Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.
Оценка 4.6

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
11 кл
20.06.2018
Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.
Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Авторы — педагог и психолог, располагая теоретическими и богатыми практическими наработками, предлагают погрузиться в мир взросления, развития и становления ребёнка с помощью психологически образованных родителей, бабушек, дедушек, учителей.Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Авторы — педагог и психолог, располагая теоретическими и богатыми практическими наработками, предлагают погрузиться в мир взросления, развития и становления ребёнка с помощью психологически образованных родителей, бабушек, дедушек, учителей.
горох.docx
От авторов Будучи не так давно знакомыми, мы подружились на почве од- ного большого совместного интереса — работы с детьми, постоян- ного стремления к прогрессу и личностному росту. Причём каждую в другой подкупило умение детального профессионального подхода к ребёнку, вывода его на траекторию успеха в любых начинаниях или проблемах, несмотря на некоторые расхождения в задачах де- ятельности педагога и психолога. Общая психолого-педагогическая научная база, хорошо отработанная на практике обеими, помогает нам достигать хороших рабочих результатов. Сначала книга существовала в устных повествованиях о своём и чужом детстве, воспоминаниях родственников и знакомых, теле- фонных разговорах и беседах за чашкой чая. У педагога всегда мно- го школьных и домашних историй, на которых можно обратить про- фессиональное внимание и разложить причинно-следственные связи того или иного педагогического вопроса. У практикующего психолога всегда есть, что посоветовать в любой ситуации детям, родителям и всем окружающим, желающим понять и присвоить знания о том, как сделать жизнь семьи, коллектива и отдельно взятого большого или маленького Человека качественно лучше. Так родилась идея создания научно-популярной книжки для де- тей и взрослых всех возрастов, национальностей, вероисповеданий и социальных слоёв. Как говорится в книге книг — Библии: «Имеющий уши да услы- шит…». Название возникло из одной педагогической шутки. Речь шла о том, что когда собирается группа детей, ими очень сложно управ- лять. Они, как рассыпавшийся горох из пачки, норовят покатить- ся каждый в свою строну, доказывая своё право на личную свободу и развитие. Вот мы и собрали такую группу разных: смешных, тро- гательных, забавных, мудрых и других детей. Мы решили собрать некоторые интересные типичные случаи из детской и взрослой жизни, облачить их в художественную форму и профессионально прокомментировать, дав некоторые полезные советы. Наши ситуации, на первый взгляд забавные и ироничные, на самом деле очень глубокие, и требуют большого внимания и про- фессиональной помощи. Почти все проблемы детей, к сожалению, спровоцированы неправильным поведением взрослых, также как и хорошие детские приобретения произрастают ровно оттуда же. Ведь «все мы родом из детства». Взрослые зачастую обладают «ко- роткой памятью» или моделируют воспитание своих детей по обра- зу и подобию модели, по которой воспитывались сами, даже если она была далека от совершенства. Просто они не знают, как можно по-другому. Время от времени человек попадает в различные ситуации. Они могут быть юмористическими, драматическими, поучительными, не- вероятными, но всегда требуют того или иного отношения, достойно- го разрешения проблемы… И понятно, что одно дело — искать выход взрослому, другое — ребёнку. А ситуации эти порой такие непред- виденные и запутанные, что и взрослому-то иногда не по плечу. Как быть, как не испортить жизнь своим детям, как грамотно вес- ти себя с коллегами, начальниками и вообще, что делать в разных жизненных ситуациях, — этому и посвящена наша книга «Горох в россыпь». Мы благодарны семьям, рассказавшим