Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей в свете требований ФГОС ДО.
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
11.02.2017
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. Семья и детский сад призваны стать не просто «социальными партнерами», они призваны стать СО - воспитателями нравственной, творческой личности. В данном материале, который подготовлен из моего опыта работы отражены активные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
горизонты.doc
Кипина Светлана Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
МАДОУ «Детский сад №3», г. Чердынь,
Пермский край
Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей
в свете требований ФГОС ДО.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с
родителями. Семья и детский сад призваны стать не просто «социальными партнерами», они
призваны стать СО воспитателями нравственной, творческой личности.
Исходя из этого, важным направлением деятельности воспитателя является тесное
взаимодействие с родителями воспитанников. Взаимодействие в данном случае
предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется
с помощью общения в условиях сотрудничества. Сотрудничество – это общение «на равных»,
где никому не принадлежит позиция назидательного наставника, учитываются интересы и
потребности каждого, т.е. каждый является партнером, участником.
Но, к сожалению, лишь малая часть родителей стремится сотрудничать с педагогами и
принимать позицию активного участника в образовательном процессе ДОУ. Многие считают,
что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые
пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь
в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр
мультфильмов и прогулка. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого
человеческого общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды
мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел
родителей. Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, стендовые уголки)
дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей,
родителей и педагогов, направленные на сотрудничество и взаимодействие.
Исходя из вышесказанного, я поставила для себя цель: создание необходимых условий для
неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к
активному участию в воспитательнообразовательном процессе ДОУ.
Для достижения поставленной цели первоначально я провела опрос среди родителей
воспитанников, с помощью которого смогла проанализировать социальный состав
родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Далее
приступила к подбору интересных форм взаимодействия с семьей.
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим небольшим инновационным опытом работы с
родителями, результатом которого является положительная динамика во взаимодействии и
сотрудничестве между участниками образовательных отношений.
Для успешной организации взаимодействия с родителями я обозначила 2 блока
Давайте узнавать вместе!
Позитивное взаимодействие Каждый блок имел следующие интересные, на мой взгляд, формы:
1 блок:
1. «Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими вопросами как
педагогу, так и узким специалистам, делиться своими идеями и предложениями. Находится
он в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их
педагогической грамотности. Иногда эти вопросы являются темой минисобрания.
2. Современные родительские собрания.
За 10 дней до проведения собрания в приемной размещаю «волшебный цветок мудрости», в
середине которого обозначена проблема (недописанный тезис и т.п), по которой родителям
предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители анонимно записывают на них
советы, афоризмы и пожелания по данной теме. Затем данная проблема обсуждается в ходе
диалога при встрече с использованием методов активизации родителей. Кроме этого
начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей по теме собрания. Организованные
таким образом родительские собрания дают положительные результаты: родители стали
более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно
поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
3. Родительские чтения.
Такая форма работы с родителями дает возможность родителям изучать и анализировать
литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание
вопроса. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них
сведения в родительских чтениях.
4. Тренинги.
Их организация помогает изменить отношение родителей к поведению и взаимодействию с
собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В завершении таких
встреч родителям предлагаются буклеты, брошюры, рекомендации.
2 блок:
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в
детском саду. Как правило, любой проект, включает в себя блок работы с семьей. Сюда
можно отнести создание выставки, написание минисочинений, конкурсы, оформление
стендов и многое другое. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для
сотрудничества, проявления творчества. В рамках реализации проектов использую
следующие формы взаимодействия и сотрудничества с родителями:
Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт
•
игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно развивающей среды группы. Такая
форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между
воспитателями и родителями. Использование такой формы работы с родителями уже
неоднократно показало результаты: в этом учебном году наша группа дважды была названа
победителем в институциональных конкурсах «Лучшее оформление группы к новому
учебному году» и «Лучшее новогоднее оформление группы», где мы совместно с
родителями делали игры и пособия для развития детей, оформляли интерьер, изготавливали
различные новогодние украшения и т.д. День дублера. Это мероприятие является новой современной формой работы,
•
направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс, а также позволяющей
наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога.
Основной целью Дня дублера является просвещение родителей с привлечением их к
образовательному процессу в группе. Проще говоря, родители в этот день выполняют роли
воспитателей.
Организацию данного мероприятия мы начали с активной работы с родителями. Определили
родителей, желающих поучаствовать в мероприятии, познакомили их с подробным режимом
жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с
инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении
занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили
каждое образовательное мероприятие.
С начала рабочего дня воспитателидублёры активно включились в педагогическую
деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, дидактическую игру,
организовали завтрак, занятие по технике оригами, организацию прогулки и игр на свежем
воздухе, чтение сказки перед сном, проведение закаливающей гимнастики после сна. Все
мероприятия были засняты на видео, затем демонстрировались детям и родителям, которые
не принимали участие в данном мероприятии. На очередной встрече с родителями, которая
состоялась после проведенного мероприятия в ходе коллективной беседы родители смогли
его проанализировать, оценить трудности педагогической деятельности. В результате
укрепились партнёрские отношения между воспитателем группы и родителями..
Для нашей группы это был первый опыт, но это был интересный, насыщенный день для всех
участников этого мероприятия. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители
проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок,
рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках, акциях («Военная техника своими
руками», «Дары природы», «Нетрадиционное физкультурное оборудование», «Кормушка для
птиц своими руками», «Долгожитель моей семьи (открытка, елочная игрушка)» и др).
Организация детских праздников и досугов является еще одной формой творческой
самореализации родителей. В нашей группе уже в традицию вошли групповые праздники и
развлечения (День именинника по сезонам, День пожилого человека и др.), в подготовке и
проведении которых активное участие принимают родители воспитанников. Мамы и папы,
бабушки и дедушки играют роли на детских праздниках, организовывают в честь детей мини
– концерты, разыгрывают театральные постановки и т.п.
Ничто так не сближает, как совместные походы на природу. Первыми помощниками
выступили родители. Уже второй год все вместе мы выходим в выходной день на лыжные
прогулки в окрестности города. Дети с большим удовольствием ждут дня похода. По итогам
прогулки в группе составляем фотоальбом, стенгазету или просматриваем фильм,
смонтированный родителями. Хочется отметить, в первом походе участвовало всего три
семьи. Посмотрев фотоотчет в группе, который вызвал у детей неподдельный интерес, в
следующий раз собралось уже семь семей, причем многие семьи в поход пошли полным составом. Сейчас 14 семей (из 19) имеют лыжи и с большим удовольствием ждут очередной
лыжной прогулки.
У нашей группы есть своя страница на официальном сайте МАДОУ «Детский сад №3», где
размещена полезная информация для родителей воспитанников. Кроме этого на этой
странице родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто
быть в курсе жизни нашей группы.
В заключении хотелось бы отметить, какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское
взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс,
долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.
Главное не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути
сотрудничества. Только тогда родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся
активными участниками образовательных отношений.
Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей в свете требований ФГОС ДО.
Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей в свете требований ФГОС ДО.
Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей в свете требований ФГОС ДО.
Горизонты родительской активности: этапы и содержание работы с семьей в свете требований ФГОС ДО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.