Программа курса "Дорогами добра"
Оценка 4.9

Программа курса "Дорогами добра"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.11.2017
Программа курса  "Дорогами добра"
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Программа курса Дорогами добра.docx
Волонтёрский отряд «Алые паруса» Методическая  разработка (Номинация «Копилка волонтёра») Составитель: Грачёва Лариса Ивановна,  старшая  вожатая СОДЕРЖАНИЕ  0 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….…2 II. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ………………………………....4 III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА  …………………………………………………………....5  IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………………………………….…..6  V. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………….10 VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………… .12 VII. УЧЕБНО­МЕТОДИТЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………………………..13 VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………16 1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стремительные   политические,   социально­экономические   изменения,   происходящие сегодня   в   обществе,   диктуют   новые   требования   как   к   организации   самого   учебно­ воспитательного   процесса   в   школе,   так   и   к   содержанию   образования.   В   период стремительной   информатизации   жизненного   пространства,   засилья   рекламы   и   подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять   здоровье   и   отстаивать   свою   жизненную   позицию,   основанную   на   знании   и собственном приобретённом опыте. В   общенациональной   программе   развития   воспитания   детей   в   РФ   до   2020   года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских   принципов   детей   и   молодежи.   Одной   из   задач   гражданского   и патриотического   воспитания,   согласно   программе,   является   формирование   у   детей активной   жизненной   и   гражданской   позиции,   основанной   на   готовности   к   участию   в общественно­политической жизни страны и государственной деятельности. В   Концепции   модернизации   российского   образования   на   период   до   2020   года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной   ответственности   обучающихся,   то   есть   ключевые   компетенции,   определяющее современное качество содержания образования”. Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми   позволит   молодым   людям   брать   на   себя   ответственность,   участвовать   в совместном   принятии   решений,   регулировать   конфликты   ненасильственным   путём, участвовать   в   функционировании   и   улучшении   демократических   институтов.   В отечественной   педагогике   накоплен   большой   опыт   детской   социализации.   Пионерские дружины   и   комсомольские   активы,  тимуровцы   и   юные   следопыты  –  далеко   не  полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного ­ собственного желания и возможности выбора. 2 Ушедшие   в   прошлое   старые   формы   организации   досуга   учащихся   и   изменившаяся социально­экономическая   обстановка   в   стране,  требовала   появления   новых   подходов   и методов   активизации   учащихся.   Волонтёрское   движение   может   стать   одной   из   форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтеры (от англ.Volunteer ­ доброволец) – это люди, делающие что­либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации ­ это свободные союзы людей, объединенных каким­либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение   сейчас   развивается   довольно   бурно.   И   одна   из   основных   причин   этого   – добровольность   и   свобода   выбора.   Добровольно   выбранная   социально   значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.  Рабочая   программа   курса   «Дорогами   добра»   составлена   на   основе   федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (далее   – ФГОС ООО). Цели  программы: 1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России. 2.   Содействие   утверждению   в   жизни   современного   общества   идей   добра   и   красоты, духовного и физического совершенствования детей. 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4.   Формирование   позитивного   мнения   по   отношению   к   людям   с   ограниченными возможностями. 5.   Формирование   опыта   и   навыков   для   реализации   собственных   идей   и   проектов   в социальной сфере. II. ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА  3 1. Срок освоения программы курса и объем учебного времени Программа строится на основе знаний возрастных, психолого ­ педагогических, физических особенностей детей 11­ 15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью. Нормативный срок освоения программы курса волонтерского движения «Дорогами добра» рассчитан на 1 год.  2. Формы реализации Реализация   программы   проводится   во   внеурочной   форме. предусматриваются   следующие   формы   организации   деятельности: фронтальная, проектная, коллективная.   