Готовность к обучению
Оценка 4.7

Готовность к обучению

Оценка 4.7
ppt
19.01.2020
Готовность к обучению
Готовность к обучению.ppt

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Кризис семи лет.
Психологическая готовность к школе

Готовность к обучению

Готовность к обучению

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет.
Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л.С. Выготского.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Л.С. Выготский отметил, что старшего дошкольника характеризует манерничание, капризность, нарочито вычурное, искусственное поведение, вертлявость, поясничание, его отличает общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Анализируя эти проявления, Л.С. Выготский объяснил их утратой непосредственности, непроизвольности поведения как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности.
Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление этой деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок занимает в отношениях со взрослыми людьми.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда ребенок переходит в новый возраст.
Диагностика этого перехода – одна из самых актуальных проблем современной психологии развития.
К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Кризис может проявляться и в том случае, когда ребенок готов к школьному обучению, но его деятельность ограничивается сюжетно-ролевой игрой.
В данном случае, ребенок может проявлять направленную агрессивность на взрослых (капризы, упрямство).

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.
Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Если во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное "Я".
Кризис семи лет - это осознание своего "Я" как части общества.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она начинает непосредственно влиять на внешнюю жизнь ребенка.
Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей:

Готовность к обучению

Готовность к обучению

1 симптом - потеря непосредственности.
Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!» Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу?
Эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.

Центральные симптомы кризиса 7 лет

Готовность к обучению

Готовность к обучению

2 симптом –манерничанье.
Душа ребенка становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.
Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

3 симптом – Симптом «горькой конфеты»
Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
непослушание;
капризы;
ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
демонстративная взрослость (ребенок может ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях);

Вторичные симптомы кризиса

Готовность к обучению

Готовность к обучению

часто хитрит;
пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;
ожидание похвалы;
упрямство;
требовательность;
обостренная реакция на
критику.

Симптоматика кризиса

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях.
Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый»,
«я грущу», т.е. у него
возникает осмысленная
ориентировка в собственных
переживаниях.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Но ребенок еще не умеет владеть своими чувствами (не может сдерживать их и не умеет управлять ими). Потому что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Возникновение внутренней жизни – важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.
Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я умею прыгать через скакалку на одной ноге, я ловкая», «Я быстро отгадываю загадки, я сообразительный» и т.д.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

На смену старым интересам приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.
Маленький школьник
с увлечением играет и
играть будет еще долго,
но игра перестает
быть основным
содержанием его жизни.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Базовая потребность ребенка - уважение.
Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому.
Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Готовность ребенка к школьному обучению подразделяется на:
физическую,
психологическую.

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Определяется морфологическим и функциональным развитием организма.

Физическая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц.
Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Физическая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.
Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для усвоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Психологическая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению


Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах:
личностной,
интеллектуальной
эмоционально-волевой.

Виды психологической готовности

Готовность к обучению

Готовность к обучению


Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци­альный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность,
которую он не может
удовлетворить дома.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника».
Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу,
тогда как самостоятельно
осуществить такой
контроль ребенку
бывает еще очень трудно.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Т.о., личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе.
Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Готовность к обучению

Готовность к обучению

При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.
С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Интеллектуальная готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники на первое место ставят:
умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований.

Интеллектуальная готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Т.о., интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений.
Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Интеллектуальная готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка.
Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Интеллектуальная готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

Интеллектуальная готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает:
а) достаточно развитые высшие чувства;
в) сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Эмоционально-волевая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни.
Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Эмоционально-волевая готовность

Готовность к обучению

Готовность к обучению

Должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает.

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

Готовность к обучению

Готовность к обучению

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению

Готовность к обучению

Готовность к обучению

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.

Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению

Готовность к обучению

Готовность к обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020