Урок ….
ГОСУДАРСТВА ЮЖНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цел и:
1. Дать представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове.
2. Выяснить, почему Германия и Италия оставались раздробленными государствами.
3. Выяснить, почему в Германии не возникло единого централизованного государства.
♦ Основные понятия и термины: Реконкиста, берберы, мавры, Корсеты, Швейцарский Союз, гвельфы, гибеллины, чом-пи, тирания, мориски, марраны, булла, курфюрсты.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Не проводится, так как необходимо изучить довольно объемный новый материал.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
2. Политическая борьба в Италии.
3. Усиление власти князей в Германии.
1. Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Учитель начинает объяснение с вопросов из § 31 (с. 154).
=> Когда и как была завоевана Испания?
=> Как она отделилась от халифата?
Учащиеся вспоминают, что один из халифов династии Омейядов захватил власть в Кордове. Образовалось арабское государство в Испании - Кордовский эмират (в X веке - Кордовский халифат). (См. § 14).
Арабов и берберов, которые жили в Испании, христиане называли маврами - ведь завоеватели пришли из Северной Африки -Мавритании.
Андалусия - мусульманские владения в Испании. Характеристика мусульманской Испании:
- процветающая часть Европы,
- высокие урожаи зерна, винограда,
- скотоводство - стада овец,
- города - более 400,
- Андалусия славилась: тканями (шелковыми, шерстяными), изделиями из кожи, железа, стали.
- Вела торговлю с Африкой, Италией, Византией, Багдадским халифатом.
Учитель обязательно должен сказать о вероисповедании населения.
В Андалусии уживались потомки жителей одной из прежних провинций Римской империи - арабы, вестготы, берберы, евреи. Мавры первоначально не препятствовали населению исповедовать свою веру.
Учитель подводит учащихся к пониманию процесса Реконкисты.
Реконкиста - попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Испании. Она длилась почти восемь веков.
В этом процессе все христиане были сплочены.
Каждое сословие преследовало свои цели:
- феодалы получали новые земли и должности;
- крестьяне получали земли и личную свободу;
- города добивались самоуправления и различных прав;
- церковь усиливала свое влияние; все стремились захватить богатства.
В походах принимали участие французские и итальянские рыцари.
Проблемный вопрос (см. § 31, вопрос 1):
=> Почему основные успехи Реконкисты относятся к Х1-ХП1 вв., но ее завершение стало возможным только в конце XV века?
Работа с картой (с. 157, § 31).
=> Найти и показать территорию Кордовского халифата в первой половине XI века.
= Найти и показать арабские владения в середине XII века.
=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XI века.
=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XIII века.
Учитель рассказывает, учащиеся находят государства на карте.
В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова образовались:
- королевство Кастилия (страна замков),
- Арагон,
- В Пиренейских горах - Наварра,
- на западе от Кастилии отделилось королевство Португалия. 1030 г. - Кордовский халифат распался на множество мелких независимых княжеств.
В это время - с середины XI до середины XIII века - в ходе Реконкисты были достигнуты крупные успехи.
1085 г. - христиане заняли г. Толедо, он становится столицей королевства Кастилия.
Арагон захватил Сарагосу; португальцы заняли Лиссабон, и этот город стал столицей Португалии.
Учитель констатирует, что Реконкиста проходила скачкообразно. Успехам христиан мешали вторжения берберских племен из Северной Африки. Они наносили христианам тяжелые поражения. Но несмотря на это и на вражду христианских государей продвижение на юг росло.
1212 г. - сражение у с. Лас Навас де Толоса закончилось победой христиан. Силы мавров в Испании были подорваны.
Кастилия завоевала крупные мусульманские княжества с центром в Кордове.
Арагонские короли утверждали свою власть на Болеарских островах, Сицилии, Сардинии, затем в южной Италии.
=> Что осталось у мавров? (Территория на юге Испании - Гранадский эмират.)
Мавры перестали быть опасными для христиан.
Учитель уточняет: возникшие государства были сословными монархиями.
=> Вспомните, какое государство называется сословной монархией?
В Кастилии действовало собрание представителей сословий -Корсеты («королевский двор»). Они напоминали Генеральные штаты во Франции, состояли из трех палат и утверждали новые
законы. Такие учреждения стали возникать и в других королевствах на Пиренейском полуострове.
Начались длительные междоусобные войны между христианами, Реконкиста приостановилась, а в начале XV века возобновилась.
Работа с картой.
=> Показать границу королевства Испании к концу XV века.
=> Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XV века.
1479 г. - произошло объединение Кастилии и Арагона в единое Испанское королевство. Королевство Наварра было поделено между Арагоном и Францией.
1492 г. - была взята Гранада войсками королевской супружеской пары Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского.
Вывод: на территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстами «Жизнь евреев в Испании», «Введение инквизиции в Испании» и ответить на
вопрос:
=> Чем объясняется большое влияние церкви на Испанию? В чем оно проявлялось?
