- Глухие и звонкие согласные
П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж -
1. Назовите ребенку два слова и предложите внимательно послушать, как звучат в них начальные согласные звуки (первый звук в слове произносится протяжно, более отчетливо): шшшу-6а — жжжук, шшшапка — жжжаба, сссанки — зззабор, сссок — зззонт, фффонарь — вввата, ккконь — гггость, тттопор — дддудочка, пппалка — бббанка.
Предложите ребенку назвать первые звуки в данных словах. Если он не может выполнить задание, помогите ему определить, какой согласный звук глухой, а какой звонкий. Следите, чтобы ребенок четко произносил звуки, а не буквы: ссс, ззз, а не сэ, зэ.
2. Проверьте, как ребенок различает на слух звонкие и глухие согласные. Предложите ему определить, в каких словах есть звук п, в каких б: пальто, бумага, платье, шапка, шуба, банан; в каких словах есть звук т, в каких д: туча, домик, Даша, торт, вата, вода; в каких словах есть звук к, в каких г: кот, гость, корова, сокол, гусь, бумага; в каких словах есть звук ф, в каких в: фартук, валенки, ворона, сарафан, туфли, паровоз; в каких словах звук с, в каких з: сандалии, замок, сумка, лиса, коза, гроза; в каких словах есть звук ш, в каких ж: шахматы, жаворонок, ежик, кошка, пушка, лыжи.
Когда в слове есть заданный глухой согласный, ребенок поднимает руку, когда звонкий — хлопает в ладоши. Если ребенок часто допускает ошибки, отрабатываемые звуки произносятся взрослым немного протяжно: фффонарь, ввворона.
3. Заучивая с ребенком скороговорки, поупражняйте его в произнесении текста с различной громкостью.
Потерялись бусы у нашей бабуси.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. /Г. Лагздынь./
В огороде Фекла
Ахала и охала: —
Уродилась свекла
Не на грядке. Около.
— Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу,
Жаловалась Фекла:
— Заблудилась свекла.
/Ю. Могутин/
4. Загадайте ребенку загадки. Попросите его сказать, какой первый звук в слове-отгадке, звонкий или глухой.
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под елкой
Он так замерзает,
Что летом шубейку
Свою не снимает.
(Заяц.)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Л и с а.)
5. После заучивания пословиц и поговорок, ребенок должен при их воспроизведении четко и ясно произносить слова.
Любишь кататься, люби и саночки возить (п — б).
Делу время, а потехе час.
Труд даром не дается (т — д).
Век живи — век учись.
Вьюги да метели в феврале налетели (ф — в).
За правду стой горой (с — з).
6. Выучите с ребенком стихотворения (по желанию). Предложите прочитать их выразительно, с учетом содержания текстов.
БЕРЕЗКА
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка —
в слезы.
Защищать березку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою.
/П. Воронько, перевод с украинского Г. Абрамова/
ЗАЯЦ
Заяц учится писать,
Не нужна ему тетрадь:
Чисто поле исписал,
На другое поскакал.
Без конца он пишет фразу,
Чтоб лиса прочла не сразу!
/М. Садовский/
ХРАБРЕЦ
Ничего я не боюсь:
Пусть шипит сердито гусь,
Бородой козел трясет,
Град по крыше звонко бьет,
Барабанит дождь в окно,
А на улице темно.
Не боюсь я грома...
Если мама дома.
/А. Сидоров/
Пусть ребенок запомнит считалку:
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало.
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось.
Кто увидел — не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,—
Ведь считалочке конец!
/Пересказал Л. Кузьмин/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.