Гостиная по творчеству Эдуарда Асадова «Сражаюсь, верую, люблю».

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Душа поэта и судьба солдата! Нет никакого сомнения в том, что в этом-то органическом единстве трепетного счастья и беспредельного мужества, нежности и отваги, упорства и доброты заключается одна из привлекательных особенностей поэзии Эдуарда Асадова. Особенность творчества Асадова – необычная оптимистичность. Каждая страница дышит неколебимой добротой, любовью к людям, верой в победу справедливости над силами зла и вообще во все самое хорошее.У Эдуарда Асадова удивительная судьба. Он не только ярчайший поэт, но еще и несокрушимый боец, ведущий каждый день и едва ли не каждый час бой за совесть, правду и справедливость.
Иконка файла материала Литературная гостиная Э.Асадов.doc
Подготовка Оформление:  свечи, подсвечники, сборники стихов автора, аудиозапись  песни  «Вставай страна огромная»,  «День Победы»,  аудиозаписи  военных песен ( вальс,  маршевая песня). Литературно – музыкальную гостиную по творчеству Э.Асадова  для  старшеклассников составили  Л.З. Поважная (зав. библиотекой), О.А.  Гриценко (педагог­ библиотекарь), О.И.Софронова (учитель русского  языка и литературы) Гостиная по творчеству Эдуарда Асадова «Сражаюсь, верую, люблю» Ведущий: Я все живу, волнуясь  и борясь.                  Да можно ль жить спокойною судьбою,                  Коль часто в мире возле правды – грязь                  И где­то подлость рядом с добротою!                  И где­то нынче в гордое столетье                  Порой стреляют выстрелы во мгле,                  И есть еще предательство на свете,                  И есть еще несчастья на земле.                  И под ветрами с четырех сторон                  Иду я в бой, как в юности когда­то,                  Гвардейским стягом реет небосклон,                  Наверно, так вот в мир и я рожден –                  С душой поэта и судьбой солдата. Ведущий: Эти строки из стихотворения Эдуарда Асадова «Всегда в бою». Название это  глубоко символично для всего творчества поэта. Впрочем, не только для творчества, но и  для всей его жизни. Ведущий: Душа поэта и судьба солдата! Нет никакого сомнения в том, что в этом­то  органическом единстве трепетного счастья и беспредельного мужества, нежности и отваги, упорства и доброты  заключается одна из привлекательных особенностей поэзии  Эдуарда Асадова. Ведущий: У Эдуарда Асадова удивительная судьба. Он не только ярчайший поэт, но еще и несокрушимый боец, ведущий каждый день и едва ли не каждый час бой за совесть, правду и справедливость. Ведущий: Родился Эдуард Асадов под горячим туркменским солнцем 7 сентября 1923 года в городе Мары в армянской семье. Родители будущего поэтабыли участниками революции и Гражданской войны. В мирные дни они стали школьными  учителями. После преждевременной смерти мужа мама  Эдуарда вместе с сыном   переехала на Урал, в Свердловск, где оба  «пошли в первый  класс» ­  мама учителем, а сын – учеником. Здесь Асадов вступил в пионеры, написал первые стихи.         Музыка.    Вальс Ведущий: Затем – Москва и выпускной бал в 38 –й столичной школе 14 июня 1941 года. А  через неделю – война. Ведущий: Все для Сергея пело и смеялось:                  Деревья, птицы, ширь, голубизна…                  И вдруг, как бомба, слово разорвалось,                  Короткое и страшное: «Война!»   Музыка. «Вставай страна огромная»                  Все изменила грозная минута,                  Все потекло по­новому теперь:                  Так и не тронув двери института,                  Сергей толкнул райкомовскую дверь. Ведущий: По комсомольскому призыву Асадов ушел на фронт. Сражался (и сражался  отважно) на Ленинградском, Волховском, Северо­Кавказском и 4­м Украинском фронтах.  За годы войны прошел путь  от наводчика орудия до офицера, командира батареи  прославленных гвардейских  минометов («катюш»). Воевал, веруя в победу, а в  перерывах  между боями писал стихи: «Письмо с фронта», «В землянке» и др. Ведущий: В поэме Асадова «Снова в строй» главный герой – Сергей Раскатов. Нет  сомнения, что речь идет о нем, об Асадове. Поэма автобиографична. 14 июня в 38­й  московской школе состоялся торжественный выпускной вечер. Асадов только­только   окончил школу. И вот  он на фронте.                 