1. Основное понятие «говорение»
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков. Для того чтобы данный процесс не стал механическим, скучным, рекомендуется использование различных игровых ситуаций, конкурсов и соревнований.
Во вводно-фонетическом курсе, цель которого - формирование фонетических навыков, говорению должно отводиться столько же времени, сколько и связанному с ним аудированию. Дети должны постоянно отрабатывать произношение звуков, правильно делать ударение в словах и выделять смысловой центр в предложении, различать интонацию изучаемых типов предложений. Вырабатывая умение различать на слух особенности английской речи, дети учатся имитировать новые для них звуки и мелодику предложений. Важно также формировать у младших школьников навыки само- и взаимоконтроля, постоянно вовлекая их в процесс общения на уроке и побуждая анализировать восприятие речи, как собственной, так и своих одноклассников.
Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат ещё и для отработки лексических и грамматических навыков. Традиционно с этой целью используют упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела (information gap activities) и другие, способные превратить рутинное задание в увлекательное соревнование. Важно, чтобы эти задания основывались на использовании аудиозаписей в классе и самоподготовке.
Обучение говорению всегда обусловлено ситуациями общения. В курсах, имеющих коммуникативную направленность, ситуации общения и речевые задачи должны быть понятны учащимся и не должны выходить за рамки их реального или потенциального контекста деятельности. Любое задание, имеющее целью монологическое или диалогическое высказывание, может быть выполнено при соблюдении следующих условий:
• учащиеся понимают суть задания;
• речевые задачи основываются на сюжете, интересном для детей данного возраста, что является естественным стимулом к говорению;
• им есть что сказать, т. е. они владеют нужной информацией;
• видеоряд и формулировка задания дают необходимый уровень содержательных, речевых и языковых опор;
• учащиеся уже овладели речевыми образцами, необходимыми для решения данной коммуникативной задачи;
• у учащихся имеются необходимые языковые средства (набор слов и грамматических структур) для требуемой подстановки/ трансформации/дополнения или соединения в рамках поставленной коммуникативной задачи.
Говорение может реализовываться в форме монолога или диалога. Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалоги явно преобладают на занятиях по иностранному языку как форма общения более естественная в учебных ситуациях, особенно на начальных ступенях обучения. При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность. Необходимо тренировать учащихся в быстроте реагирования на привычные речевые стимулы (на приветствие/прощание, на вопрос о самочувствии, на вопрос о том, что он/она делает или собирается делать и т. д.). На начальном этапе целесообразно идти от заучивания простейших диалогов или диалогических единств к их последующему комбинированию, трансформации в соответствии с новой речевой задачей или ситуацией общения.
Отдельной задачей является обучение монологической речи - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда и к самому себе - требующей соблюдения логики и последовательности изложения мысли, смысловой законченности высказывания, его соответствия поставленной задаче, а также использования соединительных слов или союзов.
Во 2 классе, когда только начинается формирование навыков монологической речи, нет строгого разграничения на типы монолога, так как основной акцент делается на расширение использования языкового материала, его накопление и комбинирование в рамках различных речевых ситуаций.
В 3 классе, активно идет формирование умений монологической речи: дети учатся рассказывать о своей семье, увлечениях, домашних питомцах; описывать внешность человека, внешний вид и повадки животных, рассказывать о временах года и характерных для них забав в рамках изучаемого лексико-грамматического репертуара.
В 4 классе, продолжается формирование умений монологической речи: дети учатся давать краткие сведения о своих родных местах и их достопримечательностях. Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность обучающихся, повысить их интерес к языку.
Таким образом, использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной иноязычной коммуникации, последовательно усложнять и изменять учебно-речевые действия, обеспечить повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, таким образом активизировать речевую деятельность школьников по всем аспектам.
2. Трудности ученика
На протяжении всего курса обучения английского языка в начальной школе учителю необходимо следить за произношением учащихся, обеспечивать каждому ученику достаточно большую тренировку. В случае необходимости можно давать учащимся индивидуальные задания с последующей их проверкой, для чего используется звуковое пособие. В процессе тренировки звуков учитель должен использовать как индивидуальное, так и хоровое произношение. Во время произнесения хором учитель должен самым внимательным образом вслушиваться в то, как произносят звуки отдельные учащиеся, слышать каждого из них, и после хора работать индивидуально с теми, кто в этом нуждается.
Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один из видов человеческой деятельности. В третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения.
Если созданы неподходящие условия для процесса говорения, то у ученика возникают трудности. Основные из них:
- Ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников;
- Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке;
- Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и го, что надо делать;
- У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока;
- При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Между потенциальными участниками общения (теми, кто хочет или может вступить в общение) всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-то момент появляется потребность вступить в контакт. Предметом общения являются взаимоотношения собеседников, и они определяют характер общения. Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Это означает, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются. Цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их.
3. Игры для обучения диалогической форме говорения учащихся начальных классов
Основными упражнениями для развития диалогического умения говорения выступают упражнения, которые развивают способность быстрого и разнообразного реагирования на реплику собеседника, а также способность поддержания беседы. Принято считать, что без подобного типа упражнений невозможно обеспечение такого усвоения речевых единиц, при котором восприятие одного из составных частей диалогического единства немедленно вызывало бы в памяти другую часть данного единства. Кроме того, упражнения данного типа способствуют развитию умения самостоятельно решать, какая часть диалогического единства из имеющегося запаса будет подходящей именно для данного случая.
Главной задачей подобных упражнений является обучение механизму порождения диалога. Однако в них отсутствует ситуативность, и в связи с этим эти упражнения не могут быть полноценными для обучения говорению. Поэтому на уроке иностранного языка необходимо постоянно использовать условно-речевые упражнения при обучении механизму порождения диалога [26: 160].
Диалогические единства составляют лингвистическую основу диалогического умения говорения, так как на их основе строятся условноречевые упражнения. Поэтому учащихся начальных классов необходимо обучать кратким репликам, клише, а также быстроте реакции на высказывание собеседника.
Речевыми упражнениями могут являться упражнения, при выполнении которых используются различные опоры. Наиболее эффективным видом опор является функциональные опоры. Это опоры, содержащие в себе названия различных речевых функций, располагающиеся для каждого собеседника в определенной последовательности.
Существуют различные виды функциональных опор.
Ниже приведен список некоторых из них.
1) всем собеседникам дана одна общая задача: «Докажите, что в зоопарк стоит сходить»;
2) всем собеседникам даны разные задачи:
I - «Объясни, почему ты считаешь, что в зоопарк идти не стоит»;
II - «Убеди своего собеседника в том, чтобы он сходил в зоопарк».
3) задача дана лишь одному из собеседником, оставшиеся собеседники находят ее самостоятельно;
4) задача дана не жестко, как в указанных выше примерах, а даны только отдельные задачи;
5) собеседники самостоятельно выбирают стратегию общения. Например, в упражнении: «Как вы относитесь к походу в зоопарк...?» задача может быть дана, а может и отсутствовать;
6) собеседники не знакомы с задачами общения друг друга.
Данные каркасы диалогов являются функциональными моделями диалога. Речевые задачи (функции), которые включают в себя опоры, помогают собеседникам строить свои высказывания. Конечно, на первых уроках обучения диалогической речи следует давать под речевыми функциями какие-либо клише или отдельные слова. Функциональные модели диалога могут быть представлены как на карточках, так и на экране или доске. Сами задачи рекомендуется писать на английском языке.
Когда функциональные опоры используются на уроке в первый раз, нужно проделать следующую работу:
1) прочитать диалог;
2) определить, какую задачу выполняет каждая реплика;
3) составить схему диалога согласно задачам;
4) воспроизвести по модели диалог;
5) изменить ситуацию, чтобы показать учащимся, как меняется модель поведения говорящего;
6) составить диалог по измененной модели.
Такой комплекс упражнений необходимо применить на уроке несколько раз, чтобы ученики поняли то, чему необходимо научиться.
Система упражнений для обучения диалогической речи включает в себя:
1) подготовительные упражнения, которые составляют материально - операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);
Например, учащимся дается текст, который необходимо прочитать, а затем переделать его так, чтобы получился рассказ о себе.
My name is Helen. I am 10. I live in London, England. I go to school It is big and nice. I am in the 4th form.
В данном упражнении учащиеся будут проделывать трансформации на лексическом уровне (меняя имя, возраст, класс, город и т.д.). Данная лексика в дальнейшем послужит базой для диалога.
2) условно – коммуникативные упражнения, которые связаны с решением конкретной коммуникативной задачи. В ходе данных упражнений ученики развивают умения реплицирования (произнесение стимулирующую и реагирующую реплики), соотнесения действий друг с другом (утверждение - переспрос, вопрос - ответ), т. е. поддержания двусторонней активности. Например, учащимся дается список вопросов. 1. Can you draw?
2. Can you dance?
3. Can you swim?
4. Can your mother cook?
5. Can your father drive? 6. Can your sister / brother skate?
7. Can you ski?
Один из собеседников держит карточку с вопросами в руке, задает вопросы своему партнеру и записывает (запоминает ответы). Задача второго собеседника – быстро и адекватно отреагировать на вопрос. Далее учащиеся меняются ролями. Затем оба собеседника представляют классу полученные результаты.
Следующим видом упражнений для развития диалогического умения говорения являются психотехнические игры. Главными функциями такого типа игр являются создание у учащихся внутренней наглядности, которая необходима для представления на уроке конкретной ситуации; реализация дидактической основы в виде учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на английском языке; тренировка применения усваиваемого лексического и грамматического материала . Примеры данного типа игр:
1. Режиссеры и актеры.
Цель: активизация лексических и грамматических навыков в речевом общении, в оформлении речевых высказываний. Ход игры: играющие делятся на две группы и выстраиваются в две колоны (режиссеры и актеры). Режиссеры придумывают позы актерам, объясняют её, совершают различные действия, а затем описывают их, называя ситуации, в которые эти действия включены. Актеры слушают команды, задавая вопросы, правильно ли они выполняют действия. Затем роли в парах меняются.
2. Стакан чая.
Цель: переключение с одной грамматической конструкции на другую. Ход игры: учитель предлагает учащимся представить, что они в руках держат стакан с горячим чаем. В парах им необходимо обсудить следующее: Зрительные воспоминания – вид стакана (цвет, размер, рисунок), цвет чая; Осязательные воспоминания – стекло, грани. Температурные воспоминания – горячий чай, теплый, холодный, ледяной. Мышечно-двигательные воспоминания – вес стакана; Обонятельные воспоминания – запах чая; Вкусовые воспоминания – вкус чая.
3. Запомни движения
Цель: развитие умения самовыражения на английском языке на основе адекватного лексико-грамматического оформления высказывания. Ход игры: учащимся необходимо запомнить движения, которые выполняет и комментирует учитель. Это могут быть движения имитации каких-либо действий (готовка, шитье, уборка, и т.д.). Далее учащиеся комментируют движения учителя, объясняют их. Они должны уметь быстро переключаться в речи с одного движения на другое.
4. Тяжести.
Цель: развитие способности переключения с одной грамматической конструкции английского языка на другую. Ход игры: учащимся необходимо вспомнить 5-7 предметов разных по весу. Далее им нужно сделать вид, что они их перемещают. Выполняя данное действие, они комментируют его (как тяжело или легко нести предмет), а также взаимодействуют с классом, прося кого-либо помочь, спрашивая совет, как лучше донести предмет или просят не мешать
5. Мы – спортсмены.
Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером. Ход игры: класс делится на 3 команды. Каждой команде раздается карточка, на которой указано, каким спортом они занимаются. Одна команда – один вид спорта. Далее ученики внутри каждой команды обсуждают основные действия, которые они выполняют, занимаясь определенным спортом. Затем три команды поворачиваются друг к другу и рассказывают про свой спорт, показывая движения и комментируя их. Далее они спрашивают у других команд, тяжело ли им было выполнять действия, понравился ли им спорт, и т.д. Участники других команд отвечают. Далее вторая команда представляет свой вид спорта.
