Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература +1
6 кл
06.12.2018
Урок внеклассного чтения в среднем звене на нравственную тему. Небольшой по объёму рассказ вызвал глубокие переживания учеников и учителя из-за гибели старых военных коней. Всех поразило равнодушие детей и воспитателей пионерского лагеря, где происходили описываемые события. Рассказ служит формированию нравственных качеств у подростков.
Урок.docx
Урок - мастерская по рассказу Б. Васильева
«Великолепная шестёрка»
Равнодушие – тяжкая болезнь души.
Оборудование:
Тексты рассказа, презентация к уроку, рисунки
(предварительная работа), портрет писателя, вопросы для
групп, таланты (3 вида), словари, видеоролик
Предварительная работа:
Знакомство с текстом
Индивидуальные задания по выбору /сообщения, рисунки,
выразительное чтение, презентация/.
Словарная работа.
Цели и задачи урока:
1. Довести до сознания учеников уроки нравственности.
Принятие вечной истины: каждый в ответе за свои
поступки.
2. Формировать умение выражать собственную позицию.
3. Развитие искренности, честности, великодушия,
гуманизма.
4. Формирование мотивации к чтению.
Структура урока:
1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в
2. Проблемный вопрос.
3. Социоконструкция. Работа в группах.
4. Социализация. Представление учащимися своих
проблему.
работ.
5. Разрыв. Новое видение поступков героев. 6. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в
Ход урока:
проблему.
Вступительное слово учителя.
Произведение искусства, как говорил Паустовский,
«прозрачный, сверкающий и крепкий, как сталь, кристалл».
Создатель этого кристалла – автор.
Борис Львович Васильев – своеобразный и самобытный
писатель. Рассказ «Великолепная шестёрка» даёт
замечательную возможность проследить за ёмкостью
слова писателя.
Постижение авторской мысли – дело нелёгкое, особенно,
если голос автора, как в «Великолепной шестёрке», почти
не слышен.
- Ребята, а вы что-то знаете о писателе?
Послушайте краткие сведения о нём. Презентация и
сообщение ученицы.
На прошлом уроке вы познакомились с текстом и
выполняли индивидуальные задания по вашему выбору.
Первоначально вы предполагали по названию
произведения, о чем может идти речь в рассказе.
- Оправдались ваши предположения после прочтения?
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
/ о равнодушии людей, бессердечии и чёрствости, о
милосердии и доброте, об ответственности человека за
свои поступки, о любви к животным, о внимании к
ветеранам и т.д./
- Какие задачи нужно решить, по-вашему, на уроке?
/ разобраться в прочитанном, дать оценку поступкам
героев, понимать значение нравственных понятий
«совесть», «доброта», «милосердие»,
«равнодушие», «эгоизм»/
- Подумайте, в чём причина произошедшей трагедии?
/равнодушие, безответственность/ - Как назовём наш урок?
Равнодушие – тяжкая болезнь души. Слайд №1, 2, 3
Все перечисленные понятия – серьёзные нравственные
проблемы.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только
сердцем.
- Кто из героев рассказа может прикоснуться к
окружающей красоте, природе сердцем?
/молодой лейтенант, который умеет любить и уважать
людей/
- Кто ещё понимает и ценит природу?
/ветеран Пётр Дементьевич Прокудов, который ухаживает
за старыми лошадьми/.
2. Социоконструкция.
Слайд
1.Чтение по ролям/ под топот копыт/
№4
2. Кто такие Вэл, Роки,Эдди,Ден?
/это отчаянные парни Дикого Запада, ковбои, которые
обладали настоящими мужскими качествами. И герои
рассказа – обыкновенные мальчишки, такие же, как вы -
стремятся во всём быть на них похожими. Они даже
называют себя их именами. А разве плохо иметь
кумиров?/
- Где происходят события?
- Кто, кроме детей, является героем рассказа?
- Кто является их оппонентом?
/С кем они спорят, не сойдясь в своих мнениях?/
- А ещё герои есть?
/Лошади. Сколько их? Тоже шесть./
- Какие ассоциации возникают у вас при слове
«лошадь»? Запишите в тетрадь, подберите к словам определения-
эпитеты.
Слайд №6
/Пока дети пишут – видеоролик «Лошади – наши ангелы-
хранители»/
- Зачитайте, что у вас получилось.
/Доброе тепло, нежное животное, большое понимание,
незаменимая помощь, восхитительная красота, грустные
глаза, тёплое дыхание./
- можно ли быть равнодушными к таким животным?
-А что за лошади были под началом ветерана войны
Петра Дементьевича Прокудина?
/Это были старые, доживающие свой век кони. Один из
них – Кучум- спас хозяина на войне- вынес раненого с
поля боя.
Сколько они вынесли на войне!
/Сообщение+ презентация 7,8,9 слайды/
Мы в начале урока читали отрывок о скачке ковбоев.
- Как себя чувствовали верхом на лошади герои
рассказа?
- А лошади? Зачитайте отрывок. ( стр. 1)
- Как понимать слова «загнанных лошадей
пристреливают, не правда ли?»
-Какой человек может так сказать?
/немилосердный, бессердечный, жестокий/
-Чем закончилась бешеная скачка? /Накатавшись, ребята привязали их к деревьям, а сами
уехали. Лошади пали от голода и жажды. Они всё
объели, до чего дотянуться могли.
А затем в пионерский лагерь пришли милиционер и
ветеран, у которого угнали лошадей./
А теперь настал черёд поговорить о героях рассказа, об их
отношении к жизни.
Разделим всех героев по группам: подростки, взрослые из
лагеря, взрослые (лейтенант и ветеран).
Группам раздаются листочки с заданиями. В каждой из них
руководитель распределяет вопросы, организует, помогает.
Одна группа работает со словарями, выписывая значения слов,
записанных на доске.
Группы представляют свои наработки.
3. Социализация.
1. Начнём с группы, работавшей со словом.
2. Охарактеризуйте детей.
Слайд №12
№13
3. Что представляют собой взрослые из лагеря? Слайд
4. Проанализируйте поведение взрослых, пришедших
влагерь.
Слайд№1
4.Разрыв.
- Как же получается, рассказ называется «Великолепная
шестёрка»,
Кого называет автор великолепными?
/Это кони. Только о них можно так сказать. Умирая, они
преподнесли урок человечности всем: и детям, и
взрослым. -А что стало с пенсионером? Зачитайте (стр. 8).
Рассказ – о человеческом пороке – равнодушии, беспечности.
И хотя Кира Сергеевна считает, что дети прекрасные, надежда
21 века, и что благородный мрамор остаётся мрамором, даже
если на него падает тень.
Просто мальчики забыли про лошадей, просто оказались чуть
беспечны! А так ли безобидны эти качества?
-Посмотрим на понятия:
Равнодушный – безразличный, безучастный.
Беспечный – то же, что беззаботный, т.е. без заботы о ком –
либо, о чём –либо.
И вновь вспоминается: «Кони, они жалеть умеют». Животные
оказались заботливее и человечнее людей.
-Кто всё-таки виноват в случившемся?
Ведь произошла трагедия: погибли лошади, умер ветеран.
/Те, кто воспитал мальчишек, умных, всесторонне развитых,
начитанных, смелых - равнодушными, безответственными,
бессердечными./
-Кто виноват в смерти Петра Дементьевича Прокудова?
/Прямо - Кира Сергеевна – дала деньги на водку, хотя
лейтенант предупреждал, что это убьёт старика;
Косвенно - всё наше общество, которому не нужны пережитки
прошлого./
- А ещё о какой проблеме не говорили?
/проблеме памяти. Человеческой памяти.
-Зачитайте диалог между лейтенантом и работниками лагеря
на эту тему.(с. 6-7)
Речь идёт не о государстве и льготах ветеранам Великой
Отечественной войны, а о людях, которые, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляют уважения к тем живым, кто
выстоял в страшные 40-е и теперь нуждается в заботе, во
внимании, в понимании.
Рассказ заканчивается трагично.
-Что-нибудь или кого-нибудь изменила трагедия?
/Самое страшное, что - нет: Кира Сергеевна выбросила
страшные фотографии и выкинула из головы окончившуюся
смену, лошадей списали, дед умер, мальчики так и не узнали,
что по их халатности погибли лошади./
6. Рефлексия.
-А вас чему-нибудь рассказ научил?
-Какие мысли у вас появились после урока?
-Что поразило, удивило?
-Что больше всего понравилось на уроке?
/Рассказ учит быть чутким и внимательным к чужой боли.
Я почувствовал боль писателя/
Оцените свою работу на уроке:
-Я всё понял, мне понравилось – красную карточку поднимите
Не всё понял – поднимите желтую карточку,
И если не согласны или не поняли – зелёную.
А теперь руководители посчитают результаты и внесут их в
таблицу.
Слайд 15 вывод.
Слайд 16 – домашнее задание.
Спасибо всем за работу!
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.