GПлан-конспект урока по истории России в 6 классе по теме "Повседневная жизнь сельский и городской быт"
Оценка 4.9

GПлан-конспект урока по истории России в 6 классе по теме "Повседневная жизнь сельский и городской быт"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
03.12.2020
GПлан-конспект урока по истории России в 6 классе по теме "Повседневная жизнь сельский и городской быт"
План-конспект урока.docx

План – конспект урока по истории России 6 класс.

Тема: «Повседневная жизнь сельский и городской быт»

 

Цель урока:

 организовать деятельность детей по усвоению основных аспектов жизни всех сословий русского общества на основе овладения учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностями.

Задачи:

Личностные:

- воспитать доброе отношение друг к другу при работе в группе,

- сформировать негативное отношение к вредным привычкам,

формировать адекватную самооценку.

Предметные:

самостоятельно формулировать тему урока, развивать умения ставить цели деятельности и задачи на уроке,

- проводить анализ учебного материала, извлекать информацию, представленную в разной форме,

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

- формулировать конечный результат и подводить итоги деятельности на уроке.

Метапредметные:

- воспитать учащихся в духе патриотизма, уважению к своему Отечеству и народу,

- использовать знания о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни, применять исторические знания для сохранения культурного наследия и памятников культуры своей страны.

УМК: учебник «История России» для 6 класса общеобразовательной школы / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М., Просвещение, 2016 г.

Тип урокаурок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемные, проектные, информационно-коммуникативные.

Способы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Оборудование: доска, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Организационный этап.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, включение учащихся в деятельность.

УУД: личностные, коммуникативные.

- Добрый день! Начать наш урок мне хотелось бы со слов.

 

(Учитель читает стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Учитель:

- С чего мы начинаем традиционный урок истории?

Учащиеся:

 -с проверки домашнего задания…

Проверка ранее изученного материала (фронтальная коллективная работа)

(5 мин.)Блиц опрос по материалу параграфа 10

(Культурное пространство Европы и культура Руси) – за каждый правильны ответ – жетон

- Какое соседнее государство оказывало большое влияние на культуру Руси? (Византия)

- Какой был главный мотив в древнерусском искусстве? (патриотизм, призыв к объединению против иноземных захватчиков)

- Что такое патриотизм? (любовь и преданность родине)

- В каком ремесле использовалась сложная техника зернь и скань? (ювелирное, узор из шариков – зернышек и напаивание тонкой золотой проволоки на изделие)

- В каких городах были возведены величественные храмы? (Полоцк, Чернигов, Новгород, Киев)

- Назовите главный строительный материал Древней Руси (дерево)

- Как назывался собор, возведенный при Ярославе Мудром в Киеве? (Софийский)

- Назовите главных былинных героев Древней Руси (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович)

- Как звали самого первого по времени писателя на Руси? (Иларион «Слово о законе и благодати»)

- Что такое «Повесть временных лет»? (древнейшая дошедшая до нас летопись)

- Чему учили в древнерусских школах детей? (письму, счету, чтению)

- Где чаще всего создавались школы? (при монастырях и церквях)

- Что такое пергамент и для чего его использовали? (специально выделанная телячья кожа, изготавливали книги)

- Что археологи нашли в Новгороде и о чем говорит этот факт? (берестяные грамоты, свидетельство высокого уровня грамотности населения)

- Что такое фреска? (рисунок водяными красками по мокрой штукатурке)

- Из чего изготавливалась мозаика в древности (из цветных камешков или стекла)

- Перечислите основные направления развития культуры Древней Руси (живопись, иконопись, знания о природе, строительство храмов, школы, библиотеки, ювелирные изделия, песни, сказки, поэмы, летописи, былины)

- В каком веке начался культурный подъем в Западной Европе? (12)

- В каких европейских городах были открыты первые университеты? (Болонья, Оксфорд, Лондон, Прага)

Учитель:

- Молодцы! Вы успешно прошли это испытание сегодняшнего урока.

 

2.      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание мотивации к новому учебному действию, организация аналитического мыслительного действия на основе дедуктивных методов.

УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.

Учитель:

- Мы изучаем  история Киевской Руси……

 

-Чтобы понять, чем мы сегодня с вами займемся, что предстоит нам узнать, давайте посмотрим на ряд изображений, представленных на слайдах.

Демонстрация презентации учащимся.

 Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся:

- Запишите тему нашего урока:

 «Повседневная жизнь городской и сельский быт».

- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цель урока: представить общую картину жизни и быта русского человека.

Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий

Продемонстрирую … результаты своей исследовательской,  умения извлекать информацию, представленную в разной форме

Смогу поразмышлять… о жизни и деятельности русского человека в 9-12 веках.

3.      Актуализация знаний

Цель: научить учащихся работе с различными видами информации и умению извлекать необходимую информацию.

Учитель:

У вас на столах находятся листки с заданиями. Сейчас вы изучите инструкцию и приступите к их выполнению. На выполнение 10-15 минут.

