассчитана программа
Школьники основной общеобразовательной школы, с 5 по 8 класс (10 – 15
лет).
Объём программы в часах и продолжительность курса:
Программа рассчитана на 1 год обучения, по одному часу в неделю, 35 часов
за год.
Формы проведения занятий
1. Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с
ознакомлением с основными положениями.
2. Практические занятия
.
3. Игровая форма (КВН, викторина)
4. Экскурсия.
5. Конференция.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы
1. Репродуктивный метод – выполнение действий по алгоритму;
2. Частично- поисковый метод, члены кружка осуществляют поиск
решения проблемы, а педагог задаёт гипотезу, ставит задачу;
3. Индуктивный метод (от частного к общим положениям, явлениям);
4. Дедуктивный метод (от общего к частным фактам);
5. Метод учебного анализа, синтеза, аналогии, выявления причинно-
следственных связей;
6. Картографический метод.Ожидаемые результаты:
1. Способность применять полученные знания в повседневной
жизни, в школьной жизнедеятельности;
2. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность и
проектную деятельность;
3. Проведение наблюдений и фиксирование их;
4. Участие в различных (по уровню ) исследовательских проектах;
5. Творческие работы членов кружка;
6. Решение экологических задач, тестирование.
Оборудование, необходимое для проведения теоритических и
практических занятий. Таблица№1
Атлас Республики Хакасия
– 8 шт.
Астролябия – 8 шт.
Барометр – анероид – 1 шт.
Гербарий – шт.
Карта района
Карта России.
Компас - 8 шт.
Коллекция полезных ископаемых – 1
шт.
Компьютер
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
8
1
15
8
1
8
2
8
1
1
1Химическая и биологическая лаборатория
Региональные определители растений и
животных
Красная книга Хакасии
8 мест
Содержание программы
Таблица №2
Основные модули
программы
Теоретический блок
Практический блок
Исторические и
Археологическое наследие края.
Культурные особенности
республики Хакасия
11
часов
Физико – географические
особенности природы
Хакасии
18
часов
Первые поселения. История их
возникновения.
История родной деревни.
Хакасия в годы Гражданской
войны.
Хакасия в годы ВОВ. Имена героев.
Лучшие люди района.
Топонимия родного края
Физико – географические
особенности положения Хакасии,
района, села.
Геологическое строение и рельеф.
Климат. Времена года.
Особенности климата Хакасии.
Внутренние воды. Реки.
Озера. Болота.
Почвенный покров.
Коммуникативный
блок
Экскурсия в
районный
краеведческий
музей.
Беседа:
«Личностный смысл
изучения своего
края»
Проектные работы: «Моя
малая Родина», «Их
именем названы улицы»
Обновление стенда
«Деревенька моя»
Проект «Герои живут
рядом».
«Дети войны»
Создание картосхем
(озера, болота,
водопровода и т.д.)
Творческие работы:
«Минеральные ресурсы
края»
Викторина
«Народные
приметы о погоде»
Лекция
Составление розы ветров
для района проживания.
«Вода, которую мы
пьём»
Составление графиков
годового хода
температуры.
«Комплексное
исследование объектов
гидросферы: озеро Шира,
Беле, Тус, река Енисей»
КВН
«Познай свой край»Флора и фауна края.
Редкие виды флоры и фауны.
Лекарственные растения.
«Характерные типы почв
нашей местности»
Составление схемы
взаимодействия и
взаимосвязи флоры и
фауны степей»
Экология родного края
6
часов
Экологическое состояние
местности
. Экологические проблемы и пути
их решения.
Мониторинг
экологического
состояния ближайших .
Экологические
сказки
Экскурсия
«Экологическая
тропа»
Итоговая
конференция
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
№ п\п
Раздел. Тема.
Количество
Дата
1
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Исторические и
культурные особенности края
Беседа: «Личностный смысл
изучения своего края»
Археологическое наследие края.
Первые поселения. История их
возникновения. История родной
деревни.
Хакасия в годы Гражданской войны.
Хакасия в годы ВОВ.
Лучшие люди района.
часов
11
1
1
2
1
2
2
21.7.
Топонимия родного края
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Физико – географические
особенности природы Хакасии
18
1
2
5
4
2
4
5
1
1
1
1
1
Физико – географические
особенности положения Хакасии,
района, села.
Геологическое строение и рельеф.
Климат. Времена года.
Особенности климата родного края.
Викторина
«Народные(хакаские,русские,украин
ские) приметы о погоде»
Внутренние воды. Реки.
Озера. Реки. Лекция.
«Вода, которую мы пьём»
Почвенный покров. Характерные
типы почв нашей местности.
Флора и фауна края.
Редкие виды флоры и фауны.
Лекарственные растения. КВН
«Зеленая аптека»
«Познай свой край»
Экология родного края
Экологическое состояние ПК
местности.
Мониторинг экологического
состояния ближайших ПК.
Экологические сказки
Экскурсия «Экологическая тропа»
Итоговая конференция
Экологические проблемы и пути их
решения.Литература: