Государственная политика в сфере основного общего образования
Оценка 4.7

Государственная политика в сфере основного общего образования

Оценка 4.7
Документация +4
pdf
Междисциплинарный 3
05.10.2021
Государственная политика в сфере основного общего образования
Госполитика в сфере ОО РФ.pdf



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ       – комплекс законодательных актов и практических мероприятий       в сфере образования и  воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых.     

                                  Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Федеральное законодательство об образовании в РФ представлено системой, включающей в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты Федерального Собрания, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти. 

Конституция РФ

Базовым законом в системе образовательного законодательства РФ является Конституция РФ. Она содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. 

В Статье 43 изложены основные права и свободы человека и гражданина в сфере образования. 

 

СТАТЬЯ 43

 

1.     Каждый имеет право на образование.             

2.     Гарантируются общедоступность и бесплатность    дошкольного, основного общего и среднего        

профессионального образования в государственных 

   или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 

3.     Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее

 

образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и н а предприятии.

 

4.     Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие,  обеспечивают получение детьми основного общего образования.       

5.     Российская Федерация устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты,  поддерживает различные формы образования и самообразования.  

 

 

 

3 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками». Эти поправки были внесены общероссийским голосованием 1 июля 2020 года.

В Конституции появилась новая статья, которая закрепляет важнейший приоритет государственной политики. Это ребенок и его всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие.

 

СТАТЬЯ    67

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной           политики России. Государство создает условия,          способствующие всестороннему духовному,         нравственному, интеллектуальному и физическому      развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и

 

уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей,  оставшихся без попечения.         

Конституция является гарантом предоставления качественного образования во всей России. Это указывает на принцип всеобщности и равенства возможностей, по которому развивается система.

В статье 71 внесены изменения в пункт е). В нем идет речь о научнотехнологическом развитии Российской Федерации, установлении единых правовых основ системы воспитания и образования.

 

СТАТЬЯ    71

е) установление основ федеральной политики и          федеральны х программ в области государственного,  экономического, экологического,  научно-технологического,

 социального, культурного и национального развития     

Российской Федерации; установление единых правовых основ системы

 

здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования     .

 

Непрерывность образования является неотъемлемой частью государственной политики в области образования. Обучение в течение всей жизни позволяет людям одновременно учиться и работать, постоянно повышать свою квалификацию и быть востребованным даже тогда, когда технологии кардинально меняют сложившиеся методы работы.

 

Для реализации данных поправок в жизнь становится крайне важна роль учителя. Жозеф Жубер писал: 

«Обучать – значит вдвойне учиться.

Детям нужны не поучения, а примеры».

 

 Учитель должен стать примером для подрастающего поколения, а непрерывность педагогического образования, несомненно, влияет на качество образования в целом.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Центральное место в системе федеральных законов в сфере образования занимает Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г.           № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем содержатся основные принципы и положения, на основе которых строится и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», основными задачами образовательного законодательства РФ являются следующие:

      осуществление четкого разграничения компетенций и полномочий в сфере образования между органами государственной власти;

      осуществление полноценной защиты конституционных прав граждан РФ на получение доступного и бесплатного образования;

      создание правовых гарантий, необходимых для эффективного развития и функционирования системы образования РФ;

      определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования, а также правового регулирование их взаимоотношений в данной сфере.

 Закон дает четкие определения понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «учебный план», «образовательная программа» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ -   единый целенаправленный процесс воспитания и   обучения, являющийся общественно значимым благом и   осуществляемый в интересах человека, семьи, общества  и государства, а также совокупность приобретаемых знаний,   умений, навыков, ценностных установок, опыта 

деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях  интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)  профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных  потребностей и интересов.   

 ОБУЧЕНИЕ -

 целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по  овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению  опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта  применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

 

 

 

                        В мае 2020 года Президент Российской Федерации Владимир

Владимирович Путин инициировал изменения в Законе «Об образовании в РФ», которые касались усиления воспитательного процесса в общеобразовательных организациях. 22 июля 2020 года были приняты соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2020 года.