истории из своей жизни: Самойленко, Дроздовым, Матвеевским, Обоймовым, Суржиковым, Прошиным, Фастенко, Пономарёвым, Бадаевым, Хоменко, Родиче- вым-Морозовым, Баханович, Пурвин, Трубицыным, Беличенко, Обы- совым. И, конечно, своей памяти и наблюдательности. Все детские имена в книге подлинные, имена взрослых изменены или придуманы. Почти все персонажи и события, описанные в книге, настоящие и имеют прямую или косвенную связь с реальными людь- ми, несут дидактическую цель изложения и надежду на психолого- педагогическое обучение читателя на чужих примерах. Давайте вместе сделаем нашу жизнь лучше, светлее, достойней, красивей и качественней! Уверены, что это возможно! Авторы книги «Горох в россыпь» кандидат педагогических наук Наталья Матвеевская, кандидат психологических наук Светлана Обоймова Глава первая Ловите горошины! Словотворчество Георгий, 2 года Гоша, он же Гога, весь вечер таскает тяжёлую игрушечную ма- шину и повторяет одно и то же слово — «синагога». Останавлива- ясь у каждого из членов семьи, он поднимает машину выше головы и повторяет снова: — Синагога! Мама, папа, бабушка и дедушка удивляются, откуда двухлетний ребёнок православных родителей знает такое необычное слово. Все родственники пожимают плечами, пока бабушку вдруг не осеняет. Поднимая тяжёлую игрушку над головой, Георгий демонстрировал, какой он сильный, говоря каждому: — Сильный Гога! Не хуже, чем в анекдоте про бабушку и внука с книжкой — «молись и кайся» («Малыш и Карлсон»). Катя, 4 года Маленькая Катя весело поёт песенку царевны Забавы из мульт- фильма «Летучий корабль». Девочка говорит довольно хорошо и поэ- тому, когда в словах известной песни слышны некоторые изменения, окружающие обращаются в слух. Воспитатели просят её повторить фрагмент песни ещё раз и прыс- кают со смеху. Вместо недоступных Катюшкиному пониманию «…а я не хочу, не хочу по расчёту…» звучит более ясная для четырёхлетнего ребёнка словесная ситуация: — А я не хочу, не хочу поросёнком, а я по любви, по любви хочу! Вот так и мы: что не знаем, то придумаем!!! Юлия, 7 лет Юлька, прелестная длинноволосая брюнетка, слушает знамени- тую патриотическую песню. Каждый раз при прохождении припева Н. С. Матвеевская, С. М. Обоймова. её лицо напрягается, выражая искреннее удивление и непонимание. Слова запева и припева явно не стыкуются в её голове. По оконча- нии песни она доверительным голосом спрашивает: — Я вот сначала-то всё понимаю — «дремлет притихший север- ный город, низкое небо над головой…» А кто такая крыса Варвара? Присутствующие чистосердечно изумляются: — Какая крыса Варвара? — Ну, вот в припеве: «Что тебе снится, крыса Варвара?» Комната сотрясается от смеха. Поняли, что это за песня? Конечно, «Крейсер Аврора». Ученики 1 класса, 7 лет На уроке музыки в первом классе юная учительница пыталась раскрыть тему «Колыбельные песни», и перед тем, как послушать и спеть колыбельную Моцарта, детям надо было понять, что такое колыбельная, какие характерные черты она имеет, и дать опреде- ление этому виду песен. Дав послушать детям знаменитую «Спи, моя радость, усни…», она спросила первоклассников: — Дети, это песня какая? Град определений посыпался из ртов владельцев поднятых рук. Песня была и тихой, и нежной, и ласковой, и доброй, и маминой, и засыпательной… Но нужного слова не прозвучало! Тогда учительница помогла: — Молодцы! Конечно, эта песня не может звучать в будни и ис- полняться просто так… Это особая песня, исполняется она на ночь очень любимому человеку… Как же она называется? Пожалуйста, говорите полным ответом! Дети все озадачились такой формулировкой, и только мальчик Коля гордо вскинул руку: — Эта песня называется кобелейная! Хохота не было: понять сказанное детям первого класса непрос- то. Маша, 3 года 2 месяца Маша заболела и не пошла в садик. Поскольку мама и папа должны были уходить на работу, сидеть с Машей была призва- на бабушка Оля. Маша принесла