Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Оценка 5

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература +1
6 кл
06.12.2018
Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Урок внеклассного чтения в среднем звене на нравственную тему. Небольшой по объёму рассказ вызвал глубокие переживания учеников и учителя из-за гибели старых военных коней. Всех поразило равнодушие детей и воспитателей пионерского лагеря, где происходили описываемые события. Рассказ служит формированию нравственных качеств у подростков.
Урок.docx
Урок - мастерская по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестёрка» Равнодушие – тяжкая болезнь души. Оборудование: Тексты рассказа, презентация к уроку, рисунки (предварительная работа), портрет писателя, вопросы для групп, таланты (3 вида), словари, видеоролик Предварительная работа: Знакомство с текстом Индивидуальные задания по выбору /сообщения, рисунки, выразительное чтение, презентация/. Словарная работа. Цели и задачи урока: 1. Довести до сознания учеников уроки нравственности. Принятие вечной истины: каждый в ответе за свои поступки. 2. Формировать умение выражать собственную позицию. 3. Развитие искренности, честности, великодушия, гуманизма. 4. Формирование мотивации к чтению. Структура урока: 1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в 2. Проблемный вопрос. 3. Социоконструкция. Работа в группах. 4. Социализация. Представление учащимися своих проблему. работ. 5. Разрыв. Новое видение поступков героев. 6. Рефлексия. Подведение итогов. 1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в Ход урока: проблему. Вступительное слово учителя. Произведение искусства, как говорил Паустовский, «прозрачный, сверкающий и крепкий, как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Борис Львович Васильев – своеобразный и самобытный писатель. Рассказ «Великолепная шестёрка» даёт замечательную возможность проследить за ёмкостью слова писателя. Постижение авторской мысли – дело нелёгкое, особенно, если голос автора, как в «Великолепной шестёрке», почти не слышен. - Ребята, а вы что-то знаете о писателе? Послушайте краткие сведения о нём. Презентация и сообщение ученицы. На прошлом уроке вы познакомились с текстом и выполняли индивидуальные задания по вашему выбору. Первоначально вы предполагали по названию произведения, о чем может идти речь в рассказе. - Оправдались ваши предположения после прочтения? - Как вы думаете, о чём этот рассказ? / о равнодушии людей, бессердечии и чёрствости, о милосердии и доброте, об ответственности человека за свои поступки, о любви к животным, о внимании к ветеранам и т.д./ - Какие задачи нужно решить, по-вашему, на уроке? / разобраться в прочитанном, дать оценку поступкам героев, понимать значение нравственных понятий «совесть», «доброта», «милосердие», «равнодушие», «эгоизм»/ - Подумайте, в чём причина произошедшей трагедии? /равнодушие, безответственность/ - Как назовём наш урок? Равнодушие – тяжкая болезнь души. Слайд №1, 2, 3 Все перечисленные понятия – серьёзные нравственные проблемы. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. - Кто из героев рассказа может прикоснуться к окружающей красоте, природе сердцем? /молодой лейтенант, который умеет любить и уважать людей/ - Кто ещё понимает и ценит природу? /ветеран Пётр Дементьевич Прокудов, который ухаживает за старыми лошадьми/. 2. Социоконструкция. Слайд 1.Чтение по ролям/ под топот копыт/ №4 2. Кто такие Вэл, Роки,Эдди,Ден? /это отчаянные парни Дикого Запада, ковбои, которые обладали настоящими мужскими качествами. И герои рассказа – обыкновенные мальчишки, такие же, как вы - стремятся во всём быть на них похожими. Они даже называют себя их именами. А разве плохо иметь кумиров?/ - Где происходят события? - Кто, кроме детей, является героем рассказа? - Кто является их оппонентом? /С кем они спорят, не сойдясь в своих мнениях?