 Воспитание и развитие личности – один из ключевых приоритетов государственной политики в области образования. Воспитание обеспечивает воспроизводство культурного кода, развитие ценностей солидарности и патриотизма. Ведущую роль в формировании системы воспитания должна играть система образования, и, в первую очередь, детский сад и школа. 

 Каким же образом определяется понятие «воспитание» в действующей редакции нормативного акта? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВОСПИТАНИЕ -

деятельность, направленная на развитие 

 личности, создание условий для самоопределения   и социализации обучающихся на основе   социокультурных, духовно-нравственных ценностей и 

 принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах  человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников  Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку  труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к  культурному наследию и традициям многонационального народа Российской  Федерации, природе и окружающей среде.

 

 

 Закон не ограничивается декларативными утверждениями и предусматривает четкий механизм реализации описанных задач. Воспитательная работа должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. 

 В соответствии с законом должны быть изменены образовательные программы. Помимо привычных составляющих, таких как учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и оценочных и методических материалов, образовательные программы должны содержать рабочие программы воспитания, а также календарный план воспитательной работы.

 Рабочая программа определяет цель и основные задачи воспитательного процесса, а также методы их достижения, в то время как календарный план представляет собой перечень событий и мероприятий.

Принимая во внимание высокую скорость изменений в сфере воспитания, программы воспитания в общеобразовательных организациях нуждаются в обновлении содержания.

Примерная программа воспитания разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. 2 июня 2020 года программа утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Программа подготовлена с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся и учитывает требования актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой общеобразовательной организации, взяв за основу содержание основных разделов программы, корректировать их: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью школы в сфере воспитания.

 

Рабочие программы воспитания общеобразовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:       

-  Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»       

 

-  Раздел «Цель и задачи воспитания»

 

-  Раздел «Виды, фо     рмы и содержание деятельности»

-  Раздел «Основные    направления самоанализа воспитательной работы»

 

 Рабочая программа воспитания, которую общеобразовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми. К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы школы. 

 Разрабатывая рабочую программу воспитания, важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: ребенка воспитывает не документ, а каждый педагог – своими действиями, словами, отношениями, и вся образовательная среда школы. Программа лишь позволяет школе скоординировать усилия, направленные на воспитание школьников.

          

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РФ

 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели по ключевым направлениям развития страны, две из которых относятся к сфере образования и стали целями Национального проекта «Образование»:

Ø  обеспечение к 2030 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

Ø  воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Данные цели имеют серьезные основания.

В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего лидерские позиции в мире занимают те страны, которые делают основную ставку на человека, на максимальное развитие его потенциала, на способности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых изменений. Ключевую роль в этой ситуации играет образование.

 

«Какие бы изменения ни происходили вокруг,  фундаментальной и базовой ценностью является  успех каждого ребенка. Наша стратегия – это  развитие школы для всех. Она нацелена на  формирование новой образовательной среды, в которой каждый ребенок имеет возможность

 

реализовать свои способности и таланты. Это  непростая долгосрочная задача, которую  невозможно выполнить без качественного  образования»

                                          Министр просвещения РФ Сергей

                                                                 Сергеевич Кравцов

 

В XXI веке сфера образования стала одной из ключевых площадок глобальной конкуренции государств за экономическую мощь и политическое влияние, являясь главным фактором долгосрочного экономического роста и социальной устойчивости.

Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к середине XXI века, определяется тем, какие преобразования произойдут до 2024 года в общем и профессиональном образовании, в сфере непрерывного образования.

В этой связи на первый план выходит решение задачи по созданию условий для роста человеческого потенциала и его капитализации. Именно человеческий капитал – ключевой ресурс и главное конкурентное преимущество России в текущий период.

Человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке формирует образование, которое и само является растущей отраслью экономики. Несмотря на то, что в России гарантировано получение


бесплатного образования по большей части основных образовательных программ, российский образовательный рынок быстро развивается. Общеобразовательные организации стремятся наиболее полно удовлетворить растущие образовательные запросы семей, тем самым увеличивая свою роль в укреплении интеллектуального потенциала страны. 

Кроме того, образование является основным инструментом обеспечения социальной справедливости – как через «равный старт» для всех граждан, так и через особую поддержку обучающихся с особенностями развития. Это влияет на консолидацию общества, вносит в общественное развитие необходимую устойчивость, превращает экономический рост в основу повышения качества жизни всех слоев населения.

 

 «Поддержка семьи, ее ценностей – это всегда обращение к будущему, к  поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных

 технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке. И чтобы уже сейчас они могли участвовать в  создании этого будущего и в полной мере раскрыли свой потенциал, мы  должны сформировать для них все условия, и прежде всего речь идет о  том, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получить хорошее  образование»

                                                                     Владимир Владимирович Путин

                           из Послания Федеральному собранию РФ 15 января 2020 года 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

На достижение двух задач развития страны направлен национальный проект «Образование». Он предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В национальный проект входят    следующие федеральные проекты:

-     Цифровая образовательная среда.

-     Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности

 

профессионального образования).

-     Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

-     Социальная активность.

-     Социальные лифты для каждого8 .

-     Современная школа.

-     Успех каждого ребенка.

 

Международные и российские исследования отчетливо показывают важность работы со школами и учениками, испытывающими определенные трудности в обучении. Сегодня необходимо обеспечить адресность качественной методической поддержки, подобрать те формы и те механизмы, в которых школы действительно нуждаются.

Для достижения национальных целей развития страны до 2030 года Министерство просвещения инициирует допланирование Нацпроекта в части разработки федерального проекта «500+», направленного, в том числе, на повышение качества общего образования и улучшение результатов российских школьников в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

Основной целью проекта является организация методической поддержки, адресованной тем двумстам пятидесяти общеобразовательным организациям, которые показывают стабильно низкие образовательные результаты обучающихся.

В рамках реализации проекта в том числе предполагается:

Ø  привлечение к работе со школами с низкими образовательными результатами кураторов – специалистов системы образования с большим опытом работы в качестве директора или заместителя директора школы. Такая практика является признанным инструментом помощи отстающим школам во всем мире;

Ø  привлечение к работе с учителями, имеющими профессиональные дефициты, методистов – более опытных и квалифицированных учителей, показывающих стабильно высокие результаты. Такой подход также принят в странах, лидирующих в мировых образовательных рейтингах.

Методические службы составляли одну из основ советской системы образования. Развитие подходов, связанных с формированием эффективных механизмов методической поддержки учителей, также является одним из направлений формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Апробированные методики и развиваемые в рамках проекта институты кураторов и методических служб станут основой для масштабирования проекта в будущем году.

 

Еще одной национальной целью развития, определенной Президентом России, является цифровая трансформация.

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» необходимо до 2030 года достичь выполнения четырех показателей, один из которых напрямую связан с системой образования. Система образования должна достичь «цифровой зрелости».

Цифровая трансформация отечественной школы позволит решить ключевые задачи образования, даст возможность обеспечить для каждого обучающегося индивидуализацию образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала. Информатизация школьного образования позволит расширить образовательное пространство обучающихся до всего земного шара посредством цифровых технологий.

Суть цифровой трансформации образования – достижение каждым обучающимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к интернету, работы с большими данными.


В процессе цифровой трансформации образования необходимо выработать и распространить новые модели работы общеобразовательных организаций, основой которых является синтез:

-     новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;

-     непрерывного профессионального развития педагогов;

-     новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

-     организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых преобразований (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).      

         необходимо до 2030 года достичь выполнения четырех           показателей:

  достигнуть «цифровой зрелости» ключевых отраслей       экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения            и образования, а также государственного управления;

  до 95% увеличить доли массовых социально значимых услуг, доступных в

       электронном виде;                                    10

  до 97% увеличить долю домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках реализации нацпроекта утвержден приказ Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», а также подготовлен план нормативного регулирования вопросов разработки и внедрения целевой модели, в том числе по пересмотру санитарных норм и правил с учетом цифровой трансформации образования. Кроме того, совместным приказом Минпросвещения России и Минкомсвязи России от 30 апреля 2019 г.         № 218/172 утверждены архитектура, функциональные и технические требования к созданию федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и набору типовых информационных решений. Указанные документы определяют целевое состояние системы, а также общие требования к технологическим решениям. 

