Готовность ребенка к школе для 1 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Но каждый родитель оценивает своего ребенка исходя из собственных субъективных показателей.Готовность ребенка к школе для 1 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что тот полностью готов к обучению. Но каждый родитель оценивает своего ребенка исходя из собственных субъективных показателей.
Готовность ребенка к школе
Советы психолога
Каждый из родителей, впервые отправляя своего ребенка в школу, считает, что
тот полностью готов к обучению. Но каждый родитель оценивает своего ребенка
исходя из собственных субъективных показателей. Для одного родителя это умение
читать, считать писать; для другого – сообразительность, способность хорошо
решать мыслительные задачки, начитанность; третьего – умение сосредоточиться на
определенном деле и выполнять его по инструкции, умение подчиниться
требованиям взрослого и т.д. Конечно, все это важно. Но способность ребенка и его
особенности развития – это только одна сторона дела. С другой же стороны, есть
еще и школы определенного типа, конкретный учитель, который ждет от ребенка
определенной готовности. И есть другие ученики, его сверстники, с которыми нужно
быть готовым к контактированию и совместным учебным действиям.
Итак, нет вообще готовности, а есть готовность определенного ребенка к
определенным условиям обучения, с определенными учителем и школьным
коллективом, по определенной программе обучения в конкретной школе.
Готовность к школе имеет несколько слагаемых:
физическая готовность, т.е. определенное физическое развитие, уровень
здоровья;
психологическая готовность;
интеллектуальная готовность;
социальная готовность;
педагогическая готовность (умение читать, считать, писать).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Задачи взрослых в данный период:
Формирует готовность и желание учиться.
Организует жизнь и деятельность ребенка:
• санитарногигиенические условия;
• условия для проявления физической и психической активности;
• активный отдых, предохраняя от интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок;
Способствует усвоению норм поведения.
Осуществляет индивидуальный подход.
Контролирует физическое и психическое развитие.
Для того чтобы Вы, родители, смогли сориентироваться в требованиях
предъявляемых первоклассникам, предлагаем познакомиться с идеальным портретом
ученика составленным:Психологами
1. Педагогическая готовность:
навыки чтения;
навыки счета;
навыки письма;
навыки рисования;
звуковая культура речи (чистая речь);
умеет развернуто ответить на вопрос;
хороший словарный запас;
хорошая общая осведомленность.
2. Интеллектуальная готовность:
– дифференцированность восприятия как основы мышления;
– планомерность восприятия (наблюдательность);
развитое воображение;
хорошая ориентировка в пространстве и времени;
развитое нагляднообразное мышление:
умение выделять существенное в явлениях окружающей
действительности;
умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами,
навыки рисования);
хорошая память;
развита регулирующая функция речи (выполняет словесные
инструкции);
интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в
самостоятельную цель деятельности);
предпосылки абстрактнологического мышления: способность понимать
символы;
способность сформулировать вопросы; способность самостоятельно
рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы.
3. Мотивационная готовность:
– выраженность познавательных интересов;
– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь
портфель и т.п.);
– принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.
4. Эмоционально волевая готовность:
умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение
учебного дня;
эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций); произвольная регуляция внимания: концентрация, устойчивость,
переключение;
умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в
разговоре);
умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
5. Коммуникативная готовность:
желание общаться со взрослыми и детьми;
умение установить контакт с учителем;
сохранение чувства дистанции;
способность к личному контакту со взрослым (в противовес
ситуативному);
умение устанавливать контакт со сверстниками;
умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
умение выполнять совместную работу;
умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Педагогами начальных классов
1. Педагогическая готовность:
знает буквы;
различает звуки на слух;
большой запас слов;
считает в пределах 10;
имеет элементарный запас знаний по математике;
с хорошо подготовленной к письму рукой;
умеет правильно держать ручку, карандаш;
обладает навыками рисования карандашом;
умеет обращаться со школьными принадлежностями;
умеет подготовиться к уроку;
обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет
самостоятельно переодеться, знает, где его вещи);
аккуратен в одежде.
2. Интеллектуальная готовность:
обладает устойчивым вниманием;
умеет думать;
умеет делать выводы;
умеет фантазировать;
наблюдательный;
хорошо развита речь, умение выразить свои мысли;
умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги.
3. Мотивационная готовность:
настроен на обучение; готов к серьезной работе;
учиться с интересом;
хочет узнавать новое;
любит думать;
аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями;
проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.
4. Эмоциональноволевая готовность:
способен управлять своим поведением;
собранный;
сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень
нужного;
умеет выдерживать напряжение в работе;
способен сделать усилие воли;
способен поставить «надо» выше желания «хочу»;
способен слушать и выполнять требования учителя;
исполнительный;
усидчивый;
умеющий настроиться на работу, когда это необходимо;
аккуратен в одежде.
5. Коммуникативная готовность:
не боится вступать в новый коллектив;
не боится обращаться с вопросами к учителю;
понимает мимику учителя;
умеет слышать интонацию учителя;
дорожит отношением к нему учителя;
чувствует дистанцию к взрослым;
ответственный за свои поступки;
воспитанный;
соблюдающий необходимые нормы приличия;
умеет говорить свободно, не стесняясь;
общительный;
эмоционально отзывчивый;
уважающий себя, товарищей, родителей;
умеющий слушать;
добрый, отзывчивый к просьбам товарищей.
6. Хорошее состояние здоровья