готовность к обучению

  • ppt
  • 19.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Готовность к обучению.ppt

Кризис семи лет.
Психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет.
Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский отметил, что старшего дошкольника характеризует манерничание, капризность, нарочито вычурное, искусственное поведение, вертлявость, поясничание, его отличает общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л.С. Выготский объяснил их утратой непосредственности, непроизвольности поведения как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни.

Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности.
Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление этой деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок занимает в отношениях со взрослыми людьми.

Когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда ребенок переходит в новый возраст.
Диагностика этого перехода – одна из самых актуальных проблем современной психологии развития.
К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Кризис может проявляться и в том случае, когда ребенок готов к школьному обучению, но его деятельность ограничивается сюжетно-ролевой игрой.
В данном случае, ребенок может проявлять направленную агрессивность на взрослых (капризы, упрямство).

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.
Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.

Если во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное "Я".
Кризис семи лет - это осознание своего "Я" как части общества.

Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она начинает непосредственно влиять на внешнюю жизнь ребенка.
Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей:

1 симптом - потеря непосредственности.
Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу «Хочу!» Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу?
Эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.

Центральные симптомы кризиса 7 лет

2 симптом –манерничанье.
Душа ребенка становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.
Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать.

3 симптом – Симптом «горькой конфеты»
Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.

ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
непослушание;
капризы;
ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
демонстративная взрослость (ребенок может ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях);

Вторичные симптомы кризиса

часто хитрит;
пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;
ожидание похвалы;
упрямство;
требовательность;
обостренная реакция на
критику.

Симптоматика кризиса

Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях.
Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый»,
«я грущу», т.е. у него
возникает осмысленная
ориентировка в собственных
переживаниях.

Но ребенок еще не умеет владеть своими чувствами (не может сдерживать их и не умеет управлять ими). Потому что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Возникновение внутренней жизни – важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.
Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я умею прыгать через скакалку на одной ноге, я ловкая», «Я быстро отгадываю загадки, я сообразительный» и т.д.

На смену старым интересам приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.
Маленький школьник
с увлечением играет и
играть будет еще долго,
но игра перестает
быть основным
содержанием его жизни.

Базовая потребность ребенка - уважение.
Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому.
Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Готовность ребенка к школьному обучению подразделяется на:
физическую,
психологическую.

Определяется морфологическим и функциональным развитием организма.

Физическая готовность

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц.
Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Физическая готовность

это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.
Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для усвоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Психологическая готовность


Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах:
личностной,
интеллектуальной
эмоционально-волевой.

Виды психологической готовности


Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци­альный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность,
которую он не может
удовлетворить дома.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника».
Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу,
тогда как самостоятельно
осуществить такой
контроль ребенку
бывает еще очень трудно.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Т.о., личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе.
Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

Личностная готовность (социально-психологическая)

Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Личностная готовность (социально-психологическая)

При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов.
С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Интеллектуальная готовность

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники на первое место ставят:
умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований.

Интеллектуальная готовность

Т.о., интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений.
Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Интеллектуальная готовность

К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка.
Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Интеллектуальная готовность

Применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

Интеллектуальная готовность

Эмоциональная готовность ребёнка к школе предполагает:
а) достаточно развитые высшие чувства;
в) сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Эмоционально-волевая готовность

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни.
Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Эмоционально-волевая готовность

Должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.
Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает.

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.

Цели диагностики психологической готовности ребенка к школьному обучению