Глухие и звонкие согласные (Индивидуальная работа слабослышащее отделение)

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Глухие и звонкие согласные.docx

- Глухие и звонкие согласные

П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж -

 

1. Назовите ребенку два слова и предложите внимательно послушать, как звучат в них начальные согласные звуки (первый звук в слове произносится протяжно, более отчетливо): шшшу-6а — жжжук, шшшапка — жжжаба, сссанки — зззабор, сссок — зззонт, фффонарь — вввата, ккконь — гггость, тттопор — дддудочка, пппалка — бббанка.

 

Предложите ребенку назвать первые звуки в данных словах. Если он не может выполнить задание, помогите ему определить, какой согласный звук глухой, а какой звонкий. Следите, чтобы ребенок четко произносил звуки, а не буквы: ссс, ззз, а не сэ, зэ.

 

2. Проверьте, как ребенок различает на слух звонкие и глухие согласные. Предложите ему определить, в каких словах есть звук п, в каких б: пальто, бумага, платье, шапка, шуба, банан; в каких словах есть звук т, в каких д: туча, домик, Даша, торт, вата, вода; в каких словах есть звук к, в каких г: кот, гость, корова, сокол, гусь, бумага; в каких словах есть звук ф, в каких в: фартук, валенки, ворона, сарафан, туфли, паровоз; в каких словах звук с, в каких з: сандалии, замок, сумка, лиса, коза, гроза; в каких словах есть звук ш, в каких ж: шахматы, жаворонок, ежик, кошка, пушка, лыжи.

 

Когда в слове есть заданный глухой согласный, ребенок поднимает руку, когда звонкий — хлопает в ладоши. Если ребенок часто допускает ошибки, отрабатываемые звуки произносятся взрослым немного протяжно: фффонарь, ввворона.

 

3. Заучивая с ребенком скороговорки, поупражняйте его в произнесении текста с различной громкостью.

Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. /Г. Лагздынь./

В огороде Фекла

Ахала и охала: —

Уродилась свекла

Не на грядке. Около.

— Жалко Фекле свеклу,

Жалко свекле Феклу,

Жаловалась Фекла:

— Заблудилась свекла.

/Ю. Могутин/

 

4. Загадайте ребенку загадки. Попросите его сказать, какой первый звук в слове-отгадке, звонкий или глухой.

 

Его обижают и звери, и птицы.

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под елкой

Он так замерзает,

Что летом шубейку

Свою не снимает.

(Заяц.)

 

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

(Л и с а.)

 

5. После заучивания пословиц и поговорок, ребенок должен при их воспроизведении четко и ясно произносить слова.

 

Любишь кататься, люби и саночки возить (п — б).

Делу время, а потехе час.

Труд даром не дается (т — д).

Век живи — век учись.

Вьюги да метели в феврале налетели (ф — в).

За правду стой горой (с — з).

 

6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно, с учетом содержания текстов.

 

БЕРЕЗКА

 

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка —

в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

/П. Воронько, перевод с украинского Г. Абрамова/

 

ЗАЯЦ

 

Заяц учится писать,

Не нужна ему тетрадь:

Чисто поле исписал,

На другое поскакал.

Без конца он пишет фразу,

Чтоб лиса прочла не сразу!

/М. Садовский/

 

ХРАБРЕЦ

 

Ничего я не боюсь:

Пусть шипит сердито гусь,

Бородой козел трясет,

Град по крыше звонко бьет,

Барабанит дождь в окно,

А на улице темно.

Не боюсь я грома...

Если мама дома.

/А. Сидоров/

 

Пусть ребенок запомнит считалку:

 

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало.

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел — не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,—

Ведь считалочке конец!

/Пересказал Л. Кузьмин/