Государство и молодёжь, Особености советского периода молодёжной политики в Московской области
Оценка 5

Государство и молодёжь, Особености советского периода молодёжной политики в Московской области

Оценка 5
docx
26.02.2024
Государство и молодёжь, Особености советского периода молодёжной политики в Московской области
Государство и молодёжь, Особености советского периода молодёжной политики в Московской области.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет                           истории, управления и сервиса

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Профиль                                  «История и краеведение»

Отделение                             очное

Студент(ка)                        Качалкин Артем Алексеевич

 

Зав. кафедрой _______________ дин, Никандров Александр Юрьевич                                                    

                                                    (подпись)

Декан ___________________ кин, доц. Соза Лилия Нисоновна                                                

                    (подпись)                                           

                                                                              «___» __________ 20_23__г.

 

Тема: Государство и молодёжь: Особенности советского периода молодёжной политики в Московской области

 

 

Научная статья

 

Руководитель ________________ кюн, доц. Базин Олег Александрович                                                          

                                 (подпись)

Рецензент_________________

 

Коломна 2023 г.

 

 

Актуальность исследования. В 1991 году, как известно, изменилась траектория общественного развития, связанная с распадом СССР. Молодёжная политика также оказалась на переходном рубеже в критическом состоянии, это состояние во многом было обусловлено сложившимися отношениями Советского государства и молодёжи, которые сложились на основе: полного контроля со стороны партийно-государственной власти комсомола и по мнению В.В Егорова как инструмента реализации своей политики[1].                                                                                                Следует обратить внимание на тот факт, что в Московской области изначально комсомол создавался как самостоятельная организация. В Программе организации принятой на I съезде РКСМ подчёркивалась его независимость, но впоследствии на Политбюро ЦК РКП(б) была принята инструкция, которая определила отношения партии и комсомола в сторону непосредственного подчинения последнего ЦК РКП(б).                                           Хотя в документах комсомол не назывался организацией политической, его деятельность была направлена на продолжение политики партии, документами которой предписывалась политическая линия, отступать от которой было невозможно. Была поставлена цель на объединение всей работы с молодёжью в рамках РКСМ, что отражало стремление партии к управлению молодёжью через единую организацию.[2]                                                              С первых дней своего существования комсомол являлся резервом кадрового состава для государства и партии. Поддерживая его, они способствовали продвижению молодых людей — членов ВЛКСМ, для учёбы в вузах, работы в государственных учреждениях, где они решали вопросы воспитания, труда и быта молодёжи.                                                Определилась и главная задача комсомола — коммунистическое воспитание и вовлечение молодёжи в ряды строителей нового общества.      Комсомол с самого начала был создан как школа коммунизма, со своей государственно-партийной, системой воспитания молодого поколения. Особое внимание со стороны власти к молодёжи объяснялось её высокой долей в общем числе населения страны, которая, как известно, являлась самой трудоспособной частью общества.                                                                         Начиная с тридцатых годов, молодёжная политика развивается в общем русле государственно-партийной политики.                                                     В Подмосковье по мнению Мухамеджанова М.М вопрос о разработке отдельной молодёжной политики был не актуален и не предлагался к рассмотрению. Проводя патерналистскую политику, государство пыталось осуществить «гармоническую преемственность поколений», аргументами которой были: бесплатное образование и здравоохранение, развитая сеть молодёжных учреждений и организаций художественного и спортивного профиля, профессиональная подготовка и коммунистическое воспитание[3].               Кроме того по мнению Свиридова Н.А «в Московской области в годы перестройки, молодёжь использовалась для решения экономических задач, являлась ресурсом рабочей силы, а комсомол осуществлял её мобилизацию, что имело весьма позитивное значение.»[4]                                                            Как и в других сферах общественной жизни советского общества, многие аспекты молодёжной политики носили декларативный характер, что затрудняло их реализацию.                                                                             С учётом этого государство пыталось расширить возможности участия молодёжи в управлении своими структурами и вместе с тем стремилось к сохранению над ней тотального контроля.                                                    В результате этого шага в Московской области в период перестройки, молодёжь была представлена в Советах народных депутатов на всех уровнях власти.                                                                                                           А также составляла приблизительно третью часть от общего депутатского состава.                                                                                                 Однако комсомол в особенности в Подмосковье не всегда в полной мере учитывал молодёжные интересы. Некоторые демократические принципы в деятельности комсомольской организации стали иметь формальный характер.    В результате, ВЛКСМ увеличиваясь численно, постепенно превращался в некую бюрократизированную государственную структуру. С учётом вышесказанного, во второй половине 1980-х годов была признана необходимость активного проведения молодёжной политики на основе принятия «Закона о молодёжи».                                                                           В этой связи, под руководством ЦК ВЛКСМ началась разработка основных его положений. Кроме того, на XXVII съезде КПСС, состоявшемся в 1986 году, было предложено рекомендовать молодёжь на руководящие посты и расширить круг вопросов, решаемых по согласованию с комсомолом. Однако, перестройка воспринималась комсомолом до 1987 года как очередная политическая компания, направленная только на улучшение управления, поэтому и изменения были минимальными.[5]                                                По мнению Сергеева В.В «в результате внутреннего кризиса, организация всё дальше удалялась от решения насущных вопросов молодёжи. С началом перестройки комсомол постепенно начал превращаться в коммерческую структуру, что юридически было закреплено в 1988 году специальным постановлением Совмина, которое дало ВЛКСМ право вести хозяйственную деятельность, освободив принадлежавшие ему предприятия и доли от подоходного налога.»[6]                                                                       Всё это прямо указывало на коммерциализацию комсомола и может служить доказательством его кризиса как коммунистической организации. молодежи и одновременно причиной последовавшего распада.                        Позднее, в 1989 году комсомолу впервые была определена квота для избрания своих представителей на выборах.                                                                Высшего органа государственной власти — Съезда народных депутатов СССР. Наконец, в 1990 году на XXVIII съезде была принята резолюция                «О молодёжной политике КПСС», которая определила отношение партии к молодёжи и её организациям. По сути это был переход на новый принцип отношений — принцип партнёрства, сотрудничества и взаимодействия, но следовать ему уже не было возможности из-за дальнейших изменений в общественной и государственной жизни.                                  По мнению В.В Егорова точку в истории ВЛКСМ поставил XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, состоявшийся 28 сентября 1991 года. Постановление съезда определило, что ВЛКСМ исчерпал свою роль как федерация коммунистического союза молодёжи. В новых условиях изменившегося общества единая всесоюзная организация существовать не может.[7]                                                                                                                   В 1991 году был принят закон «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР», но он не был реализован по причине начавшихся процессов изменения общественного строя, которые привели к распаду СССР.                                                                                                  В целом, анализируя развитие молодёжной политики в СССР, можно отметить, что обширный позитивный опыт, накопленный в советское время, имел определённые недостатки, связанные с излишней политизацией молодёжного движения и его заорганизованностью что, сказалось и на наше Московской области.                                                                                                                     

