Готовность к школьному обучению

  • Исследовательские работы
  • Памятки
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Особые потребности
  • docx
  • 02.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что нужно знать учителям и родителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре? Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома? От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе? На эти и другие вопросы мы нашли ответы в результатах исследования, которые приведены в данной статье.
Иконка файла материала Готовность к школе.docx

Готовность к школьному обучению

Оглавление

Оглавление. 1

О необходимости изучения готовности к школьному обучению у первоклассников  2

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают две группы   3

Общая характеристика познавательной сферы первоклассников. 6

Индивидуально-личностные особенности первоклассников. 8

Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе. 12

 


 

 

О необходимости изучения готовности к школьному обучению у первоклассников

 

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, введѐнный во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех поступающих в школу. Это означает, что деятельность школы в соответствии с требованиями стандарта должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Что нужно знать учителям и родителям для обеспечения индивидуального развития первоклассников, которые придут в школу в сентябре? Что нужно учитывать при создании образовательной среды в школе и дома? От чего зависит успешная адаптация первоклассников к новой деятельности в школе?

На эти и другие вопросы мы нашли ответы в результатах исследования, предложенных Российской академией образования. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе началось в нашей школе в 2019 году. В 2019 году в обследовании приняли участие 29 первоклассников нашей школы. В 2020 году – 26 первоклассников.

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

В исследовании не ставилась задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей являлось определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

На основании полученных показателей можно прогнозировать образовательные успехи и поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

 

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают две группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка, определению психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

В результате комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В профиле отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные по сравнению с классом и всеми обследованными учащимися.

Наряду с профилем первоклассника и профилем класса была получена контекстная информация о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса в начальной школе.

Главным результатам, полученным в ходе исследования, является обобщенный портрет первоклассников, отражающий некоторые характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах

обучения в школе.

Обобщенный портрет первоклассников глазами родителей

Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет.

Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе в детском саду, половина посещала подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок – 43%, в другой школе – 12%). Занятия с логопедом посещали 19% детей, самостоятельно занимались со своими детьми 30% родителей.

По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители

отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (от 1% до 2% по отдельным регионам) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

 

В целом, по результатам опроса учителей, более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15% до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.

По результатам опроса родителей, 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться с взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 10%-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь. В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья.

Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания. 8% детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья, составило 0,4%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.

Около 60% детей имеют в медицинских картах диагнозы заболеваний, поставленных различными врачами, 7,5% – диагнозы невропатолога.

Более чем пятой части первоклассников необходима помощь логопедов: у 23% детей имеются нарушения произношения или заикание. По оценкам родителей, около 20% детей имеют проблемы с мелкой моторикой рук.

Большинство (85%) обследуемых первоклассников имеют основную физкультурную группу, более 10% – вспомогательную и около 1% освобождены от физкультуры.

Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (88% первоклассников имеет «уголок школьника» – свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: около 40% семей имеют детскую библиотеку, включающую более 30 детских книг, чуть более 40% – небольшую библиотеку (от 10 до 30 детских книг). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника.

Общая характеристика познавательной сферы первоклассников

 

Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались известные диагностические методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе. Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был сделан ребенком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребенка. В зависимости от детальности рисунка были сформированы 3 основные группы учащихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя).

Особый интерес для учителей представляют методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). В основе успешного или неуспешного выполнения заданий детьми лежат следующие

умения:

·        понимать задание и использовать это понимание в процессе

самостоятельного продолжения выполнения задания;

·         точно следовать предложенной инструкции;

·        учитывать все указания (правила) работы;

·        привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение

·        порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в

пространстве; способность обратиться за помощью);

·         способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения

задания.

Методика «Графический диктант» позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила. Она предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика

выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя была использована методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой.

Индивидуально-личностные особенности первоклассников

 

Школьная готовность – понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика. В этом показателе нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости

(например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо)).

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к ―серьезным занятиям, ―ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей

школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания.

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»), завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка).

