Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
11 кл
21.06.2018
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
4433____1_-___.docx
Психолого­педагогическое сопровождение образовательного процесса  в условиях внедрения ФГОС             Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования   отвечает   новым   социальным   запросам.   Целью   образования   становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетным   направлением   новых   образовательных   стандартов   является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится   обеспечение   развития   универсальных   учебных   действий   как   собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования   и   превращение   его   по   существу   в   образование   психолого­педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного. Введение   нового   стандарта   общего   образования   существенно   изменяет   всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает   обязательной,   конкретной   и   измеримой   деятельность   школьного   психолога   как полноценного участника образовательного процесса Роль психолога  в  условиях  введения  новых  образовательных  стандартов  Использование   средств   психолого­педагогической   поддержки   обучающихся   и   развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных   склонностей   и   профессионального   потенциала   обучающихся,   их способностей   и   компетенций,   необходимых   для   продолжения   образования   и   выбора профессии  вариативность   направлений   психолого­педагогического   сопровождения   участников образовательного процесса  сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;   формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;   мониторинг   возможностей   и   способностей   обучающихся,   выявление   и   поддержка    одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;  психолого­педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;  обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;   формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;  поддержка детских объединений, ученического самоуправления; учет   специфики   возрастного   психофизического   развития   обучающихся,   в   том   числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;  формирование   и   развитие   психолого­педагогической   компетентности   обучающихся,   (профилактика,   диагностика, педагогических и административных работников, родительской общественности; диверсификацию   уровней   психолого­педагогического   сопровождения   (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность   форм   психолого­педагогического   сопровождения   участников образовательного   процесса     консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).           В школе появляется психологический мониторинг – это абсолютно новая задача, для нее НЕ существует готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу­психологу необходимо разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса.                  В условиях внедрения ФГОС НОО в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы: 1. Недостаточная просвещенность педагогов­психологов образовательных учреждений в   вопросах   обновления   содержания   и   организации   психологического   сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. 2. развития обучающихся начальной школы. 3. определения уровня сформированности  УУД у детей младшего школьного возраста. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для Отсутствие   системного   подхода   к   мониторингу   психического   и   личностного 2 Отсутствие   системы   работы   по   психологическому   сопровождению   внеурочной 4. деятельности.                   В концепцию психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово  входит цель: создание   системы   социально­психологических   условий   для   развития   личности обучающихся   и   их   успешного   обучения,   формирование   личностных   характеристик, отвечающих   требованиям   новых   стандартов,   на   основе   выстраивания   индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания;   для   психолого­педагогической   поддержки   всех   участников   образовательного пространства в системе ФГОС. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:  систематически отслеживать психолого­педагогический статус младшего школьника и динамику его         психологического развития в процессе обучения;  способствовать   обеспечению   психологически   комфортного   климата   в   школьном коллективе   (ученик­учитель­родители)   в   условиях   перехода   на   новые   образовательные стандарты;  период реализации ФГОС;  помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в составить пакет методических материалов по психологическому сопровождению  младших школьников – диагностике, разработке индивидуального образовательного  маршрута по результатам диагностики; подобрать пакет материалов по работе с педагогами; подобрать методические материалы по работе с родителями.   Новизна  данной   технологии     заключается   в   том,   что,   опираясь   на   концепцию, описанную в учебно­методическом пособии С. С Столяровой   и собственные авторские разработки, я предлагаю систему работы по психолого­педагогическому сопровождению всех участников образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС. Работа  предназначена не только для психологов, но и для педагогов общеобразовательных учреждений.                              Реализация цели психолого­педагогического сопровождения достигается основными функциями: Информационно­просветительская   функция   сопровождения  состоит   в   широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей   обучающихся,   принимающих   участие   в   программе   психолого­педагогического сопровождения.   Информационная   функция   обеспечивает   открытость   процесса сопровождения,   что   согласуется   с   принципами   открытого   образования,   а   также,   в   свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками). При этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников.   Анализ   и   оценка   существующей   системы   сопровождения   делает   возможным развитие   и   совершенствование   системы,   обеспечивая   ее   важнейшие   характеристики   ­ открытость и развивающийся характер (синергетичность). Направляющая   функция   сопровождения  обеспечивает   согласование   всех заинтересованных   в   сопровождении   субъектов   образовательного   процесса   с   целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая 3 функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог­психолог школы. Диагностическая   функция   сопровождения  представлена   системной   деятельностью педагога­психолога   и   учителей,   где   личность   ребенка   изучается   с   целью   выстраивания индивидуальной   образовательной   траектории   развития   ребенка   и   формирования устойчивости   мотивации   познания   с   учетом   развития   универсальных   учебных   действий, оказания психолого­педагогической помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям. Развивающая   функция   сопровождения  задает   основной   вектор   действиям   всех участвующих   в   системе   сопровождения   специалистов,   которые   становятся   службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога­психолога, социального педагога и других педагогических работников школы, при этом   педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения   и   воспитания,   а   педагог­психолог   ­   развивающие   дополнительные   занятия   с учащимися, проходящие, как правило, после уроков. Принципы модели психолого­педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС ■ Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. ■ Принцип   гуманистичности,  предполагает   отбор   и   использование гуманных,   личностно­ориентированных,   основанных   на   общечеловеческих   ценностях методов   психологического   взаимодействия.   