Приложение 6
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 13 мая 2016 года № 292
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный
общеобязательный стандарт
основного среднего образования
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт основного среднего
образования (далее – стандарт) разработан в соответствии со статьей
56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об
образовании» (далее – Закон) и определяет требования к уровню подготовки,
содержанию образования, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и
воспитанников.
2. Организации образования,
реализующие общеобразовательные программы основного среднего образования (далее
– организации образования), независимо от их форм собственности и ведомственной
подчиненности, а также языка обучения, осуществляют образовательную
деятельность в соответствии с:
1) настоящим стандартом;
2) учебными программами и типовыми учебными
планами;
3) другими нормативными правовыми и правовыми
актами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики
Казахстан в области образования.
3. Применение стандарта
направлено на:
1) повышение качества обучения и воспитания
через достижение системы целей основного среднего образования, представленной в
виде ожидаемых результатов обучения;
2) реализацию политики трехъязычного образования
посредством создания необходимых условий для организации образовательного
процесса на казахском, русском и английском языках;
3) сочетание академической и практической
направленности основного среднего образования, предусматривающее усвоение
обучающимися основ теоретических знаний и развитие умений применять полученные
знания для решения задач прикладного характера;
4) обеспечение поэтапного углубления предметных
знаний и навыков с учетом возрастных возможностей обучающихся;
5) реализацию принципа единства обучения и
воспитания, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей
образования и системы ожидаемых результатов обучения, которые определяют
содержательную основу образовательного процесса;
6) обеспечение охраны здоровья детей, а также
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся и потребностей в получении дополнительных
образовательных услуг;
7) обеспечение эквивалентности основного
среднего образования в условиях разнообразия типов и видов организаций среднего
образования;
8) поддержку и развитие инновационной практики в
организациях образования;
9) организацию объективной оценки деятельности
организаций образования по обеспечению качества образования.
4. Стандарт является основой
для разработки:
1) типового учебного плана основного среднего
образования для разных типов и видов организаций образования;
2) учебных программ по учебным предметам
основного среднего образования;
3) учебников и учебно-методических комплексов по
учебным предметам;
4) критериев для оценивания учебных достижений
обучающихся по учебным предметам;
5) систем управления, обеспечивающих достижение
ожидаемых результатов обучения и воспитания в организациях образования;
6) системы мониторинга образовательного процесса
организаций образования;
7) единых требований к материально-техническому,
информационно-коммуникационному обеспечению образовательного процесса
организаций образования, в том числе для обучающихся с особыми образовательными
потребностями;
8) параметров оценки деятельности организаций
образования по обеспечению качества образования.
5. Организации образования обеспечивают
здоровьесберегающую среду для через применение различных педагогических
технологий воспитания, обучения и развития.
6. В стандарте применяются
термины и определения в соответствии с Законом. В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) базовое содержание основного
среднего образования – состав, структура и объем содержания основного среднего
образования, подлежащего обязательному изучению в организациях образования,
независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка
обучения;
2) внеурочная деятельность –
составная часть целостного учебно- воспитательного процесса, форма организации
свободного времени обучающихся;
3) образовательная область –
составная часть базового содержания основного среднего образования, включающая
совокупность родственных учебных предметов;
4) типовой учебный план –
документ, регламентирующий перечень учебных дисциплин (предметов) и определяющий
объем инвариантного и вариативного компонентов учебной нагрузки
соответствующего уровня образования;
5) инвариантный компонент
учебной нагрузки – составной компонент типового учебного плана, определяющий
учебные предметы, обязательные для изучения всеми обучающимися в организациях
образования, независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка
обучения;
6) вариативный компонент
учебной нагрузки – составной компонент типового учебного плана, который
определяется организацией образования соответственно образовательным
потребностям обучающихся;
7) элективный курс – курс по
выбору обучающихся, составная часть вариативного компонента учебного плана,
направленная на расширение образовательной подготовки обучающихся;
8) ожидаемые результаты
обучения – совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет
знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения;
9) инклюзивное образование –
процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
10) особые образовательные
потребности – потребности детей, испытывающих постоянные или временные
трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающихся в
специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных
программах дополнительного образования;
11) оценивание – процесс
соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми
результатами обучения на основе выработанных критериев;
12) критерии оценивания –
признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений
обучающихся;
13) формативное оценивание –
вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе,
является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную
взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между
учеником и учителем и позволяет совершенствовать образовательный процесс;
14) суммативное оценивание –
вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода
(четверть, триместр, учебный год), а также изучения разделов в соответствии с
учебной программой;
15) ценности образования –
ориентиры в построении системы целей обучения, основанные на общечеловеческих
ценностях, являющиеся ведущим фактором в формировании личности
обучающегося.
7. В разделе «Требования к
уровню подготовки обучающихся и воспитанников» указаны ожидаемые результаты
обучения по образовательным областям (и учебным предметам) в виде системы целей
долгосрочного характера по учебным предметам, входящим в определенную
образовательную область.
8. В разделе «Требования к
содержанию образования» указаны состав, структура и объем содержания основного
среднего образования, подлежащего обязательному изучению в организациях
образования, независимо от их типа, вида и формы собственности, а также языка
обучения.
9. В разделе «Требования к
максимальному объему учебной нагрузки» указаны недельная учебная нагрузка,
продолжительность учебного года, наполняемость класса для деления на
группы.
10. Стандарт вводится в
действие поэтапно:
1) в 5, 7 классах - с 1 сентября 2017 года;
2) в 6, 8 классах с - 1 сентября 2018 года;
3) в 9 (10) классах - с 1 сентября 2019 года.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся и воспитанников
11. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования
направлены на освоение обучающимися, в том числе обучающимися с особыми
образовательными потребностями, базисных основ системы наук, формирование у них
высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение
личности и профессиональную ориентацию, а также предпрофильную подготовку
обучающихся.
12. Уровень подготовки
обучающихся определяется через ожидаемые результаты обучения, которые
спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей
несколько родственных учебных предметов: «Язык и литература», «Математика и
информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Технология и искусство»,
«Физическая культура».