Цифровая трансформация образования призвана сместить акценты в обучении с освоения умений по работе с данными, информацией и знаниями, на освоение умений применять знания в новых ситуациях. Исходя из материалов Всемирного экономического форума, таких образовательных результатов должен достичь каждый обучающийся. Без этого не удастся решить проблему подготовки кадров для цифровой экономики и преодолеть негативные тенденции, которые цифровая трансформация порождает на рынке труда.

 

ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя».

                                                                             Николай Васильевич Гоголь

 

Любое изменение в системе образования должно начинаться с изменения Учителя. Поэтому одно из важнейших направлений развития,


которое планирует Минпросвещения России, – выстраивание системы подготовки и сопровождения педагогических кадров.

«Необходимо переосмыслить существующую систему педагогического образования, чтобы освободить время для  творческой работы учителя с детьми,  убрав излишнюю бюрократическую

 нагрузку»

                                                     Министр просвещения РФ 

                                                   Сергей Сергеевич Кравцов

   

В российских государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в настоящее время работают более одного миллиона трехсот тысяч педагогических работников. Около 87% учителей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, имеют высшее образование. Этот показатель стабилен и практически не меняется в последние годы. Однако, получив высшее образование, россияне не стремятся совершенствовать себя в профессии дальше.

Задачу подготовки педагогических кадров решают как педагогические вузы, так и вузы другой специализации (прежде всего, классические университеты). Важно отметить тот факт, что с 2020 года педагогические вузы    вновь          вошли         в ведение Министерства просвещения РФ. Это изменение очень         значимо:     оно  обеспечит прямое включение вузов в систему профессионального развития педагога. Это означает существенное обновление содержания образования,

                                                                                                   повышение                                практико-

ориентированности образовательных программ, развитие исследовательской культуры обучающихся и педагогов,

повышение степени участия студентов в образовании школьников и развитие механизмов наставничества.

Элементы системы подготовки и непрерывного образования педагогических работников – институты повышения квалификации, система профессионального образования и педагогические вузы – призваны решать общие задачи и осуществлять единый непрерывный процесс, совместно выстраивая преемственность программ и используя ресурсы друг друга. 

Вопросы       подготовки педагогических кадров          и        совершенствования системы дополнительного    профессионального образования были заложены в федеральном проекте «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Проект «Учитель будущего» трансформирован в федеральный проект «Современная    школа».      В       новой редакции   федерального     проекта

«Современная школа» приоритетная роль отводится созданию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров как значимого фактора эффективности образовательных реформ. 

Создание единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее – Система) обусловлено необходимостью модернизации существующих в системе образования структур и форм научного и методического сопровождения учителей. В состав Системы входят организации дополнительного профессионального образования и другие субъекты научно-методической деятельности.

На федеральном уровне это:

Ø  Федеральный координатор Системы: федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Минпросвещения

России». 

Ø  Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов на базе организаций высшего образования, которые обеспечивают развитие Системы за счет проведения фундаментальных и прикладных исследований, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.

На региональном уровне существует региональная инфраструктура методического сопровождения. Это, в том числе, региональные институты развития образования и институты повышения квалификации педагогических работников, на базе которых до конца 2024 года во всех субъектах Российской Федерации создаются Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ).

Систематизация работы по повышению квалификации работников образования происходит за счет запуска Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (https://dppo.edu.ru/), оператором которого является Академия Минпросвещения России.

Важным результатом федерального проекта «Современная школа» является обеспечение возможности повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников.

Основной показатель результативности данного направления – доля учителей общеобразовательных организаций, освоивших программы дополнительного профессионального образования, включенные в федеральный реестр программ дополнительного профессионального образования. Речь идет, в первую очередь, об обеспечении возможности получения педагогическими работниками качественного дополнительного профессионального образования с учетом их индивидуальных профессиональных потребностей, а также актуальных задач, стоящих перед системой образования в целом. В рамках этого результата приоритетными являются направления по развитию форматов непрерывного профессионального образования на основе диагностики дефицитов педагогов.

Формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования позволит повысить эффективность работы педвузов, а поддержка и сопровождение педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы привлечет в школы молодых мотивированных учителей.

