МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет истории, управления и сервиса
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль «История и краеведение»
Отделение очное
Студент(ка) Качалкин Артем Алексеевич
Зав. кафедрой _______________ дин, Никандров Александр Юрьевич
(подпись)
Декан ___________________ кин, доц. Соза Лилия Нисоновна
(подпись)
«22___» ___февраля 2024__г.
Тема: Влияние феодальной раздробленности на культуру древнего Новгорода
Научная статья
Руководитель ________________ кюн, доц. Базин Олег Александрович
(подпись)
Рецензент_________________
Коломна 2023 г.
Аннотация.
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была сокровищницей и хранительницей исконной, самобытной великорусской культуры. Актуальностью данной работы является определение роли древненего Новгорода в культуре как древнерусского государства, так и всей средневековой Европы. По мнению ряда историков «В истории русского искусства средних веков (XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место. Здесь сформировался и в наибольшей чистоте сохранился великорусский тип, вдали от татарской неволи и крепостного рабства. Здесь и сейчас фольклористы находят лучшие песни и былины, старинные костюмы и интереснейшие памятники деревянного зодчества». Своей оригинальностью новгородская культура отличалась от культур и Запада, и Востока. «Для всего мира Новгород — это блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры. Его значение в том, что он оберегал Русь не только в военном отношении, но еще в большей мере в отношении культурном: от растворения в культурах Востока и Запада «Самобытность выделяла новгородскую культуру и среди культур других русских земель. С начала XIV века разгорается борьба за первенство на Руси между Тверью и Москвой. «Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы. Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы».
В Новгороде не было самодержавных правителей, которые тратили бы деньги на свои прихоти и бездумно финансировали сомнительные проекты. В Новгороде также отсутствовал чиновничий бюрократический аппарат, своей коррумпированностью разъедающий любой общественно-экономический строй. Общественное устройство Великого Новгорода поощряло развитие предпринимательства и препятствовало возникновению культуры роскоши.
Ключевые слова: Великий Новгород, Раздробленность, Архитектура,
Дань, Государство, Охота.
1 Установление формы правления в Великом Новгороде.
Новгородская республика была самой крупной среди русских земель периода раздробленности. В XII–XIII вв. в её состав входили огромные пространства от Балтийского моря до Волги, а на востоке — территории до Уральских гор. Наиболее развитыми городами Новгородской земли, помимо самого Новгорода, были Псков, Изборск, Великие Луки, Ладога. Коренные народы присоединённых к Новгороду земель платили ему дань, что обогащало Новгородское государство. В то же время природные условия в регионе были суровыми: холодная зима и короткое дождливое лето не способствовали развитию земледелия — хлеб приходилось везти из соседнего Владимиро-Суздальского княжества. Сами же новгородцы занимались охотой, рыболовством, разведением животных, бортничеством, ремёслами и торговлей. Изделия новгородских мастеров были востребованы во всех землях Руси и даже за её пределами. Искусные гончары и кузнецы славились настолько, что ремесленников из Новгорода приглашал на работу даже далёкий Киев. Большое развитие получила торговля: новгородские купцы наладили тесные экономические и торговые связи со странами Европы, выступая посредниками между государствами Северной Европы и Византией, немецкими землями и арабским Востоком. Из Новгорода вывозили пушнину, кожу, смолу, соль, мёд, воск, оружие, гончарные изделия, а ввозили вина, ткани, ювелирные украшения.
Новгородские купцы, объединённые в общества наподобие гильдий, плавали до берегов Византии по пути «из варяг в греки», укрепляли торговые связи с Ганзой — союзом северных немецких городов. В Новгороде даже существовала особая иноземная колония — готский двор, где проживали иностранные купцы с семьями. По мнению крупнейшего исследователя, древнего Новгорода Д.С. Лихачёва «до середины XII в.