Данный   принцип   основан   на   идее педоцентризма,   которая   подразумевает   постановку   во   главу   угла   психолого­ педагогического   сопровождения   ребенка,   полное   его   принятие   и   позицию   фасилитации педагога и психолога. ■ Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»   (реагирования   на   уже   возникшие   проблемы)   к   предупреждению   возникновения проблемных ситуаций. ■ Принцип   научности  отражает   важнейший   выбор   практических психологов   в   пользу   современных   научных   методов   диагностики,   коррекции   развития личности   школьников.   Реализация   данного   принципа   предполагает   участие   субъектов психологического сопровождения в опытно­экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции. ■ Принцип   комплексности  подразумевает   соорганизацию   различных специалистов,   всех   участников   образовательного   процесса   в   решении   задач   психолого­ педагогического   сопровождения:   классных   руководителей,   учителей,   педагога­психолога, социального   педагога,   учителя­логопеда,   педагогов   дополнительного   образования, администрации и др.; ■ Принцип   «на   стороне   ребенка»:  во   главе   угла   ставятся   интересы ребенка,   обеспечивается   защита   его   прав   при   учете   позиций   других   участников образовательного процесса; ■ Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию; ■ Принципы   коллегиальности   и   диалогового   взаимодействия обуславливают   совместную   деятельность   субъектов   психолого­педагогического 4 сопровождения   в   рамках   единой   системы   ценностей   на   основе   взаимного   уважения   и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ. ■ Принцип   системности  предполагает,   что   психолого­педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов. ■ Принцип   рациональности  лежит   в   основе   использования   форм   и методов   психолого­педагогического   взаимодействия   и   обуславливает   необходимость   их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.                Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 1 г. Павлово представлено в виде Матрицы: Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 1 г. Павлово • Развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся через систему коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности учащихся • Разработка содержания • Формирование универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных с использованием технологии развивающего обучения, коммуникативной, проектной, рефлексивной, проблемно-поисковой, деятельностной и др. технологий. • Развитие личностных компетенций педагога • Организация СИСТЕМЫ взаимодействия школы с родителями в рамках «общественного договора» • Формирование партнёрских отношений сотрудничества Уровни психолого­педагогического сопровождения: 1. Сопровождение обучающихся: • • • • индивидуальное; групповое; на уровне класса; на уровне школы. 2. Сопровождение педагогов, реализующих стандарты ФГОС 3. Сопровождение родителей детей, обучающихся по новым стандартам. Основные направления психолого­педагогического сопровождения в ходе реализации ФГОС Сопровождение обучающихся: • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. 5 • Организация СИСТЕМЫ взаимодействия школы с родителями в рамках «общественного договора»•Формирование партнёрских отношений сотрудничества• Формирование универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных с использованием технологии развивающего обучения, коммуникативной, проектной, рефлексивной, проблемно-поисковой, деятельностной и др. технологий. •Развитие личностных компетенций педагога• Развитие личностных и метапредметных компетенций учащихся через систему коррекционно-развивающих занятий• Разработка содержания внеурочной деятельности учащихся • особыми образовательными потребностями. Выявление и поддержка одаренных детей. Выявление и поддержка детей с  • Организация   учебно­воспитательного   процесса   на   основе   выстраивания индивидуальной   образовательной   траектории   развития   ребенка   и   формирования устойчивости мотивации познания. • развитие универсальных учебных действий у обучающихся. Формирование   умения   учиться   как   самой   значимой   компетенции   через • здоровья и безопасного образа жизни. Сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности • Оказание консультативной помощи. • Информационно­просветительская   работа   по   организации   детьми индивидуальной траектории развития, укреплению психического и физического здоровья, умению организовать свое время. Сопровождение педагогов, реализующих стандарты ФГОС: Оказание   психолого­педагогической   поддержки   педагогам,   реализующим • требования новых ФГОС; Формирование   умения   мотивировать   себя   к   принятию   и   включению   в • реализацию   происходящих   изменений   в   связи   с   изменившимся   требованиями   в соответствии с новыми ФГОС; • разрешения конфликтов и снятия стрессов; Формирование   коммуникативных   и   регулятивных   компетенций,   навыков • устойчивости   у   участников   образовательного   пространства. эмоционального выгорания. Развитие   психического   здоровья   и   формирование   психологической   Профилактика • Оказание консультативной помощи. • Информационно­просветительская   работа   по   организации   учебно­ воспитательного   процесса   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС,   укреплению психического и физического здоровья педагогов, умению организовать свое время. Сопровождение родителей детей, обучающихся по новым стандартам: • обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. • Оказание консультативной помощи родителям одаренных детей. Оказание   психолого­педагогической   помощи   родителям   детей, • образовательными потребностями. Оказание   консультативной   помощи   родителям   детей   с   особыми • Информационно­просветительская   работа   по   оказанию   помощи собственному ребенку в организации индивидуальной траектории развития, укреплению психического и физического здоровья, умению организовать свое время. 6 Формы психолого­педагогического сопровождения можно распределить в  следующие блоки: • • • • консультационно­информационно­просветительский; диагностический; коррекционно­развивающий; профилактический.         Основными  направления психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ № 1 г. Павлово являются:  Диагностико­коррекционная (развивающая) работа: • Изучение  обращения  к  психологу,   поступающего   от  учителей,  родителей,  учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); • Формулировка   заключения   об   основных   характеристиках   изучавшихся   компонентов • психического развития или формирования личности школьника; Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований. выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут   Психопрофилактическая работа: • обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; • следующую возрастную ступень предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на  Психологическая экспертизаобразовательных и учебных программ, проектов  образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов  образовательногоучреждения.  Психологическое   консультирование:помощь   в   решении   тех   проблем,   с   которыми   к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.  Психологическое     просвещение:приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения  Составление   индивидуального   образовательного   маршрута  ­   комплексная   работа специалистов   образовательного   учреждения   и   родителей   по   составлению   прогноза развития   ребенка   с   учетом   индивидуальных   и   возрастных   особенностей,     а   также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.   Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)  ­ организация работы, прежде всего,   с   учащимися,   имеющими   проблемы   в   обучении,   поведении   и   личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.   Психологическое   просвещение   и   образованиедетей   и   взрослых   ­   формирование потребности   в   психологических   знаниях,   желания   использовать   их   в   интересах собственного   развития;   создание   условий   для   полноценного   личностного   развития   и самоопределения   обучающихся,   воспитанников   на   каждом   возрастном   этапе, предупреждение  нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.  7  Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной технологии формирования и измерения   среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.              При выборе форм работы на первый план выходят практико­ориентированные формы:  занятия   с   элементами   тренинговых   технологий;   тренинги;   мастер­классы; круглые   столы,   беседы.  Основным   предметом   деятельности   школьного   психолога являются   следующих   компетенций: ­предметных;   ­личностных. Основой разработки критериев и методов   оценки сформированности УУД является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения   сформированности   универсальных   учебных   действий     при   поступлении ребенка в школу направлены на: ­метапредметных;   ­ самоопределение; ­ смыслообразование; ­ нравственно­этическую ориентацию.                Психолого ­ педагогическое   сопровождение  обеспечивает сформированность универсальных учебных действий обучающихся  на каждом возрастном этапе: I этап (0 класс). Школа будущего первоклассника по авторской программе       «Предшкольная пора» (авторы: Жидкова Н.И., Панина Л.В., Киреева О.В., Кузьминова     Н.В). Ноябрь­ февраль. В рамках этого этапа осуществляется: 1. Развивающая, с   будущими первоклассниками в разделе   «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу». Тематическое планирование раздела представлено в ПРИЛОЖЕНИИ 1.   психо­коррекционная   работа   педагога­психолога   2. Проведение   психолого­педагогической   диагностики,   направленной   на   определение школьной   готовности   ребенка   (общая   экспресс­диагностика,   индивидуальная   работа   с обучающимися) ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 3. Проведение   групповых   и   индивидуальных   консультаций   родителей   будущих первоклассников по темам: Темы занятий Кол­во часов 1.Особенности развития детей 6 – 7­летнего возраста 2.Роль семьи в нравственно­волевой подготовке ребенка к школьному  обучению. 3.Ведущие мотивы поведения и отношений. 4.Взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми. 5.Особенности развития познавательных процессов дошкольников. 6.Книга в семье. Воспитание любознательности, умственной активности. 7.Развитие творческого потенциала в дошкольном возрасте. 8.Роль семьи в воспитании самостоятельности. 9.Игра как средство развития ребенка. 10.Режим дня и его значение на этапе подготовки к школе и в школьном обучении. Итого 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные  УУД Коммуникативные  УУД Изучение  УУД  младших  школьников с с а л к 1   с с а л к 1   1. Диагностика  уровня  самооценки, особенностей  идентификации и оценки  детьми других людей 2.Диагностика  выявления  негативных поведенческих  реакций учащихся 3.Диагностика  школьной  мотивации «Что мне  нравится в школе» (по Н. Г.  а Диагностика  определения  рефлексивной самооценки  учебной деятельности а к и т с о н г а и д я а в о т р а т С     я а н ч о т у ж е м о р П к и т с о н г а и д а Определение нравственных    я а в о г о т И к и т с о н г а и д понятий (Методика «Анализ  ситуаций») Диагностика умения  контролировать  свою деятельность  по результату. 1. Методика  Предметная  педагогическая  диагностика «Графический  диктант» (Д. Б.  Эльконин) Диагностика умения  контролировать  свою деятельность Проба на внимание (П. Я. Гальперин) Диагностика умения  сохранять заданную  цель. Методика  «Корректурная  Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Диагностика  коммуникативных  действий по  согласованию усилий в процессе  организации и  осуществления  сотрудничества  (кооперация) Задание  Тест Д. Векслера.  Субтест  «Понятливость».  Метод, выявляющий  субъективные  аспекты отношения  к другому Опросный лист   для учителя  «Коммуникативные умения и навыки»  (М. Ступницкая) 4. По окончании работы школы будущего первоклассника составлен мониторинг развития познавательно – психических процессов за время пребывания в школе, отмечен уровень развития коммуникативных навыков детей. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников   носит     на   данном   этапе   общий   ознакомительный   характер.   Работа   с родителями позволила определить направления работы внеурочной деятельности, уровень ознакомления родителей с задачами  современного образования. II этап – первичная адаптация первоклассников к школе.  В рамках данных  этапов осуществляются следующие виды работ:  Исследование   уровня   актуального   развития,   мотивационной   направленности, эмоционального состояния обучающихся первых классов (стартовая диагностика) по плану. 9 В  течении 2011­12 учебного года  мной составлены аналитические справки уровней развития     УУД     у   первоклассников   (на   примере   итоговой   диагностики   развития   УУД познавательных процессов обучающихся  1 Б класса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово): Мониторинг  развития  познавательно­ психических процессов Объём внимания 60% 40% 20% 0% 57% 23% 20% 52% 35% 13% начало уч. года конец уч. года в.ур. ср. ур. н. ур. Выводы:  1. Процент развития высокого уровня объёма внимания к концу учебного года  несколько снизился. 2. Процент развития среднего  уровня внимания к концу учебного года вырос в 2 раза. 3. Процент развития низкого  уровня объёма внимания уменьшился. Концентрация внимания 100% 50% 0% 53% 38% 9% начало уч. года 78% 18% 4% конец у. года в. ур. ср. ур. н. ур Выводы:  1.Процент развития  высокого  уровня  концентрации  внимания к концу учебного года  значительно вырос. 2. Процент развития среднего  уровня  концентрации внимания к концу учебного года  снизился.                                                                                       3.Процент развития низкого  уровня концентрации внимания не отмечается. Логическое мышление 60% 40% 20% 0% 57% 34% 9% начало 48% 30% 22% конец в. ур. ср. ур. н. ур. Выводы:  1.Процент развития  высокого  уровня  логического мышления  к концу учебного года  увеличился в 2 раза. 2. Процент развития среднего  уровня логического мышления к концу учебного года  несколько    вырос.               3.Процент развития низкого  уровня логического мышления снизился на 27%. 10 Рекомендации: 1. Познакомить  родителей с  полученными  данными (индивидуально). 2. Познакомить  педагогов с  полученными  данными в виде общих сводных  результатов. 3. Провести дополнительную диагностику развития  у учеников с низкими  показателями. 4. Рекомендовать серию упражнений учителям и родителям для развития  психических процессов у детей (внимание, память, логическое мышление) и  литературу по данным вопросам.                  Так же составлены аналитические справки   развития личностных, регулятивных и коммуникативных УУД по всем обучающимся первых классов,  даны рекомендации.           Работа по данному плану проводится  с обучающимися 1 классов  и в 2012­13 учебном году с последующим анализом и рекомендациями.  На основе проделанной работы второго этапа  выделяется «группа риска», сопровождение одаренных   учащихся,   и   организация   индивидуальной     или   групповой   коррекционно­ развивающей работы.  Для   дополнительного   развития   обучающихся   в   работе   использую   программу «Интеллектика»   (автор   А.З.   Зак).   Интеллектуально­   развивающие   занятия   также используются для повышения готовности к обучению в средней школе.   Коррекционно­   развивающие   занятия     И.   В.Данилова     «Система   упражнений:   развитие навыков   учебной   деятельности   младших   школьников)   помогают   в   коррекции   и совершенствовании навыков учебной деятельности младших школьников.   