Государства Южной и Центральной Европы

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Государства Южной и Центральной Европы..docx

Урок ….

ГОСУДАРСТВА ЮЖНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Цел и:

1.       Дать представление об образовании централизованных го­сударств на Пиренейском полуострове.

2.      Выяснить, почему Германия и Италия оставались раздроб­ленными государствами.

3.      Выяснить, почему в Германии не возникло единого цен­трализованного государства.

♦ Основные понятия и термины: Реконкиста, берберы, мавры, Корсеты, Швейцарский Союз, гвельфы, гибеллины, чом-пи, тирания, мориски, марраны, булла, курфюрсты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Не проводится, так как необходимо изучить довольно объемный новый материал.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Образование централизованных государств на Пиреней­ском полуострове.

2.      Политическая борьба в Италии.

3.      Усиление власти князей в Германии.

1. Образование централизованных государств на Пире­нейском полуострове.

Учитель начинает объяснение с вопросов из § 31 (с. 154).

=> Когда и как была завоевана Испания?

=> Как она отделилась от халифата?

Учащиеся вспоминают, что один из халифов династии Омейядов захватил власть в Кордове. Образовалось арабское госу­дарство в Испании - Кордовский эмират (в X веке - Кордовский халифат). (См. § 14).

Арабов и берберов, которые жили в Испании, христиане на­зывали маврами - ведь завоеватели пришли из Северной Африки -Мавритании.

Андалусия - мусульманские владения в Испании. Характеристика мусульманской Испании:

-   процветающая часть Европы,

-   высокие урожаи зерна, винограда,

-   скотоводство - стада овец,

-   города - более 400,

-   Андалусия славилась: тканями (шелковыми, шерстяными), изделиями из кожи, железа, стали.

          -   Вела торговлю с Африкой, Италией, Византией, Багдадским халифатом.

Учитель обязательно должен сказать о вероисповедании насе­ления.

В Андалусии уживались потомки жителей одной из прежних провинций Римской империи - арабы, вестготы, берберы, евреи. Мавры первоначально не препятствовали населению исповедовать свою веру.

Учитель подводит учащихся к пониманию процесса Реконкисты.

Реконкиста - попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Испании. Она длилась почти восемь веков.

В этом процессе все христиане были сплочены.

Каждое сословие преследовало свои цели:

-    феодалы получали новые земли и должности;

-    крестьяне получали земли и личную свободу;

-    города добивались самоуправления и различных прав;

-    церковь усиливала свое влияние; все стремились захватить богатства.

В походах принимали участие французские и итальянские рыцари.

Проблемный вопрос (см. § 31, вопрос 1):

=> Почему основные успехи Реконкисты относятся к Х1-ХП1 вв., но ее завершение стало возможным только в конце XV века?

Работа с картой (с. 157, § 31).

=> Найти и показать территорию Кордовского халифата в первой половине XI века.

= Найти и показать арабские владения в середине XII века.

=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XI века.

=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XIII века.

Учитель рассказывает, учащиеся находят государства на карте.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова об­разовались:

-   королевство Кастилия (страна замков),

-   Арагон,

-   В Пиренейских горах - Наварра,

-   на западе от Кастилии отделилось королевство Португалия. 1030 г. - Кордовский халифат распался на множество мелких независимых княжеств.

В это время - с середины XI до середины XIII века - в ходе Реконкисты были достигнуты крупные успехи.

1085 г. - христиане заняли г. Толедо, он становится столицей королевства Кастилия.

Арагон захватил Сарагосу; португальцы заняли Лиссабон, и этот город стал столицей Португалии.

Учитель констатирует, что Реконкиста проходила скачко­образно. Успехам христиан мешали вторжения берберских племен из Северной Африки. Они наносили христианам тяжелые пораже­ния. Но несмотря на это и на вражду христианских государей про­движение на юг росло.

1212 г. - сражение у с. Лас Навас де Толоса закончилось по­бедой христиан. Силы мавров в Испании были подорваны.

Кастилия завоевала крупные мусульманские княжества с центром в Кордове.

Арагонские короли утверждали свою власть на Болеарских островах, Сицилии, Сардинии, затем в южной Италии.

=> Что осталось у мавров? (Территория на юге Испании - Гранадский эмират.)

Мавры перестали быть опасными для христиан.

Учитель уточняет: возникшие государства были сословными монархиями.

=> Вспомните, какое государство называется сословной монархией?

В Кастилии действовало собрание представителей сословий -Корсеты («королевский двор»). Они напоминали Генеральные штаты во Франции, состояли из трех палат и утверждали новые

законы. Такие учреждения стали возникать и в других королевст­вах на Пиренейском полуострове.

Начались длительные междоусобные войны между христиана­ми, Реконкиста приостановилась, а в начале XV века возобновилась.

Работа с картой.

=> Показать границу королевства Испании к концу XV века.

=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XV века.

1479 г. - произошло объединение Кастилии и Арагона в еди­ное Испанское королевство. Королевство Наварра было поделено между Арагоном и Францией.

1492 г. - была взята Гранада войсками королевской супруже­ской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.

Вывод: на территории Пиренейского полуострова оста­лись два христианских королевства - Испания и Португалия.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстами «Жизнь евреев в Испании», «Введение инквизиции в Испании» и ответить на

вопрос:

=> Чем объясняется большое влияние церкви на Испанию? В чем оно проявлялось?