13. Ожидаемые результаты
обучения по образовательным областям (и учебным предметам) служат основой для
определения базового содержания основного среднего образования.
14. В учебных программах
основного среднего образования ожидаемые результаты обучения по образовательным
областям (и учебным предметам) конкретизируются в целях обучения по разделам
каждого учебного предмета.
15. Система ожидаемых
результатов обучения создает возможность для выстраивания индивидуальных
траекторий развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми
образовательными потребностями, и поэтапного продвижения их к достижению
долгосрочных целей обучения.
16. Ожидаемые результаты по
завершении основного среднего образования по образовательной области «Язык и
литература»;
Казахский язык (для классов с казахским языком
обучения)/, русский язык (для классов с русским языком обучения)/, родной язык
(для классов с уйгурским/ узбекским/ таджикским языком обучения):
1) аудирование и говорение:
обучающийся понимает тексты социально-бытовой,
социально-культурной и учебно-профессиональной сфер общения; распознает открыто
и скрыто выраженные формы речевого поведения, оценки; осуществляет устное
речевое общение в различных жизненных ситуациях; выступает инициатором и
поддерживает диалог, используя разнообразные языковые средства для реализации
различных целей и тактик речевого общения; строит монолог, синтезируя
информацию проблемного характера; отстаивает и аргументирует собственное
мнение; оценивает отношение говорящего к предмету речи, выражая собственное
мнение; прогнозирует содержание текста по его заголовку/началу/финалу;
соблюдает грамматические, стилистические нормы при оформлении собственных
высказываний;
2) чтение:
обучающийся понимает и интерпретирует главную и
детальную информацию (текстовую, числовую, графическую) текстов различных
типов, жанров и стилей; распознает скрытый смысл текста; использует стратегии
чтения, включая исследовательское, комментированное, выборочное чтение с
пометками, чтение с целью извлечения специальной информации, аналитическое
чтение, чтение с определенной целью; извлекает необходимую информацию из
различных источников, анализируя и синтезируя ее; сравнивает структурные,
лингвистические и стилистические особенности текстов социально-бытовой,
социально-культурной и учебно-познавательной сфер общения; оценивает текст с
точки зрения актуальности и ценности информации, различая факт и мнение;
3) письмо:
обучающийся создает тексты разных типов, жанров
и стилей, синтезируя услышанную и прочитанную информацию; создает тексты (в
т.ч. печатные), используя различные формы представления информации; пишет собственный
текст проблемного характера (статья, эссе, письмо и др.), демонстрируя
способность анализировать и оценивать предложенную информацию; сравнивает
структурно-композиционные, языковые особенности текстов разных типов, жанров и
стилей; корректирует и редактирует тексты с использованием справочного
материала; составляет простой, сложный и развернутый план по определенной теме;
соблюдает орфографические, грамматические и стилистические нормы.
Казахский язык и литература (для классов с
неказахским языком обучения)/, русский язык и литература (для классов с
нерусским языком обучения):
1) аудирование:
обучающийся понимает основное содержание текста,
а также функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения
говорящего; извлекает специальную информацию из текста; понимает значение
терминов и ключевых единиц текста по социально-бытовой, социально-культурной и
учебно-познавательной сферам; оценивает содержание текста, различая факт и
мнение; определяет основные проблемы в текстах разных стилей и жанров;
анализирует текст, раскрывая связи и отношения между фактами и явлениями,
событиями, о которых идет речь в тексте; прогнозирует содержание высказывания
по иллюстрациям/ключевым словам/заголовкам/началу;
2) говорение:
обучающийся поддерживает диалог в рамках
изучаемых тем, рассуждая, выражая собственное мнение и оценивая события, мнения
и проблемы; строит монолог, используя приемы привлечения внимания и учитывая
целевую аудиторию; анализирует и синтезирует информацию по предложенной теме;
оценивает высказывания по определенной тематике; употребляет лексические и
грамматические средства языка, соблюдая речевые нормы;
3) чтение:
обучающийся понимает содержание сплошных и
несплошных текстов определенной сложности в рамках изучаемых тем; выявляет
особенности текстов разных типов, стилей и жанров; распознает явное и скрытое
значение слов, значение средств художественной изобразительности; извлекает
необходимую информацию из различных источников, определяя ее актуальность,
достоверность, полезность и ценность; анализирует и синтезирует содержание
текста, формулируя обоснованные выводы и критическую оценку прочитанного;
сравнивает тексты, определяя тему, идею, проблематику художественного
произведения, позицию автора; использует определенные стратегии чтения;
1) письмо:
обучающийся пишет тексты разных типов, жанров и
стилей речи на основе услышанного и прочитанного, используя разнообразные
языковые средства; пишет тексты проблемного характера, извлекая информацию из
различных источников; создает графики, таблицы, диаграммы на основе сплошных
текстов; составляет простой, сложный и развернутый план по определенной теме;
сравнивает, анализирует и оценивает содержание текстов разных типов и стилей;
соблюдает орфографические и грамматические нормы; использует тропы и
художественно-изобразительные средства языка.
