План – конспект урока по истории России 6 класс.
Тема: «Повседневная жизнь сельский и городской быт»
Цель урока:
организовать деятельность детей по усвоению основных аспектов жизни всех сословий русского общества на основе овладения учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностями.
Задачи:
Личностные:
- воспитать доброе отношение друг к другу при работе в группе,
- сформировать негативное отношение к вредным привычкам,
- формировать адекватную самооценку.
Предметные:
- самостоятельно формулировать тему урока, развивать умения ставить цели деятельности и задачи на уроке,
- проводить анализ учебного материала, извлекать информацию, представленную в разной форме,
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- формулировать конечный результат и подводить итоги деятельности на уроке.
Метапредметные:
- воспитать учащихся в духе патриотизма, уважению к своему Отечеству и народу,
- использовать знания о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни, применять исторические знания для сохранения культурного наследия и памятников культуры своей страны.
УМК: учебник «История России» для 6 класса общеобразовательной школы / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М., Просвещение, 2016 г.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемные, проектные, информационно-коммуникативные.
Способы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Оборудование: доска, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.
Ход урока
Организационный этап.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, включение учащихся в деятельность.
УУД: личностные, коммуникативные.
- Добрый день! Начать наш урок мне хотелось бы со слов.
(Учитель читает стихотворение)
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Учитель:
- С чего мы начинаем традиционный урок истории?
Учащиеся:
-с проверки домашнего задания…
Проверка ранее изученного материала (фронтальная коллективная работа)
(5 мин.)Блиц опрос по материалу параграфа 10
(Культурное пространство Европы и культура Руси) – за каждый правильны ответ – жетон
- Какое соседнее государство оказывало большое влияние на культуру Руси? (Византия)
- Какой был главный мотив в древнерусском искусстве? (патриотизм, призыв к объединению против иноземных захватчиков)
- Что такое патриотизм? (любовь и преданность родине)
- В каком ремесле использовалась сложная техника зернь и скань? (ювелирное, узор из шариков – зернышек и напаивание тонкой золотой проволоки на изделие)
- В каких городах были возведены величественные храмы? (Полоцк, Чернигов, Новгород, Киев)
- Назовите главный строительный материал Древней Руси (дерево)
- Как назывался собор, возведенный при Ярославе Мудром в Киеве? (Софийский)
- Назовите главных былинных героев Древней Руси (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович)
- Как звали самого первого по времени писателя на Руси? (Иларион «Слово о законе и благодати»)
- Что такое «Повесть временных лет»? (древнейшая дошедшая до нас летопись)
- Чему учили в древнерусских школах детей? (письму, счету, чтению)
- Где чаще всего создавались школы? (при монастырях и церквях)
- Что такое пергамент и для чего его использовали? (специально выделанная телячья кожа, изготавливали книги)
- Что археологи нашли в Новгороде и о чем говорит этот факт? (берестяные грамоты, свидетельство высокого уровня грамотности населения)
- Что такое фреска? (рисунок водяными красками по мокрой штукатурке)
- Из чего изготавливалась мозаика в древности (из цветных камешков или стекла)
- Перечислите основные направления развития культуры Древней Руси (живопись, иконопись, знания о природе, строительство храмов, школы, библиотеки, ювелирные изделия, песни, сказки, поэмы, летописи, былины)
- В каком веке начался культурный подъем в Западной Европе? (12)
- В каких европейских городах были открыты первые университеты? (Болонья, Оксфорд, Лондон, Прага)
Учитель:
- Молодцы! Вы успешно прошли это испытание сегодняшнего урока.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: создание мотивации к новому учебному действию, организация аналитического мыслительного действия на основе дедуктивных методов.
УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.
Учитель:
- Мы изучаем история Киевской Руси……
-Чтобы понять, чем мы сегодня с вами займемся, что предстоит нам узнать, давайте посмотрим на ряд изображений, представленных на слайдах.
Демонстрация презентации учащимся.
Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учащиеся:
- Запишите тему нашего урока:
«Повседневная жизнь городской и сельский быт».
- А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.
Цель урока: представить общую картину жизни и быта русского человека.
Буду знать … особенности и специфику жизни русского человека разных сословий
Продемонстрирую … результаты своей исследовательской, умения извлекать информацию, представленную в разной форме
Смогу поразмышлять… о жизни и деятельности русского человека в 9-12 веках.
3. Актуализация знаний
Цель: научить учащихся работе с различными видами информации и умению извлекать необходимую информацию.