Во внеурочной деятельности использую программу «Приглашение в мир общения» Н. В. Пилипко,   которая   позволяет   развивать   у   всех   детей   психологическую   компетентность, коммуникативные   навыки,   самопринятие,   даёт   опыт   общения   в   и   группе   и   коллективе, расширяет словарный запас в области чувств и эмоций, развивает уверенность в себе, своих силах, позволяет научиться  лучше понимать себя  и других.  Эту программу  рекомендую использовать педагогам нашей школы на своих занятиях.  Проводятся   консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной   на   ознакомление   взрослых   с   основными   задачами   и   трудностями   периода 11 первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы:  ­ «Особенности развития детей 6 – 7­летнего возраста»,  ­ «Трудности адаптационного периода первоклассников», ­«Значение   эмоций   для   формирования   положительного   взаимодействия   ребёнка  с окружающим   миром. Режим первоклассника».  Проводятся     групповые   и   индивидуальные     консультации   педагогов   по   выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных   педагогов,  мониторинги   профессиональной компетентности учителя.   работающих   с   классом,  Организация   методической   работы   педагогов,   направленной   на   построение   учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными   в   ходе   диагностики   и   наблюдения   за   детьми,   просвещение    по   вопросам индивидуальных   и   возрастных   обучающихся   (выступление   на   заседании   ШМО   учителей начальных классов).  Аналитическая   работа,   направленная   на   осмысление   итогов   деятельности   педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.   III этап –  продолжение психолого­педагогической  работы со школьниками.            Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1­го класса (промежуточная и итоговая диагностика) и предполагает следующее: 1. Проведение   психолого­педагогической   диагностики,   направленной   на   выявление школьников,   испытывающих   трудности   в   формировании   универсальных   учебных действий.  Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4).  Примерная   технологическая карта составляется и на других этапах обучения, но согласно намеченным методикам плана. 2. Индивидуальное   и   групповое   консультирование   и   просвещение   родителей   по результатам диагностики. 3. Просвещение   и   консультирование   педагогов.   Групповая   и   индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде  «Педагогических рецептов». 4. Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами ­ предметниками по   преодолению   психологических   барьеров   ­  ШПГ   (школа   психологической грамотности),  анализ   педагогических   ситуаций,   связанных   с   реализацией   новых стандартов. 5. Организация   групповой   психо­коррекционной   работы   со   школьниками, испытывающими   трудности   в   обучении   и   поведении   по   ранее   обозначенным программам.   Выявление   детей  с   ООП   (ограниченными   образовательными 12 потребностями) сопровождения.   в   ОУ,   осуществление   психолого­медико­социального 6. Аналитическая   работа,   направленная   на   осмысление   результатов   проведенной   в течение полугодия и года в целом работы. 13 IVэтап (2 ­ 3  класс).Дальнейшее отслеживание УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучение УУД  младших  школьников с с а л к 2   с с а л к 3   я я а а н к ч о т а к а в о т р а т С и у т ж с о е н м г о а р и П д и я т а с о в н о г г о а т и И д и а т в с о о н т р г а а и т С д и у т ж с о е н м г о а р и П д и я т а с о в н о г г о а т и И д и т с о н г а и д а к я я а а н к ч о т а к а к 1.Диагностика  выявления  мотивационных предпочтений в  учебной деятельности 2.Диагностика  выявления  Диагностика мотивов учебной  деятельности. Опросник «Мотивы  учебной деятельности» Диагностика отношения к себе,  своей жизни, ближайшего  окружения ( «Я в прошлом,  настоящем и будущем») Диагностика освоения основных  социальных ролей. Методика «Кто  я?» Усвоение моральных норм. Задание  на усвоение нормы  взаимоотношения . Диагностика отношения к себе,  своей жизни, ближайшего  Диагностика умения  сохранять заданную цель. Методика «Палочки и  чёрточки» Диагностика умения  контролировать свою  деятельность по  результату. Предметная  педагогическая  диагностика Опросник мотивации  учебной деятельности . Методика изучения  мотивов учения (М. Ю.  Предметная  педагогическая  диагностика. Диагностика  уровня сформированности Предметная  педагогическая  диагностика. Диагностика  уровня сформированности Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Метод, выявляющий  субъективные аспекты  отношения к другому. Проективная методика  Методика определения   понимания ребёнком  задач, предъявляемых  взрослым в различных  Опросный лист  для  учителя  «Коммуникативные  умения и навыки» (М.  Методика  выявления  уровня развития  коммуникативных  способностей (понимание  Методика  выявления  уровня развития  коммуникативных  способностей  Опросный лист  для  учителя  «Коммуникативные  умения и навыки» (М.  14 В   2012­13   составлены   аналитические   справки     развития     регулятивных   и коммуникативных   УУД   по   всем   обучающимся   вторых     классов   и   даны   рекомендации. Представляю   пример   анализа   полученных   результатов   диагностики   коммуникативных навыков. Диагностика  определения коммуникативных навыков учащихся 2 Бкласса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово (промежуточная) Цель:выявления уровня развития коммуникативных способностей  ( представление о способах выражения  своего выражения ко взрослому) Объект:коммуникативные навыки Субъект: учащиеся 2  Б класса, 19 чел. Методика:Диагностика готовности ребёнка к школе. Пособие для педагогов дошкольных  учреждений под редакцией Н. Е. Вераксы. Диагностика проходила 19 .01 .2013 в каб. № 19  с  9.30 . Анализ результатов: 1­ Высокий уровень развития коммуникативных способностей ­ 17 чел., 92%. Дети чётко   распознают   различные   ситуации   взаимодействия,   вычленяют   задачи   и   требования, предъявляемые  взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают своё поведение в соответствии с ним. 2­ Средний  уровень  развития  коммуникативных  способностей  ­ 1  чел.,  4  %.  Дети распознают не все ситуации взаимодействия и   не всегда вычленяют задачи и требования, предъявляемые     взрослыми.   Поведение   таких   детей   не   всегда   соответствует   правилам ситуации.   Низкий   уровень   развития   коммуникативных   способностей   ­   1   чел.,   4%.Дети, 3­ которые   почти   не   распознают   ситуации   взаимодействия   и     не   вычленяют   задачи, предъявляемые взрослыми   в этих ситуациях. Дети, как правило, испытывают серьёзные затруднения  при взаимодействии  в общении с другими людьми. Процентное соотношение уровней развития коммуникативных способностей 92% 100% 50% 0% высокий уровень средний уровень низкий уровень 4% 4% Выводы: 1. Коммуникативные способности у учащихся 2 Б класса на высоком уровне развития. 2. Отмечен небольшой процент  учащихся с средним и низким (группа риска) уровнем развития коммуникативных способностей. Рекомендации: 1. Познакомить   с   результатами   диагностики   классного   руководителя   и   родителей   в общем   процентном   соотношении   и   индивидуально   по   каждому   учащемуся   (по запросу). 2. Продолжить работу   для поддержки       и развития   коммуникативных  навыков у обучающихся,   проведение   совместных   заданий   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. Одобрение, выработка и  поддержка  активной позиции в диалоге. 15 Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено.  Соответствие  обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам. 16 Изучение УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД      Предметная  педагогическая  диагностика. Диагностика  уровня сформированности Предметная  педагогическая  диагностика. Диагностика  уровня сформированности Предметная  педагогическая  диагностика. Методика  выявления характера  Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Предметная  педагогическая  диагностика Диагностика  коммуникативных  действий по согласованию  усилий в процессе  Методика  «Коммуникативная  компетентность»( тест  Л. Михельсона, в  Опросный лист  для  учителя  «Коммуникативные  умения и навыки» (М.  