Эффективными видами игр являются ролевые игры. Это игры, которые отражают явления и процессы окружающей действительности. В данных играх ученик обладает определенной ролью и изображает деятельность данного персонажа. Как правило, в дошкольном возрасте интересы мальчиков и девочек являются примерно одинаковыми. Но у детей младшего школьного возраста происходит дифференциация интересов. Мальчикам нравится играть роль героев, которые совершают какие-либо подвиги. Девочкам нравится выполнять роли мам, учителей, врачей. В связи с этим, необходимо учитывать интересы учащихся при применении игры на уроке.
Рассмотрим примеры ролевых игр для развития диалогического умения говорения на уроке английского языка.
1. Найди пару.
Цель: развитие умений, связанных с описанием и сравнением и включением их в диалог. Ход игры: ученики получают открытки. У каждой открытки есть пара. Каждая пара открыток относится к какой-либо коммуникативной ситуации. Учащиеся должны описать открытку друг другу или задавать вопросы, чтобы выяснить, кто обладает точно такой же открыткой. Ниже приведены роли для 7 пар учащихся:
1) продавец в продуктовом магазине – покупатель в продуктовом магазине;
2) продавец в магазине одежды – покупатель в магазине одежды;
3) продавец в зоомагазине – покупатель в зоомагазине;
4) официант – клиент кафе;
5) врач – пациент;
6) садовник – хозяин сада;
7) житель Англии – житель России.
Чтобы учащиеся узнали своего партнера, они задают поочередно одноклассникам вопросы. Например, если учащийся покупатель, ему нужно найти продавца в продуктовом магазине. Он делает это с помощью вопросов «Do you work in the shop?», «Do you sell food?», и т.д.
2. Кто ответит на вопрос?
Цель: тренировка вопросно-ответных взаимодействий. Ход игры: всем ученикам присваивается определенный номер. Далее каждый из учащихся бросает два кубика. Первый кубик указывает на номер вопроса из конверта, а второй на номер ученика, который должен ответит на данный вопрос. Учащийся, который кидает кубик, выполняет роль ведущего, а остальные учащиеся – зрители.
3. Поездка на необитаемый остров.
Цель: активизация иноязычного общения в рамках заданной ситуации. Ход игры: учитель говорит, что учащиеся собираются на необитаемый остров. При этом им нужно взять с собой 8 вещей, которые, по их мнению, являются полезными на необитаемом острове. Сначала учащиеся обсуждают список вещей в группах (класс делится на 2 группы), а затем всем классом
4. Правда или ложь?
Цель: активизация речевых действий и вопросно-ответного типа коммуникативного взаимодействия. Ход игры: класс делится на 3 части. Одна часть класса «лгуны», то есть они всегда врут. Вторая часть класса наоборот всегда говорит только правду. Третья часть класса – это команда экспертов. Они не знают, к какой из команд принадлежат учащиеся. Они должны определить, какие из участников врут, а какие нет. Это происходит с помощью вопросов, которые эксперты придумывают самостоятельно. Например, «how many times a day do you clean your teeth?».
5. Профессии.
Цель: тренировка вопросно-ответного взаимодействия. Ход игры: учащиеся получают карточки со списком профессий:
1) doctor;
2) teacher;
3) fireman;
4) policeman;
5) driver;
6) businessman;
7) engineer;
8) economist;
9) builder;
10) singer.
Учащиеся расставляют профессии в том порядке, в котором они больше всего нравятся ученикам. Наивысшая позиция – это работа ученика. Далее собеседник должен узнать, кем работает его партнер. После того, как он узнает, он рассказывает классу, кто этот ученик. Речевая разминка является важной составляющей каждого урока, так как в ходе нее происходит развитие умений говорения. Использование игровых упражнений на данном этапе урока помогает организовать т целенаправленную речевую практику учащихся начальной школы, взаимодействие собеседников, развитие разных типов высказываний, таких как описание, сообщение информации, доказательство, выражение мыслей, мнения, согласие / несогласие. Существуют определенные упражнения, которые широко используются в ходе речевой разминки. Целью ниже приведенных игр является речевая тренировка на английском языке. Учитель ставит перед учениками игровую цель, настраивающую их на выполнение определенных действий, а выступает средством выполнения цели английская речь, которая создает базу для тренировки видов речевой деятельности на иностранном языке
Обучая младших школьников, рекомендуется применять следующие виды игровых упражнений:
1. Имена.