Учитель:
У вас на столах находятся листки с заданиями. Сейчас вы изучите инструкцию и приступите к их выполнению. На выполнение 10-15 минут.
После этого группы по очереди представляют результаты своей работы (10 минут)
Задание первой группе
Жизнь земледельцев
1. Изучите содержание материала параграфа на стр. 93-94
2. Начертите на листе схему основных занятий земледельцев
3. Расскажите, каким трудом занимались дети
4. Расскажите, что из себя представляло жилье земледельцев. Как вы поняли выражение «печь топилась по – черному»?
5. Из дополнительного материала. Какие предметы быта делали жизнь земледельцев более комфортной?
Дополнительный материал для первой группы
Крестьянину было трудно делать что-либо без полноценной большой семьи. Например, без дружной семьи практически невозможно было иметь полноценное хозяйство.
Глава семьи отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи. В крестьянских семьях люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки.
Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью — здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времен года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.
Из дерева делали все - и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребенка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжелую, в праздник.
Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху.
Задание второй группе
Жизнь горожан
1. Изучите материал параграфа на стр. 94-95
2. Начертите схему организации городской торговли (укажите, с кем торговали, что покупали)
3. Расскажите, чем занимались горожане, были ли они грамотными людьми
4. Ответьте на вопрос: почему города считались центрами культуры?
Дополнительный материал для второй группы
Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Но их было значительно меньше, чем деревенских жителей.
В городах князья со своими помощниками правили суд, принимали иностранных послов. Одним из наиболее распространенных видов ремесел было кузнечное дело. Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских - кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.
На торговых площадях шла продажа гончарных и кузнечных изделий, ювелирных украшений, изделий из кости и дерева.
Задание третьей группе
Жизнь князей и бояр
1. Изучите материал параграфа на стр. 95-96
2. Составьте список особенностей одежды знатных людей на отдельном листке (можно схемой, можно тезисами)
3. Как проходило воспитание княжеских и боярских детей? В чем смысл обряда посажения на коня? (см. дополнительный материал)
4. Чем угощали знатных гостей во время пира?
Дополнительный материал для третьей группы
Во времена Киевской Руси бояре должны были служить в княжеском войске. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю. Бояре служили наместниками в городах и сельских волостях и получали за это «корм» — часть собираемых с поселян налогов. Но им не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем писцы и даньщики.
Князь с боярами и дружиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные.
Большая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущество, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала частью собственности, полученной ею в приданое. Большую роль при заключении брака играли родители жениха и невесты, которые имели право заставить своих детей вступить в брак. Закон предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или же убийство.
Среди русских князей существовал обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами и стать воином, защитником своего города. В этом же возрасте молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
(10 мин.) После основной работы группы (пары) коротко представляют результаты своей творческо - поисковой деятельности.
Самые активные получают жетоны, по их заработанному количеству выставляются оценки в журнал
Рефлексия
(2 мин.)
- Итак, урок заканчивается. Как вы можете оценить сегодня свою работу? насколько она была для вас полезной?
- Что вам на уроке понравилось, что показалось трудным?
- Смогли ли сегодня вы сформировать представление о повседневной жизни населения Руси 9-11 веков?
- Закончить урок хочу словами известного советского педагога Амонашвили Шалва Александровича:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - твори добро.
- Спасибо за работу!
Домашнее задание
На основе 11 параграфа и полученной на уроке информации заполните пропуски в предложенных текстах из рабочих пакетов, новые слова (Глоссарий) вклеить в тетрадь и выучить
Приложение 1
Один день из жизни простого горожанина
Есть у меня небольшая гончарная мастерская, делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают, живут в домах попроще ______________________________.
Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.
Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________. А уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.
Приложение 2
Один день из жизни боярина
День свой я начинаю с того, что обхожу свой дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей завтракаем _______________________________________________. После завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.
Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________. Ну, а завтра у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.
Приложение 3
Один день из жизни крестьянина
Утром вставать надо очень рано. Зимой, как и летом, дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.
Жена с дочерями останется дома. Утром оденут _____________________
_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.
Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________. Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.
Глоссарий урока (новые слова, понятия)
Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь людей.
Нравы — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение для той или иной социальной группы
Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»), чаще всего жилище бояр и князей.
Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.
Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.
Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.
Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.
Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.
Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.
Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.
Терем – высокое здание – башня.
Зипун – застегивающийся встык кафтан без воротника с длинными узкими рукавами.
Онучи – куски ткани до 2 метров, которыми оборачивались ноги, сверху надевались лапти.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.