Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.11.2018
Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Это такие понятия, как признание, принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость. Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились друг к другу терпимее. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру.Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив.
Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого ребенка.
Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, в гармонию. А значит, и в толерантность.
статья Воспитание толерантности в начальной школе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
город Удачный
Воспитание толерантности в начальной школе
Саверьянова Зульфия Ильгизовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в
качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема
толерантности в общении между людьми. Это такие понятия, как признание,
принятие, понимание, адаптация, устойчивость, терпимость, допустимость.
Каждый человек это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями,
падениями и взлетами. Конечно, было бы идеально, если бы все люди относились
друг к другу терпимее. Толерантность, как одно из качеств личности,
необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к
окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает
множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и
чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не
похожего на тебя? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты
другой, но я уважаю твое право быть другим.
Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению
друг с другом – многоплановый процесс в учебновоспитательной деятельности
учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника
происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в
школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю
так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать
нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных
действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений,
понимания ценности каждого человека. Учитель начальных классов использует
разнообразные формы работы на уроке. Это:
работа в диалоге (работа в паре, в группе). Именно на таких уроках
младшие школьники учатся слушать друг друга, помогать, оценивать свою и
2 чужую работу, отстаивать свое собственное время, не обижая при этом других,
терпимо относиться к чужим ошибкам;
использование на уроках естественных ситуаций или создание их
искусственно для разъяснения характера возникающих между детьми
взаимоотношений (отношение к учению, труду, дружбе, поступкам, отметкам);
знакомство детей с такими художественными произведениями, которые
помогут выработать у детей чувство сопереживания,
сформировать определенные нравственные позиции;
сострадания,
использование игровой технологии (содержание игр обращает внимание
детей на нравственную сторону взаимоотношений);
личный пример учителя.
Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения. Тут и
внеклассные мероприятия, и кружковая работа, и беседы, как с детьми, так и с
родителями. При этом педагог должен придерживаться определенных
принципов работы. Учитель должен помогать ребенку выражать свои
собственные чувства, а не угадывать мнение учителя.
Большую помощь при формировании толерантного отношения оказывает
проведение классных часов, экскурсий. Именно они способствуют:
углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте
рождения;
более содержательному знакомству с историей своей семьи;
углублению знаний об истории, традициях, культуре народов;
воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным
истокам;
пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребенка
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народа.
Внеклассные занятия, посвященные природе родного края, а также работа на
3 уроках литературного чтения и естествознания позволяют расширить знания
младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах,
помогают задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы
они могут оказать. Огромное значение имеют пешие и автобусные экскурсии.
Через них учащиеся младшего школьного возраста учатся воспринимать в
качестве одной из главных ценностей Малую родину – место, в котором они
живут, его историю, особенности быта, традиции и черты характера его
жителей.
Во время проведения внеклассных мероприятий, тематических праздников
можно познакомить младших школьников со старинными обычаями и
традициями, культурным наследием предков.
Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное
творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые
позволяют познакомить детей со славными подвигами богатырей – защитников
земли.
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости
гражданства и принадлежности к своей Родине. С детских лет нужно учить
ребенка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике
государства. Немаловажную роль в деятельности классного руководителя
играет работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению
детского коллектива. Эта работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок
чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться,
играть, выказывать чувство сострадания, стремился к взаимовыручке и
взаимоподдержке.
Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно
важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов
сплотить и сдружить детский коллектив.
4 Очень важно в деле формирования коллектива привлекать родителей. Это
поможет повысить положительные результаты в системе воспитательной работы
по созданию комфортной, обстановки в детском коллективе для каждого
ребенка.
Нравственное воспитание несет в себе любовь и уважение к людям,
бережное отношение к природе. А постепенно перерастает в любовь к Родине,
своему народу, в гармонию. А значит, и в толерантность.
5
Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Статья на тему "Воспитание толерантности в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.