Развитие арктики и дадьнего востока
Оценка 4.6

Развитие арктики и дадьнего востока

Оценка 4.6
docx
26.02.2024
Развитие арктики и дадьнего востока
Развитие арктики и дадьнего востока.docx

Дальний Восток и Арктика — стратегически важные регионы России. В 2022 году их важность возросла еще больше в связи с активизацией сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На долю этих стран приходится более трети мирового ВВП и половины населения планеты. Не менее актуальным является и освоение Арктического региона, богатого природными ресурсами и перспективного с точки зрения создания новых глобальных транспортных связей.                                                                                                                                                                                 В связи с этим экономическое развитие Дальнего Востока и Арктики является одной из приоритетных национальных задач. Однако на пути динамичного развития стоит ряд проблем, среди которых особую роль играет низкий уровень обеспеченности региона объектами общественной инфраструктуры. Так, имеется высокая потребность в создании новых объектов образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Растет спрос со стороны инвесторов на энергетическую инфраструктуру, автомобильные и железные дороги.                                 Для качественного развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики требуются значительные инвестиции, и выделяемых на эти цели бюджетных средств недостаточно. Привлекать внебюджетные средства в развитие общественной инфраструктуры помогают механизмы государственно-частного партнерства. На Дальнем Востоке и в Арктике реализуется 604 ГЧП-проекта на 761,7 млрд руб. (из них 579 млрд руб. — частные средства), а за первые 8 месяцев 2022 года привлечено 43,5 млрд руб. — почти столько же, сколько в 2019-м, причем практически все средства — частные. Чтобы привлечь больше инвесторов в развитие инфраструктуры, в 2021 году был запущен механизм дальневосточной концессии.                                 В рамках программы уже одобрены и реализуются 8 пилотных проектов с общим объемом инвестиций 12,3 млрд руб., большое количество проектов находится на стадии рассмотрения заявок. До конца 2022 года ожидается расширение действия механизма на проекты, реализуемые в Арктической зоне РФ. По мере того, как участники рынка присматриваются к новым возможностям механизма, возникают вопросы его дальнейшего совершенствования и развития.440 дальневосточных и арктических проектов (73,5%) реализуется в коммунальной и энергетической сферах, хотя общие инвестиции в них составляют лишь 139,1 млрд руб. (28,1% от совокупного объема), 88% средств составляют частные вложения. Наиболее капиталоемкой является транспортная сфера — на 20 проектов (3,3%) приходится 200,6 млрд руб. общих инвестиций (40,7%), а средняя стоимость одного проекта превышает 10 млрд руб.                                          В то же время сфера характеризуется наименьшей долей частных средств, которые составляют 58% от общих вложений. На Дальнем Востоке и в Арктике особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры — реализуется 120 проектов (20,2%) с общим объемом инвестиций 136,8 млрд руб. (31,1%), 66% из которых — частные средства. Это существенно выше среднероссийского уровня — в целом по стране на проекты в социальной сфере приходится около 11% общих инвестиций в ГЧП-проекты. Также на Дальнем Востоке и в Арктике реализуется 7 федеральных проектов: в транспортной сфере — 5 проектов на общую сумму 224,5 млрд руб. (включая 188,7 млрд руб. частных средств), в иных сферах — 2 проекта общей стоимостью 44,1 млрд руб. (100% частные средства).                                                                                                                           Лидером по количеству ГЧП-проектов, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях, среди регионов Дальнего Востока и Арктической зоны является Амурская область — на 2022 год регион реализует 148 проектов с общим объемом инвестиций 46,9 млрд руб. Значительным опытом также обладают Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край, где на принципах ГЧП создается более 50 объектов. Больше всего общих инвестиций — 106,4 млрд руб. — вложено в проекты в Якутии. Также по общей капиталоемкости выделяются проекты в Магаданской, Сахалинской областях и Хабаровском крае.

 