План работы  с детьми составлен на основе методических рекомендаций для педагогов­ психологов, учителей начальных классов, заместителей  директоров по начальному образованию «Изучение УУД младших школьников» Нижегородский институт образования; автор – составитель  Еделева Е. Г. , 2012.  а я а в о т р а т С к о и т т у с ж о е н м г о а р и П д я а а н ч с с а л к 4   Диагностика  школьной мотивации  «Что мне нравится в школе» (по Н.  Г. Лускановой). Модифицированный вариант Усвоение моральных норм. Задание  на норму справедливого  распределения. Опросник школьной тревожности а я к а и в т о с г о о н т г И а и д к и т с о н г а и д 17 В связи с введением ФГОС очень сложно перестроить себя учителю, хорошо владеющему старой методикой, сама специфика преподнесения материала сейчас другая, само   построение   урока   иное,   изменились   и   цели,   и   подходы.   Однозначно,   что­то получается, что­то тормозиться в деятельности.                    Учитывая то, что огромная потребность учителей ­ практиков в методических рекомендациях   к   организации   процесса   обучения,     предлагаю   учителям   разработанную Назметдиновой И.С. структуру урока с поэтапными рекомендациями, соответствующими требованиям ФГОС (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) .                        На встречах с педагогами  в виде тренингов, дискуссий, круглых столов обсуждаются следующие темы:  Конфликты и пути выходы из конфликтов Индивидуальные различия детей. Особенности возраста ребенка. Регулятивные   компетенции   ребенка:   Самоконтроль. • • • • Произвольность. Коммуникативные   компетенции   ребенка:   Навыки   общения.   Умение   слушать. • Навыки   сотрудничества.   Навыки   разрешения   конфликтов.   Навыки   совместной деятельности. Толерантность. • • (тревожность, агрессивность, СДВГ, леворукость, медлительность) • • Когнитивные компетенции учащихся: (умение учиться) Работа   с   детьми   с   индивидуальными   психологическими   особенностями   Самоорганизация. Как привлечь родителей на собрание? Формы и методы работы с родителями. Работа с диадой «ребенок ­ родитель» (Совместные занятия с родителями). Антистрессовые тренинги: «Развития   барьероустойчивого   поведения   в   профессиональной   деятельности • педагогов»; • «Утро нового дня». Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно­ воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО. 1.Гармоничное   развитие   учащихся,   способных   к   дальнейшему   развитию   своего личностного, физического, интеллектуального потенциала; Основным  объектом  оценки  личностных  результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: – самоопределение   —   сформированность   внутренней   позиции обучающегося — принятие   и   освоение   новой   социальной   роли   обучающегося;   становление   основ российской   гражданской   идентичности   личности   как   чувства   гордости   за   свою 18 Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; – смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для   себя»)   учения   обучающимися     на     основе     устойчивой     системы     учебно­ познавательных   и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; – морально­этическая     ориентация     —     знание     основных   моральных   норм   и ориентация на их выполнение  на основе понимания их социальной необходимости; способность   к   моральной   децентрации   —   учёту   позиций,   мотивов   и   интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических  чувств  — стыда,  вины,  совести  как  регуляторов морального поведения. Основным   объектом   оценки   метапредметных   результатов     служит сформированность  у  обучающегося  указанных выше  регулятивных,  коммуникативных  и познавательных   универсальных     действий обучающихся,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной   деятельности   и управление ею. К ним относятся:   умственных     действий,     т.   е.     таких   – способность   обучающегося   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи; самостоятельно   преобразовывать   практическую       задачу       в       познавательную; умение      планировать собственную  деятельность  в  соответствии  с  поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;     умение контролировать      и     оценивать     свои действия,   вносить   коррективы   в   их выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу и самостоятельность в обучении; – умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и выделение  существенной информации  из  различных  информационных источников; – умение     использовать     знаково­символические     средства   для   создания   моделей изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебно­познавательных   и практических задач; – способность     к     осуществлению     логических     операций   сравнения,   анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий, отнесению  к  известным понятиям; – умение    сотрудничать    с     педагогом    и     сверстниками    при   решении    учебных проблем,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий. 2.  Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе; 3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы; 4. Создание мониторинга психологического статуса школьника  19 5. Создание   системы   психологического   сопровождения   по   организации психологически безопасной образовательной среды. Список литературы: 1. Гамезо   М.В.,   Петрова   Е.А.,   Орлова   Л.М.   Возрастная   и   педагогическая   психология: Учеб.пособие   для   студентов   всех   специальностей   педагогических   вузов.   —   М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 2. Еделева   Е.   Г.,   Еременко   Н.   А.,   Шилова   О.   В.   «Методы   изучения   УУД   младших   и   учителей школьников.   Методические   рекомендации   для   педагогов­   психологов   20 начальных   классов/Нижегородский   институт   развития   образования.Нижний   Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012. 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001. 4. Жаркова   Е.Н.   Развитие   коммуникативной   деятельности   учителя   начальных   классов   в системе   повышения   квалификации   //   Автореф.   на   соиск.   научн.   степ.канд.   пед.   наук. Барнаул, 2003. 5. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 2004. 6. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 2000. 7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2003. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд­во "Логос", 2002. 9. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд­во СГПУ, 2006. 10. Зинченко  В.П.  Психологические  основы   педагогики.  (Психолого­педагогические  основы построения   системы   развивающего   обучения   Д.Б.Эльконина   –   В.В.Давыдова).   –   М.: Гардарики, 2002. 11. Интернет­портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”» 12. Особенности   личностного   и   профессионального   развития   субъектов   образовательного пространства в современных социально­экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной ­ М.2010 13. Психолого­педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010 14. Стандарты   второго   поколения.   Как   проектировать   универсальные   учебные действия.М,2010 15. Справочник педагога­ психолога. Издтелький дом МЦФЭР, № 1, 4 2012г., №2, 2013г. 16. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008. 17. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/vospitatelnaya­rabota/temy­roditelskikh­sobranii­v­1­4­ klassakh 18. http://www.proshkolu.ru/user/yfnfkmzg/ 19. http://metodsovet.su/ 20. http://psischool.ucoz.ru/index/uchashhimsja/0­9 21. http://www.zavuch.info/methodlib/ 22. http://festival.1september.ru/articles/581567/ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 21 Тематическое планирование раздела «Познаю других людей, себя и мир, в котором я живу» № заняти Тема занятий Форма занятий УУД я 1 2 3 4 5 «Это я и моя семья!» Знакомство с полными именами  и некоторыми     производными формами. Определение своей роли в   семейном   коллективе   и   роли других членов семьи. Сюжетно   ролевая игра. – Участие «Мы вместе!»   