Открытый урок
Автор: Зотова Надежда Николаевна
Учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 «в»
Тема урока: «Глобус как модель Земли. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Смена дня и ночи на Земле»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
-К нам в гости пришли наши постоянные гости - Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик, они только что вернулись из путешествия по разным странам, где живут такие же мальчики и девочки, как вы. Они приготовила для вас письмо с вопросом: «Ребята, все вместе мы живем на одной большой планете! Кто знает, как она называется?» (Ответы детей)
-А на что похожа наша планета?(Высказываются, не следует опровергать любые сравнения и предположения)
Слайд 1. Тема урока.
Слайд 2. Что узнаем, чему научимся.
-О чем мы будем говорить на уроке?
-Давайте рассмотрим рисунки 1 и 2 с.48 в учебнике, скажите:
-На каком из них показана плоская Земля, а на каком – шарообразная?
-Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное - №1 или №2?
-Сегодня мы знаем, что Земля имеет форму шара. Но когда-то люди считали по-другому. (Выходят 4 учеников с сообщениями и иллюстрациями)
1) В одних странах люди представляли себе Землю в виде половинки яблока, которая плоской частью лежит на трех китах, плавающих в океане.
2) В других странах представляли, что Земля лежит на трех слонах, которые стоят на черепахе, плавающей в океане.
3) А еще Землю представляли в виде огромной горы, окруженной морем. Считали, что твердое небо опирается на море, как опрокинутая чаша.
4) Некоторые представляли Землю выпуклым диском, похожим на щит воина, а вокруг которого был Океан. По небу двигалось Солнце, которое ежедневно поднималось из вод Океана и погружалось в него вечером.
4. Открытие нового знания.
-Спустя много веков в космос был запущен искусственный спутник, который сфотографировал нашу Землю. Вот так наша планета выглядит из космоса. (фото Земли)
-Эти снимки являются абсолютным доказательством правоты ученых в том, что Земля имеет форму шара, но не такого ровного, как мячик, а слегка сплющенного в Северном полушарии и вытянутого в Южном.
Демонстрация глобуса.
-Глобус – это уменьшенная модель Земли, она наиболее правильно отражает вид Земли.
-Рассмотрите глобус. Что обозначают голубые и синие цвета? (моря и океаны)
-А каким цветом обозначены сухие участки земли? Это суша? Принято называть ее материками.
Задание на листочке в парах: обведите предметы, на которые не похожа наша планета.
Физкультминутка.
-Выскажите предположение: почему наступает день, а потом ночь?
-Земля движется или она неподвижна?
-Много веков люди считали, что Солнце, Луна и звезды – все движется вокруг Земли.
-Но ученые доказали, что именно Земля вращается вокруг Солнца.
-Попробуем представить это вращение.
Инсценирование: Земля и Солнце – 2 ученика, Земля вращается вокруг Солнца.
-Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 1 год.
-Кроме этого, Земля вращается вокруг своей оси – ось Земли – это воображаемая линия, проходящая через Северный и Южный полюса нашей планеты (показ на глобусе, показ на ученике, который изображает «Землю»)
-Оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. (показ на глобусе и на ученике)
Инсценирование: Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца одновременно. (против часовой стрелки)
-Ребята, а что такое сутки? (Это день и ночь)
-Черепаха и Муравей не знают, почему происходит смена дня и ночи, давайте поможем им в этом разобраться.
Практическая работа. (Глобус и лампа, свет в классе выключается)
Почему же происходит смена дня и ночи? (Происходит благодаря вращению Земли вокруг собственной оси)
Днем наша голубая планета освещается Солнцем, а затем при вращении попадает в собственную тень и наступает ночь.
-Мы помогли Черепахе и Муравью понять, почему происходит смена дня и ночи?
5. Рефлексия
Что мы узнали о нашей планете на уроке?
Какую форму имеет Земля?
Как люди доказали, что Земля круглая?
Как она движется?
Что такое глобус?
-Муравью и Черепахе очень понравилось, как вы сегодня отвечали на уроке.
Задание на самопроверку – прием «Светофор»: у каждого ученика на столе лист с рисунком круга.
-Если вы все поняли на уроке – закрасьте круг зеленым цветом, если поняли почти все – желтым, если многое не поняли – красным. Поднимите свои огоньки светофора, что получилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.