Цель: активизация вопросно-ответного взаимодействия в иноязычной коммуникации. Ход игры: заранее нужно приготовить листы для каждого ученика. Учащиеся придумывают себе иностранные имена. Далее они записывают их на листочке. Учитель собирает все листы и раздает учащимся случайный лист (самое главное, чтобы к ученику не вернулся его же лист). Далее играющие должны найти того человека, чье «имя» записано на выданном им листе, задавая вопросы «What is your name?», «Are you Ben?».
2. Имена по кругу.
Цель: активизация навыков и умений создания тематического монолога в групповом диалоге в заданной ситуации общения. Ход игры: учитель называет свое имя, затем учащиеся называют свое имя, соседа, и далее по цепочке. Поскольку все дети в классе друг друга знают, то, когда последний учащийся представил всех, он начинает придумывать мена игрушкам (они должны быть заранее подготовлены).
3. Визитные карточки.
Цель: активизация навыков общения при знакомстве. Ход игры: ученики получают специальные визитные карточки, где расположены сведения о них (имя, фамилия, хобби, количество членов семьи, и т.д.). Далее учащиеся «знакомятся» друг с другом, задавая и отвечая на вопросы. После разговора они обмениваются визитными карточками. Карточки могут быть составлены учителем, либо составлены детьми в ходе урока, либо подготовлены заранее дома.
4. Бланки.
Цель: активизация навыков описания внешности человека, представление собранных данных на английском языке. Ход игры: каждый учащийся получает бланк, в котором находятся следующие пункты:
1) name;
2) hair colour;
3) hair length;
4) eyes colour;
5) height (short, medium, tall).
Учащиеся заполняют бланки, задавая и отвечая на вопросы.
5. Догадайся кто.
Цель: активизация речемыслительной деятельности, развитие способностей формулировать высказывания (утверждение, сомнение, уверенность). Ход игры: учащиеся делятся на пары. Далее они задают друг другу вопросы, чтобы узнать черты характера или личностные качества собеседника. Ученикам необходимо написать на листе бумаги пять прилагательных, которые являются личностными качествами, чертами характера его партнера. Далее учитель собирает листочки и зачитывает их в классе. Ученикам необходимо догадаться, о ком идет речь. Ученик, который записал качества партнера, не должен говорить классу кто это, а дать возможность другим сверстникам угадать.
Таким образом, основные упражнения для развития диалогического умения говорения – это упражнения, развивающие способность учащихся быстро, адекватно и разнообразно реагировать на реплики собеседника, а также развивающие способность поддержания беседы. Также следует принимать во внимание, что нужно постоянно использовать условно-речевые упражнения при обучении механизму порождения диалога.
4. Игры для обучения монологической форме говорения учащихся начальных классов
Согласно Н.Д. Гальсковой существуют следующие виды игр при обучении монологической речи: языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. Деловые игры на начальном этапе обучения не рассматриваются, хотя они включены в классификацию, в связи с тем, что они характерны для профильно-ориентированного этапа обучения английскому языку.
Начнем с рассмотрения языковых игр.
Языковые игры предназначены для развития монологического умения говорения на основе разных знаков языка.
Существуют отличительные особенности данных игр:
1) однозначность или ограниченность решений;
2) имитативно-репродуктивная деятельность;
3) статичность;
4) подсказанность
Ниже представлены примеры языковых игр.
1. Что изображено?
Цель: обучение монологическому высказыванию на основе карточек.
Ход игры: учитель раскладывает на столе карточки по определенной теме вниз картинками. Игроки поочередно подходят к столу, выбирая одну из карточек, далее показывая ее классу и описывая ее. Например, если карточки по теме еда, то описание может быть следующим:
It is a lemon. It is yellow. It is sour and it isn’t sweet. I don’t like it, because it isn’t tasty, и т.д.
2. Я – дизайнер.
Цель: обучение монологическому высказыванию на основе рисунка. Ход игры: учащимся предлагается следующая картинка. Ученики должны описать картинку на основе того, как какой предмет относится к другому предмету следующим образом:
the sofa – the coffee table; 2) the sofa – the pillows; 3) the armchair – the fireplace; 4) the fireplace – the armchairs; 5) the wall – the pictures; 6) the door – the armchair; 7) the coffee table – the fireplace and the sofa.