Иностранный язык:
1) аудирование:
обучающийся понимает основное содержание текстов
в рамках изученных тем; определяет главные факты, опуская второстепенные;
понимает детальную информацию в рамках изученных тем; составляет сложные
вопросы на основе услышанного с целью получения дополнительной информации;
извлекает смысл услышанного, опираясь на контекстную подсказку; различает
специфическую информацию в рамках изученных тем; распознает несоответствия в
приводимых аргументах в рамках изученных тем;
2) говорение:
обучающийся передает основное содержание текста
в рамках изученных тем, выстраивая логический ход событий; использует формальный
и неформальный стили; презентует информацию в рамках изученных тем;
прогнозирует возможное содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым
словам, отрывкам из текста и др. в рамках изученных тем; задает простые и
сложные вопросы для получения конкретной информации; взаимодействует со
сверстниками (в паре, группе) для выполнения учебных задач; сравнивает и
противопоставляет тексты в рамках изученных тем; высказывает мнение,
обосновывая свою точку зрения;
3) чтение:
обучающийся определяет основное содержание
текстов разных стилей и жанров в рамках изученных тем; различает детальную
информацию в тексте разных стилей и жанров в рамках изученных тем; использует
различные информационные ресурсы (справочные материалы, словари, Интернет и другое);
распознает специфичную информацию в тексте и разные стили, жанры текстов в
рамках изученных тем; прогнозирует содержание текста по заголовку, фрагменту
текста, иллюстрации, ключевым словам и др.; определяет отношение или мнение
автора; оценивает информацию из различных текстов;
4) письмо:
обучающийся заполняет таблицы, диаграммы, схемы,
анкеты, формуляры и др.; составляет план, пишет, редактирует и корректирует
текст в рамках изученных тем; делает выписки из текста в соответствии с коммуникативными
задачами; описывает реальные и/или вымышленные события из прошлого, настоящего
и будущего, опираясь на знание из ранее изученных тем; соединяет и согласует
предложения и абзацы между собой в тексте в рамках изученных тем; грамотно и
правильно расставляет знаки препинания в тексте в рамках изученных тем; создает
тексты различных стилей и жанров, соблюдая соответствующие правила и формат.
Казахская литература/русская
литература/уйгурская литература/узбекская литература/таджикская литература.
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает основные этапы развития литературы;
содержание произведений разных жанров, особенности отражения быта, традиций
народа в фольклоре; литературные термины и литературные направления, роды и
жанры, образную природу художественных произведений, наизусть стихотворные
тексты и фрагменты прозаических текстов (по выбору), цитаты из изучаемых
произведений;
2) понимает значение национального
художественного наследия в мировой культуре; роль литературы как одного из
важнейших достижений культуры, значение художественной литературы в жизни
человека; литературные термины и литературные направления, роды и жанры, тему,
идею, проблематику произведения, позицию автора в произведении, образную
природу художественных произведений; открыто выраженный и скрытый смыслы
произведений;
3) применяет приобретенные знания, умения и
навыки при подготовке сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему;
диалог литературных героев (на основе прочитанного) для создания письменного
рассказа - характеристики одного из героев или группы героев (групповая
характеристика), двух героев (сравнительная характеристика), при подготовке
небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу; при создании
собственного текста аналитического характера, в процессе создания собственной
интерпретации изученного текста с привлечением ИКТ; для определения актуального
для себя круга чтения и оценки художественных произведений, участия в дебатах
или в публичных выступлениях; для поиска необходимой информации; специальные
термины и понятия для анализа изучаемых произведений; полученные знания при
обсуждении актуальных проблем; приобретенные навыки, способы творческой
деятельности для самовыражения, участия в культурных мероприятиях;
4) анализирует произведения разной жанровой
природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному; тему, идею
и особенности композиции, сюжета произведения, языковые особенности
произведения, ключевые эпизоды, действия и поступки героев; особенности стиля
писателя; сравнивает их с произведениями мировой литературы и произведениями
других видов искусства;
5) синтезирует полученные знания, умения и
навыки для выбора пути анализа произведения, адекватного жанрово-родовой
природе художественного текста; для сопоставления фактов, деталей с
историческими фактами; создания разных видов плана; для создания письменных
текстов с использованием различных ресурсов; соотносит ценностную составляющую
произведений с ценностями казахского и других народов;
6) оценивает изучаемые произведения с точки
зрения композиционного, стилевого единства, языкового оформления и
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; интерпретацию
художественного текста, созданную средствами других видов искусства.
17. Ожидаемые результаты
обучения по образовательной области «Математика и информатика».
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает основные понятия элементарной математики,
статистики и теории вероятностей; классификацию чисел; вычислительные операции
над действительными числами; основные формулы элементарной математики; понятие
функции, ее свойства и график; способы решения алгебраических уравнений,
неравенств и их систем; классификации многоугольников; свойства и признаки
основных видов плоских фигур; правила комбинаторики; классическое,
статистическое и геометрическое определения вероятности события; методы сбора и
обработки статистических данных;
алгоритм использования математической модели для
решения прикладной задачи; основы научных представлений об информации,
информационных процессах, технологиях и моделях; роль информационных технологий
в современном обществе и жизни каждого человека; основы построения компьютерных
систем и сетей, а также их взаимодействие с программным обеспечением; способы
решения задач посредством моделирования, алгоритмизации и программирования;
правила правильной и безопасной работы с различными цифровыми устройствами;
2) понимает академический язык математики;
способ записи числа в стандартном виде; связь между корнями и коэффициентами
квадратного трехчлена; важность использования математических моделей для
решения различных прикладных задач; смысл таких математических категорий, как
аксиома и теорема; принципы геометрических построений и измерений на плоскости;
смысл числовых характеристик выборки и генеральной совокупности; роль
графического представления статистических данных в проведении количественного и
качественного анализа;
взаимодействие основных устройств компьютера;
необходимость программного обеспечения для работы пользователя с системой;
использование компьютером двоичного кода для представления всех данных и
инструкций; связь между единицами измерения информации; экономические, правовые
и этические аспекты использования информации и средств
информационно-коммуникационных технологий;
3) применяет математические знания для решения
практических задач; алгоритмы решения математических задач; математическую терминологию
в соответствующих контекстах; вычислительные операции над действительными
числами; точные и приблизительные вычисления в устной и письменной форме;
свойства плоских фигур при решении геометрических задач; математические модели
для решения различных прикладных задач; вычислительную технику и программное
обеспечение для решения математических задач;
современные программные средства информационных
и коммуникационных технологий для сбора, представления, обработки, хранения и
передачи необходимой информации; компьютерные модели объектов и процессов
(физических, биологических, экономических и информационных) для их визуализации
и проведения исследовательских работ; основные правила записи алгоритмов и
возможности языков программирования для решения практических задач; возможности
локальной и глобальной сети для совместной работы над созданием, просмотром и
редактированием документов;
4) анализирует закономерности и составляет
математические модели на их основе; статистические данные, используя различные
формы их представления; преобразования, выполненные над рациональными и
иррациональными выражениями; решения уравнений, неравенств и их систем;
взаимное расположение геометрических фигур; свойства функций; условия текстовых
задач для составления математических моделей; данные и их результаты,
представленные в виде графиков, диаграмм и различных схем;
компьютерные модели для исследования реальных и
воображаемых объектов и процессов; различные способы решения задачи на
компьютере для определения более рационального; программный код на языке
программирования для выявления имеющихся ошибок и их последующего исправления;
5) синтезирует алгоритмы решения математических
задач; выводы по результатам обработки и анализа статистических данных;
доказательные рассуждения с помощью аксиом и теорем; способы решения задач на
построение с применением геометрических преобразований;
информацию в виде текстов, таблиц, баз данных,
графики и мультимедиа для представления и реализации своих идей; модели
объектов и процессов (физических, биологических, экономических и др.) в
электронных таблицах, 3D-редакторах, а также средах программирования;
6) оценивает результаты вычислений в контексте
задачи; расположение графика функции в зависимости от значений заданных
параметров; приближенные значения величин и их запись в стандартном виде;
абсолютную и относительную частоту события с ростом числа проведенных опытов;
качество, важность, полезность и эффективность информации; выбор конфигурации
компьютера и программного обеспечения в зависимости от потребностей
пользователя; компьютерную модель на соответствие реальным объектам;
эффективность алгоритма и результаты его исполнения; отрицательное воздействие
средств ИКТ на здоровье человека.