Князь представлял собой основную силу в государственной и культурной жизни Новгорода.[1] В первой четверти XII в. старший сын Владимира Мономаха Мстислав, а затем сын Мстислава Всеволод стоят во главе политических' предприятий Новгорода, покровительствуют искусствам, книжности, обстраивают Новгород двумя крупнейшими монастырями — Антоничевым и Юрьевым. Он также покровительствует культурному влиянию киевских книжников и киевского монашества. Однако, по-видимому, уже в первой половине XII в. князь теряет свои права на Софию Новгородскую, бывшую перед тем княжеским храмом, и обосновывается на другой стороне Волхова: на Ярославовом Дворище, уступая Детинец вечу. В результате этих событий, по мнению Д.С Лихачёва «к середине XII в. относится установление нового социального и политического строя в Новгороде».[2] Великий Новгород становится независимой боярской республикой. Процесс образования нового политического строя сопровождается рядом бурных потрясений в жизни Новгорода, частыми сменами князей, посадников, тысяцких и заканчивается установлением всех тех новых форм правления, которые составляют затем на протяжении рядя веков характерную особенность Новгорода.
По мнению В.О. Ключевского «ни в каком другом краю древней Руси нет такого благоприятного подбора условий для введения широкой политической и общественной жизни как в «Господине» Великом Новгороде». Однако именно внешние и внутренние условия жизни Новгородской республики и привели её к упадку, а затем и к падению.[3]
Такого же мнения придерживался и С.Ф Платонов по его мнению «причина падения Новгорода не столько внешняя сколько внутренняя: если б не было Москвы Новгород стал бы жертвой иного соседа, его падение было неизбежным так как он сам растил в себе семена разложения.»[4]
Архитектура Великого Новгорода во времена феодальной раздробленности, кафедра архиепископа в древнем Новгороде.
Архитектура Великого Новгорода неразрывно связана с историей города и историей страны в целом. Жители города издревле считались искусными плотниками, возводившими шедевры архитектуры из дерева. Впоследствии именно новгородцы первыми освоили принципы строительства из камня. История города начинается в 9 веке со строительства деревянной крепости-кремля, ставшей впоследствии сердцем Новгородского княжества. В первоначальном деревянном варианте крепость была круглой и раза в два меньше той, которую можно увидеть сейчас. Уже в 1044 году стены кремля стали постепенно заменять на каменные, но это строительство растянулось почти на 4 века. Только в 20-х годах 15 века Новгородский Кремль-Детинец стал окончательно каменным. Это старейший из всех кремлей на территории России, сохранившийся до наших времен. Внутри него расположились Владычная палата и дворцовая резиденция архиепископа и храмы.
Владычная или как ее еще называют Грановитая палата – единственное строение 15 века в России, которое относится к готическому стилю. Владычный двор – старейшая часть Кремля.
Первоначально деревянный, он был обнесен камнем в 12 веке и являл собой своеобразную крепость внутри крепости. В середине 11 века в Кремле возводят собор Святой Софии, который хоть и не впечатляет своими размерами и особой красотой, как более поздние храмы, является одним из памятников архитектуры мирового значения. По мнению М.К Каргера «Новгородская София, подобно своему киевскому прототипу была парадным сооружением резко выделяющемся на фоне обычных деревянных построек. Однако Новгородская София несмотря на близость к киевскому и константинопольскому собору всё же существенно отличается от них по своему художественному замыслу.[5] Это один из первых христианских храмовых комплексов из камня. Шестиглавый храм из камня возвели в период с 1045 по 1050 год на месте деревянной церкви по велению Ярослава Мудрого. Первоначальное деревянное здание храма возвели с приходом христианства одним из первых на Руси на месте старого языческого капища. В начале 12 века Софийский Собор стал символом Новгородского государства. По мнению Д.С Лихачёва «Переворот 1136 г. окончательно ослабил княжескую власть в Новгороде и закрепил господствующее положение в управлении городом боярства и епископа, игравшего крупною роль в восстании 1136 г. С этой поры новые князья не присылаются из Киева, а приглашаются самим вечем в качестве военных специалистов. Они ограничены в своих правах особым договором — «рядом».[6] Князья лишены с этой поры большинства своих доходов, прав и земельных владений; они ограничены в охоте и суде; их выселяют за город — на Рюриково Городище.
