Государственной поддержке многодетных семей в России
Автор: Мудрова Дарья Александровна
Проблема эффективности социальной политики в отношении многодетных семей в России - одна из самых актуальных.
Согласно Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями 25.02.2003 года), статус «многодетная семья» получают семьи, в которой трое и более детей в возрасте до 18 лет, (в том числе усыновленных), а также до 23 лет, если они обучаются по очной форме в высших и средних специальных учреждениях[3].
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., зафиксировала 7% многодетных от числа семей с детьми и 2,3% от общего числа семей. По данным предыдущей переписи 2002г., эти показатели составили 6,6% и 2,6%.
Для анализа многодетных семей были выделены также семьи без детей и так называемые малодетные семьи, т.е. семьи с 1-2 детьми (табл. 1).
Наименования |
Семья без детей |
Семьи с 1-2 детьми (малодетные семья) |
Многодетные семья |
Число семей |
4354 |
2247 |
244 |
Доля семей (в %) |
63,6 |
32,8 |
3,6 |
Число взрослых (чел.) |
8438 |
4908 |
592 |
Число детей (чел.) |
__ |
2718 |
715 |
В Российской Федерации проводится активная политика по улучшению социальной поддержки и созданию благоприятных условий для жизни многодетных семей[7].
По мнению Малышев Михаил Львович - доктора социологических наук, в последние годы в России было принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Положениями ст. 72 Основного Закона России закреплено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер. Для многодетных семей законодательством предусмотрены льготы и пособия[6].
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 256 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[2] многодетным матерям (отцам) в России представляют перечень льгот, в числе основных можно назвать: ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком; пенсионные льготы; льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, материнский капитал, компенсация родителям (законным представителям) части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях; различные денежные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье.
Другие меры социальной поддержки семей в разных регионах различны и могут учитывать специфические особенности региона[4]. Например, в Чукотском автономном округе имеется ряд единовременных выплат, виды и размер которых есть только в этом регионе: например, такие как «единовременное пособие многодетным кочующим семьям оленеводов и многодетным семьям морзверобоев» (25 тыс. руб.); социальная выплата на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения на территории округа многодетными семьями с последующим ежемесячным частичным возмещением процентов по кредиту — от 10 тыс. до 1 млн руб.; «выплата многодетным семьям на приобретение цифрового телевизионного ресивера для приема цифрового эфирного телевидения стандарта DVВ-T2» — 3500 руб.
В Архангельский области семье, воспитывающей шесть и более детей, выплачивается субсидия на приобретение транспортного средства (в том числе снегоболотохода, поскольку семьи зачастую живут в труднодоступных местах) в размере не более 1 млн руб.; а при рождении (усыновлении) седьмого ребенка или последующих детей выплачивается субсидия на улучшение жилищных условий в размере не более 2 млн руб.
В Тамбовской области региональные меры социальной поддержки многодетной семьи компенсация расходов за коммунальные услуги в размере: 30% суммы платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод; 70% суммы платы за обращение с твердыми коммунальными отходами. ежемесячное пособие на каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет, а в случае обучения в образовательных организациях любых организационно-правовых форм по очной форме обучения до достижения возраста 23 лет; бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты; первоочередной прием детей в дошкольную образовательную организацию; 70% скидка от платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Минтруда сообщает, что с 1 февраля 2023 года материнский капитал составит 589,5 тыс. рублей на первого ребенка и 779 тыс. рублей на второго.
Законодательство Российской Федерации, отмечает, что для многодетных семей проживающих в регионе предусмотрена выплата регионального материнского капитала, право на получение которого предоставляется, как правило, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей[6].
Размер регионального материнского капитала с 1 января 2022 года - 130 806 рублей, в 39 регионах (например, Архангельская, Астраханская, Калужская области, Республика Алтай), свыше 100 тыс. руб., в 25 регионах (например, Воронежская область — 116 868 руб.; Еврейская автономная область и Красноярский край — 120 000 руб.; Камчатский край — 137 023 руб.
Размер регионального материнского капитала в Тамбовской области составляет 100 тысяч рублей.
По моему мнению исследователь Ушакова Татьяна Николаевна - доктор экономических наук, отмечает верно, что перед государством стоит одна из важнейших задач - это обеспечение социальной защиты для многодетных семей, также обеспечение материального благополучия и стабильности многодетной семьи, чтобы каждый человек проживающий в такой семье, мог чувствовать себя полноценным членом современного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской 12.12.1993 (в ред.01.07.2020)
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменение и дополнение 19.12.2022)
3. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (с изменениями и дополнениями 25.02.2003 года).
4. Бычков Д.Г. Атлас индикаторов социальной защиты: возможности для межрегиональных сравнений/ Д. Г. Бычков, Ф. Г. Минина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 5. С. 71–80. 2.
5. Великжанина К.А. Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг /К.А. Великжанина // Электронный научнопрактический журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2019. - № 10 (30). - С. 55-60.
6. Виленский А.С. Система социальной поддержки многодетных семей: уроки кризиса и региональный опыт / А.С. Виленский, И.К. Домнина // Вопросы экономики. - 2020. - № 12. - С.29-34.
7. Карелова Г.А. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра / Г.А. Карелова // Человек и труд. - 2019. - №6. - С. 24-28.
8. Смирнов С.П. Социальная политика: новый курс / С.П. Смирнов, Н.В. Исаев // Вопросы экономики. - 2021. - №2. - С. 21-26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.