Их задача – расставить данные предметы мебели в комнате по их желанию. Далее они рассказывают классу, куда они расставили мебель, используя конструкцию there is / there are.
3. Моя мама
Цель: развитие умения описания человека на основе монолога-образца. Ход игры: учащиеся получают текст. Let me tell you about my mother. My mother's name is Svetlana. She is thirty-three years old. She is a good doctor. She goes to work every day and she likes her work. My mother likes animals. Her favourite animal is a cat. We have got a cat at home. Далее учащимся необходимо составить рассказ о своей маме на основе образца.
4. Моя любимая игрушка.
Цель: развитие умения описания предмета, связного монологического высказывания. Учитель предупреждает детей заранее, что им необходимо принести их любимые игрушки на урок. Когда дети их приносят, им необходимо описать их для класса, обращая внимания на размер, цвет, как давно она у них есть, и т.д.
5.Вчера.
Цель: развитие умения последовательного, связного монологического высказывания. Ход игры: учащимся дается список действий. Им необходимо выбрать из них действия те, что они делали и не делали вчера (по пять).Затем рассказать классу, что они делали, используя прошедшее время. Список действий:
1) go to school;
2) wash the dishes;
3) do homework;
4) water the flowers;
5) eat ice-cream;
6) clean the room;
7) play football;
8) read a book;
9) watch TV;
10) play computer games;
11) drink juice;
12) walk in the park;
13) play with friends;
14) go to the swimming pool;
15) go to the cinema.
Следующий вид игр – это коммуникативные игры. Они способствуют обучению общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Данные игры имеют ситуативную обусловленность и связь с реализацией одного-двух речевых намерений. Роли в этих играх как могут быть даны, так и нет. Зачастую в них даны воображаемые ситуации Важное место в данном виде игр – роль учителя. Учитель по возможности должен незаметно для учащихся управлять игрой. Он не должен брать на себя активной роли. Более того, он остается активным наблюдателем, рекомендует что-либо, но не навязывает своего решения.
1. Зоопарк.
Цель: развитие умения описания определенного места. Ход игры: учитель говорит детям, что они являются владельцами зоопарков. Задача учеников – придумать, какие животных населяют их зоопарк, и рассказать о них. Необходимо составить 5 предложений. 2. Что ты носишь? Цель: развитие умения описания предметов, аргументации высказываний. Учитель раздает учащимся список вещей:
1) a jacket;
2) a coat;
3) a swimming suit;
4) boots;
5) shirt;
6) blouse;
7) trousers;
8) jeans;
9) shorts;
10) mittens;
11) scarf;
12) cap;
13) T-shirt;
14) skirt;
15) dress.
Далее учитель раздает ученикам карточки с названием времен года. Ученикам нужно представить, что наступило именно это время года, и они учат своих младших братьев и сестер, что надевать в данный сезон. Задача учеников – рассказать, какую одежду они носят в это время, а также аргументировать почему, используя слово because.
2. Необычная еда.
Цель: развитие умений монологического повествования. Ход игры: учитель сообщает учащимся, что они только что вернулись из сказочной страны. Им необходимо придумать, какие необычные блюда они там ели, используя знания слов по данной теме и формы прошедшего времени.
3. У меня есть животное
Цель: развитие умений описания животных и действий, связанных с ними; развитие умений связного, логического высказывания.
Ход игры: учитель раздает учащимся следующие карточки с названиями животных: rabbit, cat, dog, hen, pig, goat, sheep, duck, cow, horse, mouse, kitten, puppy, bird, hamster. Также учитель раздает учащимся карточки со следующими пунктами:
1) animal;
2) its colour;
3) its size;
4) what it eats;
5) what it drinks;
6) how many times a day it eats and drinks;
7) how it moves;
8) how long you have got it.
Основываясь на вышеприведенных пунктах, учащимся необходимо составить высказывание о животном, которое они получили на карточке.
4. Семья Браунов.
