Городецкая роспись
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине ХІХ в. в заволжских деревнях около Городца.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешевого материала, из которого делали все: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Городецкие прялочные донцы инкрустировались мореным дубом и украшались контурной резьбой. В отличие от других прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком›› пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. После окончания работы на прялке гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену вместо картин. Позже мастера стали украшать инкрустированные донца подкраской фона резьбы, а затем – забавными расписными картинками с изображением различных жанровых сцен и богатыми цветочными узорами.
Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере – яркая, лаконичная, поэтому спутать ее с чем-то другим достаточно трудно.
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый образ. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой черного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и черные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, щкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
Элементы и композиции росписи
Городецкая роспись выполняется при помощи темперных красок и предполагает роспись ровных поверхностей.
Перед росписью изделие проклеивают, шлифуют, покрывают порозаполнителем и грунтуют.
Для проклеивания готовят раствор столярного клея. Клей варят до полного растворения на водяной бане (из расчета 20 г сухого клея на 180 г воды) и теплым дважды наносят на поверхность изделия. Необходимо, чтобы между первым и вторым обмазываниями клеем прошло не менее двух часов.
Для грунтования используют меловую грунтовку, которую можно проводить неоднократно. Изделия с большим количеством дефектов и не очень качественно обработанной поверхностью требуется большего числа грунтовок. На высыхание грунтовки необходимо отводить не менее 2-3 часов. Сушат загрунтованное изделие в естественных условиях, после чего его шлифуют мелкой шкуркой.
Шпатлевание проводят с использованием того же состава, который использовался для грунтования, однако более густой консистенции, напоминающей творог.
После росписи изделие сушат, а затем лакируют.
Городецкая роспись предполагает следующие этапы:
- окраска фона;
- нанесение основных частей рисунка;
- нанесение подмалевка, нанесение оттенков;
- разживка;
- выполнение рамок и отводок.
Последовательность выполнения фигур
Птиц обычно рисуют, начиная с крыла. Затем выполняют грудь, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. Затем наносят цветовые пятна и мазки, конкретизирующие общий силуэт, чтобы получить контур птиц и их внешний вид в самом общем виде.
Коня рисуют черной краской. Сначала рисуют контур, затем заливают его краской, то есть закрашивают, после чего приступают к детальной разработке. Затем выполняют сбрую и седло. Для городецкой росписи при рисовании седла характерно использование красного цвета, при прорисовке сбруи – желтой или белой красок. Если конь без всадника, то уздечку рисуют привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка. Если конь со всадником, то уздечку рисуют у него в руках.
Изображение человека. На первом этапе рисунок имеет характер цветовых пятен, которые лишь задают контур фигуры, одежды, обуви, кистей рук. Прорисовку изображения выполняют с изображения контура лица, к которой сразу же пририсовывают волосы.
Остальные части пририсовываются последовательно, в движении сверху вниз. Мелкие детали наносятся после того, как фигура в основных чертах выполнена. В процессе разживки намечаются черты лица, изображаются складки, пуговицы, украшения, кружева и т.д. Обычно используют краски белого и желтого цветов, а также черную краску.
Растительные композиции состоят из цветов разных размеров и листьев. Мотивы, из которых они состоят, называют бутонами и листочками.
Существуют две разновидности мотива «бутон››: собственно бутон и бутон-розетка. Собственно бутоны рисуют с сердцевины или подмалевка фона всего мотива, начиная с лепестка, который находится прямо напротив сердцевины, и только затем приступают к прорисовке остальных лепестков. Сердцевина бутона всегда находится сверху.
Бутоны-розетки представляют собой цветы, сердцевина которых расположена посередине; лепестки обрамляют середину со всех сторон. Основой для лепестков служит одноцветное пятно – подмалевок, на котором рисуют дугообразные лепестки. Они мотут располагаться не в один, а в два-три слоя и быть написанными разными цветами.
Подмалевок выполняется одним или несколькими цветами. При выполнении несколькими цветами сначала наносят центральное пятно, а затем вокруг него рисуют подмалевок нижнего ряда.
Весь рисунок располагаются симметрично относительно большого цветка, являющегося центром композиции. Композиция строится, с первого – большого – цветка и наращивается за счет постепенной дорисовки других цветков меньшего размера. После того как все цветки нарисованы, композицию дополняют изображениями листьев.
Собственно бутоны всегда располагают в центре композиции, а бутоны-розетки – на ее периферии. Очень важно, чтобы последние не превосходили по размерам центральный бутон, иначе равновесие композиции будет нарушено.
Листочки используются для создания живописного обрамления росписи. Обычно они состоят из трех или пяти листьев, отрастающих от одного стебля. Центральный лист всегда выполняется немного больше боковых. Сначала рисуют общий контур, имеющий вид цветового пятна, затем разживляют его при помощи тонких штрихов. Используют белую и черную краски, причем белая чаще применяется для прорисовки прожилок, а черная – для оконтуривания листа. Здесь возможны любые сочетания. Для создания объема одну половину листа часто делают более светлой, смешивая зеленую краску с белой или желтой.
На сушку красок в естественных условиях уходит около 2 часов. После того как роспись высохла, изделие лакируют. Для этого используют нитроцеллюлозные матовые лаки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.