совместной деятельности   со   взрослыми   и детьми.   в     то   новое,     «Я и мои желания!»    Формирование  желания узнавать что­   выполнять требования   учителя   и     правила поведения   в   классе.   Развитие умений   проявлять сдержанность, внимательность,   аккуратность   и порядок   в   личных   вещах,   в окружающей обстановке. «Ежели вы вежливы…» Формирование правил общения со сверстниками   и   взрослыми. Оценка   своих   поступков   по отношению к другим людям. Ролевая игра Беседа Сюжетно –  ролевая игра.   умений   «Я – наблюдатель!» Развитие замечать изменения   в   разных   ситуациях, умения объединять предметы или явления   в   группы   по   разным признакам. Дидактическая игра 22 Познавательные УУД  Ориентироваться в  своей системе знаний:  отличать новое от  уже  известного с помощью  учителя.  Коммуникативные  УУД Соблюдать простейшие  нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,  благодарить Познавательные УУД Освоить  роли  ученика;  формирование интереса  (мотивации) к учению. Регулятивные УУД Пользоваться простыми  навыками самоконтроля  и саморегуляции своего  самочувствия для  сохранения здоровья Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге на занятие   и   в   жизненных ситуациях Личностные УУД Освоение  роли ученика,  формирование интереса  к учению Познавательные УУД  Ориентироваться в  своей системе знаний:  отличать новое от  уже  известного с помощью  учителя.  Регулятивные УУД Определять цель  выполнения заданий на  занятии, в жизненных  ситуациях под  руководством учителя.  Дидактическая игра Познавательные УУД Дидактическая игра 1. 1.  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 2. Добывать новые  Дидактическая игра Ролевая игра Сюжетно   ролевая игра. – знания:находить ответы  на вопросы, используя  свой жизненный опыт и  информацию,  полученную на занятиях. Личностные УУД Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина»,  «природа», «семья». Познавательные УУД   умение Формировать   жизненные оценивать     и   поступки ситуаций   людей   с   точки   зрения общечеловеческих норм. Регулятивные УУД  Определять цель  выполнения заданий на  занятии, в жизненных  ситуациях под  руководством учителя.  6 7 8 9 10   «Я – наблюдатель!» Развитие умения ориентироваться   в   пространстве, определять   величину   предмета, измерять   с   помощью   других предметов.   Наблюдение     явлений природы   и   деятельности   людей для данного времени года. «В   мире   животных»   Наблюдение   за   различными живыми   объектами   природы. Формирование знаний   о правилах поведения в природе.            «Моя страна. Мой город» Наблюдение основных достопримечательностей   своего города.   Знакомство   с   картинами природы   и   жизни   людей   разных регионов родной страны.   Знакомство   «Я ­ пассажир и пешеход»   Наблюдение   различных   видов   транспорта. с правилами  и некоторыми знаками дорожного движения. Обсуждение правил поведения в общественном транспорте.        «Кем быть?»   деятельностью Знакомство   профессиями людей .       Наблюдение   за     трудовой взрослых.     некоторыми с 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Психолого­педагогическая диагностика         Готовность ребёнка к обучению в школе определяется по трём параметрам: первый ­ состояние здоровья и уровень физического развития­ определяют медики и отражают в медицинской   карте,   второй   и   третий   ­интеллектуальная   и   личностная   готовность   ­ определяется в ходе педагогического обследования.                При   приёме   ребёнка   в   школу   обязательно   проводится   обследование   ребенка психологом школы, опрос родителей с целью определения уровня готовности будущего первоклассника к обучению.        Используются методики выявления  степени развития образных представлений детей, сенсорного   развития,   развития   наблюдательности,   памяти,   воображения,     оценивается отношение ребёнка к школе, к сверстникам и взрослым.                        Существенным   для   психолого­   педагогической   диагностики   является   также определение сформированности у дошкольников предпосылок  к овладению  грамотой и математикой.   Такими   предпосылками   являются   соответствующий   возрасту   уровень развития   устной   речи   (состояние   слухо­речевой   памяти,   словарный   запас,   состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка,   достаточно   развитое   наглядно­образное   мышление,   основы   логического мышления)   ;   достаточная   степень   развития   ряда   неречевых   функций   (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно­ моторных координаций). Входная диагностика Опросник для родителей (адаптированный вариант опросника Дж. Чейпи) Вопросы 1.   Владеет   ли   ребёнок   основными понятиями   (например,   правый   ­   левый, большой ­ маленький, вверх­ вниз) 2.   Способен   ли   ребёнок   назвать   одним словом предметы мебели, виды транспорта и т. д. 3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум,  три указания? 4. Чтение  ­ ребёнок знает буквы ­ понимает разницу между буквой и звуком, может прочитать слово из 1­ 2 слогов ­   ребёнок   читает   бегло,   может   разделить слова   на   слоги,   выделить   первый   и последний звук в слове 5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Баллы Владеет полностью­ 2 Частично владеет­ 1 Всегда может подобрать обобщающее слово ­2 Не всегда­ 1 Да­1 Нет ­0 1 2 3 Да­1 Нет ­0 24 Да­1 Нет ­0 1­ даёт элементарные объяснения 2­ даёт развёрнутые объяснения Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 Да­1 Нет ­0 1 2 Да­1 Нет ­0 Достаточно хорошо­ 1 Хорошо ­2 Да­1 Нет ­0 6.   Легко   ли   ребёнку   отвечать   на   вопросы взрослых? 7. Может ли ребёнок объяснить , для чего служат различные вещи? 8.   Может   ли   ребёнок   рассказать   историю, описать произошедший с ним случай? 9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова? 10. Способен ли ребёнок разыграть какую­ либо   ситуацию   или   играть   в   домашнем спектакле? 11.   Способен   ли   ребёнок   слушать   не перебивая? 12. Легко ли ребёнок запоминает стихи? 13.   Способен   ли   ребёнок   выразительно декламировать стихи? 14.   Умеет   ли   ребёнок   держать   карандаш (ручку)? 15.   Может   ли   ребёнок   самостоятельно собрать   разрезанную   на   несколько   частей картинку? 16. Раскрашивание и рисование: ­ с удовольствием раскрашивает и рисует ­ раскрашивает  17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке? 18.   Считаете   ли   вы,   что   Ваш   ребёнок достаточно осведомлён? 19.   Считаете   ли   Вы   своего   ребёнка любознательным?   с   удовольствием   и   аккуратно Результаты опроса: 1. Высокий уровень­ 22­26 баллов. 2. Выше среднего­ 18­ 21 балл. 3. Средний уровень ­ 12­ 17 баллов. 4. Ниже среднего – 6­11 баллов. 5. Низкий уровень­ 0­5 баллов. Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению (индивидуальная работа) Вопросы Варианты правильных ответов Балл  Назови своё имя, фамилию, отчество Имя, фамилия Знаешь ли ты когда у тебя день  рождения? Назови дату. Как зовут твоих родителей? В каком городе мы живём Вспомнил дату или месяц Число, месяц, год Имя, фамилия папы, мамы ФИО мамы, папы Павлово 25 1 2 1 2 1 2 1 Павел­ перевозчик Россия Москва Правильный ответ Правильный ответ Правильный ответ Месяц (без объяснения) Месяц, т. к…… Правильный ответ Наземный, водный, воздушный Названы какие­ либо из наземных,  воздушных и т. д. Фрукты, плоды Животные млекопитающие Музыкальные инструменты цветы Правильный ответ, 2­3 варианта 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 Одна из версий названия города Как называется страна, в которой мы  живём? Назови столицу России Какое сейчас время года Назови четыре времени года Назови зимние, весенние, летние и  осенние месяца Что больше: месяц или неделя? Назови дни недели, начиная с  понедельника Какие виды транспорта ты знаешь? Груша, персик, яблоко­ это что? Кошка, мышка, собака, это кто? Пианино, скрипка, гитара… Пион, роза, гвоздика­… Назови домашних птиц Результаты опроса: 1. Высокий уровень­ 22­26 баллов. 