МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида»
Конспект итогового занятия по развитию речи
обучению грамоте
подготовительная группа
«Путешествие с цветиком-семицветиком»
Составила и провела
Воспитатель Овчинникова Н.М.
Цель: закрепить знания детей по обучению грамоте и развитию речи
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о звуко-буквенном анализе слова;
- Закреплять умения детей составлять предложения по схемам; - Совершенствовать умения в делении слов на слоги;
- Совершенствовать умения детей подбирать антонимы.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление; - Развивать фонематический слух; - Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно;
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;
- Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Предварительная работа. Повторить понятия: «слово», «предложение», деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.
Оборудование: цветик-семицветик, карточки с цифрами (1, 2, 3), предметные картинки, мяч, картинки- смайлики (веселый, грустный, задумчивый).
Ход занятия.
Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, дети!
Много узнали мы с вами за год!
У нас было много забот и хлопот.
Время настало, вы стали большие
Скоро стоять вам у школьных ворот.
Но, чтобы до цели желанной добраться,
Сегодня придется, друзья, постараться.
Схемы составить, слова прочитать,
Знания нам свои показать.
Я верю, друзья, постараетесь очень
И путь наш успешно будет окончен.
В.- Посмотрите, ребята, что это у меня на доске?
Дети: цветик-семицветик.
В-Правильно, и он приглашает нас в путешествие, готовы?
Дети: Да.
Воспитатель отрывает лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
1.Звуко-буквенный анализ слова.
На доске появляется картинка «Слон»
В.- Дети, посмотрите, цветик-семицветик предлагает нам сделать звуко-буквенный анализ слова.
В.- Скажите, какой первый звук в слове «Слон»?
Дети: [C].
В.- Молодцы, а какой он?
Дети: Согласный.
В.- Правильно, а почему?
Дети: Потому что его трудно произносить, когда мы его произносим встречаем преграду.
В.- Согласные звуки у нас бываю, какие?
Дети: Твердые и мягкие.
В.- Правильно, так какой этот звук?
Дети: Твердый
В.- Молодцы, какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Синей.
В.- Отлично.
В.- Какой второй звук в слове «Слон»?
Дети: [Л].
В.- Молодцы, а какой он?
Дети: Согласный.
В.-Правильно, а почему?
Дети: Потому что его трудно произносить, когда мы его произносим встречаем преграду.
В.- А какой он еще?
Дети: Твердый
В.- Молодцы, какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Синей.
В.- Молодцы.
В.Какой третий звук в слове «Слон»?
Дети: [О].
В.- Правильно, а почему?
Дети: Потому что его можно пропеть.
В.- Молодцы, какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Красной.
В.- Какой четвертый звук в слове «Слон»?
Дети: [Н].
В.- Молодцы, а какой он?
Дети: Согласный.
В.-Правильно, а почему?
Дети: Потому что его трудно произносить, когда мы его произносим встречаем преграду.
В.- А какой он еще?
Дети: Твердый
В.- Молодцы, какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Синей.
В.- Молодцы, вот и справились мы с первым заданием «цветика-семицветика».
2.Воспитатель отрывает второй лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Ребята, посмотрите «Цветик-семицветик» приготовил нам еще одно задание.
II. Деление на слоги.
У воспитателя в руках карточки с цифрами (1,2,3) и предметные картинки. Воспитатель расставляет карточки в разные места, детям раздает предметные картинки.
В.- Дети, посмотрите, у вас в руках картинки, вам нужно определить сколько слогов в названии этого предмета и положить картинку к соответствующей цифре. Задание понятно?
Дети: Да.
В.- Можете приступать.
После того как все дети положат свои картинки к карточкам с цифрами, проводится анализ выполненного задания.
В.- Скажи, Егор, какая у тебя была картинка?
Ребенок: Шапка.
В.- Сколько слогов в этом слове?
Ребенок: Два?
В.- Правильно, как ты это определил;
Ребенок: Приложив руку к подбородку, произнес «шапка», сколько раз подбородок опустился вниз, столько и слогов.
В.- Молодец, к карточке с какой цифрой ты положил свою картинку?
Ребенок: Два.
Далее воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.
В.- Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Посмотрим, какое еще задание нам приготовил наш волшебный цветок.
Воспитатель отрывает третий лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
III. Заблудившийся звук.
В.- Послушайте, ребята, какие интересные стихотворения.
1.Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
В.- Дети, все ли правильно в этом стихотворении?
Дети: Нет.
В.-
А что здесь не так?
Дети: Вместо врачей, нужно сказать грачей.
В.- Молодцы, какой же звук здесь заблудился?
Дети: [Г]
В.- Молодцы, все правильно заметили.
2. Жил в лесу один чудак, Разводил в саду он лак.
3. Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери)
4. Куклу выронив из
рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт усатый лук
С длинными усами!"
5. У печки с удочкой сижу, От
рыбы глаз не отвожу.
7. На виду у
детворы
Крысу красят маляры.
- А сейчас, ребята, нам нужно немножко отдохнуть.
Проводится физкультминутка под музыку
- Немножко отдохнули, нужно
отправляться дальше.
Воспитатель
отрывает четвертый лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
На доске появляются схемы предложений.
IV. Составление предложений по схемам.
- Посмотрите, ребята, что это такое? Какие-то схемы? А я поняла! Нам нужно составить предложения по этим схемам.
- Кто хочет попробовать?
Дети: Я.
Воспитатель вызывает детей, дети составляют предложения.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель отрывает пятый лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
V. Составь схемы к словам
В.- Дети, «цветик-семицветик» предлагает подобрать схемы к словам. Кто из вас хочет попробовать?
Дети: Я.
- Выходи, Максим.
Ребенок анализирует и соединяет картинку со схемой.
- Почему, ты выбрал именно эту пару, Максим?
Ребенок: Потому, что в слове жук первый звук согласный, второй - гласный, третий – согласный и это подходит к схеме с первым синим цветом, вторым - красным и третим - синим.
- Дети, правильно Максим подобрал схему.
Дети: Да, правильно.
- Молодец, максим, садись.
Аналогично с остальными схемами.
-Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Посмотрим, что же еще нас ждет?
Воспитатель отрывает шестой лепесток и читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик»
Лети,
лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
VI. Противоположные слова.
У воспитателя в руках мяч.
В.- Дети, «цветик-семицветик» предлагает нам поиграть в очень интересную игру, которая называется «Противоположенности». Я буду бросать вам мяч, называя слова, а вы его должны поймать и сказать мне противоположенное слово. Например: день-ночь. Вставайте в круг.
Воспитатель бросает мяч и произносит слова: утро, ясно, весело, черное, сладкое, холодное, мягкий, чистый, мокрый, зима, злой.
В.- Молодцы, ребята.
У меня остался последний седьмой лепесток.
Седьмой лепесток..
На седьмом лепестке есть задания для исполнения ваших заветных желаний !Для того чтобы все ваши желания исполнялись вам нужно сделать свои цветики семицветики .
Пальчиковая гимнастика
Дорогие ребята.
Вы прошли немало испытаний
И упорно двигались вперед,
Трудностей вам встретилось немало
За ваши старания
Еще больше впереди их ждет.
За старанья, за труды, смекалку
Вам вручают этот новый ключ.
- Эти ключом мы с вами откроем волшебный сундучок.
Воспитатель открывает сундучок.
- Ребята, что это здесь?
Дети: Смайлики.
- Только они все разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются?
Дети: Настроением: радость, задумчивость, грусть
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
- Спасибо, ребята, на этом наше занятие закончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.