На   занятиях  индивидуальная, Содержательными   формами   проведения   занятий   могут   быть:   практическое   занятие, беседа, участие в акции. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. 3. Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   решения   задач   программы   используются современные   методы   обучения   и   образовательные   технологии   деятельностного   типа, взаимно   дополняющие   друг   друга.   Отбор   осуществляется   с   учетом   особенностей содержания   программы   курса   волонтёрского   движения   социальной   направленности «Дорогами   добра».   На   занятиях   используются   общепедагогические   методы,   к   которым относятся:  проблемно­поисковый;  исследовательский;  творческий (художественный);   метод учебного диалога;  наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);  игровой и др. III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА  Личностные результаты  освоения программы волонтерского движения «Дорогами добра»: 4 ­   формирование   духовно­нравственных   качеств,   приобретение   знаний   о   принятых   в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; ­   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ­ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные   результаты  освоения   программы   курса   «Дорогами   добра»» проявляются в:  расширении круга приёмов составления разных типов плана;  расширении круга структурирования материала;  умении работать со справочными материалами и Интернет­ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;  обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);  умении организовывать волонтёрскую деятельность;  способности   оценивать   результаты   волонтёрской   деятельности   собственной   и одноклассников. Направления работы:  духовно­нравственное воспитание: проектная, просветительская деятельность;  патриотическое и гражданское воспитание: шефство, благоустройство школы и села;  здоровьесберегающее: пропаганда ЗОЖ;  формирование толерантности: организация досуга детей и подростков. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся  Активность участия.  Умение планировать работу волонтёров.  Самостоятельность. 5 IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана   к   календарю   памятных   и   знаменательных   дат.   Это   позволяет   ребенку отслеживать   и   осмысливать   все   изменения   в   окружающей   жизни,   почувствовать   себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Раздел 1. Волонтерское движение в России Учащиеся   узнают   о   волонтерском   движении   в   России,   знакомятся   с   правами   и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые   к   личным   качествам   волонтера.   Участие   в   тренингах   поможет обучающимся   осознать   свою   готовность   к   участию   в   волонтерской   деятельности, подготовиться к её осуществлению. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании ­ это дети с ограниченными  возможностями,  близкие, пожилые   люди, ветераны,   а  также   животные. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Занятия проводятся 1 раз в   неделю по 2 часа. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование   по   созданию   базы   добровольческой   деятельности.   Освоение   программы «Дорогами добра» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Направления и формы волонтерской деятельности: Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности являются: • Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов; • Спортивная, туристическая и военная подготовка; • Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий); • Досуговая деятельность (организация свободного времени молодежи) 6 •  Помощь в реставрационных работах •   Восстановление   и   уход   за   воинскими   захоронениями   погибших   в   годы   Великой Отечественной войны 1941­1945 гг.  Экскурсионная деятельность; • Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям; • Экологические  акции; • Встречи с интересными людьми; • Групповые занятия волонтеров; • Анкетирование; • Изготовление плакатов, видео; • Выпуск буклетов; • Оформление информационного стенда; • Акции волонтеров; • Листовки; • Тренинги; • Разработка проектов; • Выступления; • Праздники; • Проекты; • Рейды; • Мастер­классы; • Дискуссии; • Диспуты. Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов волонтерской деятельности. Основные принципы волонтерской деятельности: • Солидарность с принципами и целями волонтерской деятельности. • Добровольность   —   каждый   человек   вправе   участвовать   в   добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. • Безвозмездность и сознательность — труд волонтера не оплачивается. 7 • Добросовестность  —  волонтер,  взявший   на   себя   обязательство   выполнить   ту   или иную работу, должен довести ее до конца. • Социальная   значимость   —   востребованность   и   соответствие   актуальным потребностям общества. • Личностная значимость — добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития волонтера, способствовать удовлетворению личностно значимых,   социально   позитивных   потребностей   и   должна   учитывать   индивидуальные особенности волонтеров. Заповеди волонтеров: 1. Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи и поддержке. 2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. 3. Принимай участие в мероприятиях волонтерской направленности. 4.  Оценивай   себя   и  своих   товарищей   не   по   словам,  а  по   реальным   отношениям   и поступкам. 8 V. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема Всего часов В том числе теория практика Раздел 1. Волонтерское движение в России 1 2 1. Вводное занятие. Техника безопасности.  Санитарно ­ гигиенические требования.  Тренинг «Знакомство. Узнаём друг друга».  2. История  волонтёрского движения в России 1 1 1 2 1 2 2 1 1 2 2 2 4 1 9 1 1 2 1 1 2 3. Выборы актива отряда. Выборы названия,  девиза, эмблемы, клятвы  волонтерского  отряда. 4. Изучение нормативно — правовых  документов. Занятие «Учимся сотрудничать». 5. Составление плана работы добровольческого  отряда. Взаимодействие с  районным  координационным центром волонтеров. Раздел 2. Участие в благотворительных акциях 6. Акция «Мы ВАС помним»  Составление  картотеки ветеранов ВО войны и тружеников  тыла, ветеранов труда. 7. Изготовление поделок (подарков) к Декаде  8. пожилых людей Встреча с педагогами находящимися на  заслуженном отдыхе. Оказание им помощи  9. Акция «Территория ДОБРА»  «Просто старушка»  Рассказ В. Осеевой   занятие о толерантном отношении друг к  другу, о готовности помогать другим, уметь  принимать помощь от других. 10. Акция «Забота». Поисковая работа. Создание  информационного банка данных о людях,  нуждающихся в помощи. 11. Акция «Покормите птиц зимой»  Презентация о зимующих птицах. 12. Практическая деятельность, изготовление и  размещение кормушек 13. Составления плана помощи людям,  нуждающихся в социальном патронировании.  Социальное патронирование по месту  жительства. 14. Оказание посильной помощи престарелым  людям 15. Акция «Международный день отказа от  курения». Вводное занятие. Изготовление  листовок, буклетов по профилактике  2 2 2 1 1 2 2 2 4 2 1 1 табакокурения. 16. Оформление  информационного стенда  «Бросайте курить, а лучше не начинайте!» 17. Акция Всемирный день борьбы со СПИДом. Мероприятие «По дорогам жизни». 18. Разработка агитационных  буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом образе жизни. 19. Акция «На пороге НОВЫЙ ГОД!» Составление плана добрых дел. 20. Творческая  мастерская (изготовление  подарков). Поздравление и вручение подарков людям с ограниченными физическими и  умственными возможностями. 21. Акция« Как живешь, ветеран?» (помощь  ветеранам) 22. Акция «Как живёшь книга?» 23. (оказание помощи сельской библиотеке в  сохранности фонда и ремонте книг)  Объявление конкурса на самого аккуратного  пользователя  школьных учебников.  Проверка, оценка  внешнего вида учебников.   Оказание помощи в ремонте учебников. 24. Акция «Мы перед памятью в долгу!» (помощь вдовам, труженикам тыла) 25. Акция«8 МАРТА ­  самый светлый праздник». Составление плана добрых дел. Творческая   мастерская (изготовление подарков) 26. Поздравление педагогов –пенсионеров,  опекаемых людей с праздником 8 Марта. 27. Акция «Осторожно ­ДОРОГА!»  Организация игр и конкурсов для детей. 28. Акция «Помоги птицам». Международный  день птиц.  29. Изготовление и вывешивание скворечников 30. Акция «Георгиевская ленточка». Составление плана добрых дел. Творческая   мастерская (изготовление подарков). 31. Поздравление ветеранов ВОВ.  32. Акция «Чистый двор» Составление плана добрых дел. 33. Организация и проведение коллективного  субботника на территории нашего двора. 34. Акция «Посади  дерево»   35. Акция «31 Мая – Всемирный день без  табака». Итого: 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 68 5 63 10 VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся будут знать: ­ о волонтерском движении в России; ­ права и обязанности волонтеров; ­ основные направления деятельности волонтеров; ­ основные формы работы волонтеров. Обучающиеся будут уметь: ­ организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; ­ аргументированно отстаивать свою позицию; ­ адекватно общаться с учащимися и взрослыми; ­ издавать агитационную печатную продукцию; ­ принимать общечеловеческие ценности.  11 VII. УЧЕБНО­МЕТОДИТЕСКОЕ   И   МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1.   Абросимова   Е.А.,   Бурцева   Н.Ф.,   Семионкина   И.Л.,   Толмасова   А.К.   Как   создать общественное объединение. — М: Россия, 2010г. 2.   Иванов   ИюП.,   Воспитывать   коллективистов.   Педагогический   поиск.   —   Москва «Педагогика», 2005г. 3.   Фопель   Клаус,   Сплочённость   и   толерантность   в   группе.   Психологические   игры   и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002 4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. — М: Просвещение, 2011 5.   Волонтёр   и   общество.   Волонтёр   и   власть:   научно­практический   сборник/   Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.