В Амурской и Архангельской областях, а также в Красноярском крае в ГЧП-проекты вкладываются только частные средства, в то время как в Якутии, Еврейской автономной области и Хабаровском крае бюджетные инвестиции преобладают над частными. Средняя доля частных средств в арктических и дальневосточных проектах составляет около 70%.                                                    На данный момент именно Дальневосточный федеральный округ является модельной территорией для опережающего социально-экономического развития, в рамках которой реализуются более 2000 инвестиционных проектов. Объектом исследования выступают материалы и мнения экспертов, представителей профильных государственных структур и бизнеса на пересечении задач развития ДФО и реализации государственной инвестиционной политики. Предмет исследования – актуальные показатели инвестиционных проектов, связанные с мультипликативным эффектом в регионах Дальнего Востока.                                                                            Методическую основу исследования составили опрос экспертов методом глубинных интервью и проведение кабинетного исследования, в рамках которого использовались: структурно логический анализ для детального исследования сути и содержания инвестиционных проектов; артериальный метод для обоснования выборки инвестиционных проектов в анализе; метод интегрального анализа для расчета сводного агрегированного индекса региональной эффективности инвестиционных проектов; пространственно-матричный метод для оценки мультипликативного влияния инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие территорий; графо-аналитический метод для анализа табличных данных и динамических рядов показателей-индикаторов инвестиционных проектов.                                                                                    Также согласно ФЗ «О Свободном порте Владивосток» № 212-ФЗ от 13.07.157 в ДФО создан свободный порт Владивосток, под которым понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края: Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, городского округа Большой Камень, Лазовского муниципального района, Находкинского городского округа, Партизанского городского округа, городского округа Спасск-Дальний, Уссурийского городского округа, Надеждинского муниципального района, Шкотовского муниципального района, Октябрьского муниципального района, Ольгинского муниципального района, Партизанского муниципального района,                                                                                                     Пограничного муниципального района, Хасанского муниципального района, Ханкайского муниципального района, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований, а также некоторые территории муниципальных образований: Камчатского края: Петропавловск-Камчатского городского округа; Хабаровского края: Ванинского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района; Сахалинской области: Корсаковского городского округа, Углегорского городского округа; Чукотского автономного округа: городского округа Певек.                                                                                                            В области влияния инвестиционных проектов Дальнего Востока на социально-экономическое развитие территорий присутствия можно отметить вклад в создание инфраструктуры региона и предполагаемое количество рабочих мест, которые можно охарактеризовать, как явные эффекты инвестиционной деятельности в региональной экономике. Кроме того, помимо вклада в строительство новых объектов инфраструктуры региона, а также модернизации действующих инфраструктурных объектов у инвестиционных проектов производственного назначения, необходимо упомянуть те проекты, которые целенаправленно реализуются для создания или обновления совокупности объектов жизнеобеспечения производственно-экономической и социальной сфер региона. Таким образом, речь идет о проектах, обеспечивающих инфраструктурную готовность территорий в принятии и дальнейшей эффективной реализации проектов в сфере материального производства.

Для Дальнего Востока среди проектов по развитию инфраструктуры региона можно выделить следующие: 1. В сфере развития дорожно-транспортной и товарно-грузовой инфраструктуры:  проекты, направленные на строительство автомобильных дорог общей протяженностью свыше 7 тыс. км;  проекты по строительству 8 мостов;  проекты, направленные на строительство и реконструкцию железных дорог общей протяженностью более 6 тыс. км;  проекты в сфере развития морских и речных портов, направленные на увеличение грузооборота в ДФО более чем на 70 млн тонн в год;  проекты по строительству трубопроводов общей протяженность около 7 тыс. км;  проекты, направленные на развитие воздушных пассажирских и грузовых перевозок. 2. В сфере развития энергетической инфраструктуры: проекты по строительству энергетических генерирующих совокупной мощностью более 10 ГВт, среди которых крупнейшая Ерковецкая ТЭС расположена в Амурской области; проекты по строительству линий электропередач общей протяженностью около 2 тыс. км; проекты по строительству и реконструкции объектов электросетевой инфраструктуры внешнего электроснабжения. 23 Наибольшее число инфраструктурных проектов ДФО реализуется в Амурской области, Хабаровском крае, Приморском крае и Республике Саха (Якутия). На основании чего можно заключить о высокой инфраструктурной готовности указанных территорий к реализации на них инвестиционных проектов из сферы материального производства, таких как, например, строительство космодрома «Восточный» (Амурская область), комплексное освоение Сугодинско-Огоджинского угольного месторождения (Амурская область), строительство Эльгинского угольного комплекса (Республика Саха) и пр.                                                                                                     Таким образом, с учетом имеющегося значительного количества инвестиционных проектов, целенаправленно реализуемых для развития инфраструктуры ДФО, указанные выше территории обладают высокой степенью инфраструктурной готовности для реализации тех проектов, которые с одной стороны имеют целью развитие материально-производственной базы, но создание в ходе выполнения данных проектов других вспомогательных объектов инфраструктурного назначения также свидетельствует об оказании синергетического эффекта для экономики территорий присутствия.                                                                                                               Государственная политика в области инвестирования и финансовой поддержки осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. На федеральном уровне, стратегически самом важном, инвестиционную политику в ДФО курирует Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 30 июня 2012 года N 664 (с изменениями на 20 апреля 2019 года)18 Министерство осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, функции в области создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации.                                                                                                              Целью деятельности государственной политики в этом направление и поддержке экспорта выступает привлечения новых резидентов на Территории опережающего развития и в Свободный порт Владивосток, прямых инвестиций, а также поддержки экспорта.                                                   Корпорация развития Дальнего Востока выступает в роли управляющей компании, осуществляющей функции по созданию и управлению территориями опережающего социально-экономического развития (ТОР) на Дальнем Востоке, а также ведет деятельность в качестве застройщика объектов инфраструктуры территорий и обеспечивает их функционирование, ведет реестр резидентов ТОР. Дополнительно Корпорация выполняет функции центра предоставления государственных и муниципальных услуг в ТОР и организовывает предоставление резидентам услуг, необходимых для осуществления деятельности.

