ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Оценка 4.9

ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Оценка 4.9
docx
24.11.2024
ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
говорящая среда в ДОУ.docx

Раздел образования: дошкольное образование

 

Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна,

Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №78 г.Стерлитамак, Республика Башкортостан

 

ТЕМА: ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении позволяет ребёнку проявить свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда», предложенная доцентом кафедры дошкольного образования института развития образования Краснодарского края Ю.В. Илюхиной.

Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным документом – ФОП дошкольного образования, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.

Говорящая среда это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка», его интересы, идеи, пожелания, а его предложения и инициативы поддерживаются. Эта технология даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость, а педагогу помогает слышать «голос ребенка» и вместе с ним создавать пространство детской реализации.

Так с кем и о чем разговаривает «говорящая среда»? И как она это делает? Можно представить, что если стены, шкафчики, игрушки могли говорить, то ребенок слышал бы такие фразы:

Ты здесь очень важен! Смотри, вот висит твой рисунок, он подписан твоим именем, мы знаем и любим, как ты выглядишь, нам важно, какое у тебя настроение, и мы бережно относимся к твоим личным вещам.

-        Часто используются фотографии детей, их имена;

-        Экран новостей, где каждый может выставить любую свою новость;


-        Экран «Я пришёл!»;

-        Экран «Моё настроение»;

-        Фотоальбомы с подписями сделанными взрослыми или детьми;

-        Ростомеры с результатами измерений;

-        Личные коробочки для вещей.

Твой труд ценен! Всё, что ты создал сам, это большая ценность, ты сам вправе решить, что с этим делать.

-        Выставки детских работ, обязательно аккуратно и понятно подписанных;

-        Места для демонстрации результатов труда с подписями;

-        Индивидуальные конверты-копилки для детской «документации»;

-        Использование в деятельности игр и пособий, изготовленных детскими руками. Твое мышление многого значит! Смотри, вот висят результаты опроса и голосования, и там учтен твой голос. Твоё мнение и твой выбор учитывается при принятии решения.

-        Правила группы обсуждаются и принимаются всем сообществом;

-        Опросы, голосования демонстрируют ребенку, что его мнение слышат, и оно влияет на коллективное решение;

-        Доски выбора.

Мы гордимся твоими достижениями! Посмотри по сторонам: вот слово, которое ты назвал, или даже сам написал, вот грамота, которую ты принес, и мы радуемся твоим успехам, вот схема проезда до твоего дома, а вот результат твоего прыжка.

-        Записанные со слов детей истории, их ответы, фразы или слова;

-        Спортивные победы;

-        Удачные роли в утренниках (фото).

Не тревожься! Тебе будет все здесь понятно! Ты точно справишься! У нас много подсказок и помощников. Присмотрись к знакам и схемам, а как научишься читать, твои помощники – слова и надписи.

-        Календари;

-        Ленты времени;

-        Подсказки;

-        Условные обозначения, где что лежит;

-        Указатели.

Проще говоря, «говорящая среда» это пространство, которое дети заполняют результатами своей деятельности. А педагоги создают условия, чтобы эти проявлений детской активности были видны, осязаемы, понятны окружающим.


По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации ФОП ДО особой важности приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения так, чтобы оно само побуждало ребёнка к игре, исследованию или творчеству, способствуя его саморазвитию. Например, для создания «говорящего среды» рекомендуется использовать 4 направления:

1.      Зонирование пространства;

2.      Автодидактические центры;

3.      Голос ребенка;

4.      Креативные занятия.

Грамотная организация зон и центров будут служить «механизмом движения» творчества детей, ведь поддержание у детей постоянного творческого поиска важнейшая задача педагога при создании развивающей среды. «Среда должна обеспечить возможность ребёнку развиваться в деятельности», - говорил советский психолог Александр Владимирович Запорожец, это так и есть.

Таким образом, технология «говорящей среды» это современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы

1.    Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

2.    Ю.В. Илюхина «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?».


 

3.   

Раздел образования: дошкольное образование

Раздел образования: дошкольное образование

Экран «Я пришёл!»; -

Экран «Я пришёл!»; -

По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации

По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2024