Единая система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является частью национальной системы профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР). НСПР ПР призвана институализировать новые организационные механизмы, обеспечивающие для сферы общего образования качественный кадровый состав посредством эффективной подготовки кадров, организации методической поддержки начинающих педагогов и общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях, доступности и вариативности возможностей профессионального роста, внедрения новых способов оценки квалификации педагогов и расширения деятельности профессиональных сообществ.

Национальная система профессионального роста педагогических работников должна стать системой государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное образование и профессиональное развитие педагогов с учетом анализа их потребностей в освоении профессиональных компетенций.

В рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников предполагаются траектории профессионального роста, предусматривающие приобретение учителем более высокого личностно-профессионального статуса (в том числе, в качестве этапа построения карьеры) и стимулирующие непрерывное профессиональное развитие. Наряду с первой и высшей квалификационными категориями, профессиональная карьера учителя будет расширена новыми квалификационными категориями: «учительметодист», «учитель-наставник».

Создание федеральной модели аттестации как средства поощрения профессионального развития учителей предполагает проведение оценочных процедур специально подготовленными экспертами в соответствии с формализованным инструментарием по объективным и прозрачным критериям. И одним из главных критериев становится оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

Следует отметить, что по результатам прохождения учителем аттестации будет не только осуществлена оценка уровня его компетенций, но и составлена адресная, индивидуальная программа профессионального развития и повышения квалификации, направленная на преодоление выявленных профессиональных дефицитов. 

 

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин ставит вопрос о необходимости популяризации профессии учителя, в том числе – о разработке комплекса мер, направленного на повышение статуса учителя. 

И на федеральном, и на региональном уровне проведение профессиональных конкурсов является наиболее развитым и имеющим широкий общественный резонанс механизмом повышения статуса и популяризации профессии учителя. Организация и проведение конкурсов способствуют выявлению и распространению лучших практик, а также создают дискуссионную площадку для обсуждения стратегических направлений развития системы образования.

При участии и поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводится ряд Всероссийских профессиональных конкурсов: Учитель года России, Воспитатель года, Педагог-психолог, Учительдефектолог, Сердце отдаю детям. Еще один конкурс, который проводится по Указу Президента Российской Федерации – Конкурс лучших учителей.

Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 679 «О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности» установлено ежегодное (начиная с 2019 года) присуждение одной тысячи денежных поощрений лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в размере 200 тыс. рублей каждое.

Комплекс мер, нацеленных на повышение статуса учителя и популяризацию профессии, содержит программы по поддержке и стимулированию педагогических работников, в том числе механизмы реализации федерального проекта «Социальные лифты для каждого»; систему подготовки и сопровождения молодых специалистов; пиаркампанию; механизмы поддержки общественных инициатив.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. № Пр-294 с 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации начата реализация программы «Земский учитель», направленной на решение ряда стратегических задач, определяющих успешность реализации национального проекта «Образование»: 

-     восполнить дефицит квалифицированного кадрового обеспечения в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тысяч человек;

-     создать условия для пополнения педагогического корпуса страны молодыми специалистами, стимулировать их к профессиональному совершенствованию, обеспечить профилактику профессионального выгорания и ухода из профессии; 

-     повысить социальный статус педагогов, престиж профессии учителя.

В программе «Земский учитель» за 3 года ее реализации (2020–2022 годы) примут участие 4 397 человек. Единовременная       компенсационная выплата учителям–участникам программы составляет 1 млн рублей, а   переехавшим      на территорию Дальневосточного       федерального округа   –        2        млн   рублей.

Единовременная      компенсационная

выплата освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства послужили основанием для поручения Президента Российской Федерации осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального бюджета. Такую выплату в указанном размере получают классные руководители с 1 сентября 2020 года. 

Еще один значимый проект Министерства Просвещения – «Открытое министерство»

«Открытое министерство» – проект, направленный на повышение эффективности работы Минпросвещения России, в том числе через внедрение системы открытых государственных данных, повышения подотчетности через механизмы общественного и экспертного контроля за закупками и расходами, публичных деклараций целей и задач и отчетов по их реализации.