Чтобы они не могли вновь захватить власть в городе военной силой. Значительно усиливается роль веча. Вече избирает посадников, тысяцких и даже архиепископа. Также Д.С Лихачёв считал, что нигде в других городах и княжествах древней Руси церковь не была так тесна связана с государственной жизнью, как в Новгороде. Это значение новгородская церковь приобрела, став на сторону бояр и купцов против новгородского князя и активно вмешавшись в народные волнения середины XII в.[7] Благодаря удачной политической игре епископу Нифонту удаётся занять в Новгороде господствующее положение, а затем выйти из зависимости от киевского митрополита, которому новгородский епископ как глава одной из епархий русской церкви был формально подчинён. Пользуясь церковными смутами, вызванными назначением Климента Смолятича киевским митрополитом помимо воли константинопольского патриарха, Нифонт добивается у последнего признания за собой титула архиепископа и некоторой независимости от киевского митрополита. Отныне назначение новгородских архиепископов производится не по воле киевского митрополита. Новгородцы сами избирают себе архиепископов на вече, собирающемся в церкви Софии, и только затем посылают их в Киев для формального посвящения. Наряду с развитием Архитектуры и церкви в Новгороде широкое распространия получило также литературное творчество «былины» где главными героями были купцы и другие торговые люди.
Великий Новгород в эпоху «Возрождения» (Пред ренессансом).
Середина XIV в. отмечена для Новгорода общими для всей тогдашней Европы явлениями Предренессанса. Культурное возрождение, начавшееся в XIV в. и в Византии, и в Италии, и на Кавказе, захватило своими могучими токами Псков, Москву, Тверь и в особенности Новгород.
На всём пространстве этой колоссальной территории мы встречаемся с однородными явлениями, вызванными к жизни развитием демократической жизни в городах. По мнению Д.С. Лихачёва «из всех русских городов пред ренессансное движение встречало наиболее благоприятную почву именно в Новгороде. Обширная мировая торговля Новгорода вызывала усиленный приток средств. Кроме того, с первой половины XIV в. начались деятельные сношения Новгорода с Византией, имевшей исключительное значение в общем европейском движении Предренессанса.»[8] Первым памятником «Новгородского возрождения» была построенная в 1374 г. на Ильиной улице церковь Спаса Преображения — наиболее нарядная из построек Новгорода XIV в. Освобождённая от позднейших пристроек и реставрированная в советское время, церковь Спаса является одной из самых больших достопримечательностей Новгорода. По мнению Д.С. Лихачёва «летопись сохранила нам имена лиц, «трудившихся» над её украшением: это «боярин Василий Данилович, с Ильины улицы», художественному вкусу которых мы обязаны приглашением для её росписи Феофана Грека. Церковь Спаса была создана в том художественном соревновании, которое было характерным явлением новгородской жизни XIV в.»[9] Эта атмосфера искусства отразилась, в частности, и в новгородской летописи, обычно скупой и лаконичной, но точной в упоминаниях имён строителей церквей, в датировке их построения, переделок и настенных росписей. По своему типу и размерам Спас на Ильине во всём подобен построенной за 14 лет до него церкви Фёдора Стратилата. Однако по изяществу своих пропорций и насыщённости декоративными элементами Спас на Ильине превосходит своего предшественника.
Также по мнению М.К.Каргера «в это же время были построены шикарные памятники архитектуры в окрестностях Новгорода на берегах Волхова, Волховца, и Ильменя.»[10]
Закат Новгородской республики и её вхождение в состав Московского княжества.
В 1456 г. Василий Тёмный разбил ополчение Новгорода, поддерживавшего Дмитрия Шемяку в последние годы его борьбы с Москвой. Яжелбицкий мир, заключённый между Новгородом и Москвой, ставил Новгород в политическую зависимость от Москвы. Самостоятельность Новгорода была ограничена, и он обязан был выплатить Василию Тёмному огромную контрибуцию, что на время привело к сокращению строительства в Новгороде. В конце 1470 или в начале 1471 г. новгородская правящая боярская партия, во главе которой находилась вдова новгородского посадника Марфа Борецкая с сыновьями, вступает в союзные отношения с польским королём и великим князем литовским Казимиром IV. В 1471 г. Иван III собрал широкое совещание, на котором присутствовали представители самых разнообразных слоёв населения: духовенство, братья великого князя князья, бояре, воеводы. На этом совещании был решён вопрос о походе на Новгород. Таким образом, по мнению Д.С.Лихачёва «походу на Новгород Иван III придал характер общерусского предприятия, поднятого всеми русскими людьми на «изменных» новгородских бояр.»[11] Сражение 14 июля 1471 г. на реке! Шелони привело к полному разгрому огромного новгородского войска. В большинстве своём крайне неохотно сражавшегося против войск, собранных Иваном III со всех концов русской земли.