Потеря мотивации, уход от активности, также происходит, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так. В таком случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится учителю, что он неудачник. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребенка советы, как улучшить результат.

В любом случае низкая мотивация проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

По данным исследования плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников. Даже при хорошей мотивации ребенок с такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих раздражителей может перевозбуждаться и испытывать трудности с управлением своим поведением. В этом случае замечания, раздражение взрослых способны лишь усиливать негативные проявления. Это относится к гиперактивным детям, для которых характерно импульсивное поведение. При попытке резкого торможения такого ребенка у него усиливается стрессовое состояние, и усиливаются индивидуальные особенности реагирования на стресс, а это выражается в усилении импульсивности и «плохого поведения». Ребенок не делает это «назло», такое поведение связано с состоянием его нервной системы.

Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение в школе постепенно уменьшается, поведение упорядочивается. Если помощи нет, то проблемы с поведением могут только увеличиваться. Первоклассникам необходима помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного поведения.

Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребенка проговорить вслух, как он будет

вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить. А самое главное необходимо вести профилактику неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая задания разного уровня сложности, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям.

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью.

Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным. Но и полное отсутствие тревоги должно привлекать внимание и дополнительно анализироваться. Если ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной дифференцированности ребенка и непонимании важности учебы.

Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное напряжение детей. Например, в начале школьного обучения полезно проговаривать с детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и какие интересные дела их ждут.

В некоторых случаях необходима работа с семьей, формирование у родителей понимания своей роли в формировании стиля эмоционального реагирования детей. Тревожное внимание родителей к школьным успехам ребенка вызывает неоправданно высокую тревожность ребенка в отношении всех школьных дел. Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения.

Начало школьного обучения у всех детей связано с адаптационным синдромом – целостной реакцией, возникающей в ответ на резкие изменения

жизненных стереотипов, протекающей как на уровне всех систем: как на

организменно-физиологическом уровне, так и на социально- психологическом, личностном уровнях. Меняется социальная роль ребенка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что требует больших психологических и физиологических затрат. У каждого ребенка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией.

Проведенное обследование позволило оценить особенности процесса адаптации к школьному обучению с трех сторон:

·        через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и

результатов его психологического тестирования;

·         через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в

школе);

·         через восприятие родителя (который видит проявление реакций

адаптации ребенка в домашней обстановке).

 

Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе

 

Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка к школе во многом определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе.

При поступлении ребенка в школу перед родителями стоит задача выбрать образовательное учреждение. Родители могут отдать своего ребенка в ближайшую школу по месту жительства, либо специально искать школу, которая, по их мнению, была бы оптимальной для ребенка.

Помощь родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем будут способствовать успешному обучению детей в школе.

Для первоклассника родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также авторитетной фигурой в жизни ребенка. Поэтому в начале обучения в школе важны согласованные действия учителя и семьи.

Для организации эффективного взаимодействия с семьями первоклассников по оказанию поддержки детям учителя начальной школы должны владеть информацией о семьях своих учащихся и об организации учебной деятельности дома. При необходимости школа должна оказать семье соответствующую помощь.

При поступлении в школу в семье должны быть созданы условия, способствующие успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, например, соблюдение режима дня, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки и др.).

Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого — режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации.

При поступлении в школу доминирующей становится учебная деятельность ребенка. На обучение детей организовать учебную деятельность дома должно быть направлено внимание, как учителей, так и родителей.

Выстраивая работу с семьей, учителю, нужно учитывать низкий уровень доверия некоторых родителей к школе. Поэтому очень важно с первых дней обучения уделять специальное внимание формированию доверия родителей. Для этого учителю важно продемонстрировать родителям заинтересованность в успехах их ребенка, внимание к его достижениям и позитивным изменениям.

Для учителей важной может быть информация о приоритетных установках родителей в связи с обучением в школе. Их анализ позволяет понять, как родителями воспринимается обучение в школе. Итоги результатов диагностических исследований подводятся на родительском собрании.


 

Скачано с www.znanio.ru