18. Ожидаемые результаты
обучения по образовательной области «Естествознание».
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает первоначальные географические,
биологические, физические и химические понятия; роль естественных наук в современной
жизни; суть основных биологических, физических, химических законов и теорий;
вклад выдающихся ученых в становление и развитие естественных наук; источники
энергии, ее виды и распространенные области их применения, правила техники
безопасности при проведении экспериментальных и практических работ; единицы
измерения физических и химических величин; понятия, формулы, законы и
физические постоянные величины следующих разделов: механики (кинематика,
динамика, статика, законы сохранения), тепловой физики (молекулярная физика и
термодинамика), электричества и магнетизма (электростатика, постоянный и
переменный электрический ток, магнитное поле, электромагнитная индукция),
оптики (геометрическая и волновая), элементов квантовой физики, атомной физики,
астрономии; атомно-молекулярное учение, строение атома и свойства элементов;
химическую символику; классификацию веществ; химические и физические явления;
виды химической связи и строение вещества; типы, признаки и закономерности
протекания химических реакций; важнейшие классы неорганических и органических
соединений и их свойства; теорию электролитической диссоциации; периодический
закон и структуру периодической системы химических элементов; важнейшие отрасли
химической и металлургической промышленности Казахстана; основы микробиологии,
молекулярной, клеточной биологии; компоненты внутренней среды и системы органов
растительного и животного организма; основные группы растений и животных;
значение живых организмов для человека и природного комплекса; основы и
закономерности эволюционного развития; методы селекции; структуру биогеоценозов
и агроценозов; влияние факторов окружающей среды на живые организмы, влияние
человеческой деятельности на окружающую среду; методы географических
исследований; территориальные комплексы; сущность, классификацию, особенности
распространения и размещения географических объектов, процессов и явлений;
особенности функционирования и сферу применения современных геоинформационных
систем; состав, свойства, структуру, закономерности, основные этапы развития
географической оболочки и географической среды, геосфер; виды, классификацию и
элементы карт; особенности природы материков и океанов, отдельных территорий,
стран и Республики Казахстан; территориальную и отраслевую структуру, условия и
факторы развития современного мирового хозяйства, отдельных регионов, стран и
Республики Казахстан; цели, формы международных экономических отношений; типы,
структуру, функции, факторы размещения и динамику развития населенных пунктов;
глобальные и региональные демографические проблемы, особенности демографической
политики в отдельных регионах, странах и Республике Казахстан; экономическое и
политико-географическое положение, административно-территориальное деление
Республики Казахстан; природно-ресурсный потенциал регионов Казахстана;
типологию стран; модели экономических систем; виды международных связей; меры
по сохранению природы и устойчивому развитию;
2) понимает физический смысл величин, основных
терминов и законов механики, электричества и магнетизма, оптики, атомной
физики, астрономии; значимость физических и химических явлений, процессов в
жизни человека; условия протекания химических реакций; процессы окисления и
восстановления; различие между классами органических и неорганических веществ;
международную номенклатуру ИЮПАК; технологии и научные принципы производства
веществ и их производных; значение микробиологии в медицине, сельском хозяйстве
и промышленности; процессы, протекающие в клетках на уровне молекул и
органоидов; структуру внутренней среды и функции систем органов растительного и
животного организма, принципы классификации основных групп растений и животных;
процессы метаболизма; глобальные и локальные экологические проблемы; роль
Красной книги в сохранении биоразнообразия на Земле; сущность природных и
социально-экономических закономерностей, процессов и явлений; особенности
современного географического пространства, территориальных комплексов;
взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; причины, этапы,
последствия, значение процессов в географической оболочке и географической
среде; геополитические процессы, роль и сферы влияния, характер взаимодействия
субъектов геополитики; региональное и международное значение космодрома
«Байқоңыр»;
3) применяет основные физические, химические,
биологические, географические понятия и термины для описания объектов,
процессов и явлений в живой и неживой природе; методы безопасного проведения
опытно-экспериментальных и исследовательских работ; законы и формулы физики,
химии, биологии, географии при решении учебных и прикладных задач, выполнении
практических и лабораторных работ; графические методы представления
результатов; Международную систему единиц измерения; полученные знания для
объяснения условий протекания физических и химических явлений и процессов;
бинарную номенклатуру при описании различных групп организмов; методы
определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической оболочки и географической среды; приемы картометрии, навыки
ориентирования и навигации;
4) анализирует данные, полученные в результате
естественно-научного эксперимента; информацию, представленную в графической и
табличной форме; зависимость свойств вещества от его качественного и
количественного состава и строения; причинно-следственные связи между
свойствами и сферами применения веществ; значение микроэлементов и
макроэлементов для правильного функционирования человеческого организма;
закономерности биологических процессов и явлений; строение и функции систем
органов живых организмов; проблемы, связанные с использованием трансгенных
технологий; процессы круговорота веществ в биогеоценозе; причинно-следственные
связи между процессами и явлениями, происходящими в географической оболочке и
географической среде; достижения в области естественных наук и сферы
использования научных открытий; факторы размещения географических объектов;
естественно-научные, социально-экономические основы общественного производства;
географическое и геополитическое положение, особенности и факторы
политического, экономического и социального развития Казахстана, его роль и
место в мире;
5) синтезирует собранные и обработанные данные,
информацию для представления в виде таблицы, графика, сообщения, доклада,
презентации; научные модели и доказательства для выдвижения гипотез, аргументов
и объяснений; план проведения эксперимента и исследования; знания о процессах,
протекающих в живой и неживой природе, для систематизации, классификации и
выявления эмпирических правил, принципов и закономерностей;
6) оценивает результаты проведенного
эксперимента; риски при проведении лабораторных работ; влияние различных
физических и химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую
среду; состояние природных биогеоценозов и агроценозов; влияние технологических
принципов производства на сохранение равновесия между компонентами живой
природы; значение правильного использования полезных ископаемых и природных
ресурсов; степень пригодности и использования географических объектов,
процессов и явлений для различных целей и видов деятельности.
