Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Оценка 4.7

Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
10.01.2019
Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина  «Уроки французского»
Урок литературы по рассказу Валентина Петровича Распутина "Уроки французского" поможет учащимся раскрыть идейное содержание произведения и выявить нравственные проблемы, заложенные в основу рассказа.Учащиеся вспомнят лексические значения слова "урок", а также усвоят новое понятие "антитеза".Урок имеет большое воспитательное значение для учащихся.
уроки доброты Замира А..docx
Тема : Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина   «Уроки французского» Цели урока: образовательная :  раскрыть идейное содержание рассказа В.Г Распутина «Уроки французского»; выявить нравственные  проблемы ,поставленные автором ; усвоить термин антитеза; развивающая : развивать  связную речь учащихся ,навыки анализа          художественной прозы; воспитательная :формировать нравственные качества , воспитывать  в  учащихся отзывчивость   человечность. Оборудование : портрет В.Г.Распутина, слайдовая презентация о  писателе, портреты главных героев рассказа (художник В.Гальдяев),  текст рассказа «Уроки  французского » . Эпиграф  урока   (записан на доске):  «Верю в добро ,  побеждающее зло ,в накопление  и объединение добра ,в то ,что оно свободно будет  избрано всеми» .                                   Ход урока: I.  Организационный момент. Мониторинг посещаемости учащихся ,  проверка наличия учебных принадлежностей, настрой класса на  продуктивную  работу. II. Слово о писателе с использованием слайдовой презентации  (подготовленный ученик) ­ Валентин Григорьевич Распутин  родился в России, в небольшой  приангарской деревне в 1937 году.  Он закончил Иркутский  государственный университет, а затем стал  работать журналистом.  После опубликования его повести «Деньги  для Марии» к писателю   пришла известность. Затем были написаны  повести «Последний срок»,  «Живи и помни», «Пожар»,  каждая из которых стала значительным  явлением в современной литературе.   Рассказ «Уроки французского»  впервые был  опубликован в 1973  году  в одной из иркутских газет в номере,  посвященном памяти  Александра  Вампилова. Анастасия Прокопьева Копылова, которой  автор посвятил  рассказ,­ мать Вампилова, проработавшая  учителем в школе много лет.  Сам В.Распутин  писал о ней: «Глядя в лицо этой  удивительной  женщине, нестаревшей, доброй и  мудрой, не раз вспоминал я и свою  учительницу и знал, что  детям было хорошо и с той, и с другой».  III. Вступительная беседа с классом: ­ Как вы понимаете, что такое добро? ­ Кто для вас является добрым человеком? ­От какого лица ведётся повествование? ­Как вы считаете, автор  и герой в рассказе­ это одно и то  же лицо? (Нет, автор­ взрослый, состоявшийся человек,  герой­ одиннадцатилетний мальчик со своим мировоззрением). VI. Работа над произведением.  Беседа по вопросам: ­Как объяснить такое  долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа,  статьи, истории создания, посвящения, предисловия?  ­Начало действия относится к 1948 году. Что  здесь важно понимать? ­Зачем мальчик стал играть в «чику»? ­Почему Вадик и Птаха избили мальчика? ­ Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время  разговора после уроков? (Чтение диалога в лицах). ­ Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься  дополнительно? ­Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? ­Как ещё старалась Лидия Михайловна помочь мальчику? ­Как герой догадался, что посылка, которую ему вручили в школе, не от  матери? (Чтение в лицах диалога,  состоявшегося между мальчиком  и  Лидией  Михайловной после того, как мальчик получил посылку). Обращаем внимание на интонации). ­Почему Лидия Михайловна решилась играть в «замеряшки» со своим  учеником? Что выдавало её во  время игры? ­ Как повела себя Лидия Михайловна,  когда обо всём узнал директор? Учитель   помощью цитат из рассказа.  : А теперь составим характеристики главных героев с  Лидия Михайловна.    «Человек  необыкновенный, не похожий на всех остальных»,   « … особенное, какое­то сказочное существо»; «Имела привычку  внимательным образом  осматривать каждого из нас», «Не было в её лице жестокости…», «Иной  раз полезно забыть, что ты учительница», «Вела  себя как обыкновенная девчонка», «Тут виновата я, учись!»  Добрая  Чуткая  Отзывчивая  Милосердная  Щедрая  С чувством собственного достоинства. Мальчик.   «Крепился, не жаловался, не плакал»; «Относиться спустя рукава к  тому, что  на меня возлагалось, я не умел»; «Я старался только не упасть, мне казалось это позором»; «Скованность и угнетённость  отступали, осмеливался задавать вопросы».  Стойкий  Добросовестный.  Гордый  Смелый  Стремился к знаниям. Учитель: Основным приёмом литературной характеристики героя и  окружающего мира у В.Г. Распутина является антитеза.  Антитеза­ противопоставление; художественный приём, при котором  одно явление, событие, персонаж противопоставляются другому.    (Определение записывается в тетрадь). ­ Какой приём использует автор в описании учительницы?  (Антитезой описания учительницы является описание самого ученика) ­Сравним: Учительница «Она сидела передо мной  аккуратная, вся умная и красивая и в одежде, и в своей женской  молодой поре, которую я смутно  чувствовал, до меня доходил запах  духов от неё, который я принимал  за самое дыхание….» Ученик «… перед ней крючился на парте  тощий диковатый мальчишка с  разбитым лицом, неопрятный без  матери и одинокий, в старом.  застиранном пиджачишке на  обвислых плечах, который впору  был на груди, но из которого  далеко вылезали руки…» ­ Проследим систему противопоставлений в рассказе: Герой­автор Ученик­ учительница Герой­ Птаха, Вадик. Учительница­ директор школы. ­В этом рассказе также противопоставляются окружающие героя люди­­  внешний мир ­­ и внутренний мир героя. Внешний мир. Добрые  бескорыстные  участливые Мать мальчика  Дядя Ваня  Жители деревни Равнодушные  завистливые тётя Надя и её дети  одноклассники  жители райцентра Внутренний мир героя. Гордость­ голод. Тяга к знаниям­ нужда. Доброта­ обман, жадность. Самопожертвование­ одиночество. ­Вдумайтесь в смысл названия произведения­ «Уроки французского».  Какое слово здесь главное? (Определение значений слова «урок») 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвящённый  отдельному предмету. 2. Учебная работа, заданная школьнику на дом. 3. Нечто поучительное,  то, из чего можно сделать вывод для будущего. 4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом  отдельным лицам. 5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок. (устар). ­ Какое из значений слова «урок»­ ключевое в рассказе? Почему? V. Обобщение.  Итоги урока. ­ В предисловии к своему рассказу В.Распутин пишет: «Я написал этот  рассказ в надежде, что преподанные мне  в своё время уроки  лягут на  душу как маленького, так и взрослого читателя». Сумел ли достичь  своей цели  писатель?     Какие мысли и  чувства вызвал у вас рассказ? Учитель:   Действительно,  В.Распутину удалось на примере истории из своего детства рассказать, что  такое законы доброты, что они   существуют так же, как и настоящие добрые люди. Благодарная память  писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей. VI. Домашнее задание: собрать материал к сочинению на тему «Уроки  доброты в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Нурманова Замира Аблокуловна, учитель русского языка и литературы высшей категории средней школы  №21 города Ангрена Ташкентской области.   тел: +99890 957 1197

Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина  «Уроки французского»

Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина  «Уроки французского»

Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина  «Уроки французского»

Уроки доброты в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Уроки доброты   в рассказе Валентина Григорьевича Распутина  «Уроки французского»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019