 

 Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке обеспечивает предприятия региона - резидентов ТОР, Свободного порта Владивосток и инвестиционные проекты - квалифицированными кадрами, а также отвечает за информационное и методологическое сопровождение программы «Дальневосточный гектар». Еще одним важным субъектом в области реализации инвестиционной политики выступает Внешэкономбанк, одним из приоритетных направлений деятельности которого является содействие развитию Дальнего Востока и Байкальского региона24.                                                                                                                              Программа «Дальневосточный гектар» — это беспрецедентный механизм, позволяющий человеку быстро, без лишней бюрократии выбрать, оформить и бесплатно получить в пользование земельный участок площадью до 1 гектара на Дальнем Востоке. Этот механизм закреплен Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».                                                                                                                      Программа «Дальневосточный гектар» предполагает максимальную свободу самореализации граждан. Для этого предложена принципиально новая модель предоставления земельных участков: гражданин сам выбирает землю и вид разрешенного использования, деятельности на ней участок и вести на нем любую деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.                                                                                                  Дальневосточный федеральный университет — крупный университет, расположенный во Владивостоке. Он объединяет собственно университет, лицей, два колледжа, хореографическое училище и другие учебные учреждения. Как юридическое лицо имеет организационно-правовую форму «федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования» (ФГАОУ ВПО).

По состоянию на 2022 год в университете ведётся обучение по более чем 600 образовательным программам, из них количество программ бакалавриата — 49, количество программ специалитета — 90, количество программ магистратуры — 14, количество специальностей аспирантуры и докторантуры — 64, количество программ до вузовского обучения и повышения квалификации — 171.

В вузе обучается более 24000 студентов на программах высшего образования, а также проходят обучение около 500 аспирантов. Общее количество студентов, аспирантов, докторантов и учащихся всех форм обучения — более 41000.

Количество преподавателей в ДВФУ — 1598, из них докторов и кандидатов наук — 1058. Общее количество сотрудников — около 5000.

Космодром «Восточный» — российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи города Циолковский, в 45 км севернее города Свободный. Ближайшая железнодорожная станция — «Ледяная». Первый российский гражданский космодром. Общая площадь около 700 км².

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о строительстве космодрома. В 2010 году был заложен «Памятный знак» в честь начала работ. В 2011 было начато техническое и эскизное проектирование. Строительство первой очереди космодрома «Восточный» началось в 2012 году и завершилось в апреле 2016 года.

Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на космодром Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах, место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей, космодром способствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

Космодром расположен в регионе с муссонным климатом, среднемесячной температурой января −25,6 °С (абсолютный минимум многолетних наблюдений −49,0), среднемесячной температурой июля +20,6 (абсолютный максимум многолетних наблюдений +39,1).

На февраль 2023 года располагает стартовым комплексом «Площадка 1С» для ракет семейства «Союз-2» лёгкого и среднего классов. Ведётся строительство нового стартового комплекса «Площадка 1А» для ракет-носителей семейства «Ангара».

28 апреля 2016 года состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников Земли. Всего с 28 апреля 2016 года по 22 октября 2022 года с космодрома выполнены 12 орбитальных пусков ракет-носителей.

Стартовый комплекс космодрома изображён на оборотной стороне денежной купюры достоинством в две тысячи рублей, выпущенной Банком России 12 октября 2017 года.

Арктика — особая территория для России. Это уникальная экосистема с удивительным животным миром, резервный источник чистой питьевой воды и огромные запасы полезных ископаемых. Полярные владения России занимают 3 млн кв. км, 18% всей территории РФ, где сегодня проживает менее 2% россиян.

От освоения арктических территорий зависит будущее России, а сделать это без реализации программы развития Северного морского пути (СМП) невозможно.                                                        Ключевым инструментом реализации «Стратегии 2020» является реализация государственной программы социально-экономического развития АЗРФ на период до 2020 г. 6, реальное инвестирование которой, к сожалению, отложено на более поздние сроки. Среди приоритетов государственной политики по развитию АЗРФ в «Стратегии 2020», напрямую относящихся к развитию СМП, можно выделить: осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с практическими государствами в целях разграничения морских пространств, наращивание усилий практических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил, содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кросс полярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании СМП для международного судоходства, совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием, развитие ресурсной базы АЗРФ, модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыб хозяйственного комплекса в АЗРФ.

 

 

 

 


 

Дальний Восток и Арктика — стратегически важные регионы

Дальний Восток и Арктика — стратегически важные регионы

В Амурской и Архангельской областях, а также в

В Амурской и Архангельской областях, а также в

Для Дальнего Востока среди проектов по развитию инфраструктуры региона можно выделить следующие: 1

Для Дальнего Востока среди проектов по развитию инфраструктуры региона можно выделить следующие: 1

Агентство по развитию человеческого капитала на

Агентство по развитию человеческого капитала на

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024