бабушке свои игрушки, книжки. Среди них оказалась маскарадная шляпа с головой цапли. Девочка несколько раз слышала название этого предмета, но запомнила по- своему. На бабушкин вопрос: «Что это?», она ответила: «Шляпля!» Уважаемые словоохотники, учитесь у детей лаконичности речи! «Горох в россыпь» (популярная педагогика и психология с комментариями и без) Комментарии психолога: В первые годы жизни у ребенка развивается понимание и вос- произведение речи (говорение). Ребенок усваивает речь только че- рез общение. Особенно значима здесь роль матери, которая разго- варивала с ребенком еще до его появления на свет, разговаривает и комментирует свои действия в его младенческом возрасте. В возрасте 2-3 лет понимание речи опережает развитие актив- ного говорения. Для речи ребенка в этот период характерно яркое словотворчество, которое постепенно исчезает. Ребенок начинает говорить правильно. У каждого родителя найдутся воспоминания, подобные истории. Такие, как у мамы Андрюши (3 года), у которой сын просил: «Дай колеш`ок!». Сначала она терпеливо пыталась выяснить, что такое «колеш`ок» и на что оно похоже. Так как объяснения сына мать не понимала, то требование дать «колеш`ок» звучало все громче и гром- че и наконец переросло в слезы. Пришлось ей отвлекать внимание ребенка на другой объект. И только на следующий день родители до- гадались, что «колеш`ок» — это новый кошелек с зеркальцем внутри. А четырехлетний Антон, впервые увидев туман, закричал: «Смотрите, какой дыман!» Дети могут объединять части разных слов (шляпля — шляпа, цапля, дыман — дым, туман), сокращать количество слогов (моко — молоко), переставлять слоги (тибулка — бутылка, кошелек — колешок). Словотворчество — естественный, закономерный процесс раз- вития ребенка. Быстрое развитие речи и трудности ее формирования при отсутствии или недостаточности речевого общения свидетельс- твуют о важности этого периода для формирования речи, вербально- го интеллекта ребенка. Речь ребенка выражается в трех формах: диалог — громкая вне- шняя речь; эгоцентрическая речь — не является формой общения, это громкая внешняя речь «для себя» и внутренняя речь — речь «про себя», в уме. Если ребенок в какой-либо период своего развития не общался, то обучение языку в дальнейшем затруднено, а в некоторых случаях и невозможно. Аня, 4,5 года Аня, спокойная и воспитанная девочка, сидит в автобусе, который движется к частному детскому саду. На ней надета новая ярко-ро- зовая шапка. В автобусе жарко, и воспитательница пытается снять с Ани шапку. Но девочка горда своей шапкой и сопротивляется. От- чаявшись отстоять предмет туалета, она тихо просит, путая знако- мые понятия: Н. С. Матвеевская, С. М. Обоймова. — Не надо снимать, я и так худенькая! По всей видимости, Аня имела ввиду, что она холодненькая, то есть замёрзла и ей совсем не жарко. Комментарии психолога: Для ребенка дошкольного возраста основную роль в определе- нии значения слова играет память, его наглядный опыт. Дети свя- зывают смысл слова с конкретной ситуацией, с картинкой, сказ- кой, мультфильмом…Например, помните худенькую Дюймовочку на ветру или замерзшую Падчерицу в лесу? Как тут Ане не запу- таться, какая она — холодненькая или худенькая… Необходимо сказать, что субъективное ощущение комфорт- ной температуры окружающей среды у детей и взрослых часто не совпадает. Забавно видеть проходящего мимо играющей на дач- ном участке дочки папу со словами: «Сними кофточку, а то жарко». И пробегающую через некоторое время маму со словами: «Надень кофточку, а то сквозняк». Исследованиями установлены факты, что у незакаленных лю- дей температура слизистой поверхности носа быстро снижается. В то время как у закаленных — практически не меняется. Сни- женная температура слизистой приводит к снижению активности лимфоцитов — клеток крови, предназначенных для борьбы с бо- лезнетворными микробами. Так как инфекция в организм прони- кает в основном