"Горе от ума" А.С. Грибоедов

  • pptx
  • 19.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 кл горе от ума.pptx

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Софья

Лиза

Молчалин

Скалозуб

Фамусов

Чацкий

Действие 1, явление 1. Лизанька лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют

Действие 1, явление 2. Лиза и Фамусов. Лиза (как можно громче): Да полноте-с! // Фамусов (зажимает ей рот): Помилуй, как кричишь. С ума ты сходишь?

Действие 1, явление 4. Фамусов: Друг, нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?

Действие 1, явление 5. София, Лиза: Возьмет он руку, к сердцу жмет, // Из глубины души вздохнет, // Ни слова вольного, и так вся ночь проходит

Действие 1, явление 6. Слуга: К вам Александр Андреич Чацкий

Действие 1, явление 7. Софья, Чацкий и Лиза

Действие 2 явление 1. Фамусов слуге Петрушке: «Читай не так, как пономарь, а чувством, толком, расстановкой»

Действие 2, явление 5. Чацкий, Фамусов и Скалозуб

Действие 2, явление 2. Лиза, Софья, Чацкий

Действие 2, явление 3. Фамусов заткнув уши: «Не слушаю, под суд! под суд!»

 Действие 2, явление 8. Чацкий: Помочь ей чем? Скажи скорее.

Действие 3, явление 6. Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна и Чацкий.

Действие 3, явление 9. Гости Фамусова

Действие 3, явление 21. Хлёстова: «С ума сошел! прошу покорно! // Да невзначай! да как проворно!»

Фамусов: «Ну вот! великая беда, // Что выпьет лишнее мужчина! // Ученье — вот чума, ученость — вот причина»

Действие 3, явление 22. «Карету мне, карету»

Действие 4, явление 2. «Признайся, весело у Фамусовых было?»

Действие 4, явление 10. Софья над лестницей во втором этаже, со свечкою: «Молчалин, вы?»

Действие 4, явление 14.

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства.

Единственным представителем «века нынешнего» является Чацкий, он придерживается идеи служения «делу, а не лицам».
Ему чужды идеалы фамусовского общества, а именно «подслужиться», получить чин. Он защищает науку и искусство; свободный от предрассудков.

В Фамусове сосредоточились пороки аристократического общества того времени.
После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Он восхищен полковником Скалозубом, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин.

В осуждаемой Чацким косности заключена мощная отрицательная сила Фамусова.
Люди фамусовского круга при чувстве опасности тут же объединяются и выступают против Чацкого.
Они чувствуют исходящую от Чацкого угрозу своим интересам.

Фамусов – главный антагонист Чацкого, а дом Фамусова – это Москва в миниатюре. Здесь господствует старый уклад.
Во главе дома стоит неглупый, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь.
В своих речах Фамусов выглядит обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: Фамусов умен, его речь афористична, он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль и пытается сохранить свою московскую утопию.
Фамусов отвергает реальность.

Обе стороны конфликта – фамусовская Москва и молодой человек сталкиваются в противостоянии, в ходе которого не может быть достигнуто согласия.

Сила Чацкого – в свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости.
Слабость – в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть на свою любовь, на барскую Москву.
Чацкий – победитель, но передовой воин, потому всегда жертва, начинает борьбу, но не ему видеть результатов.
В боязни фамусовского общества – нравственная победа Чацкого.