Музыка. Военные песни Ведущий: Ты был в тылу, стрелял на полигоне.                   Но у войны другой и быт, и нрав.                   Тут все свое: обычаи, законы                   И  свой особый, воинский устав.                   Устав тот на бумаге не написан,                   Ни глав он не имеет, ни статей,                   Но «спущен сверху» и никем не прислан,                   Но ты его ослушаться не смей!                   Да, тот устав не писан на бумаге,                    Но он гласит: «Солдат, не поскупись!                   Куском последним и глотком из фляги                   С любым бойцом, как с другом, поделись»                   Ты был в тылу, стрелял на полигоне,                    Но у войны особый быт и нрав!                   И раз ты здесь, то постигай законы,                   Привычки все и фронтовой устав.Ведущий: Каким же был тогда этот совсем еще молодой артиллерист? И как вел он себя  в  эти самые трудные дни войны на учениях и фронте? Ведущий: С вокзала в бой. Без передышки, сразу.                   Нужны, как воздух, залпы батарей!                   К своим приборам быстрым, верным глазом                   Припал наводчик. Не плошай, Сергей!                    Ведущий: Сам Асадов, как и герой его поэмы, тоже был наводчиком грозной боевой  машины. Именно наводчику нужны зоркий глаз, холодный ум и твердость руки. Эти  качества со временем сформировались и окрепли в мужественном молодом солдате.            Музыка. Военные песни (фоном) Ведущий: По циферблату стрелка лезет круто,                   Цепочка туго обвила ладонь,                   Комбат следит, осталось три минуты,                   Сейчас он, встав, скомандует: Огонь!                   Но сверху вдруг нестройное гуденье                   И чьи – то крики: Воздух! Берегись!­                   Три коршуна, три черных длинных тени                   Из облаков скользнули круто вниз. Ведущий: Прием обычный у фашистских асов:                   Ошеломить, смешать, предать огню!                   И смерть чертила огненные трассы                   Под пулеметов злую трескотню.                   Рванул снаряд иль бомбу сбросил летчик?                   Земля качнулась… Стало вдруг темно…                   Сергей не помнил, как упал в окопчик:                   Холодный страх швырнул его на дно.      Музыка. Военные песни Ведущий: Укрыться бы, разрыть, раскинуть глину.                   Залезть под самый грунт, нырнуть в подземный ход.                   Мешком свалившись, кто­то сел на спину,                   Сказав: ­ Коли успеет – перебьет.                   Страх, голый страх в глазах Никиты бился.                   Нет зеркала, не то в своих глазах                   Сергей бы мог увидеть, как светился                   Такой же круглый, безотчетный страх.                   Огонь! – команда пронеслась над дымом.                   И, выскочив из щелей, ям и рвов,                   Сержанты быстро кинулись к машинам.                   И все покрыл протяжный мощный рев.                   Но почему безмолвствует вторая?                   Вскочил Раскатов и, забыв свой страх,                   Помчался вдоль опушки, задыхаясь,Шинель, на землю сбросив второпях.                   Сержант Кудрявцев, привалившись к ели,                   Разбитое плечо, зажав рукой,                   Весь, посерев, промолвил еле­еле:                   ­ В плечо вот мне… Беги к машине! Крой!                   Через секунду хлопнула кабина,                   Взревел на рельсах и исчез снаряд,                   Забила, заработала машина,                   И улыбнулся раненый сержант.         Музыка. Вальс Ведущий: (вспоминает) Асадов на моих глазах из московского школьника превращался в  мужественного фронтовика, всегда готового подменить раненого  товарища, взять на себя  ответственность… В одном из боев в районе деревни Новая был тяжело ранен командир  орудия сержант М. М. Кудрявцев. Асадов вместе с санинструктором Василием Бойко  вынес сержанта из машины, помог перебинтовать и, не ожидая распоряжений   непосредственного командира, взял на себя командование боевой установкой,  одновременно выполняя обязанности наводчика. В этот час случилось страшное: бомба  упала в 20­30 метрах от боевой машины Асадова. Осели пробитые скаты БМ. И тут  раздался крик