19. Ожидаемые результаты
обучения по образовательной области «Человек и общество»
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает периодизацию отечественной и всемирной
истории; основные события, явления, процессы истории Казахстана и мира с
древности до наших дней; исторических деятелей, сыгравших важную роль в
отечественной и мировой истории; важнейшие достижения национальной и мировой
культуры в ходе исторического развития; базовые понятия исторической науки;
виды исторических источников;
понятие и предмет права; современные правовые
системы; фундаментальные правовые и социальные ценности: права человека,
демократия, гражданское общество и правовое государство, законность и
правопорядок; основные понятия и содержание базовых отраслей казахстанского
права; источники права;
значение ценностей и норм, основанных на
гуманизме, честности, долге перед отчизной и толерантности; основы
нравственного поведения, социально значимых ориентаций, обусловливающих
отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом; имеет
представление о позитивных и негативных качествах, эмоциях и чувствах человека;
2) понимает сущность основных событий, явлений и
процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития отечественной и
всемирной истории на протяжении всех периодов истории; характерные черты
общественно-политического, экономического и социально-культурного развития
Казахстана и различных стран мира; историческую обусловленность современных
общественных процессов, культурного разнообразия человечества; особенности
исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории; роль и место
выдающихся личностей в отечественной и мировой истории; свою гражданскую и
национальную идентичность в форме осознания себя как гражданина Республики
Казахстан; необходимость уважительного отношения к отечественной и всемирной
истории, к культуре, традициям, правам и свободам людей, демократическим
принципам общественной жизни;
происхождение государства и права, их
взаимосвязь; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей
казахстанского права; содержание прав, обязанностей и ответственности
гражданина как участника конкретных правоотношений; необходимость правового
регулирования общественных отношений в основных сферах социальной жизни;
необходимость уважения прав личности;
необходимость постоянного самопознания и
саморазвития человека; взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных
ценностей; ответственность за собственные слова и действия; свою роль в семье,
коллективе и обществе; важность сознательного выбора будущей профессии;
значимость взаимопомощи в жизни; свою жизнь и здоровье как ценность, важность
использования на практике знаний о здоровом образе жизни;
3) применяет навыки исторического мышления: для
решения жизненных задач и проблем; при определении местоположения различных
объектов, выявлении изменений на исторической карте; при сравнении исторических
личностей, событий, явлений, процессов; при характеристике политического,
социально-экономического и культурного развития Казахстана и других стран мира;
при определении собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,
исходя из их исторической обусловленности; при работе с историческими
материалами;
правовую информацию в практической деятельности
и повседневной жизни; при выборе соответствующих закону форм поведения и
действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; при определении
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; при
обращении в соответствующие органы и организации за квалифицированной
юридической помощью; при участии в дискуссиях по актуальным общественным и
правовым проблемам;
творческий подход в решении проблем,
направленных на служение обществу; для конструктивного решения различных
вопросов соответственно нравственным нормам; при выстраивании доброжелательных
отношений с другими людьми и окружающим миром;
4) анализирует исторические события, явления,
процессы с целью определения причинно-следственных связей; историческое
развитие Казахстана и других стран, определяя общие черты и особенности; мотивы
и результаты деятельности исторических личностей; общественные, экономические,
политические и культурные процессы, тенденции развития Казахстана и отдельных
государств мира путем проведения исторических параллелей; различные виды
исторических источников для ответа на проблемные вопросы; различные точки
зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы; информацию,
представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
нормы и механизмы, регулирующие правовые
отношения в обществе; основные права и обязанности субъектов правовых отношений;
несложные практические ситуации, связанные с правовыми отношениями в обществе;
особенности правового положения и юридической ответственности
несовершеннолетних; информацию правового характера, полученную из различных
источников;
формы и методы формирования у людей способности
к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; потребности
материального и нематериального плана и их соизмеримость с желаниями и
возможностями;
5) синтезирует информацию из различных
источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации
изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт
исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей;
исторические сведения для ориентации в современных политических,
социально-экономических и культурных процессах, происходящих в обществе;
модель поведения в различных практических
ситуациях, учитывая правовые и нравственные нормы, для социальной адаптации в
обществе;
6) оценивает исторические события, процессы,
явления, личности в контексте их влияния на отечественную и мировую историю, их
различные интерпретации; достоверность различных видов исторических источников;
перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль
современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и
культуре;
деятельность государственно-правовых институтов
общества, собственный возможный вклад в их развитие; позитивные и негативные
явления в жизни общества; значение правопорядка и законности;
свои способности проявлять созидательную
активность в решении конкретных вопросов; свои умения сотрудничать в коллективе
для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным
нормам.