2. Выше среднего­ 18­ 21 балл. 3. Средний уровень ­ 12­ 17 баллов. 4. Ниже среднего – 6­11 баллов. 5. Низкий уровень­ 0­5 баллов. Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению (групповая  работа) Задание 1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твёрдость руки ребёнка. Текст задания:  посмотрите сюда (на доске показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру (фигура даётся по усмотрению учителей во всех группах одинаковая). Оценка выполнения: 3 балла ­ изображена подобная фигура, пропорции в основном сохранены; 2 балла ­ изображена подобная фигура, пропорции слегка изменены, но все углы прямые не  везде соблюдены параллельности линий 1 балл ­ общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции 0 баллов ­ не схвачена общая форма фигуры. Задание 2. Цель: определить умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки. Текст задания: задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным.Возьмите синий карандаш. 26 От   красной   клеточки   отступите   вниз   две   клеточки   и   третью   закрасьте   синим карандашом.Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку закрасьте.Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым. Оценка   выполнения:  если   всё   выполнено   правильно   и   ровно   раскрашено,   то   общая оценка­ 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл. Задание3. Цель:   выявить   умения   выбрать   и   выполнить   операцию   сложения   и   вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи. Текст задания: на чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание. 1.   На   полянке   играют   3   девочки   и   2   мальчика.   Сколько   детей   играют   на   полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. 2. В автобусе ехали 6 человек. Двое вышли из автобуса. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе. Оценка выступления: 3 балла­ выполнены верно обе задачи 2 балла­ одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую 1 балл­ выполнена одна задача, нет попыток решить вторую 0 баллов­ есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное. Задание 4 . Цель: выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне». Текст задания: посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я   начертила   треугольник   (отмечается   точка   внутри   треугольника).   Я   отметила   точку внутри   треугольника   (отмечается   точка   вне   треугольника).   Я   отметила   точку   вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата. Оценка выполнения:  3 балла ­ всё выполнено верно. 2 балла ­ выполнено верно 2 пункта 1 балл ­ выполнен верно 1 пункт 0 баллов ­ задание не выполнено Задание 5. Цель: выявить умения сравнивать множества по числу элементов. Текст задания: найдите у себя на листочках рисунок (в три или четыре ряда изображены 25­30   кругов,   в   которые   вписаны   треугольники,   один   из   кругов   пустой).Чего   больше: кругов   или   треугольников?Если   кругов,   то   дорисуйте,   сколько   не   хватает.Если треугольников, то дорисуйте треугольники.   Оценка выполнения: 3 балла ­ сравнение проведено верно 2 балла ­ сравнение проведено с небольшими неточностями 0 баллов ­ сравнение проведено неверно. Задание 6. Цель:  выявить   умения   классифицировать,   умения   находить   признаки,   по   которым произведена классификация. 27 Текст задания:  на вашем рабочем листе две рамочки: в одной – 4 птицы, в другой –5 зверей.   Между   ними­   белочка.   Подумайте,   где   ей   место.   От   белочки   проведите карандашом линию к той рамке, где ей место. Оценка выполнения: 3 балла ­ линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери. 2 балла ­ линия проведена к птицам, но признак  связан с количеством предметов. 1 балл ­ линия проведена неверно. 0 баллов ­ линия не проведена. Задание 7. Цель: определить состояние фонематического слуха. Текст задания:  на ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста) под каждой­ кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову,­ звук (с). Оценка выполнения: 3 балла ­ правильно выполнено все задание 2 балла ­ выделен звук только в позиции начала слова 1 балл ­ наличие ошибок( отсутствуют дифференциация звуков с­з) 0 баллов ­ отсутствие дифференциации звуков (с­з, с­ц, з­ц)  Задание 8. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания: вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак­ три звука. Значит, эта   картинка   для   домика   с   тремя   окошками.   Попробуйте   сделать   работу   дальше самостоятельно. Оценка выполнения: 3 балла ­ правильно выполнены  все задания 2­ балла ­ наличие единичных ошибок 1 балл ­ наличие нескольких ошибок 0   баллов   ­   полное   отсутствие   соответствия   количества   звуков   в   слове   и   количества «окошечек» Итоговая диагностика   «Изучение особенностей личностного развития ребёнка» (для детей) Вопрос Варианты ответа (+ да, ­ нет) 1. Есть ли у тебя друзья? 2. Умеешь ли ты соблюдать правила игры? 3. Можешь ли ты сам познакомиться с детьми, оказавшись в незнакомом месте? 4. Умеешь   ли   ты   убирать   свои   игрушки   и   личные   вещи после   игры   или   в   конце   дня   самостоятельно,   без напоминания взрослых? 5. Умеешь ли ты слушать других, не перебивая? 28 Результаты: 5 «+»  ­ высокий уровень 4­3 « +» ­ средний уровень 2­0 « +» ­ низкий уровень Анкета   для изучения  запросов  и образовательных потребностей родителей          Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем,   что   наше   образовательное   учреждение   переходит   на   ФГОС   (Федеральный государственный   образовательный   стандарт)   нового   поколения.   Внимательно прочитайте   и   честно   ответьте   на   вопросы.   Ваше   мнение   важно   для   организации образовательного процесса. Ф.И.О.____________________________________________________________ 1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение  качества образовательных услуг? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить 2. Удовлетворяет ли вас качество предшкольного образования? а) Да б) Нет 3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные  школы, спортивно­оздоровительные учреждения? а) Да (какие)____________________________________________________________  б) Нет  4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы? _________________________________________________________________ 5. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?  а) Да (какие)____________________________________________________________ б) Нет в) Затрудняюсь ответить 6. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым  высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное). №  Образовательные услуги  1 Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей  Место 2 Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными  особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие  образовательных интересов)  рисование...)  3 Развитие художественно­эстетических способностей у детей (музыка,  4 Приобщение к культурным ценностям  5 Занятия с нужными специалистами (социальный педагог, психолог, медицинский Другое (что именно?)  работник) _______________________________________________________________ 7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы? 29 а) Изучение второго иностранного языка  (какого)___________________________________________________________ б) Изучение новых предметов (курсов)  (каких)____________________________________________________________ 8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы  хотели бы получить? а) от администрации_____________________________________________________   б) от учителя____________________________________________________________   в) от мед.