заряжающего Николая Бойкова… Он нес на плече снаряд и не успел  выполнить команду «Ложись!». Осколком  снаряда ему оторвало левую руку. Собрав всю  волю, солдат, покачиваясь, стоял в пяти метрах от установки. Правой рукой он старался  придерживать сползавший с плеча  50­килограммовый  снаряд. Еще секунда – две ­ и снаряд ткнется в землю, и тогда на  десятки метров вокруг не останется ничего живого. Асадов живо оценил ситуацию. Он  мгновенно вскочил с земли, одним прыжком подскочил к Бойкову и подхватил падающий с плеча товарища снаряд. Заряжать его было некуда. Боевая машина горела, из кабины валил  густой черный дым. Он знал, что один из бензобаков находится под сиденьем в кабине.  Асадов бережно положил снаряд и бросился помогать водителю Василию Сафронову  бороться с огнем. Пожар был побежден. От госпитализации он отказался наотрез, ведь надо было выполнять боевую задачу. Ведущий: И все­таки Асадову суждено было попасть в госпиталь. Ведущий: Последний бой командира батареи Асадова произошел утром 4 мая 1944 года на  подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время – взрыв вражеского  снаряда и внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда.               Музыка. Адажио (тревога) Ведущий:   Ты помнишь? Стекла дребезжали тонко,                   Кругом рвалось. Шофер к рулю приник.                   Машина мчалась по сплошным воронкам,                   По рытвинам, по ямам напрямик!                   Когда упрямо голова пригнута,                   Когда вся воля собрана в комок,                   Сергей, о чем ты думал в ту минуту?                   Что чувствовал и что предвидеть мог?                   Зачем скрывать? Стучало гулко сердце,Но вот конец. Доставлен, цел товар!                   Ты улыбнулся, ты откинул дверцу…                   И вдруг слепящий, режущий удар…                   Вдруг разлетелась на куски планета!                   Ты не успел подумать: «Почему?!»                   Увидел только брызги, брызги света!                   И повалился в бархатную тьму.                   Здесь госпиталь. А тьма еще чернее…                   ­ Где няня? – Как он глухо говорит!­                   Иди зови кого – нибудь скорее                   Да свет зажги!                   ­ Сынок, а свет горит… Ведущий: Так Асадов узнал, что он ослеп. Ведущий: А затем госпиталь. Стихи между операциями и новая жизненная ступень:  Литературный институт имени Горького. Его поэт Эдуард Асадов окончил с отличием и в  том же 1951 году выпустил первую книгу стихов «Светлые дороги». Ведущий: Что было потом? Потом жизнь деятельная и кипучая. Асадов много ездил по  стране, встречался на вечерах поэзии с читателями и писал новые книги. Да, поэзия  Асадова сражается, и борьба эта идет в разных направлениях по широкому тематическому  фронту. Ведущий: Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без  самого главного, ради чего стоит жить на земле, а именно – без любви. И вот ради этого –  то  самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и трудится поэт Эдуард Асадов. Ведущий: А начинается эта любовь с высоких  и светлых чувств к тому,  что ближе, важнее и дороже всего,­ к Родине. Подобных стихов у поэта не очень много. Но это по причине  особо трепетного и бережного отношения к такой исключительно дорогой и значительной  теме.  О самом главном святом вслух говорить не пристало.                                      Музыка. Вальс Ведущий: Как жаль мне, что гордые наши слова,                   «Держава», «Родина» и «Отчизна»                   Порою заперты, звенят едва                   В простом словаре повседневной жизни.                   Я этой болтливостью не грешил.                   Шагая по жизни путем солдата,                   Я просто с рожденья тебя любил                   Застенчиво, тихо и  очень свято.                                      Пусть редко стихи о тебе пишу                   И не треплю о тебе в газете –                    Я каждым дыханьем тебе служу                   И каждой строкою тебе служу                   Иначе, зачем бы и жил на свете!Ведущий: Темы любви к Родине и защиты Отечества неразрывно связаны у Эдуарда  Асадова с темой   отраженной поэтом с такой яркой силой и выразительностью.  