Цель: развитие умения описания человека и его действий, и повествования. Ход игры: учащиеся читают текст:
This is Browns family. There are five people in their family: mother, father, son, daughter and grandmother. They are very friendly and always help each other. Alice is their mother. She is forty. She works at school and she is a teacher. She has got long fair hair and blue eyes. Mrs. Brown is slim and tall. She goes to work at eight o'clock and comes home at five o’clock. She cooks dinner after her work. Tom is their father. He is forty-two. He works at the police office and he is a policeman. He has got short brown hair and green eyes. Mr. Brown is slim and tall. He goes to work at half past seven and comes home at five o’clock. He watches TV after his work.
Kevin is the son. He is eleven. He goes to school. He studies in the fifth form. He has got short fair hair and green eyes. Kevin is a little bit fat and tall. After school he does his homework and helps his mother about the house. Mary is the daughter. She is nine. She goes to school. She studies in the third form. She has got long brown hair and blue eyes. Mary is slim and short. After school she does her homework, plays with her friends and sometimes helps her mother about the house. Tina is their grandmother. She is sixty-five. She is a pensioner and she doesn’t work. She has got short grey hair and blue eyes. Tina is fat and short. She likes gardening, knitting and cooking pies. She is very kind.
После прочтения текста учащиеся должны описать каждого героя от первого лица, выполняя роль кого-либо из них. При обучении монологической речи также используются ролевые игры. Они обладают следующими чертами:
1) наличие проблемы, которая заложена в основу игры;
2) наличие персонажей, то есть ролей.
3) наличие проблемной ситуации, содержащей условия когнитивного конфликта.
Для того, чтобы ролевая игра была эффективна для развития умения монологической речи, необходимо принимать во внимание наличие трех этапов игры: подготовительный, проведение самой игры, контроль.
Подготовительный этап включает в себя подготовку к игре учителя и учащихся. Задачи учителя:
1) выбрать тему и сформулировать проблему;
2) отобрать и потренировать необходимые языковые средства;
3) распределить роли между учащимися;
4) подготовить атрибуты игры.
Учащимся необходимо:
1) найти дополнительные данные по теме или изучить раздаточный материал;
2) повторить речевые формулы и лексику по теме
. Данные игры могут проводиться на основе материала учебника, англоязычных статей из журналов и газет, а также на базе картины или серии рисунков
1 Эпифильм.
Цель: развитие умений составления цельного, связного, логичного монологического высказывания. Ход игры: Учащимся выдается набор картинок к эпифильму. Они должны описать эти картинки так, чтобы получился сюжет эпифильма.
2. Я – звезда.
Цель: развитие умений составления цельного, связного, логичного монологического высказывания с опорой на предложения. Ученикам необходимо сыграть известную личность. Это может быть их любимый актер, певец, телеведущий или спортсмен. Учитель выдает детям бланк, в который они должны вписать следующие данные:
1) name / surname;
2) profession;
3) place of living;
4) hobbies;
5) schedule: 6 AM, 9 AM, 12, 3 PM, 6 PM, 9 PM.
Затем учащиеся рассказывают кто они всему классу согласно данному бланку.
3. Сказочное государство.
Цель: развитие умений монологического повествования с опорой на текст.
Учащиеся выполняют роли людей из сказочной страны. Используя слова must и must not, они должны придумать правила проживания в данной стране. Учащиеся строят монологическое высказывание после прочтения текста. Hello! It is my country. It is called «Wonderisk».
There are special rules on this country:
1) you must eat vegetables three times a day;
2) you must wash your hair every day;
3) you must drink orange juice when you go to the hospital;
4) you must wear shirt when you go to the shop;
5) you must listen to music every evening;
6) you must not go to school on Wednesday;
7) you must not eat sweets after 5 PM;
8) you must not play football;
9) you must not watch TV after school;
10) you must not wash the dishes at the weekends.
Welcome to our country! После составления подобного текста, учащиеся презентуют свою страну одноклассникам
Список литературы
1. Английский язык: пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, О.С. Миндрул, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой.- М.:Вентана-Граф:Pearson Education Limited, 2012
2. Английский язык: программа: 2-4 классы / М.В. Вербицкая.- М.: Вентана-Граф, 2013 (FORWARD)
4. Примерная образовательная программа начального общего образования.- М: Просвещение, 2010
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.