После этого группы по очереди представляют результаты своей работы (10 минут)

 

Задание первой группе

Жизнь земледельцев

1.      Изучите содержание материала параграфа на стр. 93-94

2.      Начертите на листе схему основных занятий земледельцев

3.      Расскажите, каким трудом занимались дети

4.      Расскажите, что из себя представляло жилье земледельцев. Как вы поняли выражение «печь топилась по – черному»?

5.      Из дополнительного материала. Какие предметы быта делали жизнь земледельцев более комфортной?

 

Дополнительный материал для первой группы

Крестьянину было трудно делать что-либо без полноценной большой семьи. Например, без дружной семьи практически невозможно было иметь полноценное хозяйство.

Глава семьи отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи. В крестьянских семьях люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью — здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времен года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Из дерева делали все - и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребенка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжелую, в праздник.

Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху.

 

Задание второй группе

Жизнь горожан

1.      Изучите материал параграфа на стр. 94-95

2.      Начертите схему организации городской торговли (укажите, с кем торговали, что покупали)

3.      Расскажите, чем занимались горожане, были ли они грамотными людьми

4.      Ответьте на вопрос: почему города считались центрами культуры?

Дополнительный материал для второй группы

Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Но их было значительно меньше, чем деревенских жителей.

В городах князья со своими помощниками правили суд, принимали иностранных послов. Одним из наиболее распространенных видов ремесел было кузнечное дело. Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских - кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.

На торговых площадях шла продажа гончарных и кузнечных изделий, ювелирных украшений, изделий из кости и дерева.

 

Задание третьей группе

Жизнь князей и бояр

1.      Изучите материал параграфа на стр. 95-96

2.      Составьте список особенностей одежды знатных людей на отдельном листке (можно схемой, можно тезисами)

3.      Как проходило воспитание княжеских и боярских детей? В чем смысл обряда посажения на коня? (см. дополнительный материал)

4.      Чем угощали знатных гостей во время пира?

 

Дополнительный материал для третьей группы

Во времена Киевской Руси бояре должны были служить в княжеском войске. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю. Бояре служили наместниками в городах и сельских волостях и получали за это «корм» — часть собираемых с поселян налогов. Но им не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем писцы и даньщики.

Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные.

Большая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущество, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала частью собственности, полученной ею в приданое. Большую роль при заключении брака играли родители жениха и невесты, которые имели право заставить своих детей вступить в брак. Закон предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или же убийство.

Среди русских князей существовал обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами и стать воином, защитником своего города. В этом же возрасте молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

 

 

(10 мин.) После основной работы группы (пары) коротко представляют результаты своей творческо - поисковой деятельности.

Самые активные получают жетоны, по их заработанному количеству выставляются оценки в журнал

Рефлексия

(2 мин.)

- Итак, урок заканчивается. Как вы можете оценить сегодня свою работу? насколько она была для вас полезной?

- Что вам на уроке понравилось, что показалось трудным?

- Смогли ли сегодня вы сформировать представление о повседневной жизни населения Руси 9-11 веков?

- Закончить урок хочу словами известного советского педагога Амонашвили Шалва Александровича:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - твори добро.

- Спасибо за работу!



Домашнее задание

На основе 11 параграфа и полученной на уроке информации заполните пропуски в предложенных текстах из рабочих пакетов, новые слова (Глоссарий) вклеить в тетрадь и выучить

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Один день из жизни простого горожанина

Есть у меня небольшая  гончарная мастерская,  делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах  у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают,  живут в домах попроще ______________________________.

Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.

Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________.   А  уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.

 

 

Приложение 2



Один день из жизни боярина

День свой я начинаю с того, что обхожу свой  дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей  завтракаем  _______________________________________________. После  завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.

Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________.  Ну, а завтра  у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.

 

 

 

 

 

Приложение 3



 

Один день из жизни крестьянина

Утром вставать надо очень рано.  Зимой, как и летом,  дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.

Жена с дочерями останется  дома. Утром оденут _____________________

_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.

Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________.  Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.



Глоссарий урока (новые слова, понятия)

 

Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь людей.

 

Нравы — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы

 

Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»), чаще всего жилище бояр и князей.

 

Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.

 

Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.

 

Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

 

Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

 

Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов

 

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.

 

Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.

 

Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.

Терем – высокое здание – башня.

 

Зипун – застегивающийся встык кафтан без воротника с длинными узкими рукавами.

 

Онучи – куски ткани до 2 метров, которыми оборачивались ноги, сверху надевались лапти.


 

План – конспект урока по истории

План – конспект урока по истории

Блиц опрос по материалу параграфа 10 (Культурное пространство

Блиц опрос по материалу параграфа 10 (Культурное пространство

Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий

Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий

Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать

Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать

Итак, урок заканчивается. Как вы можете оценить сегодня свою работу? насколько она была для вас полезной? -

Итак, урок заканчивается. Как вы можете оценить сегодня свою работу? насколько она была для вас полезной? -

Приложение 3 Один день из жизни крестьянина

Приложение 3 Один день из жизни крестьянина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2020