Достаточно вспомнить такие стихи, как «Солдат», «Письмо с фронта», «Запомните нас,  пока мы есть», «Могила неизвестного Солдата», «В землянке», «Отцы и дети», поэмы  «Снова в строй» и «Шурка», повесть «Зарницы»   Ведущий: Мама, тебе эти строки пишу я,                  Тебе посылаю сыновний привет,                  Тебя вспоминаю, такую родную,                   Такую хорошую – слов даже нет! Ведущий: Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,                   Застыли орудья, как стадо слонов.                   И где­то по­мирному, в гуще лесов,                   Как в детстве, мне слышится голос кукушки...                      За жизнь, за тебя, за родные края                   Иду я навстречу свинцовому ветру.                   И пусть между нами сейчас километры­                   Ты здесь, ты со мною, родная моя!                   В холодной ночи под неласковым небом,                   Склонившись, мне тихую песню поешь                   И вместе со мною к далеким победам                   Солдатской дорогой незримо идешь.                   И чем бы в пути мне война не грозила,                   Ты знай, я не  сдамся, покуда дышу!                   Я знаю, что ты меня благословила,                   И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!                                        (Письмо с фронта)             Ведущий: И надо сказать, что все, буквально все военные стихи и поэмы Эдуарда Асадова  дышат оптимизмом, устремлены в будущее и полны неукротимой жаждой борьбы во имя  великой цели,  которая носит самое гордое и прекрасное имя на свете: Победа! Ведущий: Вот строки, которые несут на себе живое дыхание  того времени. Участники и  свидетели войны, озаренные пламенем пожаров, они неудержимо рвутся вперед: Музыка: Маршевая Ведущий: Вперед, на Запад! Ветер в потный ворот.                   Ночная вспышка, залпа тяжкий гул…                   Сегодня утром новый русский город,                   Бойцов встречая, радостно вздохнул.                   Фашизм, уж твой конец не за горами:                   Опять сверкает над Москвой салют.                   Дрожи рейхстаг! Берлин, стучи зубами!                   Ты слышишь поступь? Русские идут!                                             («Снова в строй»)Ведущий: Подобные строки, кроме своей поэтической динамичности и выразительной  точности, несут на себе еще горячее дыхание времени и являются как бы художественным  репортажем с поля боя, с огневой позиции,  с переднего края войны. Ведущий: Да, страшная это штука – война! Об этом знают фронтовики, прошедшие через  раскаленное пламя, об этом знают и те, у кого не вернулись с войны близкие. И еще многие  миллионы таких вот безутешных сестер, жен и матерей. И надо, обязательно надо, чтобы  знало об этом каждое  из последующих поколений, все люди на земле – от школьников до  президентов! Ведущий: День Победы. И в огнях салюта                   Будто гром: ­ Запомните навек,                   Что в сраженьях каждую минуту                   Да, буквально каждую минуту,                   Погибали десять человек!                   Как понять и как осмыслить это:                   Десять крепких, бодрых, молодых,                   Полны веры, радости и  света,                   И живых, отчаянно живых!                   У любого где­то дым иль хата,                   Где­то сад, река, знакомый смех,                   Мать, жена… А если неженатый,                   То девочка – лучшая из всех.                   На восьми фронтах моей отчизны                   Уносил войны  водоворот                   Каждую минуту десять жизней,                   Значит, каждый час – уже шестьсот!                   И вот как четыре горьких года,                   День за днем – невероятный счет!                   Ради нашей чести и свободы                   Все сумел и одолел народ…                   И, судьбу замешивая круто,                   Чтоб любить, сражаться и мечтать,                   Чем была оплачена минута,                   Каждая­прекаждая минута,                   Смеем ли мы это забывать!!                   И, шагая за высокой новью,                   Помните о том, что всякий час                   Вечно смотрят с верой и любовью                   Вслед вам те, кто жил во имя вас!            