Молодёжная политика советского государства с 1956 года
Оценка 5

Молодёжная политика советского государства с 1956 года

Оценка 5
docx
26.02.2024
Молодёжная политика советского государства с 1956 года
молодёжная политика советского государства с 1956 года.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет                           истории, управления и сервиса

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Профиль                              «История и краеведение

Отделение                             очное

Студент(ка)                        Качалкин Артем Алексеевич

 

Зав. кафедрой _______________ дин, Никандров Александр Юрьевич                                                    

                                                    (подпись)

Декан ___________________ кин, доц. Соза Лилия Нисоновна                                                

                    (подпись)                                           

                                                                              «___» __________ 20_23__г.

 

Тема: Анализ формирования молодёжной политики советского государства во второй половине двадцатого столетия (с 1956года)

 

Научная статья

 

Руководитель ________________ кюн, доц. Базин Олег Александрович                                                          

                                 (подпись)

Рецензент_________________

 

Коломна 2023 г.

 

 

 

 

 

Актуальность темы исследования. Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи является одной из самых актуальных, поскольку именно молодежь традиционно заключает в себе инновационный потенциал социокультурных преобразований в обществе, именно ценностное сознание молодого поколения задает вектор их направленности.                                Будущее народа во многом определяется именно нравственными устоями вступающих во взрослую самостоятельную жизнь, уровнем их сознания. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться являются важнейшими условиями успешного развития современной России. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.                                                                                             Утрата частью молодёжи нравственных ориентиров представляет реальную угрозу национальной безопасности России и её будущему. В этих условиях исторический опыт созидательных традиций отечественного молодежного движения представляет чрезвычайную актуальность. Для реализации современных задач социально-экономического развития России наиболее важен опыт по формированию у молодежи потребностей учиться и трудиться.                                                                                               Исследование политики советского государства как фактора эволюции ценностных ориентаций молодежи является актуальным и с научной точки зрения.                                                                                                         Эффективность советской молодежной политики представляет собой предмет споров как среди российских, так и среди зарубежных исследователей. Объектом исследования является молодежь Советского Союза (в основном – граждане 14-30 лет.

 Проживающие на территории Европейской России). Предмет исследования составляют изменения ценностных ориентаций под влиянием государственной молодежной политики. При этом изучаются те ее направления, которым уделялось приоритетное внимание в изучаемый период.                                                                                                          Начиная с 20 съезда коммунистической партии стали прослеживается крупные изменяя в жизни партии и государства что не могло не сказаться и на молодёжной политики которая тоже проходила некоторые изменяя что в первую очередь коснулось комсомола.                                                                       По мнению Аксютина Ю.В «перед комсомолом ставилась задача «помогать молодежи уметь разбираться в том, что художественно и красиво, уметь правильно оценивать произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального, танцевального и вокального искусства».[1]                                      Комсомольской обязанностью объявлялась забота о том, чтобы все юноши и девушки имели хорошую осанку, выправку, соблюдали правила культурного поведения не только в общественных местах и на работе, но и в семье. Всемерно поощрялось стремление молодежи просто и со вкусом одеваться.                                                                                                                     Были приняты меры к широкому изданию популярной литературы по вопросам эстетического воспитания молодежи. Проводились показы мод, распространялись лучшие образцы моделей одежды и обуви. Постоянной заботой комсомола была провозглашена забота о культурном облике и чистоте каждой квартиры, дома, села, города, каждой улицы. В советскую повседневность настойчиво внедрялись выставки детской игрушки, детской обуви и одежды, детского рисунка.                                                  

 

Выдвигалась амбициозная задача – добиться создания в каждой пионерской дружине и внешкольном учреждении кружков художественной самодеятельности и детских хоров. Перед комсомольскими организациями крупных городов была поставлена задача создать городские пионерские ансамбли песни и пляски.                                                                              Был взят курс на повсеместное создание кружков домоводства, кройки, шитья. К их руководству привлекались домохозяйки и художники. Комсомол пытался добиться расширения движения самодеятельных композиторов, организуя систематическую работу с ними в творческих союзах, домах и дворцах культуры путем создания секций самодеятельных композиторов.       Консультационных пунктов, проведения смотров их творчества, концертов, семинаров, обсуждений. В 1961 г. был проведен Всесоюзный смотр творчества молодых композиторов.                                                                  По мнению Алмаева Р.З «одной из его главных задач называлось повышение общественной активности творческой молодежи по руководству и оказанию помощи в работе коллективов художественной самодеятельности, участию ее «в борьбе против пошлости и безвкусицы в музыкальной пропаганде».[2]                                                                                                    Во время смотра к обсуждению исполняемых произведений, к дискуссиям и конференциям по творчеству молодых композиторов широко привлекались не только профессиональные музыканты, но и рабочая, сельская, учащаяся молодежь.                                                    Практиковалось проведение творческих отчетов, встреч молодых композиторов с рабочими, колхозниками, студентами, участниками самодеятельности непосредственно на предприятиях, в колхозах, учебных заведениях. В практику внедрялось проведение для пионеров и школьников тематических кинофестивалей, встреч с киноактерами и режиссерами.          В старших классах ряда школ организовали подготовку киноа организаторов и киномехаников.