20. Ожидаемые результаты
обучения по образовательной области «Технология и искусство»
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает классификацию и особенности различных
стилей, направлений и жанров видов искусств; изобразительные и выразительные
средства искусства и музыки; историю происхождения стилей и жанров видов
искусства; традиции и обычаи в декоративно-прикладном искусстве казахского
народа и других народов мира; шедевры мирового и национального искусства и
музыки; классификацию народных и классических музыкальных инструментов;
основные виды и свойства натуральных, искусственных, художественных материалов;
основные технологии ручной, механической, художественной обработки некоторых
материалов; основные технологии приготовления пищи; общую характеристику
основных видов электротехнических работ; классификацию электротехнических
материалов; классификацию технологических машин, приборов, аппаратов и
инструментов; эксплуатационные и функциональные характеристики технологических
машин и оборудований; основы конструирования, моделирования и обработки
текстильных изделий; современные информационные технологии и программное
обеспечение, используемые в области искусства; правила техники безопасности при
работе с оборудованием и инструментами;
2) понимает значение и роль различных видов
искусства, техники и технологий в жизни человека и общества, в охране и защите
окружающей среды; ценность произведений музыкального и изобразительного
искусства казахского народа и других народов мира; связь стилей и направлений
видов искусства с исторической эпохой; особенности передачи творческого замысла
различными средствами искусства; влияние свойств природных и искусственных
материалов на функциональное и эстетическое качество изделий; важность
коллективной и групповой работы для принятия решений, развития идей и создания
творческих продуктов;
3) применяет приемы и техники создания
творческих проектов в различных видах искусства, проведения простых
электромонтажных работ; художественные способы и приемы передачи особенностей
образов, предметов и явлений окружающего мира, в том числе с использованием
компьютерных программ и приложений; знание различных свойств художественных,
конструктивных материалов при создании и изготовлении изделий, а также
произведений искусства; основные технологии обработки материалов для создания
прототипов новых изделий, в том числе с использованием средств ИКТ; различные
способы продвижения творческих продуктов для реализации своих идей в
коммерческой области; способы планирования и организации своего труда; способы
передачи экологических проблем окружающего мира посредством искусства;
4) анализирует творческие идеи и замыслы в
произведениях различных видов искусств; способы, техники и материалы,
использованные в работах деятелей искусств и своих собственных работах;
созданные прототипы изделий с целью их качественного улучшения; потребительские
возможности результатов творческого труда; влияние социально-исторических,
региональных, научно-технических, культурных факторов на произведения
искусства; влияние искусства, технологий ипроизводства на окружающую среду и
жизнедеятельность человека;
5) синтезирует творческие проекты по различным
видам искусства, в том числе с применением ИКТ; способы и приемы работы в
различных техниках с применением различных материалов и инструментов; различные
идеи для сочинения импровизаций и аранжировок в различных стилях и жанрах;
знания и навыки по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам для создания
творческих работ; конструкторские и дизайнерские решения для создания изделий с
учетом технологических и эксплуатационных свойств материалов;
6) оценивает основной замысел, образы и идеи в
произведениях различных видов искусства; художественную и эстетическую ценность
произведений национального и мирового искусства; самостоятельно/коллективно
выполненные художественные, технические работы; возможности изделий на предмет
функциональности, эргономичности и эффективности; потребительские качества
продукта труда и сервисные возможности выполнения технологических операций.
21. Ожидаемые результаты по
образовательной области «Физическая культура»
По завершении основного среднего образования
обучающийся:
1) знает правила и технику безопасности при
занятиях физической культурой; правила и технику выполнения двигательных
действий, комплексов физических упражнений различной направленности; методы и
способы контроля за текущим самочувствием во время занятий (по внешним и
внутренним признакам) и режимами физической нагрузки (по частоте сердечных
сокращений);
2) понимает необходимость сохранения и
укрепления здоровья для повышения уровня работоспособности; роль физических
упражнений в режиме дня; влияние физической культуры на функциональное
состояние систем организма; необходимость ведения здорового образа жизни;
уровни сложности выполняемых двигательных действий; необходимость достижения
требуемой интенсивности различных физических нагрузок на различных стадиях
физической подготовленности;
3) применяет двигательные навыки в широком
диапазоне деятельности для достижения физического совершенствования;
прогнозирование индивидуальных и совместных занятий физической культурой с
учетом собственных и командных интересов; знания и навыки для обогащения
собственного опыта физических упражнений и опыта других; тактики и стратегии в
спортивных играх и циклических видах спорта, указанных в учебной программе;
знания правил при осуществлении судейства школьных соревнований по программным
видам спорта;
4) анализирует достижения и опыт в физических
упражнениях для управления будущим обучением и поведением в команде; готовность
и способность к саморазвитию и самообразованию на основе оптимизации
деятельности; различные методы управления физическими изменениями в организме
во время кратковременных и продолжительных упражнений;
5) синтезирует виды движений и их
последовательность в улучшенные комбинации движений; знания и навыки соблюдения
здорового и безопасного образа жизни; знания и инструменты критического
мышления для исследования и решения проблем в рамках занятий физической
культурой; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) оценивает собственные физические способности
и способности других; трудности и риски, возникающие во время выполнения
различных физических упражнений; влияние физических упражнений на различные
аспекты здоровья; свой потенциал для участия в активной творческой деятельности
при выборе и формировании здорового образа жизни и участии в спортивных
мероприятиях внутри и за пределами школы.
22. Оценка учебных достижений
обучающихся осуществляется посредством использования критериев оценки знаний
обучающихся. Критерии оценки используются для измерения уровня учебных достижений
обучающихся.
23. Критерии оценки
разрабатываются в соответствии с целями обучения по каждой учебной
программе.
24. Оценка учебных достижений
обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного
оценивания.
25. Критерии оценки знаний
обучающихся разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом в области
образования.
26. Для обучающихся с
ограниченными возможностями в развитии создаются условия для получения ими
образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.
3. Требования к содержанию образования
27. Основное среднее образование направлено на привитие обучающимся
национальных и общечеловеческих ценностей, являющихся общими для всех уровней
образования и призванных стать устойчивыми жизненными ориентирами личности
обучающегося, мотивирующими его поведение и деятельность.