Для Минпросвещения России переход на принципы работы Открытого Правительства создает новые возможности для повышения качества принимаемых управленческих решений, что непосредственным образом положительно сказывается на качестве образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

При Министерстве просвещения создан Общественный совет, целью которого является обеспечение взаимодействия Минпросвещения России с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, повышение гласности и прозрачности деятельности Минпросвещения. 

20 октября 2020 года стали известны имена педагогов, которые будут представлять свои регионы во Всероссийском экспертном педагогическом совете при Министерстве просвещения. Набор в состав Совета проходил путем открытого всенародного голосования. 

Во       Всероссийский    экспертный педагогический совет включены 168 педагогов – по два педагога от каждого региона.       В       состав        Совета вошли педагоги с самым разным опытом и спецификой работы – от учителей начальных классов,     математики, русского   языка         и        литературы         до специалистов, обучающих детей с ОВЗ. Стаж у представителей нового Совета варьируется от 5 до 40 лет.

 

 «Уверен, что работа Всероссийского экспертного педагогического  совета позволит наладить конструктивный диалог и продуктивный обмен мнениями между педагогическим сообществом и

 

Министерством,           сделать       нашу работу         более            открытой   и    эффективной».

 

Министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов

 

          

 

Государственная политика в сфере основного общего образования

Государственная политика в сфере основного общего образования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

Основное общее образование обязательно

Основное общее образование обязательно

Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования

Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования

РФ; • определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования, а также правового регулирование их взаимоотношений в данной сфере

РФ; • определение прав, полномочий, обязанностей и ответственности юридических и физических лиц в области образования, а также правового регулирование их взаимоотношений в данной сфере

Владимирович Путин инициировал изменения в

Владимирович Путин инициировал изменения в

В соответствии с законом должны быть изменены образовательные программы

В соответствии с законом должны быть изменены образовательные программы

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Ключевую роль в этой ситуации играет образование

Ключевую роль в этой ситуации играет образование

Общеобразовательные организации стремятся наиболее полно удовлетворить растущие образовательные запросы семей, тем самым увеличивая свою роль в укреплении интеллектуального потенциала страны

Общеобразовательные организации стремятся наиболее полно удовлетворить растущие образовательные запросы семей, тем самым увеличивая свою роль в укреплении интеллектуального потенциала страны

Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)

Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)

Методические службы составляли одну из основ советской системы образования

Методические службы составляли одну из основ советской системы образования

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы)

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы)

Указанные документы определяют целевое состояние системы, а также общие требования к технологическим решениям

Указанные документы определяют целевое состояние системы, а также общие требования к технологическим решениям

Минпросвещения России, – выстраивание системы подготовки и сопровождения педагогических кадров

Минпросвещения России, – выстраивание системы подготовки и сопровождения педагогических кадров

Элементы системы подготовки и непрерывного образования педагогических работников – институты повышения квалификации, система профессионального образования и педагогические вузы – призваны решать общие задачи и осуществлять…

Элементы системы подготовки и непрерывного образования педагогических работников – институты повышения квалификации, система профессионального образования и педагогические вузы – призваны решать общие задачи и осуществлять…

На региональном уровне существует региональная инфраструктура методического сопровождения

На региональном уровне существует региональная инфраструктура методического сопровождения

ПР) . НСПР ПР призвана институализировать новые организационные механизмы, обеспечивающие для сферы общего образования качественный кадровый состав посредством эффективной подготовки кадров, организации методической поддержки начинающих…

ПР) . НСПР ПР призвана институализировать новые организационные механизмы, обеспечивающие для сферы общего образования качественный кадровый состав посредством эффективной подготовки кадров, организации методической поддержки начинающих…

И на федеральном, и на региональном уровне проведение профессиональных конкурсов является наиболее развитым и имеющим широкий общественный резонанс механизмом повышения статуса и популяризации профессии учителя

И на федеральном, и на региональном уровне проведение профессиональных конкурсов является наиболее развитым и имеющим широкий общественный резонанс механизмом повышения статуса и популяризации профессии учителя

В программе «Земский учитель» за 3 года ее реализации (2020–2022 годы) примут участие 4 397 человек

В программе «Земский учитель» за 3 года ее реализации (2020–2022 годы) примут участие 4 397 человек

При Министерстве просвещения создан

При Министерстве просвещения создан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021