Комсомольские организации были призваны помочь овладеть навыками культурного обслуживания молодым работникам торговли.                                    В практику внедрялись беседы о разговорной речи и правилах поведения продавца, кассира, работника торгового зала, регулярное проведение вечеров и лекций «о вкусах», «об умении красиво одеваться», «о правилах поведения», «о хорошей выправке, осанке юношей и девушек», «о честности и правдивости».                                                                                                          По мнению Безруких Л.А «ЦК ВЛКСМ требовал от комитетов комсомола объявить беспощадную борьбу распространителям безвкусицы, добиваться в массовое производство лучших образцов и моделей, изделий легкой промышленности, вытеснять устаревшие стандарты и фасоны. В 1958 г. в тезисах ЦК ВЛКСМ специально подчеркивалось: «Дело чести комсомольских организаций – значительно улучшить эстетическое воспитание молодежи и детей, прививать им хорошие вкусы, учить молодежь правильно оценивать, что красиво и художественно».[3]                    Большую роль в жизни советской молодежи был призван сыграть объявленный XIII съездом ВЛКСМ поход комсомола за повышение культуры молодежи. В ближайшие два года руками молодежи было построено свыше 12 тысяч клубов и 16 тысяч киноаппаратных, благоустроено 40 тысяч культурно-просветительных учреждений, подготовлено более 25 тысяч руководителей художественной самодеятельности.                                                                          Важно, что проблему досуга все чаще увязывали с высвобождением свободного времени, улучшением бытовых условий жизни.

В 1960 г. Верховный Совет СССР принял решение о завершении перевода всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день и о дальнейшем сокращении рабочего дня.

В обязанность комитетов комсомола включили подготовку квалифицированных кадров для предприятий торгового и бытового обслуживания.                                                                                                   Было решено направить на эту работу по комсомольским путевкам 100 тысяч юношей и девушек, закончивших среднюю школу.                             Организация разумного досуга молодежи была объявлена комсомолом делом исключительной важности. В августе 1960 г. пленум ЦК ВЛКСМ принял специальное постановление «О задачах комсомола по организации досуга молодежи».                                                                               Пленум ЦК ВЛКСМ особо отметил, что «организация досуга молодежи не может рассматриваться как кратковременная кампания». В постановлении огромное внимание уделялось задачам идейно-воспитательной работы. В первую очередь молодежь нацеливалась на борьбу с «разлагающимся влиянием буржуазной морали».[4]                                                                       В организованном «идейно насыщенном» досуге видели средство непримиримой борьбы с проявлениями аполитичности, национализма и космополитизма, пережитков прошлого, пренебрежения к труду, общественному долгу, против вредных привычек старого быта.                         Вместе с тем, нельзя сводить смысл и этого постановления к идеологической составляющей. Постановление провозглашало: «Комсомольские организации должны добиваться, чтобы у каждого юноши и девушки росла тяга к знаниям,                                                             потребность регулярно читать книги, посещать театры и кино, участвовать в художественной самодеятельности, заниматься спортом.

Надо, чтобы разумное проведение досуга становилось привычкой каждого молодого человека».                                                                       По мнению Беляева А.А «Ставилась задача развивать «умение отличать подлинные произведения искусства от пошлости и безвкусицы». ЦК ВЛКСМ нацеливал комсомольские организации на всемерное развитие художественной самодеятельности.»[5]                                                 Пленум поддержал газеты и журналы, которые публиковали на своих страницах материалы по развитию науки и техники и литературные полосы.                 А также уголки досуга и т.п., проявляли творческий подход в подаче и оформлении материала. Новые возможности в организации досуга ЦК ВЛКСМ увидел в более активном использовании радио и телевидения.                 Молодежь нацеливалась на более активное участие в благоустройстве городов и сел, озеленение их территорий, расширение действующих и закладку новых парков и садов, создание искусственных водоемов. Во многих городах систематически, особенно в субботние и воскресные дни, в парках, садах, на площадях организовывались выступления коллективов художественной самодеятельности, профессиональных артистов, показы фильмов. Обычным явлением стало строительство силами молодежи открытых эстрад, киноплощадок, простейших сцен и спортивных сооружений.      Комсомольскими стройками было объявлено сооружение искусственных ледяных катков в Воронеже, Горьком, Свердловске, Омске, Челябинске и Минске, спортивных комплексов в московском Измайлове и Барнауле. В Куйбышевской области и городе Омске комсомольские организации взяли шефство над местами массового загородного отдыха трудящихся.                                                                                            

Государство всячески поощряло работу среди молодежи по месту жительства. Повсюду создавались комсомольско-молодежные штабы, клубы при домоуправлениях, лектории, общественные библиотеки.