28. В качестве базовых
ценностей в содержании основного среднего образования определены:
1) казахстанский патриотизм и гражданская
ответственность;
2) уважение;
3) сотрудничество;
4) труд и творчество;
5) открытость;
6) образование в течение всей жизни.
29. На основе привития
ценностей образования у обучающихся должны развиваться:
1) готовность к служению интересам
Казахстана;
2) уважение и соблюдение норм Конституции и законов Республики
Казахстан;
3) социальная ответственность и умение принимать
решение;
4) мотивация к овладению государственным
языком;
5) уважение культуры и традиций народа
Казахстана, культурного многообразия мира;
6) приверженность идеям духовного согласия и
толерантности;
7) позитивное отношение к окружающему миру и
сохранению экологического равновесия;
8) творческое и критическое мышление;
9) коммуникативность и умение эффективно
использовать информационно-коммуникационные средства и технологии;
10) мотивация к обучению и самосовершенствованию
на протяжении всей жизни.
30. Цель основного среднего
образования - формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни
в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии,
специальности.
31. Основные задачи основного
среднего образования заключаются в формировании и развитии у обучающихся:
1) духовно-нравственных качеств;
2) системы базовых знаний по основам наук;
3) навыков самостоятельного обучения и
личностного саморазвития;
4) навыков осуществления учебной, проектной,
исследовательской деятельности;
5) навыков критического и творческого
мышления;
6) навыков самореализации и взаимодействия в
социуме.
32. Базовое содержание
образования определяется учебными программами по учебным предметам, которые
разрабатываются на основе требований стандарта.
33. Базовое содержание
основного среднего образования должно быть установлено на основе интеграции
академической подготовки, развития самостоятельности обучающихся и
духовно-нравственного воспитания, которая реализуется посредством сочетания
учебной, проектной и исследовательской деятельности с целенаправленно
организованной воспитательной работой.
34. Базовое содержание
основного среднего образования определяется с учетом следующих
ориентиров:
1) соответствие динамичным запросам современного
общества;
2) необходимость развития критического,
творческого и позитивного мышления;
3) целесообразность усиления интеграции
содержания учебных предметов;
4) обеспечение соблюдения принципа непрерывности
и преемственности содержания образования между уровнями начального образования
и основного среднего образования;
5) сохранение баланса между академичностью и
практической направленностью содержания образования;
6) обеспечение единства обучения, воспитания и
развития.
35. Организация учебного
процесса на уровне основного среднего образования ориентирована на реализацию
принципа единства обучения и воспитания. При организации обучения приоритетная
роль отводится учению как ведущей деятельности обучающихся.
36. В процессе обучения
посредством каждого учебного предмета решаются вопросы воспитания. Все виды
воспитательной работы направлены на решение вопросов познания и освоения
обучающимися субъективно новых знаний, изучение национальных традиций, культуры
и привитие общечеловеческих ценностей.
37. Организация разнообразных
форм внеурочной деятельности в совокупности обеспечивает реализацию
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического,
трудового и физического воспитания обучающихся.
38. Организация учебного
процесса предполагает использование интерактивных методов обучения, которые
основаны на организации освоения опыта самим обучающимся путем проявления
активности в обсуждении вопросов, в аргументации точки зрения, инициативы к
поиску и принятию конструктивного решения.
39. Наряду с обучением
обязательным учебным предметам предусмотрено проведение элективных курсов,
внеаудиторных занятий, участие обучающихся в научных проектах.
40. Обеспечение
последовательности в развитии навыков проектной и исследовательской
деятельности обучающихся является одним из основных принципов организации
образовательного процесса в организациях образования.
41. Базовое содержание
основного среднего образования реализуется в рамках политики трехъязычного
образования. Цель трехъязычного образования заключается в формировании
полиязычной личности – гражданина Казахстана, который владеет не менее чем
тремя языками, умеет успешно вести диалог в различных сферах деятельности,
ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру других народов.
42. Трехъязычное образование
практически реализуется через:
1) уровневое усвоение казахского, русского и
английского языков;
2) организацию изучения отдельных предметов на
казахском, русском языке независимо от языка обучения;
3) организацию внеурочной деятельности и
элективных курсов на казахском, русском и английском языках.
43. Базовое содержание
основного среднего образования каждой образовательной области определено с
учетом необходимости не только обучить основам наук, но и обеспечить дальнейшее
развитие духовности, социального и культурного опыта, который будет
способствовать эффективной социализации.
44. Содержание образовательной
области «Язык и литература» реализуется в учебных предметах:
1) «Казахский язык», «Казахская литература» для
классов с казахским языком обучения и «Русский язык», «Русская литература» для
классов с русским языком обучения;
2) «Казахский язык и литература» для классов с
неказахским языком обучения и «Русский язык и литература» для классов с
нерусским языком обучения;
3) «Иностранный язык»;
4) в организациях образования с языком обучения
этносов, компактно проживающих на территории Казахстана, в образовательную
область «Язык и литература» дополнительно входят родной язык и литература
данного этноса. Учебные предметы «Родной язык» для классов с
уйгурским/узбекским/ таджикским языком обучения, «Литература» («Уйгурская
литература», «Узбекская литература», «Таджикская литература») включаются в
инвариантный компонент типового учебного плана.
45. Содержание образовательной
области «Язык и литература» должно обеспечить использование межпредметных
связей с другими языковыми и неязыковыми учебными дисциплинами; успешную
социализацию обучающихся; развитие языковых навыков обучающихся в соответствии
с их возрастными особенностями, потребностями и интересами; понимание важности изучения
языков в современном мире; развитие духовно-нравственных ценностей; понимание
целостной картины полиязычного и поликультурного мира; установление
межличностных и межкультурных контактов в процессе общения; воспитание уважения
к различным точкам зрения через ознакомление с культурами других стран; умение
самостоятельно работать с различными информационными источниками на изучаемом
языке, в том числе с Интернет ресурсами; развитие и использование творческого и
критического мышления.
46. Содержание образовательной
области «Математика и информатика» реализуется в учебных предметах
«Математика», «Информатика».