­М: «ACADEMIA», 2009.­160с. 6.   Волохов   А.В.   Социализация   ребёнка   в   детских   общественных   организациях.   — Ярославль, 2012. 7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно­воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2009  8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 2004 9. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990 10.   Куприянова   Г.В.   Молодёжные   и   детские   общественные   объединения   России   на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные   и   детские   общественные   объединения:   проблемы   преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002 11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7­ми тг. Т.5. — М.: Изд­во Акад. пед. наук, 1960. ­558с. 12. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2012. ­208с. 12 13.   Никитин   В.А.   Социальная   работа:   проблемы   теории   и   подготовки   специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2008. — 236с.­с.57 14.   Общественное   движение   в   современной   России:   От   социальной   проблемы   к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев 15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. ­6­е изд. — М.: Академический Проект,2009. ­128с. 16. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.­ М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 2007.­76с. 17. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,­М.: ООО «Ритм», 2010. ­128с. 18.   Советский   энциклопедический   словарь   /   гл.ред.   А.М.   Прохоров.­3­е   изд.   ­М.: Сов.энциклопедия. 1984.­1600с. 19.   Сорочинская   Е.Н.   Детское   движение   в   современном   обществе.   —   Ростов­на­Дону, 2011.­117с. 20. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И.­М.: союз, 2006­192с. 21.   Кульневич   С.В.   Воспитательная   работа   в   детском   доме   М.:   Творческий   центр «Учитель»; Ростов ­на­Дону., 2008. 22.   Статья  «Коллективно­творческая   деятельность   в   школе»   /»Воспитание   школьника». ­2002. ­№6 23.   Рожков   М.И.   Развитие   самоуправления   в   детских   коллективах   /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009. 24. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/ 25. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006  26. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003. 27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2012 28. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2010. 29.   Профилактика   злоупотребления   психоактивными   веществами.   /   Под   ред.   Г.Н. Тростанецкой 30. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001. 13 14 Методическая разработка занятия Тема:  История волонтерского движения  в  России Цель: Вовлечение подростков в волонтёрское движение. 15 Задачи: Ознакомление ребят с историей и развитием волонтерского движения в России и Курской   области;   развитие   созидательной   активности   подростков   через   разработку социальных проектов; содействие развитию добровольческого движения.  Участники: учащиеся 5­9 классов, старшая вожатая школы. Ход урока (Муз. заставка: песня «Твори добро») Вожатая:  Здравствуйте,   ребята!   Посмотрите,   пожалуйста,   на   экран   и   попытайтесь ответить   на   вопрос:   О   чем   сегодня   пойдет   речь   на   нашем   занятии?                                        На экране слайд с афоризмом Гете: «Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя». (2 слайд)         есть цель. единая Вожатая:  Да, вы, совершенно правы. Но сегодня мы поговорим не просто о добре, а о добрых,   открытых,   бодрых,   равноправных,   отзывчивых,   верных,   обаятельных   людях,   у которых Догадались?   это   волонтеры   или   как   их   еще   называют   ­   добровольцы. ­Конечно, ­А кто же такие волонтеры? (3слайд)   Вожатая: Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь имеет   корни   в   латинском   voluntarius,   и   в   дословном   переводе   означает   доброволец, желающий. Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу   или   конкретному   человеку.   Синонимом   слова   «волонтер»   является   слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными   сотрудниками,   ассистентами,   лидерами,   посредниками.   Общее,   что   их объединяет, — добровольность. В самом слове добровольчество (добрая воля) уже содержится его смысловое значение. Добровольчество   –   социально   полезная,   добровольная   деятельность   на   безвозмездной основе.   Любой,   кто   сознательно   и   бескорыстно   трудится   на   благо   других,   может называться   добровольцем.   Это   ­   человек   любого   пола,   возраста,   вероисповедания. Благополучатель – лицо, получающее помощь добровольцев. Вожатая: Сегодня ребята расскажут нам о добровольчестве. Итак, первое выступление (4слайд) добровольчества. историей познакомит вас с           Волонтер 1 После   Великой   французской   революции   1792   года   французская   армия   наёмников перестала существовать. Но довольно скоро Франции понадобились военные, так как к границам государства подошли австрийские войска. Мужское население стало добровольно записываться   в   ряды   защитников   Отечества.   