 Прокатные пункты спортивного инвентаря, организовывались выступления художественной самодеятельности, спортивные соревнования, туристские походы.                                                                                                      Комсомол настойчиво пытался продвигать достижения культуры в самые отдаленные уголки сельской местности, используя в этих целях кино, радио, телевидение, книготорговлю, передвижные выставки изобразительного искусства. От комитетов комсомола требовали не сводить культурно-массовую работу к проведению мероприятий на центральных усадьбах, организовывать досуг молодежи непосредственно в бригадах, на полевых станах, в животноводческих фермах.                                                                Говорилось о необходимости и при организации досуга учитывать специфику сельскохозяйственного труда. Развивалось шефство городских комсомольских организаций над селом. Комсомольские организации пытались добиться изменения графика работы учреждений культуры, спортивных баз.                                                                                                           По мнению Безруких Л.А «комсомольская пресса не раз возмущенно писала о проявлениях ведомственного подхода к работе учреждений культуры, требовала широко открыть их двери для всей молодежи. Отдельным направлением комсомольской работы стало привлечение юношей и девушек к распространению книги. Комитеты комсомола участвовали в изучении спроса молодежи на книги.»[6]                                                                                              Из представителей общественности создавались комиссии, которые анализировали читательский спрос, обсуждали заказы на новую литературу.    

Пропагандировали новые издания. Проводились читательские конференции и книжные выставки, инструктажи по комплектованию личных библиотек.

Традицией стало проведение месячников по распространению литературы. Особое внимание уделялось распространению литературных новинок в сельской местности.                                                                        Насущной задачей по-прежнему считалась популяризация кинематографа. Комитеты комсомола пытались добиться регулярной демонстрации кинофильмов в каждом населенном пункте.                            Обеспечивая приоритет в демонстрации лучшим произведениям советского киноискусства.    Подготовку сельских киномехаников старались организовать так, чтобы они умели проводить и культурно-массовую работу.         По мнению Беляева «итогами ставших очень популярными среди молодежи походов организовывались выставки интересных находок, фотоснимков, просмотры любительских кинофильмов, путевых зарисовок. Все шире разворачивалось обучение юношей и девушек общественным профессиям.»[7]                                                                                                      Практически при каждом профессиональном театре (с разным успехом) пытались создать школы по подготовке самодеятельных режиссеров драматических коллективов, организаторов молодежных праздников. При некоторых киностудиях создали школы руководителей кинолюбительских объединений. Ряд отделений творческих союзов отличились созданием курсов по подготовке руководителей кружков любителей изобразительного искусства, поэзии и музыки. В филармониях, как правило, создавали школы по подготовке руководителей хоровых, танцевальных коллективов, художественных агитбригад.                                                                                    

В целом, анализируя развитие молодёжной политики в СССР, можно отметить, что обширный позитивный опыт, накопленный в советское время, имел определённые недостатки, связанные с излишней политизацией молодёжного движения и его заорганизованностью.

А деятельность, по мнению Егорова « которая проводилась по созданию нормативной базы, так и не успела принести ожидаемых результатов.»[8]


 

 

Литература: Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 7. Мухамеджанов М. М. Комсомол: последние десять лет (1981–1991). Избранные статьи. — М., 2006.


 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Аксютин Ю. В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2022. 488 с.

[2] Алмаев Р. З. Из истории атеистического воспитания в общеобразовательных школах Южного Урала в 1945-1975 годах // Вестник ВЭГУ. 2021. № 5. С. 54-59

[3] Безруких Л. А. Почин трудового воспитания сельской молодежи в Ставропольском крае (1954-1990 гг.) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2019. № 5. С. 8-13.

 

[4] Постановление пленума ЦК ВЛКСМ 1960 года.

[5] Беляев А. А., Слезин А. А. Внутрисоюзная жизнь послевоенного комсомола: особенности провинциального стиля // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2020. Т. 16. № 1. С. 188-198.

[6] Безруких Л. А. Почин трудового воспитания сельской молодежи в Ставропольском крае (1954-1990 гг.) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2019. № 5. С. 8-13.

[7] Беляев А. А., Слезин А. А. Внутрисоюзная жизнь послевоенного комсомола: особенности провинциального стиля // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2020. Т. 16. № 1. С. 188-198

[8] Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 7.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования

Проживающие на территории Европейской

Проживающие на территории Европейской

Выдвигалась амбициозная задача – добиться создания в каждой пионерской дружине и внешкольном учреждении кружков художественной самодеятельности и детских хоров

Выдвигалась амбициозная задача – добиться создания в каждой пионерской дружине и внешкольном учреждении кружков художественной самодеятельности и детских хоров

В старших классах ряда школ организовали подготовку киноа организаторов и киномехаников

В старших классах ряда школ организовали подготовку киноа организаторов и киномехаников

В 1960 г. Верховный Совет СССР принял решение о завершении перевода всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день и о дальнейшем сокращении…

В 1960 г. Верховный Совет СССР принял решение о завершении перевода всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день и о дальнейшем сокращении…

Надо, чтобы разумное проведение досуга становилось привычкой каждого молодого человека»

Надо, чтобы разумное проведение досуга становилось привычкой каждого молодого человека»

Государство всячески поощряло работу среди молодежи по месту жительства

Государство всячески поощряло работу среди молодежи по месту жительства

Пропагандировали новые издания

Пропагандировали новые издания

В целом, анализируя развитие молодёжной политики в

В целом, анализируя развитие молодёжной политики в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2024