2. Политическая борьба в Италии.

Учитель проводит беседу по вопросам:

=> Какие выгоды получили итальянские торговые города от крестовых походов?

=> Что представляли собой торговые города Италии?

=> Почему рост городов не привел к объединению страны?

Италия оставалась раздробленной страной. Возрождались и возникали города. Их расцвету способствовали крестовые походы.

С Х-Xl вв. города начали борьбу с сеньорами. Многие горо­да (Милан, Пиза, Болонья) добились прав коммун.

Горожане начали вести борьбу с феодалами:

-    разрушали их замки, переселяли в города,

-    грозили наказанием за выступления против горожан,

-    освобождали крестьян от личной зависимости, но крестьяне попадали в зависимость от городов,

-   феодалам запрещалось требовать с крестьян платежи и вершить над ними суд.

Проблемный вопрос:

=> В чем смысл и последствия борьбы между гвельфами и гибеллинами?

Гвельфы и гибеллины - враждующие политические группи­ровки.

Гвельфы - противники императора и сторонники папы; опора - торговцы и ремесленники в городах.

Гибеллины - сторонники императора; опора - дворяне.

Постоянная борьба между светской и духовной властями на Западе ставила людей перед выбором. С обеих сторон произноси­лись речи и выпускались обращения к народу в поддержку того или иного императора и папы. Враждебные группировки - гвельфы и гибеллины - поддерживали своих кандидатов на папский и импе­раторский престол.

В этом процессе просматриваются истоки разнообразия мне­ний и взглядов в европейских странах.

О восстании чомпи рекомендуется прочитать в учебнике (§ 33, п. 3) и ответить на вопрос:

=» Чем было вызвано и как закончилось восстание чомпи во Фло­ренции?

На примере правления Медичи учитель знакомит учащихся с осо­бенностями тирании.

В XV веке во многих городах Италии власть была захвачена богатыми семьями, и впоследствии ее стали передавать по наслед­ству.

Правители городов-государств стали называться тиранами, а порядок управления - тиранией.

Тирания прочно утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и в других городах Северной и Средней Италии.

Во Флоренции власть захватила семья Медичи - самые бога­тые купцы и банкиры.

Они считались «покровителями» бедных:

-    уменьшили налоги с горожан,

-    раздавали мелкие деньги беднякам,

-    организовывали и вели строительство, что давало заработок ремесленникам.

Наибольшего могущества достигла власть Медичи во Фло­ренции при Лоренцо Великолепном. Он твердо управлял государ­ством:

-    утверждал кандидатов на все должности, но только из вер­ных ему людей,

-    распоряжался доходами казны,

-    принимал иностранных послов,

-    его охраняла личная гвардия.

 

Вывод: в конце XV века Италия оставалась раздробленной страной, следовательно, была слабее Испании.

3. Усиление власти князей в Германии.

Продолжение рассказа учителя.

Феодальная раздробленность сохранилась не только в Ита­лии, но и в Германии. С развитием городов объединение земель в Германии происходило вокруг местных центров. Вместо единого централизованного государства в Германии образовалось множест­во государств во главе с независимыми от короля князьями.

Следовательно, в Германии усиливалась власть князей, а центральная, императорская власть слабела (см. § 32, п. 2, 3).

В середине XIV века императором Священной Римской им­перии (основную часть которой составляла Германия) был избран чешский король Карл I под именем Карла IV. Несмотря на свое вы­сокое звание, он был лишь одним из князей и располагал только средствами и войсками из своих наследственных владений. Учитель ставит сравнительный вопрос (с. 161, § 32): => Какой властью в своих владениях обладали крупные сеньоры во Франции при первых Капетингах? (см. § 5, п. 5).

В Германии королевский трон не передавался по наследству. Удельные князья обладали большими правами:

-              могли чеканить свою монету, судить население, собирать налоги, издавать законы, основывать новые города, располагать своим войском;

не допускали длительного пребывания на императорском троне какой-либо одной династии.

То есть в Германии происходили те же процессы, что и в странах Западной Европы.

В 1356 г. император издает грамоту - «Золотую буллу». В ней определялся и подтверждался порядок избрания императора.

Булла разрешила князьям вести «законно объявленные част­ные войны»; городам запрещалось объединяться в союзы и высту­пать против сеньоров.

Учитель очень кратко дает представление о возникновении Швейцарского Союза.

Швейцарский Союз - самостоятельное государство в со­ставе Священной Римской империи. В его управлении участво­вали все слои населения: крестьяне, ремесленники, землевла­дельцы, патриции.

Учитель заканчивает рассмотрение третьего вопроса разбором фактов, которые привели к упадку власти императоров в XV в.

III.  Закрепление изученного материала.

=> Назвать общие черты и различия в процессах, происхо­дивших в государствах Пиренейского полуострова, Италии и Германии.

IV.  Итог урока.

Домашнее задание: § 22,23,24  ответить на вопросы.

* Для желающих: подготовить сообщения: «Итальянские городские республики», «Медичи», «Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская».

* Опережающее задание: подготовить сообщения: «Ян Гус», «Ян Жижка».