через верхние дыхательные пути, то в ситуации охлаждения слизистой поверхности носа микробы оказываются победителями. Правы были наши бабушки, когда проверяли, пра- вильно ли одет ребенок на улице, не замерз ли он, потрогав носик малыша. В возрасте 5-6 лет у детей созревает неспецифический клеточ- ный иммунитет, формирование которого завершается примерно на 7-м году. После этого количество простудных заболеваний у де- тей значительно снижается. Полина, 4 года У куклы волосы встали дымом! Мне подарили металлолом (металлофон). Старший брат говорит Полине: — Ты мелочь пузатая! Полина обиженно: — Я не пузатая, я красивая! — Мама! Ты тоже чихаешь? У тебя насморк болит? «Горох в россыпь» (популярная педагогика и психология с комментариями и без) Нюхает цветок. — Чем пахнет цветок? — Запахом. Лиза, 7 лет Лиза с мамой готовятся к школе. Долго мучаются с прививкой на реакцию Манту: никак не могут её сделать. То ребенок болеет, то в поликлинике отсутствует нужный препарат… Но для справки в школу необходима запись в карточке о наличии прививки! Устав от долгих сборов медицинских документов, мама в сердцах как-то говорит, что ей это смертельно надоело! Лизе тоже надоело ходить по врачебным кабинетам. Через несколько дней мама заходит к Лизе в комнату и наблюда- ет следующую картину. Лиза лечит игрушечных зверушек, заносит над медвежьей лапой игрушечный шприц и мрачно произносит: — Сейчас я вас до смерти замантую! Осмысление детьми «взрослых» слов и ситуаций, неумелое опе- рирование обычными фразами, незнание устойчивых выражений, придумывание неологизмов — это путь к становлению Человека ра- зумного думающего, мыслящего, говорящего… Арсен, Мушег и Джаба, 7 лет Три ученика из 1 г класса российской школы встретились в ко- ридоре после самого первого в их жизни урока. Поскольку все трое были детьми выходцев из кавказских республик, то имена у них были соответствующие: армянин Арсен, азербайджанец Мушег и грузин Джаба. Все трое плохо говорили по-русски, но, несмотря на это, ре- шили познакомиться. Мушег оказался самым бойким: — Как тебя зовут? — спросил он одного из одноклассников. — Арсен, — дружелюбно ответил тот. — А тебя? — осведомился Мушег у другого — Джаба, — с улыбкой ответил он. Мушег был явно озадачен. Перебрав весь запас русских слов и чуть поразмыслив, он переспросил: — Тебя зовут лягушка? Немая сцена. Оценив ситуацию, все трое прыснули от смеха, вы- таращив чёрные южные глаза. Комментарии психолога: В младшем дошкольном возрасте у детей еще недостаточно четкие слуховые образы слов. Поэтому у малышей так ярко выражено оши- бочное воспроизведение слов с многочисленными повторениями, Н. С. Матвеевская, С. М. Обоймова. 10 перестановками, спотыканиями, неточностями. Причем сами дети эти недостатки не замечают. Они не мешают малышам общаться с окружа- ющими. Такие нарушения устной речи являются естественным этапом развития и часто проявляются у детей в возрасте с двух лет (в период формирования фразовой речи). В этот период нервная система детей испытывает повышенные нагрузки, развитие мышления опережает возможности речи и речевого аппарата, недостаточно сформировано речевое дыхание. Как следствие, у ребенка могут появиться речевые запинки, повторения — физиологические итерации, которые не явля- ются патологией и могут присутствовать в речи ребенка в течение 2-3 месяцев. При правильном поведении родителей (подсказки, ненавяз- чивое исправление) дети не фиксируются на неудачах и со временем могут сами контролировать и исправлять фонетические ошибки. В старшем дошкольном, младшем школьном возрасте могут не- правильно воспроизводить новые слова, слова, смысл которых им непонятен, или создавать новые по старой знакомой модели.__

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.

Горох в россыпь (популярная педагогика и психология: с комментариями и без) для 11 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2018