Действие 1, явление 2. Лиза и Фамусов. Лиза (как можно громче): Да полноте-с! // Фамусов (зажимает ей рот): Помилуй, как кричишь. С ума ты сходишь?
Действие 1, явление 5. София, Лиза: Возьмет он руку, к сердцу жмет, // Из глубины души вздохнет, // Ни слова вольного, и так вся ночь проходит
Действие 2 явление 1. Фамусов слуге Петрушке: «Читай не так, как пономарь, а чувством, толком, расстановкой»
Фамусов: «Ну вот! великая беда, // Что выпьет лишнее мужчина! // Ученье — вот чума, ученость — вот причина»
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства.
Единственным представителем «века нынешнего» является Чацкий, он придерживается идеи служения «делу, а не лицам».
Ему чужды идеалы фамусовского общества, а именно «подслужиться», получить чин. Он защищает науку и искусство; свободный от предрассудков.
В Фамусове сосредоточились пороки аристократического общества того времени.
После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Он восхищен полковником Скалозубом, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин.
В осуждаемой Чацким косности заключена мощная отрицательная сила Фамусова.
Люди фамусовского круга при чувстве опасности тут же объединяются и выступают против Чацкого.
Они чувствуют исходящую от Чацкого угрозу своим интересам.
Фамусов – главный антагонист Чацкого, а дом Фамусова – это Москва в миниатюре. Здесь господствует старый уклад.
Во главе дома стоит неглупый, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь.
В своих речах Фамусов выглядит обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: Фамусов умен, его речь афористична, он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль и пытается сохранить свою московскую утопию.
Фамусов отвергает реальность.
Обе стороны конфликта – фамусовская Москва и молодой человек сталкиваются в противостоянии, в ходе которого не может быть достигнуто согласия.
Сила Чацкого – в свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости.
Слабость – в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть на свою любовь, на барскую Москву.
Чацкий – победитель, но передовой воин, потому всегда жертва, начинает борьбу, но не ему видеть результатов.
В боязни фамусовского общества – нравственная победа Чацкого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.