ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

  • pptx
  • 23.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия.pptx

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Преподаватель ЮУрУЦПК Головчик Юрий Александрович

Презентация для профессиональной подготовки операторов дефектоскопных тележек

Рельсы подразделяют:           по назначению:      а) рельсы общего назначения;      б) рельсы специального назначения:      1) рельсы низкотемпературной надежности (НН);      2) рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИК);      3) рельсы для скоростного совмещенного движения (СС);      4) рельсы для высокоскоростного движения (ВС);           по типам:      а) Р50;      б) Р65;      в) Р65К (для наружных нитей кривых участков пути);      г) Р75;           по способу выплавки стали:      а) в конвертере (К);      б) в электропечи (Э);           по термическому упрочнению:      а) термоупрочненные, подвергнутые дифференцированному упрочнению по сечению рельса (ДТ);      б) термоупрочненные, подвергнутые объемной закалке и отпуску (ОТ);      в) нетермоупрочненные (НТ);        

          по классу прочности (минимальной твердости):      а) 370 (термоупрочненные);      б) 350 (термоупрочненные);      в) 320 (нетермоупрочненные);      г) 300 (нетермоупрочненные);      д) 260 (нетермоупрочненные);       по классу качества поверхности:      а) Е;      б) Р;      по наличию болтовых отверстий на концах:      а) с отверстиями;      б) без отверстий.

Обозначение категории

Характеристика категории рельсов

ДТ370ИК

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости

ОТ370ИК

Объемно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости

ДТ350ВС

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для высокоскоростного пассажирского движения

ДТ350СС

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева для скоростного совмещенного движения

ОТ350СС

Объемно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения

ДТ350НН

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева низкотемпературной надежности

ОТ350НН

Объемно термоупрочненные низкотемпературной надежности

ДТ350

Дифференцированно термоупрочненные с прокатного/отдельного нагрева общего назначения

ОТ350

Объемно термоупрочненные общего назначения

НТ320ВС

Нетермоупрочненные для высокоскоростного пассажирского движения

НТ320

Нетермоупрочненные высокой прочности общего назначения

НТ300

Нетермоупрочненные повышенной прочности общего назначения

НТ260

Нетермоупрочненные обычной прочности общего назначения

Примечание - В обозначениях категорий рельсов использованы сокращения, указанные в 4.1.

Классификация по категориям рельсов, изготавливаемых по стандарту, приведена в таблице 1.         

Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке. Основные размеры поперечного сечения рельса

Размер поперечного сечения

Обозначение

Значение размера для рельса типа

Р50

Р65

Р65К

Р75

Высота рельса

Н

152,00

180,00

181,00

192,00

Высота шейки

h

83,00

105,00

104,40

Ширина головки

b

71,59

74,59

75,00

74,59

Ширина подошвы

В

132,00

150,00

Толщина шейки

е

16,00

18,00

20,00

Высота пера подошвы

m

10,50

11,25

13,55

Основные размеры поперечного сечения рельсов (в миллиметрах)

Рельсы без болтовых отверстий изготавливают:            - длиной до 20 м включ. с допускаемым отклонением ±1 мм на метр длины;            - длиной свыше 20 до 25 м включ. с допускаемым отклонением ±20 мм;            - длиной свыше 25 до 100 м включ. с допускаемым отклонением ±30 мм.            Рельсы с болтовыми отверстиями изготавливают длиной 25,00; 24,92; 24,84; 12,52; 12,50; 12,46; 12,42; 12,38 м с допускаемым отклонением ±4 мм.            Примечание - Длина рельсов указана при температуре 15 °С. Результаты измерений, проведенных при других температурах, должны быть скорректированы с учетом температурного линейного расширения рельсов.

Длина рельсов

Болтовые отверстия в рельсах

Расположение болтовых отверстий

Тип рельса

Номинальное значение

Допускаемое отклонение

d

T

l1

l2

l3

Р50

34,0

68,5

66,0

216,0

356,0





± 0,7

Р65, Р65К

36,0

78,5

96,0

316,0

446,0

Р75

80,4

Расположение и размеры болтовых отверстий (в миллиметрах)
Болтовые отверстия должны иметь фаски размером от 1,5 до 3,0 мм, снятые под углом около 45°.