Музыка. «День Победы»             Ведущий: Поэт сражается не только, условно говоря, с «глобальным злом». Но, постоянно  находясь в гуще жизни, он остро реагирует на все ее проявления, от самых незначительных  и неприметных на первый взгляд. Его глубоко волнуют сложные нравственные проблемы. И ему хочется быть непосредственным участником борьбы за правду, за справедливость, за  совесть, за все хорошее на земле. Ведь человек должен, непременно должен становиться  духовно богаче, прекраснее и добрее!Ведущий: Эдуард Асадов самобытный художники опытный боец, хорошо знает, чтоб за  прекрасные идеи надо вести борьбу. Один из подлейших врагов духовной красоты человека – сердечная глухота, хищность, каменный эгоизм. Живут и ходят по земле циничные и  корыстные люди. Их, к счастью, не большинство. Но они напористы и живучи. Ходят они и  смотрят на ближнего своего этаким оценивающим взглядом: а много ли можно с тебя  получить? Ведущий: Цинизм и бездушный расчет в мире не новы. Да, они были вчера, есть сегодня, но  их не должно быть завтра. Подобной коррозии души, конечно же, необходимо давать бой.  И поэт его дает, и делает это убежденно. Музыка. Ведущий: …Но этак же может и впрямь пригреться                   Манера все чаще менять друзей                   На «нужных», на «выгодных» нам людей,                   Чужих абсолютно уму и сердцу.                   Да разве же стоит любая туша,                   Чтоб совесть пред нею валять в пыли?!                   Нельзя, чтобы люди меняли душу                   На всякие бизнесы и рубли.                   И если самим не забить тревогу,                   Идя вот таким деловым путем,                   То мы же оскотинимся, ей же богу!                   Иль просто в двуличии пропадем!                   И может быть, стоит себе сейчас                   Сказать прямодушнее строгих судей,                   Что самые нужные в мире люди                   Лишь те, кто действительно любит нас!                                                     (Нужные люди) Ведущий: Характерной особенностью поэтического письма Асадова является обращение к  самим  животрепещущим темам; он не боится острых углов, не избегает конфликтных  ситуаций. Напротив, стремится решить их предельной искренностью и прямотой  («Клеветники», « Неравный бой», «Когда  друзья становятся начальством», «Нужные  люди», «Разрыв» и др.)  Музыка. Ведущий:  Я не знаю, ну что это в нас такое                   И какой это все приписать беде?                  Только слыша подчас про людей дурное,                   Мы легко соглашаемся, а порою                   Даже верим заведомой ерунде.                   И какой все нелепою меркой мерится­                   Вот услышит хорошее человек,                   Улыбнется: как видно, не очень верится,                   А плохое запомнит почти  навек.                   То ль кому – то от этого жить острее,                   То ли вправду не ведают, что творят,Но чем сплетня обиднее и глупее,                   Тем охотней и дольше ее твердят.                   А раз так, то находятся «мастера»,                   Что готовы, используя глупость эту,                   Чье­то имя, поддев на конец пера,                   Очернить и развеять потом по свету.                   И ползут анонимки, как рой клопов,                   На телефонные будки, на почты, всюду,                   Чтоб звонками и строчками лживых слов                          Лицемерить и пакостить, как иуды!...                   Если ж вдруг в телефонные провода                   Чей­то голос ехидное впустит жало,                   Ты скажи ему: ­ Знаешь, иди куда?­                   И спокойно  и тихо пошли туда,                   Где хорошего, в общем­то, очень мало…                   И, конечно же, если мы неустанно                   Будем так вот и действовать всякий раз,                   То без пищи, без подленького тумана                   Все подонки, как черные тараканы,                   Перемрут как один, уверяю вас!                                                             («Клеветники») Ведущий: Эдуард Асадов – поэт жизнеутверждающий. И с полной ответственностью можно сказать, что всякая, даже самая драматическая его строка несет в себе заряд любви к  жизни. Ведущий: Что это: свойство характера? Нравственное здоровье? Воля? Да и то, и другое, и  третье. Но не только, а точнее – не столько это, сколько вера, неколебимая убежденность в том, что счастье при любых обстоятельствах обязательно достижимо. И что сделать, в  конечном  счете, жизнь человеческую по­настоящему прекрасной и свободной от подлости  и всевозможного зла могут не  иллюзорные  мечты, а вполне достижимая цель! Ведущий: А начинать этот путь надо с доверия, с доброты, с поисков всего самого лучшего в человеке. Музыка. Ведущий: Когда мне встречается в людях дурное,                  То долгое время я верить стараюсь,                  Что это, скорее всего напускное,                  Что это случайность. И я ошибаюсь,                  И мыслям подобным ища подтвержденья,                  Стремлюсь я поверить, забыв про укор,                  Что лжец, может, просто большой фантазер,                  И хам, он, наверно, такой от смущенья.                  Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,                  Возможно, по глупости разболтался.                  А друг, что однажды в беде не помог,                  Не предал, а просто тогда растерялся.                  Я вовсе не прячусь от бед под крыло,Иными тут мерками следует мерить.                  Ужасно не хочется верить во зло,                  И в подлость ужасно не хочется верить!                  И все же, и все же я верить не брошу,                  Что надо вначале любого пути                  С хорошей, с хорошей и только  с хорошей,                  С доверчивой меркою к людям идти.                                         («Когда мне встретится в людях дурное…»      Ведущий: Говорят, что любить все человечество легче, чем одного человека. Согласимся,  что в этом шутливом афоризме есть немалая доля правды. Однако Эдуард Асадов обладал  способностью любить людей и человека. И любить не показной, а очень светлой и чистой  любовью. Взволнованным и пристальным взглядом всматривался он в лица, в души и  судьбы. Ведущий: Эти волнения и эта любовь прямо  и косвенно отражены в подавляющем  большинстве его стихов и поэм. За примерами долго ходить не надо. Вспомним хотя бы  такое стихотворение, как «Баллада о друге», где с гордостью, с каким­то радостным  удивлением автор рисует образ замечательного Алешки, рабочего­наладчика с «Красной  розы», который застенчиво и нежно всякий день выносит на воздух в скверик  парализованного друга, раненного летчика, героя войны. И каждый вечер он также бережно подымает его снова на пятый этаж. Музыка. Ведущий: Дружба, как видно, границ не знает                  Все так же упрямо стучат каблуки                  Ступеньки, ступеньки, шаги, шаги…                  Одна­вторая, одна­вторая…                  Ах, если вдруг сказочная рука                  Сложила бы все их разом,                  То лестница эта наверняка                  Вершиной ушла бы за облака,                  Почти не видная глазом.                  И там, в космической вышине                  (Представьте хоть на немножко),                  С трассами спутников наравне                  Стоял бы с товарищем на спине                  Хороший парень Алешка!                  Пускай не дарили ему цветов                  И пусть не писали о нем в газете,                  Да он не ждет благодарных слов,                  Он просто на помощь прийти готов,                  Если плохо тебе на свете.                                        («Баллада о друге») Ведущий: Особенность творчества Асадова – необычная оптимистичность. Каждая  страница дышит неколебимой добротой, любовью к людям, верой в победу справедливости  над силами зла и вообще во все самое хорошее.Музыка.        Литература:  Эдуард Асадов. Не надо отдавать любимых: стихи. — Москва, Эксмо.2009.   Эдуард Асадов. Что такое счастье: Стихотворения. "Золотая серия поэзии". —  Москва, Эксмо. 2008.   Эдуард Асадов. Лирика. — Эксмо, 2006.   Эдуард Асадов. Собрание сочинений в шести томах. — Граница, 2003.   Эдуард Асадов. Собрание сочинений в трёх томах. — Москва: Художественная  литература, 1987.  Эдуард Асадов. Избранное. В двух томах. — Художественная литература, 1981.  Поэт Эдуард Асадов. М., 1965; И.Стрельбицкий. Ради вас, люди. М., 1979. Интернет­сайты: http://www.easadov.ru/bio.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25606 http://www.liveinternet.ru/community/1399665/