Урок по литературе в 6 классе на тему "ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША» . Знакомство со "сказом" о тульском косом левше и о "стальной блохе" и его главным героем - Левшой. Об особенностях жанра "сказ", о необычном языке героев "сказа", об идее патриотизма, заложенной в этом произведении.
урок лит-ры 6 Лесков.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ « ЦВЕТОЧНЕНСКАЯ СШ» БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА
НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
Учитель русского языка и
литературы
Инжиева Н.М.
Урок литературы в 6 классе
Тема урока : ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША» Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейнохудожественное содержание
сказа, определить основную идею сказа, выделить черты л, присущие русскому народу,
увидеть авторское отношение к происходящему, выявить характер и принципы
взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным
искусством
Метапредметные цели:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной
литературой, поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить
самопроверку
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, основные виды речевой деятельности ( слушание, чтение, говорение)
Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие
учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и
активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
1.Организационный момент
Ход урока
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне
Мы начинаем изучать произведение Николая Семеновича Лескова «Левша». Тема
нашего урока: « Сказ « Левша». Давайте сформулируем цель нашего урока, исходя
из темы урока (Цель: Мы будем учиться внимательно вычитывать текст,
анализировать его, обращая внимание на значимые детали, а особенно на его язык.)
Запишите в тетради тему.
3.Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого учащегося
Сегодня нам с вами предстоит работа по исследованию сказа Николая Семёновича
Лескова. Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.
В каком жанре написано произведение? (сказ)
Что такое сказ? Дайте определение этому жанру (Сказ – жанр эпоса, опирающийся
на народные предания и легенды.)
Посмотрите, какое толкование этому жанру дают Ожегов и Даль в своих словарях.
(обращение к толковым словарям Ожегова и Даля )
2 Выделите черты сказа ( 1) сказ ведется в манере, резко отличающейся от авторской,
и ориентируется на формы устной речи; 2)стилизация народной речи;
3)поучительность)
Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не одно и
то же. В чем отличие сказа от сказки?
сказка
Занимательный устный рассказ о
вымышленных событиях
сказ
Жанр эпоса, опирающийся на народные
предания легенды, имеет черты были,
реальной истории
Героям присущи как положительные, так
и отрицательные черты
Нет устойчивых композиционных
приемов
Герои делятся на отрицательных и
положительных
Устойчивые композиционные приемы
(зачин, концовка, повторы, присказки,
постоянные эпитеты)
Существуют в устной форме, не имеют
одного автора, поэтому текст может
иметь несколько вариантов. Отсутствие
рассказчика
Место действия указывается
неопределенно
Финал счастливый, добро побеждает зло Добро не всегда торжествует, финал
Повествование ведется в стилизованной
манере от лица рассказчика
Место действия обозначается реальными
географическими названиями
часто трагический
С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать
о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)
Аналитическая работа с текстом .
Цель этапа: обучение стратегии чтения.
Вы дома выполняли домашнее задание № 3, легко или трудно было его выполнять.
Скажите, а что при помощи выписанных слов вы можем увидеть?
Давайте рассмотрим по главам всех героев, их действия, речь.
Изображение Александра I и атамана Платова в 1 главе
(выпишите цитаты, характеризующие Александра 1 и Платова)
(1-3 главы по рядам или группам)
Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения.
Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова
выборочным чтением. Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной нации.
3 Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
Рассмотрим в учебнике иллюстрацию Н. Кузьмина (с. 252, ч. 1).
— Опишите этот рисунок. Как относится художник к тому, что
изображает?
На рисунке изображен атаман Платов, который в Кунсткамере перед
императором Александром I и английскими генералами достает из
шаровар ружейную отвертку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова
собрались три удивленных англичанина в парадных формах, а справа
стоит и сладко улыбается Александр I. Художник изображает эту сцену
сатирически.
Следующий рисунок Н. Кузьмина изображает атамана Платова
лежащим на «досадной укушетке» (с. 257, ч. 1).
— Так ли вы представляете атамана Платова?
II. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров
Глава четвертая
Читая эту главу, читая главу, выпишите характеристику Николая
Павловича: «Государь Николай Павлович в своих русских людях был
очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил...»
Император говорит Платову: «...покажи моим тульским мастерам эту
нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат
мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию,
больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они
моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
Глава пятая
Найдите отношение Платова к землякам, выпишите его ( «виляет
умом» и не вполне доверяет тульским мастерам: «...я вам верю, но
только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой
работы не испортьте, да недолго возитесь...»
Очень показательно обращение Платова к тулякам: «— Как нам теперь
быть, православные?» В Европе и в России и по сей день одна религия
— христианство, но в России христианство православное, а в Европе —
католическое. И те и другие считали свою веру единственно
правильной и относились друг к другу настороженно.)
Глава шестая
4 Выделите фразу, которой повествователь характеризует туляков,
взявшихся за выполнение невиданной работы: «...искусные люди, на
которых теперь почивала надежда нации».
Глава седьмая
— Куда скрылись из города три мастера? Кому они пошли поклониться?
— На какие хитрости пускались туляки, чтобы узнать секрет мастеров?
Найдите слова, показывающие сказочность описания работы мастеров,
любовную и ласковую интонацию повествователя, рассказывающего о
том, как «тонкие молоточки по звонким наковальням вытюкивают».
— Как, по-вашему, сам автор относится к тульским мастерам?
В этой главе взгляды автора и рассказчика совпадают.
Глава восьмая
Учитель должен особо остановиться на этой главе: в ней позиции
повествователя и автора расходятся. После прочтения главы обратим
внимание учеников на последний абзац:
«Так в тогдашнее время все требовалось очень в аккурате и в скорости,
чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
— Как повествователь относится к тому, что Платов ехал «очень
спешно и с церемонией»?
Повествователь одобряет это и считает проявлением заботы о пользе
дела.
— Как, по-вашему, автор относится к платовским «мерам побуждения»?
— Чем отличается позиция автора от точки зрения повествователя?
Почему?
Глава девятая
— Что сделалось в «хороминке» мастеров от «безотдышной работы»?
— Чего боялись послы, торопившие мастеров?
Глава десятая
Эту главу предложим ученикам прочитать по ролям. События,
описанные в ней, добавляют новые штрихи к характеристике Платова.
Грубость, неуважение к простому человеку, недоверие к русским
мастерам, которых Платов так защищал в Англии, изменяют отношение
учеников к этому герою.
— Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в
рассказе «Левша».
5 Домашнее задание
1.Прочитать произведение до конца.
2.Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение с одиннадцатой по четырнадцатую
глав сказа.
Рефлексия
6
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
ГОРДОСТЬ Н.С. ЛЕСКОВА ЗА НАРОД В СКАЗЕ «ЛЕВША»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.