Новгород признал себя «отчиною великого князя Московского», обязался уплатить огромную контрибуцию и отказался от самостоятельной внешней политики. Однако Иван третий дал слово забыть прошедшее, простил всех злоумышленников и отпустил Марфу Борецкую и её родственников и не прикоснулся к Новгородской вольности.[12] Но в 1477 г. По мнению Д.С. Лихачёва потребовались вновь решительные меры против новгородских бояр. Иван III выступил в поход и подступил к самому Новгороду, заняв его окрестности. Ни один из московских походов ни в прошлом, ни впоследствии не сопровождался такой пропагандой, таким обилием посланий, как второй новгородский поход Ивана III.[13] После этого второго похода Ивана III новгородская независимость была окончательно уничтожена, в Новгороде введены московские порядки, а вечевой колокол снят и увезён в Москву, где его повесили на колокольницу «с прочими колоколами звонить». По мнению М.К Каргера «Разгром новгородского боярства не закончился занятием Новгорода войсками Ивана третьего так как его правительство ещё долго продолжало проводить репрессивные мероприятие по отношению к оппозиционной части населения.»[14] В результате подчинения великого Новгорода Московскому княжеству новгородская культура попадает под острый контроль Московских великих князей и царей однако они всегда с уважением относились к прошлому Великого Новгорода и его культуре хранили ценнейшие новгородские библиотеки, реставрировали старые и строили новые дворцы и храмы. Более того по мнению В.И Балдина «Москва того времени впитывала в себя всё ценное чего достигли художественные и строительные школы Новгорода, Пскова, Владимира и других городов. В заключение можно сказать что, создавая тем самым процесс единой культуры и общенационального зодчества.» Но в культурной жизни Новгорода уже началась другая эпоха.[15] Также крайне важно отметить что по мнению Б.А. Рыбакова «Великий Новгород сыграл очень важную роль в истории Руси, западной Европы и далёкого северо-востока, куда вместе с мирной колонизацией проникало русское ремесло и земледелие. Этим и был подготовлен путь дальнейшего продвижения русских первопроходцев в Сибирь.»[16]
Список литературы
1.В.И.Балдин «Загорск» Издательство «Искуство»1984год.
2.Б.А. Рыбаков «Мир истории, Начальные века Русской истории» издательство Москва «Молодая гвардия»1987.
3.М.К. Каргер «Новгород Великий., Архитектурные памятники» Издательство ИСКУСТВО Ленинград-Москва 1966г.
4.В.О. Ключевский «Русская история «издательство ЭКСМО МОСКВА 2014г.
5.С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории издательство АСТ-Астрель-2006г.
6.Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[2] Там же
[3] В.О. Ключевский «Русская история «издательство ЭКСМО МОСКВА 2014г.
[4] С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории издательство АСТ-Астрель-2006г.
[5] М.К. Каргер «Новгород Великий., Архитектурные памятники» Издательство ИСКУСТВО Ленинград-Москва 1966г.
[6] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[7] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[8] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[9] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[10] М.К. Каргер «Новгород Великий., Архитектурные памятники» Издательство ИСКУСТВО Ленинград-Москва 1966г.
[11] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[12] «История Русской церкви издание Спассо-Преображенского Валаамского монастыря 1991год.
[13] Д.С.Лихачёв «Новгород Великий» издательство: Советская Россия 1959 год.
[14] М.К. Каргер «Новгород Великий., Архитектурные памятники» Издательство ИСКУСТВО Ленинград-Москва 1966г.
[15] В.И.Балдин «Загорск» Издательство «Искуство»1984год.
[16] Б.А. Рыбаков «Мир истории, Начальные века Русской истории» издательство Москва «Молодая гвардия»1987
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.