Раздел образования: дошкольное образование
Авторы: Махмутова Наталья Владиславовна,
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №78 г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
ТЕМА: ГОВОРЯЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду – одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении позволяет ребёнку проявить свои способности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда», предложенная доцентом кафедры дошкольного образования института развития образования Краснодарского края Ю.В. Илюхиной.
Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным документом – ФОП дошкольного образования, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.
Говорящая среда – это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка», его интересы, идеи, пожелания, а его предложения и инициативы поддерживаются. Эта технология даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную значимость, а педагогу помогает слышать «голос ребенка» и вместе с ним создавать пространство детской реализации.
Так с кем и о чем разговаривает «говорящая среда»? И как она это делает? Можно представить, что если стены, шкафчики, игрушки могли говорить, то ребенок слышал бы такие фразы:
Ты здесь очень важен! Смотри, вот висит твой рисунок, он подписан твоим именем, мы знаем и любим, как ты выглядишь, нам важно, какое у тебя настроение, и мы бережно относимся к твоим личным вещам.
- Часто используются фотографии детей, их имена;
- Экран новостей, где каждый может выставить любую свою новость;
- Экран «Я пришёл!»;
- Экран «Моё настроение»;
- Фотоальбомы с подписями сделанными взрослыми или детьми;
- Ростомеры с результатами измерений;
- Личные коробочки для вещей.
Твой труд ценен! Всё, что ты создал сам, это большая ценность, ты сам вправе решить, что с этим делать.
- Выставки детских работ, обязательно аккуратно и понятно подписанных;
- Места для демонстрации результатов труда с подписями;
- Индивидуальные конверты-копилки для детской «документации»;
- Использование в деятельности игр и пособий, изготовленных детскими руками. Твое мышление многого значит! Смотри, вот висят результаты опроса и голосования, и там учтен твой голос. Твоё мнение и твой выбор учитывается при принятии решения.
- Правила группы обсуждаются и принимаются всем сообществом;
- Опросы, голосования демонстрируют ребенку, что его мнение слышат, и оно влияет на коллективное решение;
- Доски выбора.
Мы гордимся твоими достижениями! Посмотри по сторонам: вот слово, которое ты назвал, или даже сам написал, вот грамота, которую ты принес, и мы радуемся твоим успехам, вот схема проезда до твоего дома, а вот результат твоего прыжка.
- Записанные со слов детей истории, их ответы, фразы или слова;
- Спортивные победы;
- Удачные роли в утренниках (фото).
Не тревожься! Тебе будет все здесь понятно! Ты точно справишься! У нас много подсказок и помощников. Присмотрись к знакам и схемам, а как научишься читать, твои помощники – слова и надписи.
- Календари;
- Ленты времени;
- Подсказки;
- Условные обозначения, где что лежит;
- Указатели.
Проще говоря, «говорящая среда» это пространство, которое дети заполняют результатами своей деятельности. А педагоги создают условия, чтобы эти проявлений детской активности были видны, осязаемы, понятны окружающим.
По рекомендациям Ю.В. Илюхиной в условиях реализации ФОП ДО особой важности приобретает умение педагога организовать пространство группового помещения так, чтобы оно само побуждало ребёнка к игре, исследованию или творчеству, способствуя его саморазвитию. Например, для создания «говорящего среды» рекомендуется использовать 4 направления:
1. Зонирование пространства;
2. Автодидактические центры;
3. Голос ребенка;
4. Креативные занятия.
Грамотная организация зон и центров будут служить «механизмом движения» творчества детей, ведь поддержание у детей постоянного творческого поиска — важнейшая задача педагога при создании развивающей среды. «Среда должна обеспечить возможность ребёнку развиваться в деятельности», - говорил советский психолог Александр Владимирович Запорожец, это так и есть.
Таким образом, технология «говорящей среды» – это современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Список литературы
1. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Ю.В. Илюхина «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?».
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.