Именно   тогда   слово   «волонтёр»   вошло   в 16 обиход.   Крестьян,   рабочих   и   ремесленников,   по   собственному   желанию   вступивших   в армию, стали называть волонтёрами. Подобная практика сбора армии была на протяжении многих лет характерна многим европейским странам, в частности Испании, Италии, Великобритании и Австро­Венгрии. И только   во   2­й   половине   XIX   века   подобный   способ   сбора   армии   потерял   свою актуальность. В России слово «волонтёр» известно с начала XVIII века. Правда, называли таких людей на иной манер: «волентир» или «волунтер».  Официальной   датой   основания   международного   волонтерского   движения   принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны во Франции был осуществлен  первый  волонтерский   проект   с  участием   группы   добровольцев   из  Англии, Германии, Швеции, Австрии. Вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Тогда молодёжь Франции и Германии выступила под лозунгом: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». Следствием   этого   беспрецедентного   события   стало   основание   старейшей международной волонтерской организации – Service Civil International (имеет 33 отделения по всему миру), которая послужила примером для создания множества других.   2000   проектов В   60­х   годах   прошлого   века   возникают   десятки   волонтерских   программ   с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80­х годов ХХ века широкое распространение получают экологические проекты. В 1998 г. было осуществлено около мира. В   1990   году   на   XI   Всемирной   конференции   волонтерского   движения   была   принята всеобщая   декларация   добровольчества,   провозгласившая   волонтерство   фундаментом гражданского общества. Цели и задачи добровольческого движения декларация определила как   достижение   мира,   свободы,   безопасности   и   справедливости   для   всех   народов   и признала   право   каждой   женщины,   мужчины   или   ребенка   участвовать   в   организации волонтерского движения. странах в   84       Вожатая: А мы передаем эстафету нашему второму докладчику, который расскажет нам о добровольчестве в России (слайд 5). Волонтер 2  В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.  В   России   история   волонтерского   движения   изначально   связана   с   деятельностью православной   церкви,   позднее   –   с   инициативой   первых   некоммерческих   общественных 17 объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России   же   возникло   и   первое   женское   волонтерское   движение   –   сестры   милосердия, которые   во   время   русско­турецкой   войны   добровольно   отправились   на   фронт,   чтобы помогать раненым солдатам.   соревнований С   середины   1990­х   гг.   отдельные   российские   организации   ­   спортивно­концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных мероприятий. В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития   добровольческого   движения   по   всей   стране,   появился   в   Москве   и   Санкт   ­ Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получают   более   широкое   распространение   в   российском   некоммерческом   секторе   в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации. культурных и       С 2000 года российская молодежь празднует Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС), который празднуется во всем мире с 1985 года. Это ежегодное мероприятие, которое проводится для того, чтобы молодежь смогла заявить о своих добровольческих инициативах   обществу,   чтобы   люди   увидели   активность   молодых   ребят,   их   вклад   в развитие местного сообщества. В России этот праздник получил название Весенней недели добра. Добровольчество   становится   все   более   популярным   в   молодежной   среде.   В   ряде российских   регионов     запускаются   новые   проекты   по   созданию   молодежных добровольческих   служб   (например,   проекты   "Малая   Родина",   "Добровольная   помощь населению", проекты общественно полезной деятельности как альтернативная гражданская служба   другие). и     Вожатая:  А   как   же   развивалось   добровольчество   в   Курской   области.   Об   этом   нам расскажет следующий докладчик.(слайд 6,7) Волонтер 3 Молодежное добровольчество активно развивается в Курской области с 2001 года. В настоящее время на территории области зарегистрировано около 7 000 волонтеров. Спектр их деятельности разнообразен: творческие концерты в детских домах, больницах, помощь ветеранам Великой Отечественной войны, уход за территориями памятников и мемориалов, экологические акции. Добровольческое движение в Курской области активизировало свою работу с 2009 года. Основными этапами стали: 1. определение и закрепление локальным актом специалистов, ответственных за работу по вовлечению   молодежи   в   добровольческую   деятельность   в  муниципальных   образованиях региона; 2. формирование базы данных волонтеров по территориальной принадлежности; 18 3. формирование базы данных объектов добровольческой (волонтерской) деятельности по территориальному принципу (г. Курск, Курская область); 4. организация консультирования граждан в возрасте от 14 до 30 лет об особенностях осуществления   добровольческой   (волонтерской)   деятельности   (ОБУ   ОЦМП, муниципальные образования); 5.  