/ - А ещё герои есть? /Лошади. Сколько их? Тоже шесть./ - Какие ассоциации возникают у вас при слове «лошадь»? Запишите в тетрадь, подберите к словам определения- эпитеты. Слайд №6 /Пока дети пишут – видеоролик «Лошади – наши ангелы- хранители»/ - Зачитайте, что у вас получилось. /Доброе тепло, нежное животное, большое понимание, незаменимая помощь, восхитительная красота, грустные глаза, тёплое дыхание./ - можно ли быть равнодушными к таким животным? -А что за лошади были под началом ветерана войны Петра Дементьевича Прокудина? /Это были старые, доживающие свой век кони. Один из них – Кучум- спас хозяина на войне- вынес раненого с поля боя. Сколько они вынесли на войне! /Сообщение+ презентация 7,8,9 слайды/ Мы в начале урока читали отрывок о скачке ковбоев. - Как себя чувствовали верхом на лошади герои рассказа? - А лошади? Зачитайте отрывок. ( стр. 1) - Как понимать слова «загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» -Какой человек может так сказать? /немилосердный, бессердечный, жестокий/ -Чем закончилась бешеная скачка? /Накатавшись, ребята привязали их к деревьям, а сами уехали. Лошади пали от голода и жажды. Они всё объели, до чего дотянуться могли. А затем в пионерский лагерь пришли милиционер и ветеран, у которого угнали лошадей./ А теперь настал черёд поговорить о героях рассказа, об их отношении к жизни. Разделим всех героев по группам: подростки, взрослые из лагеря, взрослые (лейтенант и ветеран). Группам раздаются листочки с заданиями. В каждой из них руководитель распределяет вопросы, организует, помогает. Одна группа работает со словарями, выписывая значения слов, записанных на доске. Группы представляют свои наработки. 3. Социализация. 1. Начнём с группы, работавшей со словом. 2. Охарактеризуйте детей. Слайд №12 №13 3. Что представляют собой взрослые из лагеря? Слайд 4. Проанализируйте поведение взрослых, пришедших влагерь. Слайд№1 4.Разрыв. - Как же получается, рассказ называется «Великолепная шестёрка», Кого называет автор великолепными? /Это кони. Только о них можно так сказать. Умирая, они преподнесли урок человечности всем: и детям, и взрослым. -А что стало с пенсионером? Зачитайте (стр. 8). Рассказ – о человеческом пороке – равнодушии, беспечности. И хотя Кира Сергеевна считает, что дети прекрасные, надежда 21 века, и что благородный мрамор остаётся мрамором, даже если на него падает тень. Просто мальчики забыли про лошадей, просто оказались чуть беспечны! А так ли безобидны эти качества? -Посмотрим на понятия: Равнодушный – безразличный, безучастный. Беспечный – то же, что беззаботный, т.е. без заботы о ком – либо, о чём –либо. И вновь вспоминается: «Кони, они жалеть умеют». Животные оказались заботливее и человечнее людей. -Кто всё-таки виноват в случившемся? Ведь произошла трагедия: погибли лошади, умер ветеран. /Те, кто воспитал мальчишек, умных, всесторонне развитых, начитанных, смелых - равнодушными, безответственными, бессердечными./ -Кто виноват в смерти Петра Дементьевича Прокудова? /Прямо - Кира Сергеевна – дала деньги на водку, хотя лейтенант предупреждал, что это убьёт старика; Косвенно - всё наше общество, которому не нужны пережитки прошлого./ - А ещё о какой проблеме не говорили? /проблеме памяти. Человеческой памяти. -Зачитайте диалог между лейтенантом и работниками лагеря на эту тему.(с. 6-7) Речь идёт не о государстве и льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о людях, которые, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляют уважения к тем живым, кто выстоял в страшные 40-е и теперь нуждается в заботе, во внимании, в понимании. Рассказ заканчивается трагично. -Что-нибудь или кого-нибудь изменила трагедия? /Самое страшное, что - нет: Кира Сергеевна выбросила страшные фотографии и выкинула из головы окончившуюся смену, лошадей списали, дед умер, мальчики так и не узнали, что по их халатности погибли лошади./ 6. Рефлексия. -А вас чему-нибудь рассказ научил? -Какие мысли у вас появились после урока? -Что поразило, удивило? -Что больше всего понравилось на уроке? /Рассказ учит быть чутким и внимательным к чужой боли. Я почувствовал боль писателя/ Оцените свою работу на уроке: -Я всё понял, мне понравилось – красную карточку поднимите Не всё понял – поднимите желтую карточку, И если не согласны или не поняли – зелёную. А теперь руководители посчитают результаты и внесут их в таблицу. Слайд 15 вывод. Слайд 16 – домашнее задание. Спасибо всем за работу!

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"

Конспект урока в 6 классе по рассказу Б. Васильева "Великолепная шестерка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018