А деятельность комсомола по мнению Ручкина «которая проводилась советским правительством успела принести ожидаемых результатов во всех регионах нашей страны в том числе и в Московской области.»[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 7.

2.Мухамеджанов М. М. Комсомол: последние десять лет (1981–1991). Избранные статьи. — М., 2006.

3. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. - 2015. - №5. - С.90-98.

 4.Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. - 2014. - №1. - С.90-96.

 5.Сергеев В.В. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. М.: ИСПИ РАН, 2022. - 288с.

 





 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 7.

[2] Там же

[3] Мухамеджанов М. М. Комсомол: последние десять лет (1981–1991). Избранные статьи. — М., 2006

[4] Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. - 2014. - №1. - С.90-96.

[5] Там же

[6] Сергеев В.В. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. М.: ИСПИ РАН, 2022. - 288с.

[7] Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 7.

[8] Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. - 2015. - №5. - С.90-98.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

Актуальность исследования. В 1991 году, как известно, изменилась траектория общественного развития, связанная с распадом

Актуальность исследования. В 1991 году, как известно, изменилась траектория общественного развития, связанная с распадом

Комсомол с самого начала был создан как школа коммунизма, со своей государственно-партийной, системой воспитания молодого поколения

Комсомол с самого начала был создан как школа коммунизма, со своей государственно-партийной, системой воспитания молодого поколения

А также составляла приблизительно третью часть от общего депутатского состава

А также составляла приблизительно третью часть от общего депутатского состава

Позднее, в 1989 году комсомолу впервые была определена квота для избрания своих представителей на выборах

Позднее, в 1989 году комсомолу впервые была определена квота для избрания своих представителей на выборах

А деятельность комсомола по мнению

А деятельность комсомола по мнению

Литература: 1.Егоров В. В

Литература: 1.Егоров В. В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024