работника_________________________________________________ Спасибо за сотрудничество ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная структура урока. Тема Цель Планируемые результаты 1. предметные, 2. метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные, 3. личностные. 1. Организационный момент (может совпадать с этапом целеполагания) 2. Этап целеполагания. • Определение темы урока самими детьми из предложенных импроблемных заданий, вариантов иллюстраций, примеров, упражнений. На этой основе выявление целей урока. Предполагаемые варианты для обсуждения ­ Как вы считаете, чем мы сегодня займёмся на уроке ­ Как сегодняшняя тема связана с предыдущей. Каков круг проблем, которые предстоит решить сегодня. ­ Как будет построен сегодня урок. 3. Этап актуализации знаний. Выяснение и конкретизация того, какой именно материал повторяется. Определение связи повторяемого материала с новым. 30 • ­ • • • Предполагаемые варианты для обсуждения ­ Что необходимо повторить для изучения нового. ­ С какой целью мы будем повторять. ­ Какие знания могут пригодиться на уроке. ­ Почему именно этот материал необходим для повторения. ­ Какие задания можно предложить для повторения. 4.Основой   этап   (в   зависимости   от   темы   и   цели   урока   может   начинаться   с практического или теоретического материала). • Выделение   теоретического   материала   (алгоритмы,   правила,   факты,   выводы обязательные для всех). • Возможное   предъявление   или   совместное   составление   моделей,   схем,   кратких записей, таблиц и других опорных материалов. • Совместный   обзор   материала,   уточнение   его   объема   и   последовательности, значимости. Обсуждение вариантов получения информации по теме. • Возможно   ранжирование   материала:   базовый,   обязательный   для   усвоения   всеми обучающимися и повышенной сложности или ознакомительный. • ­Каков(а) порядок (алгоритм, структура, последовательность) работы. ­ Предполагаемые варианты для обсуждения Что предлагают авторы сделать в этом упражнении. ­ Какое ещё задание можно предположить к упражнению в рамках нашей темы. ­ ­ ­ ­ Объясните, как будете выполнять упражнение. Чем похожи (различаются) задание № … .  и задание № … ­ Как можно выполнить это задание, какую информацию можно из него извлечь. Предположите свои действия при выполнении. Цель выполнения задания • Обязательны варианты организации групповой или парной работы (постоянные и чаще непостоянные группы) 5. Этап   проверки   понимания   изученного  (может   реализовываться   на   любой ступени, на любом этапе урока) • Варианты   пошагового   оценивания   своей   деятельности,   своих   знаний,   действий, своих способностей. • Мини – выводы на каждой ступени овладения знаниями, действиями, алгоритмами, способами действий.. 6. Этап закрепления материала. • Теоретические аспекты. • Предполагаемые варианты для обсуждения ­ Для чего мы изучили теоретический материал, что за этим последует. ­ Предположите дальнейшее изучение темы. ­Проанализируйте   предложенные   (ую)   в   учебнике   упражнения,   задания,   информацию. (Почему они (а) одинаковые ( р а з н ы е ) . ) ­ Переформулируйте   задание   (скажите   другими   словами)   к   упражнению,   чтобы   оно соответствовало поставленной нами в начале урока цели, теме. ­ Где мы можем получить дополнительную информацию по данной теме. ­ Есть   ли   взаимосвязь   между   материалом   (Как   связан   материал)   сегодняшнего   урока   и предыдущих или изученных ранее. • Практические аспекты • Предполагаемые варианты для обсуждения 31 ­ Предложите задание к данному упражнению, какой теоретический материал можно изучить (повторить) на его основе. ­ На основе выполненного упражнения составьте основные положения правила. Какую   информацию   можно   получить   из   этого   задания, ­ упражнения. 7. Домашнее задание. (Предлагается в ходе урока или в конце). • Разноуровневое(несколько аспектов: общепринятый и по классификатору Блума) ­ Какие темы вам нужно повторить при выполнении домашнего задания. ­ ­ ­ ­ Определите   алгоритм,   порядок,   последовательность   своих   действий   при Что нужно знать, чтобы правильно выполнитьдомашнее задание. выполнении домашнего задания Как будете работать дома при выполнении домашнего задания. 8. Итог урока. ­ С   какой   информацией   мы   сегодня   познакомились.   Раскрыли   тему   сегодняшнего урока. Какую ставили цель и достигли ли её. ­ Определите уровень своей осведомленности по выделенной нами в начале урока теме. ­ Чему научились. ­ Оцените   себя   (знания,   действия,   понимание   и   умение   передать   другому   или   только понимание… . ) . 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Технологическая карта сформированностиличностных УУД  Норм ативн ый показ атель УУД Д У У   1                                                                       а к н е ц о о м а С е и н е л е д е р п о о м а с     и   е и н а н з о п о м а С                 с Уровни сформированности с а л К высокий ­ чувство необходимости  учения, ­ формирование своей точки  зрения, ­  предпочтение уроков  «школьного» типа урокам  «дошкольного» типа;  ­ адекватное  содержательное  представление о школе; ­  предпочтение классных  коллективных занятий  индивидуальным занятиям  дома,   ­  предпочтение социального  способа оценки своих знаний  средний я а к с ь л е Б а н и б о Б 1 2 й и к с в а р у Б 3 в е л е м ш у Б а в е и л у Г а в е ц н а з а К н и к ч о р у К в е а м а К в о н а б о Л н и н у з а М а н и н и М 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 а н и н е б и г О 1 2 д ь л а в т с О 1 3 а н и г а м о с с о Р 1 4 н а б у Р н и в а С 1 5 1 6 а в о н р и м С 1 7 а н и р и п С 1 8 а в о с у о т с л о Т 1 9 а н и р ю Т 2 0 а в е и з р а Ф 2 1 ч и р в а Х н и к ш и Ш 2 2 2 3 а в е ц н и д Ю 2 4 а к и т с о н г а и д   » а к н е с е Л « и к н е ц о о м а с   е и н е л е д е р п о   а н   т с е Т 33 ­ положительное отношение к  школе;  ­ ориентация на  содержательные моменты  школьной действительности и  образец «хорошего ученика»,  ­ школа привлекает  внеучебной деятельностью низкий ­ отрицательное отношение к  34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 1 2 13 1 4 1 5 1 6 1 7 18 1 9 2 0 2 1 22 23 2 4 я и ц а в и т о М е и н а в о з а р б о о л с ы м С     а т е к н а и и ц а в и т о м й о н ь л о к ш   я н в о р у   е к н е ц о   о п высокий ­ интерес к новому; ­ сформированностьучебных  мотивов  – стремление к  получению  высоких оценок, средний ­ частично сформирован  интерес к новому; ­ частично сформированы  учебные  мотивы,  – стремление получать  хорошие оценки, низкий ­к школе безразличен; ­ сформированностьучебных  мотивов недостаточна,  высокий 35 я и ц а т н е и р о я а к с е ч и т э ­ о н н е в т с в а р Н ­ ориентирован на моральную  норму (справедливого  распределения,   взаимопомощи,  правдивости) ­ учитывает чувства и эмоции  субъекта при нарушении  моральных норм,  чувствительны к  несправедливости, ­ имеет начальное  представление о нравственных нормах средний     о т ч   и о ш о р о х   е о к а т   о т Ч «   а к и д о т е М » о х о л п   е о к а т ­ ориентирован на моральную  норму (справедливого  распределения,   взаимопомощи,  правдивости) ­ частично учитывает чувства  и эмоции субъекта при  нарушении моральных норм, ­ имеет правильное  представление о моральных  нормах, но недостаточно  точное и четкое низкий 36 ­ неправильное представление  о моральных нормах, ­ низкий уровень развития  эмпатии Общее количество баллов Пояснение.  После проведения диагностического исследования, подсчета баллов, выведения %, ­ результаты записываются в сводную таблицу в  соответствующий уровень ( низкий, средний, высокий). Таким образом, четко видна общая картина развития УУД по классу. ( легко  определить количество учеников с соответствующими уровнями развития УУД). Соответствующие диагностики находятся в приложениях  программы мониторинга сформированности  УУ 37 38

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для 11 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2018