2. Политическая борьба в Италии.
Учитель проводит беседу по вопросам:
=> Какие выгоды получили итальянские торговые города от крестовых походов?
=> Что представляли собой торговые города Италии?
=> Почему рост городов не привел к объединению страны?
Италия оставалась раздробленной страной. Возрождались и возникали города. Их расцвету способствовали крестовые походы.
С Х-Xl вв. города начали борьбу с сеньорами. Многие города (Милан, Пиза, Болонья) добились прав коммун.
Горожане начали вести борьбу с феодалами:
- разрушали их замки, переселяли в города,
- грозили наказанием за выступления против горожан,
- освобождали крестьян от личной зависимости, но крестьяне попадали в зависимость от городов,
- феодалам запрещалось требовать с крестьян платежи и вершить над ними суд.
Проблемный вопрос:
=> В чем смысл и последствия борьбы между гвельфами и гибеллинами?
Гвельфы и гибеллины - враждующие политические группировки.
Гвельфы - противники императора и сторонники папы; опора - торговцы и ремесленники в городах.
Гибеллины - сторонники императора; опора - дворяне.
Постоянная борьба между светской и духовной властями на Западе ставила людей перед выбором. С обеих сторон произносились речи и выпускались обращения к народу в поддержку того или иного императора и папы. Враждебные группировки - гвельфы и гибеллины - поддерживали своих кандидатов на папский и императорский престол.
В этом процессе просматриваются истоки разнообразия мнений и взглядов в европейских странах.
О восстании чомпи рекомендуется прочитать в учебнике (§ 33, п. 3) и ответить на вопрос:
=» Чем было вызвано и как закончилось восстание чомпи во Флоренции?
На примере правления Медичи учитель знакомит учащихся с особенностями тирании.
В XV веке во многих городах Италии власть была захвачена богатыми семьями, и впоследствии ее стали передавать по наследству.
Правители городов-государств стали называться тиранами, а порядок управления - тиранией.
Тирания прочно утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и в других городах Северной и Средней Италии.
Во Флоренции власть захватила семья Медичи - самые богатые купцы и банкиры.
Они считались «покровителями» бедных:
- уменьшили налоги с горожан,
- раздавали мелкие деньги беднякам,
- организовывали и вели строительство, что давало заработок ремесленникам.
Наибольшего могущества достигла власть Медичи во Флоренции при Лоренцо Великолепном. Он твердо управлял государством:
- утверждал кандидатов на все должности, но только из верных ему людей,
- распоряжался доходами казны,
- принимал иностранных послов,
- его охраняла личная гвардия.
Вывод: в конце XV века Италия оставалась раздробленной страной, следовательно, была слабее Испании.
3. Усиление власти князей в Германии.
Продолжение рассказа учителя.
Феодальная раздробленность сохранилась не только в Италии, но и в Германии. С развитием городов объединение земель в Германии происходило вокруг местных центров. Вместо единого централизованного государства в Германии образовалось множество государств во главе с независимыми от короля князьями.
Следовательно, в Германии усиливалась власть князей, а центральная, императорская власть слабела (см. § 32, п. 2, 3).
В середине XIV века императором Священной Римской империи (основную часть которой составляла Германия) был избран чешский король Карл I под именем Карла IV. Несмотря на свое высокое звание, он был лишь одним из князей и располагал только средствами и войсками из своих наследственных владений. Учитель ставит сравнительный вопрос (с. 161, § 32): => Какой властью в своих владениях обладали крупные сеньоры во Франции при первых Капетингах? (см. § 5, п. 5).
В Германии королевский трон не передавался по наследству. Удельные князья обладали большими правами:
- могли чеканить свою монету, судить население, собирать налоги, издавать законы, основывать новые города, располагать своим войском;
- не допускали длительного пребывания на императорском троне какой-либо одной династии.
То есть в Германии происходили те же процессы, что и в странах Западной Европы.
В 1356 г. император издает грамоту - «Золотую
буллу». В ней определялся и
подтверждался порядок избрания императора.
Булла разрешила князьям вести «законно объявленные частные войны»; городам запрещалось объединяться в союзы и выступать против сеньоров.
Учитель очень кратко дает представление о возникновении Швейцарского Союза.
Швейцарский Союз - самостоятельное государство в составе Священной Римской империи. В его управлении участвовали все слои населения: крестьяне, ремесленники, землевладельцы, патриции.
Учитель заканчивает рассмотрение третьего вопроса разбором фактов, которые привели к упадку власти императоров в XV в.
III. Закрепление изученного материала.
=> Назвать общие черты и различия в процессах, происходивших в государствах Пиренейского полуострова, Италии и Германии.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 22,23,24 ответить на вопросы.
* Для желающих: подготовить сообщения: «Итальянские городские республики», «Медичи», «Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская».
* Опережающее задание: подготовить сообщения: «Ян Гус», «Ян Жижка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.