Требования к технологии производства
Для производства рельсов используют непрерывно-литые заготовки из стали кислородно-конвертерного или электропечного производства, подвергнутой внепечной обработке и вакуумированию.      
Технология производства и контроля рельсов должна предусматривать удаление окалины при помощи гидросбива, возможность правки рельсов в двух плоскостях на роликоправильных машинах и прессах, автоматизированный контроль отклонения рельсов от прямолинейности, автоматизированный контроль размеров и формы профиля рельсов, автоматизированный ультразвуковой контроль внутренних дефектов, автоматизированный неразрушающий контроль качества поверхности рельсов, систему идентификации рельсов по технологическому потоку.

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Хром

Азот

Фосфор

Сера

Алюминий

Не более

90ХАФ

0,83-0,95

0,75-1,25

0,25-0,60

0,08-0,15

0,20-0,60

0,010-0,020

0,020

0,020

0,004

76ХАФ

0,71-0,82

0,05-0,15

0,20-0,80

76ХФ

0,03-0,15

-

76ХСФ

0,30-1,10  

0,05-0,15

0,50-1,25

90АФ

0,83-0,95

0,25-0,60

0,08-0,15

-

0,010-0,020

76АФ

0,71-0,82

0,05-0,15

76Ф

0,03-0,15

Примечание - К обозначению марки стали добавляют спереди букву "К" для конвертерной и букву "Э" для электропечной стали.

Химический состав стали

Массовая доля остаточных элементов в стали не должна превышать:            - меди - 0,20%;            - никеля - 0,20% для рельсов категорий ОТ350НН, ДТ350НН, ОТ350 и ДТ350,            - 0,15% для рельсов всех остальных категорий;            - суммарная никеля и меди - 0,27%;            - хрома - 0,20%;            - титана - 0,010%.            При этом суммарная массовая доля указанных элементов и хрома, если он является остаточным элементом, должна быть не более 0,40%.

Допускается удаление отпечатков и знаков выпуклой маркировки на шейке рельса в зоне сопряжения с накладками зачисткой абразивным инструментом вдоль направления прокатки при обеспечении размеров шейки.
Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, расслоений и трещин. Кромки торцов рельсов должны быть без заусенцев и наплывов металла.
Поверхность болтовых отверстий и фасок должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления.

Выпуклая маркировка

На средней части шейки с одной стороны каждого рельса в горячем состоянии выкатывают выпуклую маркировку, содержащую:            - обозначение предприятия-изготовителя;      - месяц (римскими цифрами) и последние две цифры года изготовления (арабскими цифрами);      - тип рельса;      - обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки).      
Маркировку выкатывают с периодичностью не более 4 м по длине рельсов. На рельсах с болтовыми отверстиями маркировка не должна располагаться на расстоянии менее 0,6 м от торцов рельса.      
Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на расстояние от 0,6 до 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.      
Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм высотой около 1 мм и выпуклых линий длиной до 80 мм.

Маркировка, наносимая клеймовочной машиной

На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке, в горячем состоянии наносят:      а) обозначение способа выплавки буквой:

1) для конвертерной стали

К;

2) для электростали

Э;

б) номер плавки;  в) расположение каждого участка рельса длиной, кратной 12,5 или 25 м, в раскате латинскими буквами (A, В,... Y);  г) номер ручья;   д) номер заготовки в ручье.

Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торца рельса с периодичностью не более 12,5 м по длине рельсов (для рельсов длиной до 12,52 м - не менее чем в одном месте). Расстояние между знаками, исключая пробел, допускается от 20 до 40 мм.
          Маркировочные знаки должны иметь высоту около 16 мм, глубину от 0,4 до 1,5 мм, угол наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин.         Не допускается наносить и исправлять клеймением в холодном состоянии маркировочные знаки, нанесенные горячим клеймением.

Маркировка приемочными знаками

На торце подошвы каждого принятого рельса наносят приемочные знаки службы технического контроля предприятия-изготовителя.

Маркировка краской

   В зависимости от категории рельса на шейке рельса наносят маркировку краской. Вид, цвет и место нанесения маркировки краской устанавливают по соглашению сторон

1 -- инспекторские клейма, 2 -- керн, 3 -- клеймо ОТК завода,  4 -- голубая (белая) окантовка, 5 -- место нанесения номера рельса (1-2 -- главные, х -- донные), 6 -- признак закаливания (3 -- закаленные, К -- незакаленные рельсы), 7 -- место нанесения номера плавки (номер плавки для рельсов 1 группы начинается с "П"), 8 -- маркировка на шейке рельса выпуклыми буквами и цифрами, обозначающими
завод-изготовитель, месяц и год проката, тип рельса, 9 -- красная краска (рельс 2-го сорта), 10 -- синяя краска (забракованный рельс).