47. Содержание образовательной
области «Математика и информатика» должно обеспечить формирование способности
определять и понимать роль математики и информатики в мире; представлений о
математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и
процессов; преемственность уровней среднего образования, межпредметную и
внутрипредметную связь при изучении математики и информатики; овладение
базовыми математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения на уровне общего среднего образования и изучения смежных дисциплин, их
применения в повседневной жизни; овладение системой базовых знаний по
теоретическим основам технологии программирования и современных
информационно-коммуникационных технологий, умениями применять и преобразовывать
модели реальных объектов и процессов, используя информационные и
телекоммуникационные технологии при изучении информатики и других предметов;
развитие функциональной грамотности, логического, алгоритмического и
операционного мышления, пространственного воображения, способности использовать
различные языки математики и информатики (словесный, символический,
аналитический, графический), воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах.
48. Содержание образовательной
области «Естествознание» реализуется в учебных предметах: «Естествознание»,
«Физика», «Химия», «Биология», «География».
49. Содержание образовательной
области «Естествознание» должно обеспечить сформированность функциональных
знаний и умений, навыков планирования, анализа и обработки, интерпретации,
систематизации, работы по алгоритму, совершенствование исследовательских, опытно-экспериментальных
навыков, оценивания и формулирования выводов; углубление понимания
основополагающих понятий, закономерностей, теорий и принципов, лежащих в основе
современной естественно-научной картины мира, методов научного познания
природы, глобальных и локальных проблем человечества на основе комплексного
изучения природы, экономики и общества; развитие экологической культуры,
научного, проектного и пространственного мышления; воспитание патриотических
чувств, ответственного и бережного отношения к окружающей среде; осуществление
профессиональной ориентации обучающихся по естественно-научным
направлениям.
50. Содержание учебных
предметов образовательной области «Человек и общество» реализуется в учебных
предметах: «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права»,
«Самопознание».
51. Содержание образовательной
области «Человек и общество» должно быть направлено на формирование у
обучающихся основ знаний по общественно-гуманитарным наукам в рамках системы
«Человек – Общество». Содержание учебных предметов ориентировано на
формирование у обучающихся навыков исторического мышления, понимания и
осмысления прошлого и настоящего и их взаимосвязи, умений изучать,
анализировать и делать обоснованные заключения по материалам исторических,
правовых, экономических, политических, социологических источников информации и
на их основе выстраивать независимые суждения, принимать собственные взвешенные
решения; на воспитание патриотизма, формирование правовой грамотности,
понимания идеалов и ценностей демократического правового общества, активной
гражданской позиции для осуществления эффективного взаимодействия и выбора
коммуникативных средств в условиях социокультурного общения; на развитие умений
определять личностное отношение к системе общечеловеческих, этнокультурных
ценностей, к социально-экономической и политической ситуации, наблюдать и
оценивать социальные явления и события, необходимые для осуществления
нравственного выбора.
52. Содержание образовательной
области «Технология и искусство» реализуется в учебных предметах «Музыка»,
«Художественный труд».
53. Содержание образовательной
области «Технология и искусство» должно быть направлено на формирование
целостного восприятия картины окружающего мира, общей культуры подрастающего
поколения, развитие эстетической, духовно-нравственной и эмоциональной сферы
обучающихся на основе национальных и мировых художественных ценностей общества,
на развитие основных представлений о роли искусства и технологии в жизни
человека, понимания и уважительного отношения к традициям, обычаям, культуре и
различным видам искусства казахского народа и других народов мира; на
дальнейшее развитие знаний, умений и навыков осуществления художественной,
музыкальной и проектной деятельности в различных видах искусства; основных
технологических знаний, умений и навыков, в том числе с применением
компьютерных цифровых технологий; на развитие вокальных и инструментальных
навыков, включая различные музыкальные цифровые технологии; на самостоятельное
усвоение различных способов познания мира посредством художественных и
музыкальных средств выразительности и современных технологий.
54. Содержание образовательной
области «Физическая культура» реализуется в учебном предмете «Физическая
культура».
55. Содержание образовательной
области «Физическая культура» должно быть направлено на укрепление здоровья,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; обучение
навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
овладение техническими действиями и приемами базовых и национальных видов
спорта; воспитание патриотизма, любви к своей Родине и воспитание
морально-волевых качеств.
56. Срок освоения
общеобразовательной учебной программы основного среднего образования – пять
лет.
4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки
57. Максимальный объем недельной учебной нагрузки обучающихся на уровне
основного среднего образования составляет не более: в 5 классе - 32 часов, в 6
классе - 32 часов, в 7 классе - 34 часов, в 8 классе - 35 часов, в 9 (10)
классе – 36 часов в неделю.
58. Общий объем учебной
нагрузки обучающихся, составляющий инвариантный и вариативный компоненты, а
также недельная и годовая учебная нагрузка по классам устанавливаются типовым
учебным планом.
59. Недельная учебная нагрузка включает все виды
учебной работы, определенные типовым учебным планом (инвариантный и вариативный
компоненты). В учебных планах специальных (коррекционных) организаций
образования предусмотрен обязательный коррекционный компонент с учетом вида
нарушения развития. Инвариантный, коррекционный и вариативный компоненты в
учебных планах специальных (коррекционных) организаций образования
устанавливаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
60. Сроки начала и завершения
учебного года в организациях образования независимо от форм собственности и
ведомственной подчиненности определяются уполномоченным органом Республики
Казахстан в области образования.
61. Деление класса на две
группы осуществляется в городских организациях образования при наполнении
класса в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся, в
малокомплектных школах – при наличии не менее 10 обучающихся при проведении
уроков по:
1) казахскому языку и литературе – в классах с
неказахским языком обучения;
2) русскому языку и литературе – в классах с
нерусским языком обучения;
3) иностранному языку;
4) художественному труду (группы мальчиков и
девочек независимо от наполняемости класса);
5) информатике;
6) физической культуре по гендерному принципу (в
городской местности – в каждой группе не менее 8 мальчиков (или девочек), а в
сельской местности – не менее 5 мальчиков (или девочек)).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.