круглые   столы,   информационно­методические   семинары   на   базе   ОБУ   ОЦМП   и муниципальных   образований   с   целью   разъяснительной   работы,   создания   условий   для реализации прав каждого молодого человека на добровольное, непосредственное участие в решении социально­значимых проблем Курской области.   Вожатая:  Чем же заняты волонтеры сегодня? Давайте ознакомимся с направлениями их деятельности: ( 8слайд )  Добровольцы посещают больных в стационарах;  доставляют продукты старикам и инвалидам;  работают с детьми в школе;  собирают необходимые вещи для детей­сирот и детей из малообеспеченных семей;  проводят  различные  акции  для  того,  чтобы  привлечь  внимание  общественности   к актуальным проблемам современности: экологии, асоциальным явлениям, здоровому образу   жизни,   материнству   и   детству,   проявлению   гражданско­патриотической позиции, благоустройству сёл и городов и многому другому. Практическое задание Вожатая:  Вы познакомились с историей и развитием добровольческого движения и его направлениями. А сейчас я предлагаю вам каждому побыть в роли волонтера. Для этого вы разделитесь на 3 группы (экологи, социальные работники, администрация села), выберите направление   волонтерской   деятельности   и   попробуете   составить   небольшой   проект, который   в   последующем   можно   будет   доработать.   Это   может   быть   выпуск   листовки, плаката, акция и т.д. Детям дается план составления проекта  (Приложение 1) (слайд9) 1. Цель и задачи проекта. 2. Благополучатель 3. Основные мероприятия. 4. Необходимые ресурсы. 5. Ожидаемый результат. 19 После  отведенного времени каждая группа  знакомит со  своим проектом  в  течение  1­2 минут. Вожатая: Понравилось вам роль волонтера?  В 2009 году под руководством Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской   Федерации   стартовал   Всероссийский   проект   «Вовлечение   молодежи   в социальную практику». Цель   проекта  –   развитие   добровольчества   в   молодежной   среде:   социальное патронирование   детских   домов,   пожилых   людей,   инвалидов;   организация   свободного времени детей и подростков; проведение благотворительных акций; и другие мероприятия социальной направленности. Вожатая: А теперь я хочу познакомить вас с «Личной книжкой волонтера», которую держу в руках. Для   организации   учета   работы   добровольцев   разработана   единая   форма   «Личной книжки волонтера», в которую вносятся сведения не только о трудовом стаже волонтера, в том   числе   об   участии   в   различных   акциях,   мероприятиях,   но   и   поощрениях   и дополнительной подготовке. Твои действия для получения «Личной книжки волонтёра»: (приложение 2) (слайд 10) Шаг 1:  Написать   заявление   на  получение   «Личной   книжки   волонтёра».  Заявление оформляется   в   произвольной   форме   с   указанием   Ф.И.О.,   даты   рождения,   полученного образования,   профессии,   наименования   учебного   заведения,   домашнего   адреса   и контактного телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3×4 см. Шаг   2:  Отнести   в   Управление   по   делам   молодёжи,   физической   культуре   и   спорту администрации     Подосиновского письменное заявление.   района     Шаг   3:   Получить   оформленную   «Личную   книжку   волонтера»,   заверенную   подписью   и печатью   Управления   по   делам   молодёжи   по   Кировской   области   в   п.   Подосиновец.   Шаг   4:  Расписаться   за   получение   «Личной   книжки   волонтера»   в   Листе   учёта   выдачи волонтёрских книжек. Вожатая:  Каждому   учащемуся   вручается   приложение   1. Вожатая:   Наше занятие подходит к концу. И если вы хотите стать добровольцем или 20 волонтером,   то   поднимите     лежащие   у   вас   на   партах   красные   солнышки,   чтобы   я приготовила на вас бланки заявлений на вступление в ряды волонтеров. (слайд 11) Спасибо за внимание! (Муз. заставка песни «Твори добро») Тренинг по выработке навыка отказа от вредных привычек Цель: ­ повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; ­выработать   и   развить   навыки, наркотических и табачных веществ.    предотвращающие   употребление   алкогольных, Задачи: 1)Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья;                2)Научить детей делать правильный выбор в ситуации пассивного                  курения Материалы для занятия:  коробка, мяч, две пачки нераспечатанных сигарет (мужские и женские), джин тоник, газета,  два сердца «красное» и «чёрное»  из цветной бумаги. Ход тренинга. I. Организационный момент. Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре) Здравствуй, друг! (рукопожатия) Как ты тут? (хлопают   друг   друга   по плечу) 21 Где ты был? (дергают за ухо) Я скучал! (прикладывают   руку   к сердцу) Ты пришел! (разводят руки в стороны) Хорошо! (обнимаются) II.Основная часть. Энергизатор: «Черный ящик». Учитель   вносит     в  класс   черный   ящик.  (В   ящике   спрятаны   две   пачки   запечатанных сигарет).  Предлагает заглянуть в него и узнать, что там спрятано. В классе  будут дети, которые захотят   посмотреть, что находится внутри и те, кто будут убеждать, что это опасно, ни в коем случае не стоит этого делать.  В итоге создаются две группы.  Вывод: в жизни часто встречаются ситуации, когда нужно делать выбор. Многие люди поддаются соблазну и, даже если они потом горько сожалеют об этой минутной слабости, невозможно бывает что­либо исправить. Поэтому надо уметь контролировать свои желания и поступки. Энергизатор: Комок неприятностей. Дети становятся в круг, кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги. (Игра длится недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком.) Вывод: Комок сбил нас с ритма. Курение тоже сбивает с ритма жизни. Опыт: «Модель курения» (Детям предлагается сесть в круг вместе с учителем.) Берется пустая пластиковая бутылка большого размера (чисто вымытая и высушенная). Обмотать   один   конец   сигареты   без   фильтра   ватой   или   марлей   и   вставить   в  горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна. Достать вату из бутылки и показать детям ее цвет. Предложить понюхать. ­ Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать   головную   боль,   кашель,   чихание,   слезотечение.   Пассивное   курение   в   течение длительного   периода   времени   может   вызвать   серьезные   заболевания   легких.   Самое 22 страшное   заболевание   курильщиков   и   пассивных   курильщиков   –   это   рак   легких   или опухоль легких              У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей. ­ Посмотрите, что это знак? (Рисунок 1) (Не курить!) Давайте   его   раскрасим.   Каким   должен   быть   круг?   (Красным,   поскольку   знак запрещающий). ­ Видели ли вы где­нибудь подобный знак? ­ Приведите примеры мест, где курение запрещено? (Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа). ­ Везде ли висит этот знак? ­Что должны делать дети, если кто­то курить в том месте, где курить запрещено? (Вежливо попросить взрослого не курить) Мозговой штурм  (составляется коллаж из идей   выбора детей заготовки сделаны зарание) ­Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак? Фиксируются   следующие  идеи:  Из   любопытства,   за   компанию,   от   нечего   делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение… ­Какой урон наносят вредные привычки организму? Ответы  фиксируются: родителями, ранняя смерть.  потеря   уважения   окружающих,   СПИД,   конфликты   с ­Какие альтернативные занятия можно предложить? Фиксируются следующие идеи: Спорт, творчество, чтение книг….   При обсуждении обратить внимание   на альтернативные способы  проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью. Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак  или нет, а тот,  кто выбирает их, тот выбирает и последствия. III.Заключительная часть Упражнение «Пожелание» 23 Каждый участник пишет на листке бумаги какое­либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья ). Все находятся в кругу, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями. Энергизатор « Настроение»    В заключение   тренинга   на противоположных стенках помещения   прикреплены   два сердца « красное»­жизнь  без вредных привычек   и  «чёрное»­ жизнь с сигаретой, выпивкой. Детям предлагается  подойти к тому сердцу, какое они выбирают….. Выводы ­Можно научиться вежливо, но твердо отказываться. ­Есть много способов сказать «НЕТ». Приложение 24 Материал  для составления коллажа 1) ­От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы. ­  Изо рта плохо пахнет. ­Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит. ­Дым сигарет загрязняет легкие, вызывает кашель. ­Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс. ­Человек становиться напряженным, раздражительным.  2) Причины не курить           Мне не нравится курить Курение вредно для моего здоровья Я не хочу иметь вредные привычки. Это неприятно выглядит. Это слишком дорого Это вызов другим, показать, что я не курю.         Никто из моих друзей не курит. Это   повредит   моим   спортивным достижениям.               Причины курить Мне нравится курить Курение   снимает   раздражение, расслабляет меня Это привычка. Все вокруг меня курят Курение   помогает   мне   выглядеть   и чувствовать  старше. Курение стимулирует меня. Курение дает мне шанс занять чем­то  руки Это поможет мне сбавить вес. Курение позволяет мне отвлечься,    когда я скучаю или в плохом  настроении Мои родители не одобряют курение. Мои родители курят. 25

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"

Программа курса "Дорогами добра"

Программа курса  "Дорогами добра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017