Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности.
Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление этой деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок занимает в отношениях со взрослыми людьми.
1 симптом - потеря непосредственности.
Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!» Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу?
Эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.
Центральные симптомы кризиса 7 лет
ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
непослушание;
капризы;
ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
демонстративная взрослость (ребенок может ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях);
Вторичные симптомы кризиса
Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях.
Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый»,
«я грущу», т.е. у него
возникает осмысленная
ориентировка в собственных
переживаниях.
Возникновение внутренней жизни – важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.
Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я умею прыгать через скакалку на одной ноге, я ловкая», «Я быстро отгадываю загадки, я сообразительный» и т.д.
На смену старым интересам приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.
Маленький школьник
с увлечением играет и
играть будет еще долго,
но игра перестает
быть основным
содержанием его жизни.
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц.
Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Физическая готовность
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.
Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для усвоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
Психологическая готовность
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность,
которую он не может
удовлетворить дома.
Личностная готовность(социально-психологическая)
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника».
Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Личностная готовность(социально-психологическая)
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Личностная готовность(социально-психологическая)
Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу,
тогда как самостоятельно
осуществить такой
контроль ребенку
бывает еще очень трудно.
Личностная готовность(социально-психологическая)
Т.о., личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе.
Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Личностная готовность(социально-психологическая)
Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Личностная готовность(социально-психологическая)
При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.
С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Интеллектуальная готовность
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники на первое место ставят:
умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований.
Интеллектуальная готовность
Т.о., интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений.
Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Интеллектуальная готовность
Должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает.
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению
1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.
Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.