по ГОСТ 24182-80 (введен с 1 июля 1981 г.)

а - рельс изготовлен Кузнецким (К) металлургическим комбинатом в мае (V) 1990 г. (90) типа Р65, плавка А293, из обычной стандартной углеро-дистой стали, с закалкой концов (белая полоса краской на головке), по содержанию углерода "твердый" (желтая окраска подошвы на конце), стрелкой обозна-чен головной конец

б - рельс изготовлен заводом "Азовсталь" (А) в марте 1990 г. (III 90) типа Р75, плавка П356, закаленный по всей длине (зеленая полоса на шейке и зеленая окантовка торца

в - рельс изготовлен Нижнетагильским (Т) металлургическим комбинатом в сентябре 1989 г. (IX 89) типа Р50, плавка 751Я, закаленный по всей длине, по качеству закалки - первого класса (зеленая окантовка на торце

 г - рельс изготовлен заводом им. Дзержинского (Д) в январе 1990 г. (I 90) типа Р50, плавка 153, закаленный по всей длине, по качеству закалки - второго класса (желтая окантовка на торце)

Эскиз

Описание маркировки

Головка на торце, по контуру, обведена голубой (для рельсов I группы) или белой (для рельсов II группы) краской; выбит один керн - рельс первого сорта незакаленный

Голубая или белая полоса сверху на головке рельса; вдавленная буква К на торце - рельс первого сорта с закаленными концами (на остальном протяжении рельс не закален)

Эскиз

Описание маркировки

Головка на торце, по контуру, обведена светло-зеленой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца также светло-зеленая полоса; вдавленная буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки первого класса

Головка на торце, по контуру, обведена желтой краской; на расстоянии около 1 м от торца светло-зеленая полоса; буква З на торце - рельс первого сорта, закален по всей длине по параметрам закалки второго класса

Эскиз

Описание маркировки

Головка по контуру обведена желтой краской; на шейке на расстоянии около 1 м от торца желтой краской написан шифр из одной буквы и цифр - рельс опытный, характеристика его дана в документах

Один край подошвы окрашен голубой или белой краской - рельс имеет одинарное укорочение: 40 мм для 12,5-метровых и 80 мм для 25-метровых рельсов

Эскиз

Описание маркировки

Оба края подошвы окрашены голубой или белой краской - рельс имеет двойное укорочение: 80 мм для 12,5-метровых и 160 мм для 25-метровых рельсов




Верх подошвы на конце окрашен желтой краской - сталь, из которой изготовлен рельс, содержит углерод выше среднего процента по стандарту





Эскиз

Описание маркировки

Подошва и половина шейки окрашены красной или зеленой краской и выбиты два керна - рельс второго сорта; при красной окраске - незакаленный, при зеленой - закаленный

Весь торец рельса окрашен синей краской, на обоих торцах по три керна - рельс забракован, к укладке в пути МПС не пригоден

Дополнительная маркировка

Допускается на торце рельсов в холодном состоянии наносить дополнительную маркировку.

Макроструктура рельсов

Макроструктура без ликвации (серный отпечаток)

Классификация - допустимо

Незначительная прямая и обратная ликвация (серный отпечаток)

Классификация - допустимо

Отрицательная зонная ликвация, обусловленная электромагнитным перемешиванием (серный отпечаток)

Классификация - допустимо

Осевая ликвация в шейке, простирающаяся в головку и (или) в подошву (серный отпечаток)

Классификация - допустимо

Осевая ликвация, распространяющаяся за пределы шейки в головку и в подошву на расстояние более 15 мм (глубокое травление)

Ликвационная зона, имеющая ширину, превышающую 1/3 толщины шейки (глубокое травление)

Несимметрично расположенные относительно вертикальной оси зоны повышенной и пониженной травимости при длине такой зоны более 15 мм (глубокое травление)

Одиночные точки диаметром более 1 мм (глубокое травление)

Наличие более 3 одиночных точек в одном элементе профиля (глубокое травление)

Одиночные ликвационные полоски с длиной более 5 мм (глубокое травление)

Группа ликвационных полосок с общей протяженностью более 6 мм при протяженности одной полоски более 3 мм (глубокое травление)

Группа ликвационных полосок с общей протяженностью более 20 мм при протяженности каждой полоски менее 3 мм (глубокое травление)